Сдали нервы
Отелло во время вспышки ревности задушил любимую женщину, а когда пришел в себя, его охватил ужас от содеянного. Мальчик, выросший у властной матери-одиночки, находясь постоянно под запретом и давкой, в один прекрасный день взял все деньги из дома и пропал без вести. Когда его нашли, он в первую очередь обвинил маму, которая ему так надоела. Мать в ужасе от такого поведения сына. Как он так мог поступить? Ведь он был всегда таким робким и послушным, откуда такая реакция? Она обвиняет всех вокруг – виновата домработница, которая не углядела, что происходит с сыном. Учителя в школе не внимательны и черствы. Соседи злые и завистливые. Его друзья – дети неудачливых родителей. Непорядочные окружающие, в конце концов государство, в котором она живет – тоже виновато. Потом она начинает искать причину в мелочах – может кто-то из зависти заколдовал сына, насыпал чего-нибудь под ковер или украл фотографию и делает ритуалы черной магии. Или сглаз и порча так действуют пагубно на него. Кого только она не обвиняет в случившемся, только не себя. Она не хочет или боится признаться, что виновата она сама. Она очень богатая женщина, успешный человек. У нее фирмы, собственные предприятия. Ей подчиняются люди, она властная. Родила сына от любимого человека, но он не выдержал ее дурного характера. Постоянные приказы, лидерство, высокомерие – любого отталкивало от нее. Она любила унижать людей. Когда ушел любимый, она разочаровалась в мужчинах. Всю свою любовь и внимание отдала сыну. Но ее любовь была странной. Она боялась его потерять, ревновала даже к его друзьям, если те долго играли с ним. Дома для него были созданы все условия – игрушки, компьютеры, гувернантки. Было у него все – дорогая одежда, вкусная еда, роскошный дом, но только не было главного – свободы. Каждый его шаг отслеживался, со школы привозили и увозили воспитатель, няня, шофер. Он не мог, как все его ровесники, бегать после школы, лазать по деревьям, падать, играть допоздна. Ему не позволяли есть мороженное, когда он хочет, а вдруг горло заболит. Бегать сильно нельзя, а вдруг упадет. С дворовыми ребятами нельзя дружить, они могут плохо повлиять на него. Один из школы не мог прийти, а вдруг его украдут и так далее. Было столько запретов. Он жил как будто в тюрьме. Вначале он сопротивлялся, а потом сдался. Но внутри у него все кипело. Появилась агрессия. Агрессия – это огромная энергия, причем разрушительная. Сначала появляется эта энергия, у него протест против матери, которая все ему запрещает. Запреты и давка убивают личность, индивидуальность человека. Раз убивается личность, значит убивается в нем и Божественное – творчество, радость, озарение, любовь. Затем его агрессия превращается в месть, как бы отмщение за ущемленные права. С каждым годом внутри у него растет недовольство, обида. Вначале он боится матери, потому что еще маленький. Со временем страх его превращается в сильную агрессию. В нем будет расти чувство мести, как бы отомстить побольнее. Чем больше он ущемлен, тем больше месть. Он прекрасно знает, что мама боится потерять его. Вот он и убегает из дома. Он забирает деньги, ее драгоценности, а самое дорогое для нее он сам. Вот забрав самое ценное для нее он убегает. Этим он показывает ей свой протест. А иногда такие подростки прибегают к суицидальным попыткам. А маленькие дети часто уходят в болезнь: отдышка, бронхиальная астма, онкология, туберкулез. Многие детские заболевания возникают оттого, что ребенок постоянно находится под давкой взрослых.
Буддийские монахи считают, что тысячи неопределенных мыслей и настроений, мгновенных желаний и страстей пересекаются в нашем уме и перебивают друг друга подобно невыдержанным спорщикам, которые не дают друг другу сказать слово. Все это в итоге производит неблагоприятное влияние на общий уровень сознания. Если такие неясные и разорванные функции ума остаются неконтролируемыми, слившись с ошибочными суждениями или страстями, погружаются в подсознание, откуда могут вырваться в любое время, тогда они роковым образом усиливают непредсказуемость и недостоверность всех решений и выводов на будущее. А с ним и всего характера в целом. Они могут также привести к неконтролируемым привычкам, мысленным стереотипам, а потом и взрывным непредсказуемым поступкам. Что и сделал этот парень. Отелло тоже поступил так жестоко со своей любимой из-за подсознательных, неконтролируемых сил.
