Вы здесь

Тайное знание. Секреты западной эзотерической традиции. Глава 2 Молчаливое свидетельство неолитической духовности (Тим Уоллес-Мерфи, 2012)

Глава 2 Молчаливое свидетельство неолитической духовности

Для мудреца обширной поднебесной

Любое место – верный порт и гавань13.

Священные места людей каменного века в высшей степени таинственны. Вне зависимости от местонахождения и размеров все они наполнены мистической силой, которая привлекает паломников и тысячи туристов, внушая им благоговейный страх. И не только размеры сооружений, воздвигнутых там, поражают людей XX века. Некое призрачное ощущение, не поддающееся определению, находящееся вне понимания современного человека, будоражит воображение, озадачивая, притягивая и, очевидно, удовлетворяя некую внутреннюю потребность. Может, сказывается магическая сила священного места? Неповторимую атмосферу места древние римляне называли genius loci – душа места, или гений места.

Дело принимает еще более загадочный оборот, когда мы понимаем, что люди, не оставившие письменных свидетельств, построили разнообразные сооружения, относящиеся к периоду мегалита, рассеяв их по всему миру. Их притягательная сила частично обусловлена размерами камней, используемых при строительстве сооружений, и тем, что у нас нет ясного представления, как и для чего многие из них были построены. Некоторые, такие как длинные холмы и дольмены, почти наверняка были местами для погребения, но точное назначение большинства мегалитов все еще не поддается пониманию современного человека. Расположение этих ритуальных памятников представляет еще большую загадку. Место для их сооружения выбрано не случайно, а с помощью расчетов – они установлены в местах силы Земли. Платон, греческий философ и посвященный, считал, что народы античного мира были простыми людьми, принимавшими вещи такими, какие есть. Если у данного места была особая притягательность, если оно оказывало магическое воздействие или обладало целительной силой, они использовали его. Что наши предки обнаружили сначала – места силы или магические места? Это нам не суждено узнать. Но что не вызывает сомнений, так это то, что друиды обладали необыкновенной способностью находить священные места на Земле.

В начале 1920-х годов археолог-любитель Альфред Уоткинс вновь обнаружил существование необычных линий энергии, или линий силы, и показал, что человек еще способен их находить14. На протяжении столетий была известна способность предсказывать источники воды, и считалось, что это «Богом данная» способность. Теперь была обнаружена «новая» способность предсказывать, или лозоискательство, дающая возможность найти местоположение сложной сети линий силы, соединяющих особые древние места. Они соединяют места длинных холмов, дольменов, хен-джей, лечебных источников, священных пещер и многих древних церквей. Реальные, поддающиеся обнаружению линии соединяют все эти места с удивительной, однако предсказуемой точностью. На Востоке эти энергетические линии, ци, были известны и видимы китайскими специалистами по фэн-шуй на протяжении тысячелетий, но в западном мире способность обнаружить и использовать эти линии была утрачена на многие столетия.

Еще одна загадка связана с необъяснимой и поистине удивительной точностью, с какой многие памятники мегалита нацелены на планетарные тела и звезды. Это не единичное явление – многие неолитические храмы ориентированы таким образом, чтобы получать свет и энергию от небесных тел. Самый известный пример – Стонхендж, но одно из захватывающих дух открытий было сделано в Нью-Грендже, в Ирландии. Это неолитическое культовое сооружение, датируемое 3200 годом до н. э. Оно построено раньше Стонхенджа и Эйвбери и на несколько столетий старше пирамид Гизы. В 1963 году во время работ, проводимых археологической экспедицией, прямо над входом было обнаружено прямоугольное отверстие – прорезь над входными монолитами. В день зимнего солнцестояния первые лучи утреннего солнца проникают в шахту и постепенно добираются до самого конца погребальной камеры. Как удалось человеку в 3200 году до н. э. построить огромное сооружение, выверенное с такой удивительной точностью? Эти так называемые «примитивные» люди должны были обладать поразительными познаниями в астрономии15. Исследование древних египетских сооружений доказывает, что эти знания развивались в эпоху древних цивилизаций16. Точность и мастерство не единственные сенсационные открытия, которые мы делаем, изучая неолитические места и артефакты. Во время археологических раскопок обнаруживаются потрясающие доказательства силы духовных возможностей и ее влияния на поведение человека, находятся доказательства, полностью противоречащие широко распространенному мнению о чрезвычайно воинственной природе человеческого рода.

В 1961 году в Чатал-Хююке в Анатолии было обнаружено поселение, существовавшее с середины VII до середины VI века до н. э. В ходе раскопок были найдены свидетельства, которые расширили представление о людях, живших в период неолита. Великолепные стенные росписи, предметы обихода, украшения, ткани дают представление о деятельности человека того периода и о его религиозных верованиях. В Чатал-Хююке были найдены древнейшие из когда-либо найденных образцы тканей. Найденные при раскопках кости показывают, что животные еще не были одомашнены. Жители занимались земледелием и охотой. Находки, обнаруженные в ходе раскопок, позволили пролить свет на поведение людей, живших в то время и даже раньше.

