Страдание
Его имя было Суддхара. Он родился около 563 года на границе Непала, близ Гималаев. Легенда любит изображать, что отец Суддхары был могущественным царем. Мать умерла через несколько дней после рождения Суддхары. И отец, сильно любивший ее, перенес все свои чувства к сыну. Его волновал характер ребенка. Мальчик предавался смутным грезам и мечтам, в тени деревьев погружался в глубокие созерцания, переживая моменты просветления. Боги, гласит предание, незримо окружали Суддхару – будущего Будду и внушали ему любовь к мистической жизни. Отец не хотел, чтобы сын стал отшельником, монахом, и решил любым способом отвлечь внимание сына от его мыслей. Для этого он не жалел средств. «Для меня, – вспоминал впоследствии Будда, – во дворце отца были устроены пруды, где цвели в изобилии водяные лилии, водяные розы и белые лотосы. Благовонные одежды из тонкой ткани носил я. Меня оберегали от всего – от холода, дождя, зноя, от пылинки и от капли росы. Вокруг меня были певцы, музыканты». Отец сделал все, чтобы жизнь сына превратилась в сплошной праздник. Он хотел отвлечь сына от всего печального и грустного. Но возможно ли спрятать от юноши жизнь, над тайнами которой он часто задумывался? Можно ли скрыть от него истину, что все вокруг полно страдания? Легенда рассказывает, что однажды Будда неожиданно увидел дряхлого старика и был поражен, когда узнал, что старость – это удел всех людей. Еще больше удивился, когда увидел больного, изуродованного проказой и погребальную процессию. На мгновение он ощутил жизнь, как область безысходных страданий. С этого дня он мучился раздумьями о страданиях людей. Молодой Будда убедился в бренности земного и ужаснулся безмерности человеческих страданий. «Как найти путь избавления от страданий» – вот единственная мысль, которая точила его мозг. Легенда гласит, что дальнейший путь Будды был долог, тернист, он искал истину. Он жил как отшельник в поисках этой истины, скитался вместе с монахами, голодал, уединялся. И однажды произошло самое значительное событие в его жизни. Он сидел один под деревом и концентрировал свое внимание на дыхании, и явилось долгожданное «просветление». Годы раздумий и мук, искания и самоотречения, весь его внутренний опыт, все это собралось воедино. Внезапно Будда с необыкновенной ясностью увидел свою жизнь и почувствовал всеобщую связь между людьми, между человечеством и незримым миром. Вся Вселенная как бы предстала перед его взором. И всюду он видел быстротечность, текучесть, нигде не было покоя, все в мире сцеплено, одно происходит от другого. Вот он, мучитель мира! Жажда жизни, жажда бытия. Это она возмущает мировой покой. Теперь он знает, с кем нужно бороться, чтобы обрести избавление от этого страшного мира, полного плача, боли, скорби. Отныне он стал Буддой-Просветленным. Его охватила радость. Он понял общую связь причинности, обдумывал пути избавления от страданий. Он понял, что все страдания от разрушенных желаний. Цель учения Будды – освобождение от страданий.
С тех времен, когда Будда думал о страданиях, прошло много времени, но люди до сих пор страдают, и если не поймут причину страданий, будут и дальше страдать. В нашей повседневной жизни современные молодые люди страдают, своими необдуманными поступками готовят себя еще к худшим страданиям. Как правило, человек страдает не оттого, что этот мир полон страданий, а оттого, что он отходит от Божества, живет во лжи. Неправильные, корыстные мысли создают такие же и действия и поступки. Неправильные поступки уже следствие неправильных мыслей. Причиной неправильных результатов является неправильные, корыстные поступки. Вот так все взаимосвязано. Человек не может увидеть эту невидимую связь причин и следствий, потому что сроки уплаты за каждое наше действие разные – от одной минуты, до десятилетий. Если вы случайно порезали палец во время приготовления обеда, поняли, что неправильно держали нож, спешили или еще что-то. Знаете причину, почему порезали пальчик. Кровоточащая рана вашего пальчика – это уже следствие. В течение нескольких минут произошел этот процесс причин и следствия. А если женщина, полюбив богатого, женатого человека, лезет в его семью, создает хаос в его семье, делает несчастными родных и близких этого мужчины. Она не понимает, что совершает грех. А потом, в свои сроки, она будет страдать, также, как и жена этого человека. Также будет брошена и унижена. Причиной ее страданий будет тот грех, который она совершила много лет тому назад. Ее страдание в дальнейшем будет уже следствием этого греха. Но срок между причиной и следствием может быть годы или десятилетия. Сколько она нанесла хаоса, беспорядка в жизнь людей, столько страданий она сама получит. Но ее сознание не поймет, что идет расплата за грехи, совершенные много лет тому назад. Во-первых, она не считает, что совершает грех, полюбив женатого. Она считает, что это любовь, и она будет бороться за свою любовь. Любовь – это Божественное чувство, и она не разрушает все на своем пути. Божественная любовь – это бескорыстное чувство. И когда Бог открывает нам любовь, мы ничего не разрушаем, дороги будут открыты. Внезапное появление чувства любви, часто бывает ошибочным, это может быть страсть, желание, все, что угодно, только не любовь. Часто при таких вспышках любви бывает замешана корысть, иногда расчет. Люди путают эти понятия.
