Глава 1. Между двумя мирами
Наверное, подавляющее большинство людей на этой земле не раз испытывали в своей жизни острую ностальгию по ушедшим временам детства и молодости. Это особые переживания. Детство обычно рисуется в памяти, как счастливая и сказочная страна, которая осталась за грядой времени, и в которую нет возврата. Многие люди, повзрослев, задаются вопросами: «куда исчезает природная веселость и беззаботный смех, столь естественные явления детства и молодости?». В зрелом и преклонном возрасте люди вспоминают о своей детской и юношеской радости с чувством грусти по ушедшим временам, как об утрате большой ценности. Один мой старинный друг сказал мне однажды, что он многое отдал бы за один день из нашего детства. И действительно, в детстве и юности причиной большой радости и смеха может стать какое-то одно невразумительно сказанное слово, шутка, просто мимика другого человека, одежда прохожего, поза животного, рисунок облаков на небе, да мало ли. В компании молодых людей всегда хочется шутить, веселиться, с воодушевлением рассказывать какие-то новости. Часто можно видеть, как дети и молодые люди громко смеются из-за какого-то пустяка. Взрослые люди порой называют эту беззаботную радость и смех глупостью. Но это всеобщее явление отнюдь не случайно. Как верно отмечают психологи, причиной такой радости и смеха являются беспечность детей и подростков, переживаемое ими чувство безопасности и доверия к этой жизни.
Такое духовное и эмоциональное состояние детей становится возможным благодаря доброму отношению со стороны взрослых. Дети в современных сообществах, в отличие от прошлых времен, окружены особой защитой и заботой взрослых. Сегодня государственные законы и традиции семей во многих странах исключают такие негативные факторы прошлых веков, как детский труд и социальная незащищенность детей. Эксплуатация детского труда и различного рода насилие над детьми сегодня рассматриваются как преступления против личности. Немаловажным фактором является и то, что современные дети, в основном, свободны от раннего разрушающего влияния допингов и грехов сексуального характера. И, наоборот, там, где эти факторы имеют место, начинаются серьезные проблемы. В целом же в развитых странах целые индустрии образования, медицины и развлечений работают над формированием позитивных условий жизни для детей. В таких условиях дети и подростки еще не обременены теми проблемами, заботами и страхами, с которыми сталкиваются люди во взрослой жизни. Будущее представляется им прекрасным приключением и бесконечным полем возможностей. Родители стараются всячески оградить детей от негативных влияний реальности и сделать все возможное, чтобы их чада стали счастливыми и успешными членами общества.
Нетрудно заметить и вряд ли кто-то будет с этим спорить, что главная причина такого отношения родителей и взрослых людей к детям это любовь. Великое и необъяснимое чувство, существующее, как желание блага и добра для своих чад. Именно благодаря родительской любви дети могут с радостью открывать для себя этот мир во всем его многообразии и испытывать то доверие к жизни, которое приносит веру в счастливое будущее. Проходят времена, меняются политические системы и культурные формы нашей жизни, но это чувство любви остается неистребимым в человеческих сообществах, несмотря на развращенность и жестокость, процветающие в людях. И то, что на уровне государственных законов ситуация с детьми за последние сто-двести лет меняется к лучшему говорит о многом. Повзрослев, мы становимся мрачными скептиками и доходим до цинизма в своем суждении о людях и жизни. Но вот парадокс, каждый, получив шанс, хочет построить по-новому жизнь своих детей. И люди не считаются с затраченными усилиями и материальными средствами, осуществляя этот замысел. Казалось бы – зачем? Зачем обрекать новые жизни на неизбежные боль и страдания? Если всему итог мрачный приговор материализма о конечности жизни, зачем заботиться о жизнях других людей, пусть и рожденных от тебя? На самом деле, сознание и душа человека отказываются принимать за истину этот приговор материализма. Идея продолжения жизни, как блага, идея ее бесконечности и красоты неистребима в душе человека. Она коренится в основах нашей человеческой организации и передается от нас детям. Материалистическое мировоззрение, на самом деле, противоестественно природе человека, чуждо для его духа и плоти, для его чувств и разума. Оно никогда не удовлетворяло и не удовлетворит глубочайшую духовную нужду человека – познать Истину и остаться вечно живым.
Перед Богом – мы все Его дети. И все мы познали Его любовь, защиту и заботу в той или иной степени. Каждый человек хранит свои воспоминания о лучших днях своего детства и жизни в целом. Каждый человек сознает достоинства человеческой жизни, замечательные свойства разума, памяти, воображения, переживаемые нами чувства любви, радости, наслаждения, удивительное устройство нашего тела, благотворные защитные механизмы нашего организма и пр. Царь Давид, созерцая собственное тело, восклицает Богу:
«Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это» (Псалтирь 138:13, 14).
Все эти благоприятные вещи и явления в нашей жизни реальны и объективны. Но самая большая трагедия людей состоит в том, что, сознавая эти блага и используя их, мы покинули своего Небесного Отца и, не возблагодарив, пошли каждый своей дорогой. Мы все непослушные дети. Мы все сотворены Им и пользуемся этим величайшим даром – жизнью сознательных богоподобных существ. Убежав от Него, мы думали, что сотворим собственную реальность и будем сами наслаждаться благами этой земли. Каждый человек лелеет в себе эту иллюзию в той или иной степени, кто-то больше, кто-то меньше. Однако все люди рано или поздно осознают, что это иллюзия. Потому что каждый начинает сознавать реальность конца этой земной жизни. Кто-то может прожить в этой иллюзии короткий период времени и, раскаявшись вернуться к Богу, кто-то не расстанется с ней до момента своего последнего вздоха. Но иллюзия остается иллюзией, и как плохой кинофильм она не отражает истинную реальность вещей. Она заставляет человека жить как-бы между двумя мирами – между тем миром, откуда мы пришли и тем миром, куда мы идем, не осознавая, что все это один Божий мир, сотворенный и управляемый Его святым провидением. Поэтому каждый человек рано или поздно должен серьезно задаться в своей жизни вопросом: «Куда ты идешь, человек?». Хочешь ли ты оставаться в губительной исчезающей иллюзии собственной самодостаточности или все же пора вернуться к Отцу и принять от Него дар вечной жизни? Какими бы прелестными ни казались нам отдельные кадры этой великой иллюзии эго, эту «кинопленку» надо сжечь, чтобы сохранить жизнь и познать истинную реальность и истинную красоту. «Блаженны чистые сердцем – ибо они Бога узрят», – сказал Спаситель.
Но скептически настроенные умы могут задаться справедливым вопросом: «зачем надо было уходить от Отца, если у Него было все так прекрасно и совершенно?». В ответе на этот вопрос мы приближаемся к основной истине христианского вероисповедания, и не только христианского. Но не следует спешить с ответом, потому что ортодоксы часто любят рубить с плеча, указывая на главную причину разрыва с Богом, – грех! И хотя этот ответ правильный, он редко воспринимается и понимается людьми, как истинный, из-за самой осуждающей манеры ответа. Чтобы хорошо уразуметь суть произошедшей трагедии, следует изучить ее в свете Божьего Откровения.