Вы здесь

Тайна скифской чаши. 4. Человек в плаще (наши дни) (Анатолий Тихомиров)

4. Человек в плаще (наши дни)

Антыхин медленно ходил вокруг подставки, на которой совсем недавно стояла скифская чаша. Директор музея Фейгин сиротливо прижался к стене выставочного зала и, затаив дыхание, наблюдал за действиями Антыхина.

– Ничего не нашли? – почти без надежды спросил Фейгин.

– Если найду, обязательно скажу, Аркадий Михайлович, – не столько успокоил, сколько отделался Антыхин. Директор музея, при всей симпатии к нему, понемногу начал раздражать Антыхина. «Он убеждён, что я, по меньшей мере, в одном лице и Шерлок Холмс и доктор Ватсон», – думал Антыхин, скользнув взглядом по окнам.

– Стёкла на окнах особой прочности? Пуленепробиваемые? – с откровенной иронией спросил Антыхин.

Фейгин ответил вполне серьёзно: – Что вы! Какие там пуленепробиваемые! Обыкновенные стёкла.

– Почему же решётки на окна не поставили?

– Вы же знаете, какой бюджет у музеев. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится, – похоже, обиделся Фейгин. – Никто и копейки лишней не выделяет. Даже гвозди из своей зарплаты покупаю.

– Но сигнализация хоть была исправной? Это точно? – смягчился Антыхин.

– Да, – как-то неуверенно ответил Фейгин. – Кажется, да.

– Кажется? – покачал головой Антыхин.

– Во всяком случае, когда мы её проверяли с дежурным, она работала, – активно защищался Фейгин.

Антыхин ещё раз обвёл взглядом зал музея. Постучал по раме окна, словно проверяя её на прочность, а если честно, то так больше для вида. Следственная группа из полиции хорошо здесь поработала. Собрала весь урожай, какой только можно было собрать. У Антыхина не было желания начинать это дело. Но, глянув на грустное лицо директора музея, всё же спросил:

– Вы мне можете показать фотографию чаши? Или на снимки тоже нет средств?

– Вы не иронизируйте, пожалуйста, – занервничал Фейгин. – У нас есть прекрасный каталог и в нём размещены все экспонаты, которые выставлены в музее. В том числе и скифская чаша.


В кабинете директора музея всё дышало прошлым. На стенах висели стандартные картины на исторические темы: стоянка первобытных людей, охота на мамонтов, ледовое побоище. На полках, рядом с толстыми, покрытыми пылью, томами книг, стояли глиняные статуэтки египетских богов, маленькие бюсты мыслителей прошлого. Несколько острых камней лежало на зелёном сукне стола.

– Нелегко вам живётся под тяжестью веков? – с любопытством поглядывая по сторонам, спросил Антыхин.

– Ноша истории незаметна, – засмеялся Фейгин. – В сущности, она у каждого из нас за плечами. А у меня даже на столе.

Фейгин подал Антыхину камень.

– Это нож каменного века.

Антыхин с уважением провёл ладонью по плоской твёрдой поверхности.

– Нравится? – спросил Фейгин.

– Любопытная вещь. Как будто пожал руку далёкого предка.

– Значит нравится? Дарю! – Фейгин сделал от сердца широкий жест. Заметив колебание Антыхина, сказал:

– Берите! У нас таких экспонатов много. Этот камень я лично нашёл на берегу реки. А в придачу вот вам наш каталог. Спасибо спонсорам, очень качественные фотографии сделали.

Каталог был тяжёлым и от этого производил впечатление солидного издания. Антыхин не без интереса листал его страницы. Фейгин вдруг остановил его:

– Обратите внимание, на этой странице у нас представлены три древнегреческие геммы. На двух из них изображение Геракла, а вот эта гемма лежала внутри украденной чаши. Как видите, прелестная работа.

– Оригинал был, наверное, ещё краше? – спросил Антыхин.

– Что вы имеете в виду?

– Я имею в виду девушку изображённую на этой гемме. Если она так прекрасна на стекле, то какая же она была в жизни?

– Ну, может быть, это придуманный образ, не думайте о ней. Если она и жила на самом деле, то нас с ней разделяют тысячелетия, – понимающе улыбнулся Фейгин. – Ищите свой идеал в нашем времени.

Фейгин взял в руки каталог, перевернул несколько страниц и грустно вздохнул:

– А вот и скифская чаша.

Даже на фотографии чаша производила необычное впечатление. Её форма не была идеальной – скорее асимметричной, но даже в этом была её особая привлекательность. Скифские пирующие воины, царь на троне – смотрелись на фризе чаши единой композицией, и только человек в плаще, стоящий в полный рост, был обособлен от общей группы. Очевидно, неизвестный мастер не случайно акцентировал внимание именно на этой фигуре.

– Вижу вас, Владимир Олегович, наиболее заинтересовала фигура скифа в плаще? – спросил Фейгин.

Антыхин согласно кивнул.

– Кстати, обратите внимание, – продолжал Фейгин. – Он единственный из всех кто не вооружён, в руках он держит не оружие, а свиток папируса. Очень осторожно я выскажу предположение, что на чаше изображён гениальный человек своего времени – философ Анахарсис.