Во-вторых, сроки расплаты за такое вторжение в чужую семью и разрушение семьи разные. Значит, люди иногда забывают ту ниточку, откуда тянется эта расплата.
Сейчас мы разобрали главную причину страданий – это действие закона причин и следствия. Этот космический закон работает всегда. Надо об этом помнить. Если человек страдает, значит, он сам виноват. Мы бываем виноваты, если с самого начала у нас страдает мораль. Все религиозные учения с древних времен обращали внимание на этот главный стержень нашего существования – на мораль. Аморальный человек своими аморальными мыслями и поступками создает такой клубок путаницы, что потом захлебнется в страданиях. Будда при всех обстоятельствах весьма часто и настойчиво говорил о морали, как о начале и непременной основе духовного развития. Если страдает мораль человека, то он запутывается в созданных им самим сетях и дойдет до чувства крайней беспомощности. Обман, воровство, мошенничество, наглость, хамство – всегда наказуемо. Вселенная найдет способы наказания за сделанное зло. В этом мире есть справедливость.
Есть еще другая причина страдания. Иногда невинные, наивные, простые люди попадают в крайне беспомощное состояние и страдают от этого. Почему? Ведь про них не скажешь, что они аморальные, они не воруют, не обманывают, и никому не делают зла. Ведь такие люди тоже страдают.
Великий йог Шри Ауробиндо пишет, что к 18 годам человек как будто сформировался, сформировались его главные вибрации. В течение этого срока с момента рождения он живет в окружении ограниченных мыслей, представлений, что можно, что нельзя, что хорошо, что плохо. В большей части человек живет за решеткой. «Не делай того или другого. Это против закона, это не логично, это невозможно». Он живет в вибрациях запрета и давки. Для него хорошо то, что внушили ему окружающие и плохо тоже мнение окружающей среды. С момента рождения и до 18-20 лет нас формирует окружение: родители, среда, где мы живем – улица, школа, родственники и т. д. В действительности мы заключены в какую-то конструкцию, мы как бы замурованы в гранитной оболочке. Мы без конца повторяем одно и то же. Эта гранитная оболочка пропускает лишь один вид вибрации. Вот именно в какой оболочке замурован человек к 18-20 годам, такая жизнь и события будут происходить с ним. Иногда молодой человек окружен оболочкой страдания, он пропускает только вибрацию страдания и боли, а другого для него нет.
