Вы здесь

Тайное учение Иисуса Христа. «Нагорная проповедь». Евангелие от Матфея Глава 5 (Алексей Козионов)

Евангелие от Матфея Глава 5

1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

За Иисусом шла толпа людей, требовавших исцеления от различных немощей и болезней. Почему можно сделать такой вывод? Ответ очевиден. Он содержится в завершающих фразах предыдущей, то есть четвертой главы Евангелия от Матфея:

24 И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.

25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима и Иудеи и из-за Иордана.

Эти фразы рисуют в воображении образ огромного количества больных и страждущих людей, которые толпой шли за Иисусом в надежде получить от него чудесное исцеление. Он же «увидев народ» пошел прочь, подальше от толпы и «взошел на гору», чтобы там уединиться и провести урок со своими учениками. В тишине гор Иисус решил объяснить своим последователям тонкости духовного учения. Именно поэтому Матфей акцентирует внимание на очевидном факте, что рядом с Христом не было народа, а находились лишь ученики «и, когда сел, приступили к Нему ученики Его».

2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

В этом предложении утверждается, что Иисус Христос – это прежде всего духовный Учитель и, что у Иисуса была духовная школа и были свои ученики. И поэтому в Евангелии записано – «Он …учил их».

3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Думается, начиналось все так. Присев на камень, Иисус обратился к ученикам с привычной фразой: «Какие у вас есть вопросы?». Один из них спросил: «Учитель, а кто из людей может войти в Царство Небесное?». Иисус задумался. Затем неторопливо ответил: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Этот ответ был настолько неожиданным, что смутил учеников.

Прежде чем исследовать речение Христа слегка изменим его написание, но при этом сохраним вложенный в него смысл. В этом случае фраза «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» примет форму, которая соответствует современной речи: «Нищие духом имеют Царство Небесное только в случае, когда они блаженны». Преобразованная фраза указывает на особое условие обладания Царством Небесным. Этим условием является состояние блаженства, в котором должны пребывать нищие духом люди.

Рассмотрим первое слово этого высказывания. В русском языке слово «блаженный» означает человека, который в высшей степени счастлив, свят и пребывает в радостном неведении по отношению к озлобленности других людей. Кроме того, старославянский глагол «блажети», от которого и происходит слово «блаженный», включает в себя следующие значения: восхвалять, славить Богов, почитать кого-либо и при этом не бояться выглядеть глупым и юродивым, не различающим в отношении себя оскорблений и издевательств со стороны других людей. По своему диалектическому значению глагол «блажети» (радостно прославлять) представляет собой некую противоположность глагола «молить» (страдать и просить о помощи). Следовательно, обобщенный смысл, относящийся к понятию «блаженные», можно выразить так:

– во-первых, это те люди, которые способны видеть хорошее там, где другие видят плохое;

– во-вторых, эти люди не молятся Богу, а в благодарности прославляют Его;

– в-третьих, эти люди не испытывают нужду; они пребывают в удовольствии и беспричинной радости от непосредственного восприятия духовного мира;

– в-четвертых, это те, кто идут дорогой высшей святости, но внешне выглядят глупыми и странными людьми.

Рассмотрим словосочетание «нищие духом». Данную грамматическую конструкцию следует воспринимать как целостную структуру, несмотря на то, что она состоит из столь разных слов. Это непривычное словосочетание указывает не на материальную нищету и бедность людей, а на особое психологическое состояние, которое возникает в тот момент, когда человек глубоко озадачен вопросом, на который не может ответить. В соответствии с современной терминологией «нищету духа» следует понимать как особое психическое состояние «оскудения и нищеты разума», воспринимаемое на чувственном уровне как нечто неопределенное, плохое и темное.

Это состояние существенным образом зависит от моральной самооценки. С позиции общественной морали «хороший человек» должен быть всегда умным и практичным, то есть таким, который в любых обстоятельствах знает, что сказать и, соответственно, понимает, что и как ему делать. Его противоположность видна в так называемом «плохом человеке», который имеет в себе другой набор качеств. Общество предосудительно относится к странному поведению блаженных людей. На них смотрят как на глупцов или как на юродивых, ибо они абсолютно не практичны. Они не знают ответов на жизненные вопросы и не способны совершать правильные поступки. Мораль говорит, что нельзя находиться в «состоянии дурака», ибо это очень плохо. Людям следует быть хорошими, им нужно всегда оставаться умными и практичными, а главное всеми силами стараться избегать глупого поведения!