В пустоте не бывает эволюционного развития. Каждый шаг вперед связан с привычками и поступками, предшествовавшими этому шагу. Внимательно изучив находки из Чатал-Хююка, мы, к своему немалому удивлению, обнаружили, что война не являлась неотъемлемой частью человеческой натуры и не была неизбежной принадлежностью городской жизни. В результате раскопок это поселение вернули в 7-е тысячелетие до н. э., и, как ни удивительно, не найдено ни одного доказательства, что за восемьсот лет, на протяжении которых в нем жили люди, там происходили какие-нибудь военные действия; ни единого признака разграбления или разгрома; ни одного скелета с признаками насильственной смерти. Это потрясающее открытие не удивило ученых, мнение которых до этого открытия оставляли без внимания. Известная писательница Шарлин Спретнак трогательно говорит о культуре, обнаруженной археологами в подобных поселениях Старой Европы: «…изысканные художественные и религиозные символы, отражающие уважение к Матери-Земле, изображения растений и животных; одинаковые могилы; и никаких фортификационных сооружений и свидетельств войны до вторжения варварских племен, которые мы теперь называем индоевропейскими племенами из евразийских степей»17.


Якоб Броновски дал простое объяснение причинам возникновения войн: «Война, подготовленная война, не является врожденным качеством человека. Это просто хорошо спланированная, совместная форма воровства». Однако большинство людей XXI века, изучающих современный и исторический опыт, уверены, что война – неотъемлемая часть человеческой натуры. Теперь это мнение неприемлемо по той простой причине, что нет убедительных доказательств, указывающих на меж-групповые вооруженные конфликты или акты массового насилия до 10 ООО года до н. э. Первое письменное свидетельство о войне относится к 3200 году до н. э., к войне между Нижним и Верхним Египтом. Эта война, подобно многим другим последующим войнам, была связана с захватом земель. В сообществах охотников-собирателей, сохранившихся до нашего времени, агрессивное поведение демонстрируется в ходе ритуального действия и редко приводит к серьезным травмам. Это так называемые цивилизованные люди, а вовсе не примитивные придумали и развязали войну, делая ее все совершеннее в техническом отношении, постепенно приближаясь в своих безнравственных разрушительных действиях к тому моменту, когда будет уничтожена вся планета и все формы жизни навсегда исчезнут в ядерном холокосте.

Являются ли свидетельства из Чатал-Хююка единственным основанием для того, чтобы сделать вывод о важности духовных проблем для наших предков из каменного века? Мы уже упоминали погребальные ритуалы, наскальную живопись и фигурки, обнаруженные в других местах. Во многих мифах рассказывается о «божественном» происхождении земледелия и ремесел. Джозеф Кэмпбелл подробно изучал мифы североамериканских индейцев и полинезийцев, в которых ясно говорится, что знания о земледелии – Божий дар18. Хотя нет никаких доказательств существования культурных связей между этими народами, поражает редкое единодушие, прослеживаемое в их мифах. Это находится в соответствии с традициями всех древних народов, которые неизменно говорят о «божественном происхождении» их ремесел. В Персии бог солнца, Ахурамазда, научил Заратустру земледелию; Осирис научил египтян выращивать зерно; Дионис странствовал по свету и учил людей выращивать виноградную лозу; на горе Синай Моисей получил от Иеговы таблички с заповедями; бог солнца Шамаш лично вручил законы царю Хаммурапи; Нума Помпилий получил религиозные и гражданские законы от богини Эгерии19.

Во всех древних цивилизациях группа посвященных охраняла и интерпретировала священные и магические знания к выгоде сообщества, племени или народа. Эти правители, жрецы и цари, составлявшие элитную группу, были посвященными членами «меньшинства» и действовали как распорядители богов. Они, по мнению многих, были духовными наследниками шаманов, знахарей и своих предков охотников-собирателей. Знание, или гносис – gnosis, которое они охраняли, хранили и приумножали, было подлинной основой священных текстов и ритуалов государственной религии и оказывало влияние на образ жизни всего народа. Это относится как к цивилизации Древнего Египта, которая, как теперь известно, является источником большой части западных эзотерических знаний, так и к цивилизациям Китая, Месопотамии и майя. В каждом случае это знание уходит корнями глубоко в таинственную эпоху предыстории цивилизации. Можно только догадываться об истинных древнейших источниках и эволюционном развитии, поскольку к тому времени, когда цивилизации оказались на пороге грамотности, само знание углубилось и усложнилось настолько, что оказалось вне нашего современного понимания. Однако в силу самонадеянности мы отважились описать людей, которые впервые использовали это знание как «примитивное».