Глава 1 Из милости? Доисторический человек и рассвет цивилизации
Большинство цивилизаций развивалось следующим образом – из кочевых групп, эгалитарных, объединенных общими ресурсами и страхом перед природой, через племя, к оседлой земледельческой общине, а затем к городу, первоначально на основе религии. По мере увеличения численности развивается бюрократия, а из нее светская элита. Иерархии власти и богатства сначала вызывают желание защищать власть и богатство, а затем получать еще больше с помощью силы. Каждое увеличение численности приводит к новому строю – с возможностями для мира и войны. Поскольку мы переходим из промышленного в информационный век, мы стремимся к мировому порядку, но если мы не управляем нашими технологиями, то существует риск глобального разрушения1.
Ничто не появляется из ничего. Культура, религия, цивилизация – все имеет корни в прошлом, и ничего не стоит исследование, игнорирующее эту вездесущую реальность. Следовательно, чтобы достичь истинного понимания природы эзотерических знаний и узнать, почему эти знания должны оставаться тайными в условиях Европы, как и их долгосрочное воздействие, нам следует начать с глубокой древности. Тогда, двигаясь вперед, шаг за шагом, с таинственного начала, мы, возможно, начнем понимать природу важнейших изменений, произошедших в развитии человека и общества, и оценим роль, что эзотерические знания играли в создании культуры, которая не дает оборваться жизни.
Прошлое – непонятное место, там люди вели себя совсем иначе. Даже современная история искажается в нашем восприятии из-за неспособности понять образ мыслей и основные отношения, на которых базировались древние культуры. Кажется, что практически бессмысленно пытаться понять и оценить отношения, представления и верования, которые давно преданы умственному забвению на коротком, но туманном пути из тех дней до настоящего времени. Стараясь решить вопросы не просто истории, а предыстории (доисторического периода) – времени мифов и легенд, мы должны попытаться исправить это искажение всеми разумными средствами, которые могут предложить современные научные и академические дисциплины.
История, как мы сейчас ее понимаем, началась с развития письменности и появления рукописных свидетельств. Многосторонние, таинственные вопросы интерпретации предыстории нашей расы усугубились из-за нашего собственного нежелания признать, что сам человек является неотъемлемой частью эволюционного процесса, процесса не только биологического, но и охватывающего эволюцию интеллекта и сознания. Нашими единственными помощниками в попытке понять наше древнее развитие как человеческого рода являются обнаруженные археологические артефакты, наш уровень интеллектуальных способностей и, в первую очередь, мифологические сюжеты, которые передавались из уст в уста через века. Мифология, осмотрительно используемая, может дать некоторые из ключей, чтобы отпереть двери, которые, по крайней мере в настоящее время, преграждают путь к всестороннему пониманию наших культурных и религиозных источников.
Однако как можно всерьез говорить о мифологии в век современных технологий и науки? Чем она может быть полезна в нашем поиске разумных и реальных доказательств? Многие ученые, философы и историки текущего столетия расходятся во мнениях относительно использования мифологии в качестве инструмента для изучения истории. Однако ценность мифа как признака исторической правды претерпевает глубокое изменение. Осмотрительно интерпретируемая в сочетании с археологическими свидетельствами и подкрепленная мнениями авторитетных ученых, не пытающихся запутать вопрос, мифология поможет получить представление о доисторической эре развития человечества, которое выдержит испытание беспристрастным научным исследованием. Современный ученый Теодор Роззак утверждает, что «значение мифов зависит от видения жизни и природы, которые составляют их суть»2. Доказательством важности мифов, которые часто подвергаются осмеянию, служит заявление Джозефа Кэмпбелла, который утверждал, что «мифология – предпоследняя истина, предпоследняя, поскольку не существует окончательной системы толкования мифов»3. Это мнение поддерживают Кэтлин Рэйн, заявившая, что «факт – это не истина мифа, но миф – это истина факта»4, и индийский ученый Ананда Кумарасвами, написавший: «Миф являет собой максимальное приближение к абсолютной истине, которую нельзя выразить словами»5. Билл Мойере сказал Джозефу Кэмпбеллу, что «мифы – это история нашего поиска через века истины, значения, смысла». На это Кэмпбелл ответил: «Мифы – ключи к разгадке потенциальных духовных возможностей человеческой жизни»6. Предшественники человеческого рода развивались в самом сердце Африки более двух миллионов лет тому назад. Ученые стали называть эти существа «древними людьми» на стадии, которой они достигли спустя миллион лет. Принято считать, что они жили небольшими, связанными семейными узами группами охотников-собирателей. Это была первая доказуемая форма человеческого сообщества, сообщества, внутри которого человек устанавливал отношения с другими людьми, с природой и планетой, и это поддерживало его. Эта примитивная форма жизни сохранилась до наших дней в наиболее отдаленных уголках земного шара, и едва ли жизнь современных охотников-собирателей сильно отличается от жизни далеких предков человечества.