Постоянная давка, запреты, ссоры, беспокойная жизнь создают ежедневную небрежность в мыслях, словах и делах, пренебрежении ума к самому себе. Они в течение многих лет создают колоссальный беспорядок. Старые буддийские мастера говорили: по небрежности возникает много грязи, целая куча мусора. Именно в этих не вычищенных углах нашей внутренней сущности обитают наши опаснейшие враги. Оттуда они совершают на нас неожиданные набеги и почти всегда одерживают победу. Смотрите, сколько грязи было в подсознании у этого бегуна-подростка, который додумался забрать все ценное у матери и убежать куда подальше, чтобы его не нашли. Именно куча мусора, которая накопилась из года в год, создала такой беспорядок в мыслях и поступках. Мир полутьмы создает питательную почву ненависти, агрессии, мести и самого опасного недуга – ослепленности. Человек не видит, что делает. Отелло не видел во время приступа ярости, гнева, что своими руками задушил Дездемону, не слышал ее крики. Кстати, мир полутьмы закрывает и уши. Обычно человек с беспорядочным внутренним миром не слышит нотации, нравоучения. Он их не воспринимает. Не только нотации, беспокойный ум почти всегда не видит реальность. Человек с таким внутренним беспорядком делает ошибки за ошибками. Сделанные ошибки создают хаос во внешней жизни. Этот хаос притягивает еще больше хаоса. И так человек окажется в безвыходном положении. Если не остановится, может дойти до крайности хаоса. Какие это крайности?
Одна женщина рассказала свою историю жизни, в конечном итоге она пришла к выводу – закончить жизнь самоубийством. Другого выхода она не видела. Вышла замуж по любви за успешного человека. Муж рос в карьере очень быстро и достиг богатства, положения в обществе. Она родила детей и следила за домом. И вдруг ей позвонили и сказали, что у мужа есть любовница, она рожает ему ребенка. Она в истерике спрашивает мужа – неужели это правда? А он говорит: «Извини, это правда». Все рухнуло перед ее глазами. Весь мир потерял смысл. Начала выяснять, кто это, что за женщина? А когда узнала, опять удивилась. Муж изменял ей с ее же любимой подругой. И тут у нее в душе начался бунт – предательство и мужа и подруги. Они обманывали ее все эти годы. Она начала вспоминать, когда их познакомила, как оставляла свою подругу дома одну, чтобы та помогала по хозяйству. В течение нескольких дней она в ярости не могла найти себе места. А потом решила отомстить им обоим. Пошла к подруге домой поздравлять с новорожденным. А подруга ничего не подозревавшая, что та все знает, с улыбкой встретила ее. Зайдя к ней домой, бедная, оскорбленная, обманутая жена накинулась на соперницу, избила ее до полусмерти. Разбила всю посуду, мебель, окна. В невменяемом состоянии ее забрала милиция. Она ничего не помнила, что сделала. А когда пришла в себя ужаснулась. К счастью, новорожденный ребенок был у матери ее соперницы, а так она могла его убить. А соперница лежала в больнице с переломом кости лица, сотрясением мозга. Естественно, на эту бедную женщину открыли уголовное дело, она была осуждена правоохранительными органами за умышленные телесные повреждения. После произошедшего она сидела в следственном изоляторе и немного успокоилась, благодарила Бога за то, что никого не убила. А могла и убить, стать убийцей. Что ее толкнуло на такое? Очень многие мужчины изменяют женам, заводят любовниц. А многие ли из них думают, что может быть и такое продолжение внебрачного романа. А бывают и убийства.
В женской колонии за решеткой сидит много женщин, которые убили или мужа или любовницу мужа. Легче дать развод, чем сидеть в тюрьме. Где рассудок, почему довели себя до такой степени жестокости?
Причиной всего является наше подсознание. Там накапливаются все обиды, унижения, оскорбления. Сколько было вытерплено, выстрадано – вся информация лежит там. Если проблема не решалась, то она оставалась нерешенной в подсознании, а тем более конфликтные ситуации в нерешенном виде потом взрывом выходят в невменяемом состоянии в виде истерики и психоза.
У этой женщины долгие годы прошли в ожидании. Она ждала, когда же ее муж поднимется, сделает карьеру. Она не росла в своей карьере, реализации в профессии не было, духовности тоже было мало. Ее жизнь была скучной, серой. А когда муж поднялся, она стала замечать его равнодушие к ней, а иногда и холодность. Все это накапливалось в подсознании, шли споры, противоречия, оправдания. Чтобы этот узел развязался, возник конфликт, насколько она терпела, насколько была подавлена, такой и взрыв. Тот хаос, который возник снаружи, образован был уже внутри.