Например, мужчина среднего возраста жаловался на свою жизнь. Все так плохо, серо, скучно. Он начальник большой фирмы, имеет большую семью, есть дети. Он всех обеспечивает хорошо. У него есть любовница, которая обманывает его. Жена его очень хорошая, послушная, покорная. Ухаживает за его больной матерью. Отец недавно умер, его тоже выхаживала его жена. Он доволен ею, но домой его не тянет. Он не может долго находится с женой. Какую-то тяжесть, давку чувствует он. А любовница – веселая, с ней хорошо. Но она постоянно просит деньги, иногда встречается с другими мужчинами. Она его всерьез не воспринимает. Вроде бы обычная семейная жизнь среднего человека. Но все меняется, когда услышите и увидите его жену. Когда он привел ко мне свою жену, стало понятно, почему он убегает из дома, ищет развлечений на стороне. У его жены было тяжелое детство. Родители с малых лет заставляли ее ухаживать за больной бабушкой. Бабушка лежала в постели долгие годы, а потом умерла. Маленькая девочка с 10 лет начала ухаживать за больной – убирать горшки, давать лекарства, слышать ее стоны и успокаивать. Она не помнит, когда она играла в куклы или с подружками ходила в кино. Дома все подчинялись строгому отцу. А отец заставлял всех членов семьи уважать и почитать своих родителей. К 14 годам этой девочки бабушка умерла, зато слег дедушка. Он кашлял кровью, тоже стонал и страдал. Теперь у девочки-подростка другая задача – дедушка. Через год он тоже умер, а в 16 лет ее мама внезапно заболела раком шеи. Опять больная постель, перевязки, уколы, пилюли. Через год она умерла в мучительной агонии, с множественными метастазами. Бедная девушка уже знала, на какой стадии что колоть, какие таблетки давать, и когда конец. При ней уже умерли трое родных людей. Она теперь привыкла к больному и ухаживаниям. Затем заболел отец – тоже онкология. Легкие были поражены давно. Все последние стадии болезни девушка видела и ухаживала за отцом. И он тоже умер. Теперь она бедная сирота, невинный ребенок в 17 лет. Поступает в институт, знакомится с парнем. Женятся, через год заболевает отец мужа, хроническая болезнь почек. Частые больничные койки, операция. Опять она сиделка, стоны и страдания больного человека. Через несколько лет свекор умирает. Теперь очередь матери мужа – увы, какое совпадение – у нее тоже онкология легких. И так далее. Сейчас у матери последние дни, запущенный рак. Его жена так просто, так обычно рассказывает о ее состоянии. Но у самой на лице маска скорби и печали. В ее жизни кроме больных людей и их страданий ничего и не было. Она может рассказывать 3 часа о больных родственниках, причем, когда рассказывает, она входит в роль, на лице гримаса боли, безысходности, страдания. У нее нет никаких планов на будущее, на детей тоже она жалуется, что они не очень развиты, не веселые, стремления к учебе нет и т. д. У нее вообще нарушен или нет механизма получения радости. Она живет в вибрации болезней, страдания. Вот и ее муж убегает от нее и чувствует тяжесть.
Вот такая причина страданий у невинных людей. Где вырос, какое детство, какие люди окружали – такой и вырастит ребенок. Дальнейшая его жизнь тоже будет складываться от той оболочки, в какой он вырос. Или к радости, или к печали и страданию.
Эта женщина несет с собой вибрации страдания – больничные койки, боли, смерть от агонии. С детства сформированные ее вибрации уже создают или притягиваются к такой страдальческой обстановке. Подобное притягивается к подобному.
Еще один пример. По телевизору показывали турецкий сериал «Одна Стамбульская история». Этот фильм явно показывает страдания богатых людей. Очень богатая семья, муж – глава огромной косметической компании, жена и двое сыновей. Многосерийный фильм снят очень интересно. Сначала показывают несчастную любовь сыновей, затем измена отца и мать уходит из дома. Затем интриги в компании – предательства, шантажи, вымогательства конкурентов. И каждый раз какие-то неприятности. Вся семья собирается, сочувствует и обслуживающий персонал – домработницы, дворники, повара и т. д. Хозяева обращаются со всеми очень вежливо, заботливо. Со стороны очень хорошие люди, воспитанные, культурные. Но почему они страдают? Одни неприятности их сопровождают во всех сериях фильма – подложили бомбу в машину, чуть не погибли родители, украли внучку и просят огромную сумму и т. д. В какой-то серии этого фильма показывали, как старший сын узнает от других людей, вернее от сотрудников их семейной фирмы, что подпольно их фирма выпускает химическое оружие – ядовитые вещества. И это делается уже 20 лет. Случайно узнав от окружающих, а не от отца, сын возмущается. Ведь он воспитан в семье, где к окружающим относятся хорошо, бедным помогают. Родители очень благородные, справедливые люди. И вдруг выясняется, отец возглавляет такую грязную и опасную аферу. Сын в ярости спрашивает отца, как такое возможно? Отец спокойно отвечает: «Если бы не эта область, то очень трудно было бы подняться, когда фирма разорилась 20 лет тому назад. Эта опасная и грязная область – изготовление ядовитых веществ для химического оружия спасла нашу фирму. И ваша роскошная, богатая жизнь тоже благодаря этой работе». Наверное, это и есть причина страданий этой семьи. Все серии этого фильма показывают, как страдают богатые. Играют прекрасные, талантливые актеры. На лицах членов семьи постоянно тревога, скорбь, печаль. Их не радуют деньги, роскошная вилла, одежды, драгоценности, машины. Все это богатство тускнеет перед их страданием. Причиной страдания является та ложь, в которой живет эта семья. Глава семьи говорит супруге: «Помнишь, когда рождались дети, в начале нашей совместной жизни мы были очень счастливы и радостны, а сейчас живем в постоянном страхе и тревоге». Не зря он это заметил, 20 лет назад он не вредил никому. Производя химическое оружие для уничтожения людей, он производит смертельное средство. Он занимается криминалом, то есть убийством. Вот откуда и его страдания. Он нарушает Божью заповедь – не убивай! Поэтому возникают постоянные угрозы их жизни – то взрывается машина, то украли ребенка и т. д. Он боится потерять деньги, прибыль от выпуска химического оружия, и не прекращает эту работу. Вот эта ложь, в которой живет эта семья. А ложь все равно ведет к краху, она образует лазейки, через которые проходят страдания, болезнь и смерть.