В своем первом речении Иисус утверждает важнейшее положение о том, что только радостное прославление Бога в состоянии глубочайшего незнания открывает человеку доступ в Царство Небесное. Следовательно, этой фразой Христос утверждает неизвестную для учеников истину: войти в Царство Небесное сможет только блаженный человек, только тот, кто не боится выглядеть глупым и смиренным, кто во тьме «нищеты духа» способен искать, терпеливо ждать и находить свет познания, кто благодаря этому свету может трансформировать грех в святость. Христос сказал, что врата этого Царства могут открыться людям только в состоянии блаженства, то есть в радостном состоянии контролируемой глупости. Исходя из этого можно утверждать, что «блаженство нищих духом» выражает собой таинство веры в могущество потустороннего Божественного мира и представляет собой особое радостное состояние предчувствия, когда человек точно знает, что он находится в ожидании и знает о том, чего именно он ждет.

Уникальность первой заповеди раскрывается в ее непреходящей ценности, в том, что она не только формирует фундамент построения «Нагорной проповеди», но и полностью определяет внутреннюю логику и смысловую направленность всего дальнейшего повествования.

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Кто-то вновь решился задать Иисусу вопрос: «Учитель, как же нам пребывать в блаженстве, когда вокруг нас только скорбь и плач?». На второй вопрос Иисус ответил еще более парадоксальным образом: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Ученики почувствовали, что эта фраза несет в себе такое же противоречие, как и предыдущее высказывание. Ведь они прекрасно знали, что, во-первых, люди плачут лишь от страданий, а, во-вторых, в моменты переживаний никто из людей не может быть счастлив. Эти очевидные истины превращали краткое речение Христа в довольно-таки странное высказывание.

Прежде чем исследовать второе речение, слегка видоизменим его запись. В этом случае фраза: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» примет форму, соответствующую современной речи: «Плачущие люди утешатся только, если они блаженны». Преобразованная фраза говорит об условии достижения утешения. Этим условием является состояние блаженства, в котором должны пребывать плачущие люди.

Итак, в первой части своего речения Иисус утверждает, что плачущие могут быть «блаженны». То есть они способны осознавать неважность событий, которые вызвали их безутешное горе, ибо они могут видеть духовный свет во мраке тьмы и радоваться этому свету. Другими словами, для человека, чувствующего реальность запредельного духовного мира, все страдания и невзгоды нашей материальной жизни представляются совершенно незначимыми и даже глупыми.

Вторая часть речения – «ибо они утешатся» по своему смыслу соответствует первой части высказывания. Дело в том, что привычное для слуха выражение «они утешатся» не имеет никакого отношения к успокоению плачущего человека. Ибо глагол «утешать» происходит от старославянского слова «утеха», а потому выражает собой действие, направленное на то, чтобы радовать, веселить, забавлять и потешать человека, но никак не успокаивать. Следовательно, без потери исходного смысла можно двумя разными способами перефразировать второе речение: «Блаженны плачущие, ибо они могут позволить себе веселиться и радоваться», или: «Плачущие люди смогут забавляться и радоваться, только если они будут блаженны». Такое видение придает высказыванию более игривый, веселый и яркий оттенок. Внимательный читатель может заметить, что скрытый в речении смысл довольно сильно отличается от того образа страдания и горя, который ему традиционно приписывается толкователями «Нового Завета».

Во втором высказывании Иисус сохранил логику первого речения о «блаженстве нищих духом». Смысл его высказывания говорит о том, что прикосновение к запредельности Божественного мира автоматически вызывает в душе человека искреннюю радость. При этом все страдания от восприятия негатива начинают растворяться и постепенно уходят на второй план. Именно эта особенность духовного действия определяет глубинную мотивацию искреннего покаяния! Благодаря таинству признания негативных эмоций человек в плохом может открыть для себя хорошее, во тьме обнаружить свет и душой своей испытать радость от того, что «свет во тьме светит и тьма не объяла его». Без этой удивительной способности плачущему человеку никогда не достичь истинного утешения!

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Следует вопрос испуганных учеников: «Если мы все станем блаженными, то люди будут считать нас беззащитными и кроткими овцами. Как же тогда нам жить на земле?». Новый ответ Иисуса еще в большей степени потряс учеников, поскольку он совершенно не вписывался в рамки привычных социальных взглядов: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

Вначале определим в речении смыслы используемых слов. «Блаженный» – это человек, не замечающий плохого и радостно-славящий Бога. «Кроткий» имеет следующие значения: безгневный, незлобиво-покорный, смирный, безобидный, безответный, безропотный. «Наследовать» значит получать имущество в дар после смерти близкого человека.