Великий йог Шри Ауробиндо считает, что наша внутренняя позиция обладает силой и способна сформировать внешние обстоятельства. Поток жизни течет по направлению изнутри наружу. Порой мы с изумлением замечаем строгую зависимость между нашим внутренним состоянием и внешними обстоятельствами (болезнями, несчастными случаями). Как будто жизнь разворачивается не извне внутрь нас, а изнутри наружу. Как будто внутреннее определяет внешнее, вплоть до самых незначительных обстоятельств. На самом деле нет ничего незначительного, вся повседневная жизнь представляется нам неким сплетением символов, которые ждут, чтобы их распознали. Все взаимосвязано, весь мир – это чудо. Нужно только научиться распознавать символы повседневной жизни – они все подсказывают.
Наверняка у этой женщины были символы или еще какие-то подсказки, которые посылала Вселенная для нее, но она во внутреннем хаосе не могла их прочесть, распознать. А ее подсознание все знало, все учитывало. Там росло напряжение. И в итоге был взрыв – скамья подсудимого.
Кроме того, великие философы Востока считают, что зрелая душа ищет понимания и овладения. Только незрелая, неопытная душа восстает, осуждает, выкрикивает, потому что имеет выход своих несдержанных и невежественных инстинктов. Даже эти выходы в какой-то степени являются полезными, необходимыми на своей ступени развития для незрелой души. Чем больше и дольше длятся эти противоречия, тем опаснее выход этих инстинктов.
Индийский философ Кришнамурти считает, чтобы избавится от этих противоречий и взрыва нужно путешествовать вглубь себя, те есть медитировать. Нам, обыкновенным людям, с нашими повседневными проблемами, тоже необходимо жить с глубоким чувством понимания, нужно проникать в неведомое. Ум, который занят погоней за изобретенными им животными – тиграми, драконами, змеями со всеми их трудностями и противоречиями – эти животные и есть мы сами – такой ум не может проникнуть в неведомое. Будучи лишь обычными людьми, не одаренными блестящим интеллектом или великими видениями, живущими только повседневной, монотонной, уродливой, маленькой жизнью, мы не в состоянии изменить жизнь, сделать революцию. Потому что ум наш не спокойный, а значит, не может видеть реальность, значит, и не увидим где конфликт и как его разрешить. Мы не увидим противоречия, извращения, свои страхи, искажения. Если только успокоим ум, можно сделать перемены в своей жизни. Ум может успокоиться во время медитации. Чтобы избавится от своих конфликтов, человек создал много форм медитации. Они были созданы и основаны на желании, воле и стремлении достичь чего-то и поэтому в них неизбежно возникали конфликты и борьба. Медитация, возникшая в результате усилия, не является медитацией.
А как надо медитировать, чтобы успокоить ум? Если вы изучаете себя, наблюдаете за собой, как вы двигаетесь, едите, что говорите, пересуды, ненависть, ревность – если вы осознаете, все это вы сами, вез выбора – это есть часть медитации. Медитация может происходить, когда вы сидите в автобусе, гуляете в лесу, полном света и тепла, или слушаете пение птиц или смотрите в лицо любимого человека.
Медитация – это тяжелый труд. Для нее требуется дисциплина. Кроме того, человек должен жить праведной жизнью. Если нет праведной жизни, медитация станет бегством и не имеет ценности. Праведная жизнь не есть соблюдение социальной морали. Она – свободна от зависти, жадности, стремления обладать властью, потому, что все это и создает вражду. Свобода от всего этого приходит через осознание в результате самопознания. Во время медитации успокоившейся ум увидит и распознает все конфликты.
Вы сами можете научиться медитации, для этого не нужно вступать в какие-то секты или быть зависимым от кого-то. Человек должен учиться самостоятельно. И тогда ум раскроет самые невероятные вещи. Тогда ум может наблюдать, проникать, видеть. Для всего этого нужна энергия. А спокойный ум уже обладает такой потенциальной энергией.
Буддийские философы считают, что по небрежности накапливается много грязи, мусора в нашей психике, в подсознании. Для того, чтобы понять, что это грязь или мусор, нужно чистое наблюдение. Чистое наблюдение является средством защиты, потому что там, куда падает яркий свет внимательности, не могут существовать сумерки сознания. Две мысли не могут существовать в уме одновременно. Там, где утвердилось внимательное наблюдение, нет места для спутанной и нездоровой мысли. Чистое наблюдение выполняет функцию упорядочивания и пояснения при скоплении запутанных мыслей и импульсов. Тогда станет ясным происхождение этих мыслей. Спокойный ум сам разберется, где конфликт, к чему может привести этот конфликт. Кроме того, спокойный ум найдет и выход из этой конфликтной ситуации. Проблему можно решить только тогда, когда мы спокойны. На фоне нерешившейся проблемы нельзя начинать какие-то новые дела, проекты, начинания. Они провалятся, потому что проблема создалась уже неспокойным умом и «нервы будут сдавать», создав очередную проблему, иногда трудноразрешимую.