Глава 2. Подробность, незамеченная раньше
Генерал выглядел недовольным. Сухо, едва подняв голову от бумаг, поприветствовал нас и молча ждал, пока мы займем места за столом.
– Ну-с, как я понимаю, в контакт с потенциальным противником вы вступили, – начал он, довольно ядовито.
– А в чем, собственно, дело? – отреагировал я. – Контакт санкционированный, американцев к нам привезла пресс-служба, которая, насколько мне известно, без указания сверху бумажку с места на место не переложит…
– Санкционированный, – буркнул генерал. – Но давайте к делу. Вы выяснили, в заявлениях этой Оак есть какое-то рациональное зерно? Или одни фантазии?
Я сделал знак Ване-компьютерщику, чтобы включал свой переносной агрегат, и раскрыл блокнот с пометками.
– Мы просмотрели некоторые исторические документы. В первую очередь нас интересовали те из них, где имеются иллюстрации.
И вот в Лицевом летописном своде удалось обнаружить страничку, на которой изображены два правителя древней Руси в двух головных уборах.
– Сразу в двух? – подняло бровь руководство.
– Нет, – замахал я рукой, показывая, что меня не правильно поняли. – Центральное место странице Летописного свода отведено князю, восседающему на троне в шапке Мономаха. Шапка выглядит немного непривычно, но судя по композиции изображения это несомненно символ царской власти.
Страница из Лицевого свода
Теперь перенесемся в левый верхний угол картины, – я показал карандашом на экране Ваниного ноутбука. – Здесь мы видим другого правителя Руси. На голове у него золотая царская корона.
– Может это один и тот же князь?
– В смысле?
– Ну, вы знаете, что старинные изображения, в том числе иконы, иногда рисовались, как мультфильм. Просматривая различные участки картины, зритель видит действие, как бы развертывающееся во времени и пространстве.
В центре князь, изображенный в тронном зале, на торжественной церемонии. А в левом верхнем углу – он же, но уже в походно-полевых условиях. Поэтому и головной убор другой.
– Вы скажете, – хмыкнул я. – Получается, что в теплом помещении князь сидит в меховой шапке, а отправляясь в поход, надевает на голову металлический обруч с открытым верхом, чтобы лысинка проветривалась…
– Ваши предположения?
– Полагаю, что на вершине власти в древней Руси стояло два человека. Верховный князь (его символ – шапка Мономаха) и главный военачальник, символом власти которого была золотая корона.
Кстати, на странице Лицевого свода носители властных головных уборов изображены существенно по-разному. Тот, что в центре – довольно молод, имеет каштановые волосы и короткую бородку. А тот, который в золотой короне, на вид постарше, его волосы и борода светлые, возможно седые.
– Вывод?
– Помимо шапки Мономаха, хранящейся в Оружейной палате, в царских сокровищницах должны были сберегаться и золотые короны. Но их там нет. Между тем в той же Оружейной палате мы обнаружили портреты целого ряда русских князей, изображенных именно в золотых коронах.
Русские князья в золотых коронах
– Угу. То есть вы предполагаете, что эти золотые изделия перед революцией могли быть изъяты из хранилища и спрятаны куда-то в потайное место. Так?
– Возможно.
– Продолжайте.
– Как известно, царь Петр Алексеевич, в дальнейшем получивший прозвание Великого, короновался дважды. Первый раз – вместе с братом Иваном Алексеевичем… Тогда, в 1682 году, был специально изготовлен двойной трон, на котором братья могли восседать, как соправители… И вторая шапка Мономаха. Ее изготавливали спешно, так что по совершенству работы она существенно уступает той, что досталась от предков.
Обе эти шапки находятся в Оружейной палате, мы их осмотрели.
Второй раз Петр короновался в 1721 году уже как император. Понятно, что такая пышная и политически важная церемония требовала и соответствующих регалий.
Корона Петра I
Все комментаторы сходятся во мнении, что Петр короновался по европейскому образцу. Известны по крайней мере два официальных портрета, где новый император изображен с короной, по внешнему виду существенно отличающейся от той, что хранится в государственном хранилище. При этом ни один справочник не упоминает о судьбе этого загадочного венца. Хроники сразу переходят к коронации его жены Екатерины I в 1725 году и к описанию царских регалий, которые при этом использовались.
– То есть императорская корона Петра Великого исчезла?
– Совершенно верно. Мы нигде не нашли никаких упоминаний о ее судьбе. Остались лишь косвенные свидетельства о том, как она выглядела.
– И как же?
– Мы считаем, что это был золотой обруч лепесткового типа. Причем каждый лепесток, украшенный драгоценными камнями, имел форму, которая известна, как «процветший крест». Что соответствовало европейскому образу христианнейшего правителя.
Возможно так же, что полное изображение императорской короны Петра сохранилось на большом государственном гербе, который некогда красовался над Фроловскими воротами Кремля.
– Фроловскими?
– Ну да. Над теми, которые в Спасской башне. Иван, покажи картинку.
Ваня-компьютерщик с готовностью пощелкал мышкой и явил начальственному взору нужное изображение.
Герб с короной
Руководство задумчиво взглянуло.
– Хм, да тут похоже чертова туча бриллиантов…
– Ага. Для сравнения, на отделку более поздней и более роскошной короны Екатерины Великой пошло 58 очень больших и 4878 маленьких бриллиантов, огромный рубин и 75 отборных жемчужин особо крупного размера.
– Кхм, – закашлялось начальство.
– Означает ли ваш кашель, что мы должны все бросить и полностью переключиться на поиски короны?
– Означает. Но кроме того, нужно еще и американцев как-нибудь ненавязчиво… В общем, если они найдут сокровища, нам придется их выкупать. А это не государственный подход. Ясно?
– Так точно. Разрешите выполнять?
– Выполняйте. Кстати, – руководство сделало паузу и, концентрируя наше внимание, подняло палец вверх, – когда в следующий раз будете общаться с американскими партнерами, постарайтесь не выглядеть идиотами.
– В смысле?
– В прямом! – рявкнул генерал. Потом устало вздохнул и извлек из стола пачку глянцевых снимков.
Запечатлены были наши физиономии в момент поедания петрушки. К фотографиям прилагалась газетная вырезка из Los Angeles Times с броским заголовком «КГБ становится травоядным».
– Блин, – выразил я общее мнение. – Когда же она успела?
– Гэйл Оак – журналистка. Причем американская. У нее наверняка фотоаппараты в каждой пуговице.
В общем, идите и работайте. Но чтобы я подобного безобразия больше не видел.