Следует сказать, что сегодня гражданам нашей страны известны основные принципы наследственного права, но при этом многие люди даже не догадываются о истории его возникновения. Исторически сложилось так, что Римское право легло в основу принятых в России, в США и странах Западной Европы законов о наследовании. Современный закон говорит о том, что правом наследовать землю и другое имущество обладают близкие родственники, причем в зависимости от очередности их родства с умершим человеком. Примечательным является то, что современная процедура наследования не совпадает с той процедурой наследования, которая в древности применялась на территории Иудеи. В соответствии с иудейским законом после смерти человека его дети и родственники могли получить в наследство любое его имущество, кроме земли. По закону вся земля в Иудее принадлежала исключительно Богу. Священники храма выдавали ее согражданам в долгосрочную аренду, которая по истечению 49 лет продлевалась. Поэтому, прямое наследование земли для иудеев было совершенно невозможным действием, ибо по определению наследником земли мог являться только «ближайший родственник» Бога. Именно эта религиозная проблема наследования земли вызвала в сознании учеников неразрешимое противоречие.

Вернемся к речению Христа. В высказывании Иисус продолжил свою мысль о блаженстве, но при этом выделил новую психологическую грань духовной практики. Фактически он сказал, что тот человек, который перестанет горевать и обижаться на свое плачевное состояние, и в кротости блаженства души ощутит важность и значимость духовного мира, тот автоматически сонастроит свой разум с Разумом Отца. Благодаря такому удивительному духовному действию этот человек сможет приобщиться к Божественному миру и станет подобен Сынам Царства Небесного, а через это обретет право наследовать землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Кто-то из учеников воскликнул: «Учитель, но это же неправда, мы не можем наследовать землю, так как вся земля принадлежит Господу!». Но Иисус, словно не замечая возникшего возмущения, вдруг говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». После его слов возникло длительное молчание. До учеников постепенно стала доходить мысль, что ответы Иисуса отнюдь не случайны, а выстроены в некую логическую линию, которая идет от первого речения о «нищих духом».

В данном случае менять внешний вид четвертого речения Христа не обязательно. Так как фраза «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» превращается в близкую по смыслу фразу: «Алчущие и жаждущие правды насытятся, если они будут блаженны». Из речения ясно, что условием получения правды, как и во всех предыдущих случаях, выступает состояние блаженства.

В смысловом контексте нового высказывания Иисус объяснил ученикам природу психологических ощущений, которые рождаются у человека, когда его разум находится в горестном состоянии незнания. На первом этапе мучительной духовной жажды «нищета духа» от незнания истины воспринимается как особое состояние сознания, в котором разум начинает искать ответ на неразрешимый для него вопрос. Если при этом человек начнет радоваться от предчувствия будущей встречи с таинственным духовным миром, то радость позволит ему ощутить блаженство контролируемой глупости. Восхваляя Бога, такой человек сможет противостоять жгучему желанию, которое в данный момент он не в силах исполнить.

Наступление второго этапа характеризуется тем, что истина прорывается во внутренний мир человека потоком чистого света. Из области Высшего Духа приходит необычное знание, которое превращается в сознании человека в долгожданный ответ на поставленный им ранее вопрос. В эту же минуту жажда разума исчезает! Неутолимая алчность духа сменяется чувством насыщения и глубоким психологическим удовлетворением от постижения истины. От такого удивительного ощущения душа наполняется восхитительным чувством неземной радости и духовного умиротворения.

7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Следует новый вопрос: «Учитель, что нам нужно делать, чтобы стать блаженными?» Иисус задумался, а затем ответил загадочным образом: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Ученики в недоумении. Им буквально на мгновение показалось, что они почти уже уловили отблеск духовного понимания, но в тот момент когда заговорил Учитель, это чувство бесследно исчезло…

Ученики растерялись, поскольку не могли представить себе, что значит духовное выражение «миловать кого-то», то есть прощать. Им было хорошо знакомо только понятие «быть помилованным кем-то». Иисус с грустью смотрел на своих последователей и по выражению глаз видел, что психологические принципы учения Царства Небесного воспринимаются ими как крайне сложные, запутанные и непонятные.

Что же произошло на самом деле? В своем новом высказывании Иисус объяснил суть достижения блаженства. Диалектический смысл речения состоял в том, что без прощения других людей овладеть этим состоянием будет совершенно невозможно! Блаженство позволяет славить и хвалить Бога, но зародиться оно может лишь у милостивого человека, то есть у того, кто сам способен прощать других людей. Иисус уточняет, что в этом необычном состоянии Отец начинает чувствовать и понимать человека, а потому дает ему для жизни все то, в чем человек нуждается. В этом необычном действии Любви проявляется прощение Отца, то есть Его милость в отношении человека.

Конец ознакомительного фрагмента.