Вы здесь

Тайна женственности, или Как женщине раскрыть свою силу и стать хозяйкой собственной жизни. Глава первая. Маленькие чудеса повседневности (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2013)

Глава первая. Маленькие чудеса повседневности

Я не знаю, и, наверное, не узнаю, что переживает мужчина, когда ему в роддоме говорят: «У вас мальчик». Но я познал, что переживает мужчина, когда ему говорят: «У вас – ДЕВОЧКА». Удивление, почва уходит из-под ног… Словом ощущение, как у капитана футбольной команды, при переходе из первой лиги в высшую.

Родилась девочка… будущая Женщина… та, кто продолжит жизнь…та, кто будет любить, и та, кто, дай Бог, будет любима. За какой-то год с небольшим ее характер станет узнаваем, ее женская природа проявится в каждом движении, желании, действии…

Ее ЖЕНСКАЯ ПРИРОДА…Да, это действительно, нечто особенное… Не так давно я был приглашен к психологам-сказкотерапевтам. Они занимались с четырехлетними детьми и их родителями. Группа состояла из четырех мам с сыновьями, каждая пара играла в своей песочнице (психологи, особенно сказкотерапевты, любят использовать песок в работе). И тут появилась Она… А было ей четыре года с небольшим…

Она опоздала на 10 минут, но в этом не было Ее вины. Просто Ее папа плохо водит машину, из-за этого они попали в «пробку», – объяснила Она. Когда психолог предложил Ей снять обувь и пройти на ковер, где стояли песочницы, Она, легко поведя плечиком, сказала: «Я еще очень маленькая, для того чтобы самой снимать ботинки». Тут Ее папа бросился на колени, чтобы бережно снять с Нее уличную обувь и одеть теплые носки. Она обвела взглядом присутствующих в зале ровесников (которые, как вы понимаете, немедленно отвлеклись от песочниц и мам), состроила капризную гримасу, взяла папу за руку и потянула к свободной песочнице. Похлопав ладошкой по песку, Она сказала отцу: «Папа, принеси мне принцессу, жирафа, деревья и других зверей». Папа немедленно кинулся выполнять волю этой маленькой Женщины. Когда игрушки оказались у песочницы, Она инструктировала отца что он должен построить в песке и как расположить игрушки. Но самое поразительное ожидало меня когда психолог попросил детей рассказать о том, какую страну они построили вместе родителями. Она сказала: «Я здесь построила джунгли, в которых живет Маугли. Здесь у меня…» И так далее. Не «мы построили», а «я», не «у нас здесь», а «у меня»! И Она принялась рассказывать о стране, которую построил ее папа. Я слушал Ее потрясенный. Ведь эта четырехлетняя девчушка даже не притронулась к песку, она только показывала отцу пальцем, что куда ставить! «Настоящая женщина! – подумал тогда я. – Умеет же она сделать все чужими руками, а успехи приписать себе! причем, без тени смущения или сомнения!».

Да, но с другой стороны, каков отец! Ведь он действительно воспитывает в ней Настоящую Женщину.

Я уже слышу ваш вопрос: разве для воспитания Настоящей Женщины нужно потакать ее желаниям? Отвечаю: это прерогатива отца, но не матери. Кстати, о воспитании Настоящей Женщины я хочу поговорить особо, но чуть позже.

Забавно, но в старом блокноте у меня есть запись:


НАСТОЯЩАЯ ЖЕНЩИНА ТО, ЧТО ЕЙ НУЖНО, ДЕЛАЕТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО РУКАМИ МУЖЧИН.


Несомненно, то была встреча с настоящей Женщиной. Да, ей только четыре года. На зато – «какой типаж»! Откуда в маленькой девчушке эта Сила, которая заставляет Мир крутиться вокруг Нее?!

Да, друзья, это удивительная и потрясающая вещь – Женская Сила. Нет, это не просто очарование, красота, доброта, ум, мягкость… Это – СИЛА. Этой Силе служить одно удовольствие, потому что проявляется она в очаровательной незащищенности, завораживающей игривости, в твердой мягкости, в эгоистичной заботливости… Словом в том, что сводит мужчин с ума.

Но вот о чем я задумался, наблюдая за женщинами. Все ли они помнят о том, что в них есть Сила? Все ли они умеют ею пользоваться «в мирных целях», грамотно управлять? По-моему, нет. Заботы о семье, «зарабатывание» денег, мелкие и крупные дрязги, боль от измен, разочарование в людях, неблагодарность тех, кого Она любит, – все это заставляет Женщину не просто расходовать свою Силу. Все это заставляет Женщину забыть о том, что Она обладает Силой изначально, в принципе.