Охотники-собиратели живут небольшими кочевыми группами и добиваются благоприятных экологических условий жизни. Когда численность населения превышает доступные пищевые ресурсы, у них нет иного выбора, кроме как отправиться на поиски новой территории. Это жестокий выбор – движение или голод7. Итак, мы видим, что древний человек должен был придумать, как создать и поддерживать социальную организацию, которая предусматривала и поддерживала кочевой или в лучшем случае полукочевой образ жизни. С дальнейшим увеличением населения этим небольшим группам приходилось увеличивать диапазон движения по непрерывно расширяющейся области. Они упорно двигались вперед и в стороны до тех пор, пока не распространились веерообразно по всей поверхности земли и утвердились по всему свету, от Китая на востоке до Европы на западе8.
Существуют археологические свидетельства, проливающие свет на общий характер некоторых систем верований, которые, вероятно, поддерживали свои социальные организации. Погребальные церемонии и некоторые обычаи служат доказательством «духовной» природы этих верований. На наскальных рисунках в пещерах Альтамира, Ласко, Монтеспан и Ле-Труа-Фрер (Арьеж, Франция) изображены сцены шаманистских ритуалов древних пещерных людей, сцены магических обрядов, которые продолжают существовать у охотников-собирателей в разных частях Южной Америки, Африки и Австралии по сей день. Поскольку людей становилось все больше и стала ощущаться нехватка доступного продовольствия, должен был появиться какой-то магический ритуал духовного оздоровления. Наскальные рисунки, погребальные обряды и женские фигурки, найденные при раскопках, – все это указывает на твердую веру наших предков из каменного века в божественные силы9. Теперь принято считать, что первобытный человек жил в страхе перед природой, видя некую форму одухотворенности в каждом листе, в каждом существе, в каждом аспекте жизни.
Фактически, как предполагает английский писатель Колин Уилсон, у первобытного человека было одно важное преимущество перед современником – он знал, что наделен духовными способностями. Если он хотел развить и углубить их, то для этого требовалось просто найти наилучший способ. На первом месте была, вероятно, интуиция, и первобытный человек вскоре нашел по крайней мере один способ развить интуицию, о чем свидетельствует так называемая наскальная живопись. Уилсон также высказал мнение, что у всех народов есть прирожденные лидеры, обычно один на двадцать в любой популяции. Он назвал их «меньшинством». Именно эта группа, по его мнению, занимается поиском, развитием и передачей следующим поколениям духовных и магических способностей, предназначенных для того, чтобы увеличить шанс выживания всей группы. Этот поиск шаманистских ритуалов для развития духовных способностей человека, вместе с трудоемким поиском пищи и убежища, до некоторой степени объясняет, что являлось ограничителем изобретательности и культурного развития первобытного человека10. Наши предки не оказывали особого влияния на планету, на животных и растения, окружающие их. Затем произошел квантовый скачок в развитии человека, имевший огромное значение не только для самого человека, но и для всех растений и животных и в конечном счете для сохранения планеты в целом. Нашим первобытным предкам каким-то необъяснимым образом удалось одомашнить животных и окультурить растения, тем самым вступив в новые, эволюционные отношения с многими из них.
Это не удалось ни одному из существующих видов.
Альфред Рассел Уоллес, создавший одновременно с Дарвином теорию естественного отбора, утверждал, что некая «метафизическая сила» управляла эволюцией в трех критических точках: в начале жизни, в начале сознания и в начале цивилизации11. Отсюда следует, что человечество прошло через период, когда сам человек не был сознательным существом. Джулиан Хаксли во вступлении к работе по той же теме Пьера Тейяра де Шардена ясно дает понять, что человеческий интеллект и сознание были неотъемлемой частью эволюционного процесса12. Таким образом, три крупных ученых высказали предположение, что сознание появилось на критической стадии эволюционного процесса как нечто совершенно новое и потрясающее. Как выяснилось, сознание имеет сильное влияние на ход истории, поскольку эволюция сознания привела к значительным изменениям в поведении человека, а самым впечатляющим изменением стал переход от кочевого уклада жизни охотников-собирателей к созданию оседлых земледельческих сообществ. Это самая разительная перемена в образе жизни, которую когда-либо испытывало человечество. Это важнейшее изменение, заложившее основу нашей цивилизации, не затронуло одновременно все заселенные районы земного шара, а проходило медленно и постепенно. С этого изменения начался процесс, отделивший нас от духовного наследия, столь важного для наших неолитических предков, – того, что вызывает глубокий интерес современных людей на протяжении веков.
В Западной Европе, особенно в Великобритании, есть огромное количество информации и свидетельств, говорящих о высочайшей степени духовности наших предков, которые начали выращивать зерновые культуры, одомашнивать животных и вести оседлый образ жизни. Стонхендж, Эйвбери, Карнак и множество других сооружений, относящихся к мегалиту, являются молчаливым свидетельством духовных верований древнего человека.