Живя в истине, не отходя от Божества трудно достичь материального обеспечения, вернее удовлетворить желания богатства. Желать богатую, обеспеченную жизнь – это хорошо, но пути разные. Есть легкий, быстрый способ, но при этом нарушаются Божественные заповеди. А Божественный путь, через который нужно пройти к богатству, очень тернист и долог. Но итог прекрасный, он приносит радость. Человек должен пойти через медленные, тяжелые испытания и терпеливую самодисциплину. Она не может наступить, пока сильны желания. Душа человека должна обрести покой – равновесие.
Великий йог Шри Ауробиндо считает, что равенство, спокойствие духа приходят через необходимые эпохи и ступени. Обычно это начинается с периода терпения, потому что мы должны научиться смотреть в лицо страданиям и усвоить их контакты. Каждая нашафибр-клетка не должна дрожать от страдания. Мы должны терпеливо относиться к окружающим людям, обстоятельствам. Мы будем спокойно выносить деятельность и удары против нас людей и вещей, и сил и давления Богов и падения титанов. Мы будем встречать лицом к лицу и поглощать в невозбужденном мире нашего духа все, что возможно. Это стоический период приготовления к равенству, это героический период. Но это стойкое терпение тела, сердца и ума должно быть подкреплено, поддержано чувством подчинения Божественной Воле. Человеческий дух должен пройти через эти испытания страдания для того, чтобы быть совершенным. Этот период терпения закаляет дух. Целью этого периода подчинения неизбежному и терпению является душевная сила, равная всем шокам и контактам. Затем наступает следующая стадия – период высокоубежденного беспристрастия и безразличия, когда душа становится свободной от восторга и депрессии и выходит из ловушки пыла радости, также как и из мрачной западни острой боли, горя и страданий. Душа не разрушается этими вещами – ни радостью, ни болью, ни страданием. Это философский период подготовки равенства, обширный и величественный момент. Но этот период не должен вызвать отвращение или усталость от своих целей. Эти отвращения приходят в незрелую душу. Целью этого периода является душевный мир, непоколебимый и не сотрясаемый бурными явлениями страдания. Если мы сможем пройти через эти две ступени внутреннего изменения без задержки или запинки, то мы будем допущены к величайшему Божественному равенству, которое способно к одухотворенному рвению, спокойной страсти восторга и восхищения, всепонимания и всеохватывающего равенства совершенной души, сильной и наполненной в своей сущности восприятием всех вещей. Это высочайший период и переход к радости. Это стремление завершается счастливым овладением миром, углублением в блаженство, овладением Божественным спокойствием и создающим основу для овладения Божественным движением. Только тогда мы почувствуем прикосновение вечной любви и восторга, абсолютного счастья, которое всегда спрятано в сердце вещей. Вот через какие периоды трудностей, страдания и терпения нужно пройти, если пойдем по Божественному пути. Поэтому он долгий и трудный. А люди не хотят пройти этот путь, ищут легкий, быстрый путь. Дьявол может дать такой путь, но результат всегда плачевный, он ведет к вечным страданиям, к нескончаемым страданиям, потерям, разрушению.
Так что, всегда выбор за нами. Быстрый, легкий способ создает хаос вокруг. Ходить по головам, толкать за локоть человека, стоящего впереди нас, дать подножку другу, сделать подлость, предательство – все это дьявольские штучки. А Божественный путь – он трудный, но ведет к вечной радости и восторгу. Страдания на пути Божества, если вы научитесь терпению и силе духа, завершаются с наименьшими потерями. А дьявольские страдания не кончаются, они вечные.