Женщина, забывшая о собственной Силе, становится раздражительной, тревожной, суетливой, неуверенной, недоверчивой. Она безбожно искажает информацию, все толкует «по-своему», весьма отдаленно от истины. Она стремится все сделать сама, не доверяя другим. Она реставрирует красоту тела, игнорируя «внутреннее содержание»… Обидно!

Дорогие Женщины! Любимые, прекрасные, заботливые и легкомысленные, игривые и серьезные! У вас внутри огромная Сила. Пожалуйста, помните о ней. Отбросьте суету и сомнения, пустые размышления и тревоги. Доверьтесь своей Силе, идите за ней.

Уже слышу ваши возмущенные голоса: дескать какая еще там сила, откуда ей взяться; усталость – да, но – сила? Отвечаю – ОТТУДА! Приложите руки к груди, послушайте, как бьется ваше сердце. Тук-тук. Ритмично пульсируя, живет внутри вас Сила. Ее вполне достаточно. Вы еще ничего не расплескали, поверьте.

Да, путь женщины полон ловушек. Тут и «хорошее воспитание», и «несчастная любовь», и «беспокойный ребенок», и «мужской шовинизм». Но в женщине заключена огромная Сила. Если она познает ее и научится ею пользоваться, она станет настоящей Хозяйкой собственной жизни.

Как женщине научиться выбирать лучшее для себя; как выстраивать «женскую стратегию» и создавать среду вокруг себя; как жить в соответствии с природными циклами, играть и выигрывать? Я много думал об этом. Перед моими глазами – близкие мне женщины, внучка, множество женских историй и судеб; книги, статьи, блокноты, дневники… Поэтому то, о чем вы читаете сейчас – не просто «плод воображения». Это – концепция. Концепция развития и поддержания Женственности. Ну уж простите, ну не можем мы, мужчины, без Концепции. Это моя Концепция прикосновения к Тайне.

Я знаю, что у женщины все начинается с Прикосновения. Я бы даже сказал – с Его Величества Прикосновения. Стоит прикоснуться к женщине, взять ее за руку, как вся она начинает вибрировать. И это – удивительно… Но я отвлекся… Итак…

… Прошу вас, возьмите в руки предмет, к которому вам приятно прикасаться, приятно держать в руках…Мне очень интересно, что же вы взяли в руки?… Кошелек? Подушку? Сумочку? Кота? Игрушку? Записную книжку?… Этот предмет теплый или прохладный? Мягкий или твердый? Гладкий или шершавый? Он вызывает у вас какие-то чувства, воспоминания, или желания?… Или его просто приятно держать в руках?… Вы держите его в руках и на ваших устах появляется мягкая улыбка… Это чудесно. Это чудесно увидеть, как вы улыбаетесь ПРОСТО ТАК!.. Прошу Вас запомните это удивительное чувство, это волшебное состояние, когда вы улыбаетесь ПРОСТО ТАК…

Для мужчины улыбка женщины ПРОСТО ТАК – подарок. Он начинает думать, что Она улыбается ему, а Она улыбается ПРОСТО ТАК.


В ЖЕНСКОЙ УЛЫБКЕ ПРОСТО ТАК – ВЕЛИКАЯ ТАЙНА. В ЖЕНСКОЙ УЛЫБКЕ ПРОСТО ТАК – ПРОЯВЛЯЕТСЯ ЖЕНСКАЯ СИЛА.


Мужчина легко приписывает источник Ее улыбки своим достижениям, себе. Он окрыляется ощущением собственной победы, он вдохновляется желанием служить Ей. Потому что Ее улыбка ПРОСТО ТАК – это самая лучшая награда для него. Легендарная улыбка Джоконды – это улыбка ПРОСТО ТАК, и она уже несколько веков завораживает людей.

Улыбка ПРОСТО ТАК – это главное «секретное оружие» Женщины. ПРОСТО ТАК улыбнуться может только ИСТИННАЯ ЖЕНЩИНА, тонко понимающая и принимающая свою природу, заботливо ухаживающая за ней.

Получается, что вся эта книга о женском искусстве улыбаться ПРОСТО ТАК. Да, так много страниц, чтобы постичь одну простую вещь… Один сокровенный секрет. Секрет Женственности… Улыбку ПРОСТО ТАК…


Скажите, когда вы улыбаетесь ПРОСТО ТАК? Может, в выходной или праздничный день, в День Рождения, 8 марта, 2 января? Когда не нужно некуда спешить, когда близкие имеют все основания позаботиться о вас? Вы открываете глаза, понимаете, что целый день ПРИНАДЛЕЖИТ ТОЛЬКО ВАМ. И вы улыбаетесь… ПРОСТО ТАК… Как это прекрасно! Вы сладко потягиваетесь; вам приносят в постель чашку ароматного чая или кофе. Что вы предпочитаете?… Никуда не торопясь, вы долго стоите под упругими струями воды, обволакивая бархатистой мыльной пеной свое тело. А потом, широко распахнув дверцы платяного шкафа, долго выбираете наряд для наступившего дня. Какой сегодня явить себя миру? Строгой? Романтичной? Загадочной? Недоступной? Или – открытой? А потом… потом начинается волшебство. Вы раскладываете перед зеркалом все эти недоступные мужскому пониманию загадочные баночки с кремами, гелями, пудрами, румянами. Флаконы с духами, кисточки, щеточки… Разве это не волшебство? Разве это не чудо – начинать свой новый день ТАК, с улыбки ПРОСТО ТАК?… Для меня наблюдать за этим – настоящее удовольствие, Маленькое Чудо Повседневности.

А теперь представьте, вы вышли из дома. Вас как будто несут крылья. На вас останавливаются взгляды. Есть среди них восхищенные, есть завистливые, есть удивленные, есть влюбленные. Но нет равнодушных. Потому что невозможно быть равнодушным к САМОЙ ЖИЗНИ. А вы сейчас – летящая, будоражащая воображение, прекрасная – и есть САМА ЖИЗНЬ.

Узнаете себя? Простите, не расслышал. Хотя главное, что я вас узнаю.

Да, это свободный или праздничный день. А скажите, как вы начинаете свой обычный, рабочий день. Быть может, вы, встав раньше всех, готовите завтрак для семьи? А, может, вы любите поспать подольше, и утром встаете автоматически, и вам «ни до чего»? Я знаю, что вы не всегда высыпаетесь, знаю, что иногда вам утром «кусок в горло не лезет». Если бы вы знали, как мне хотелось бы это изменить!

Как бы мне хотелось, что бы ни одна из вас не говорила с утра так, как одна моя знакомая. Я даже записал ее слова, они меня тогда очень расстроили. Привожу дословно: «О, Боже, опять этот новый день! Опять звенит этот гадкий будильник, а я как раз задремала только под утро. Надо вставать готовить завтрак, хотя могли бы уже и сами себя обслуживать, не маленькие. Но – дождешься от них, ничего не могут без меня сделать. И на работе тоже самое… Опять этот вечно капающий кран. Хоть бы кто-нибудь потрудился вызвать водопроводчика. Кто это в зеркале?! О, Господи, лучше не смотреть! И ради этого я выходила замуж?! И ради этого я родилась на свет?! Почему в сказках все заканчивается свадьбой, и никто не предупреждает, что будет потом?!». Когда эта женщина выходила из дома, на ее озабоченном лице читались тревога, недоверие, разочарование. На ней останавливались взгляды. Были среди них – сочувственные, жалостливые, были и злые, иногда – холодные, пренебрежительные. Были и равнодушные. Именно эти взгляды расстраивали ее больше всего. Она даже приводила строчки Анны Ахматовой: «Мужчины смотрят не на меня, а сквозь меня». И она спрашивала, почему с ней происходит такое? Я тогда тоже задумался, что произошло с этой хорошей, умной и красивой женщиной. Почему она перестала возбуждать желание жить? Причем, прежде всего – у себя самой.

Мне очень горько и грустно, когда я вижу, как женщина сама себя «загоняет в угол». Да, я слышу, вы говорите, что не она сама себя загоняет, а обстоятельства. Муж, дети, работа, обязательства перед родителями, нереализованные мечты…Но со стороны мужчины кажется, что женщина это делает САМА. А мы просто даем ей возможность делать это. Нет, я не хочу снимать с себя ответственность! Я, например, постоянно твержу женщинам: «Плюньте на все, особенно на быт, успокойтесь, расправьте плечи! вы – самая красивая, поверьте в себя! начните больше заботиться о себе, баловать себя!». Что касается меня, то я стараюсь делать по дому все дела, не разделяя их на «мужские» и «женские». Но я-то, конечно, исключение… Хотя…

Есть у нас такой анекдот. К психологу приходит заплаканная женщина и говорит:

– Мой муж – чудовище! Я целыми днями убираю, стираю, мою, готовлю. А он, приходя с работы, даже слова доброго не скажет! Более того, он, попробовав мою еду, каждый раз недовольно спрашивает: «Это еда, или это уже ели?» Мне так обидно, так горько, так больно, что я даже хочу его убить! Скажите, доктор, что мне делать с моим мужем?

– Для начала, перестаньте его кормить, – рекомендует психолог.


Так и я всегда советую женщинам – переключите внимание со значимых других (детей, родителей, мужей) на САМОЕ СЕБЯ. То есть для начала перестаньте всех их кормить. Кормить своей Силой. Ну хотя бы посадите на диету – кормите на треть меньше. Тогда высвободившаяся энергия пойдет на вас. Тогда вы сможете ПОЗНАТЬ САМОЕ СЕБЯ. И уж поверьте мне, это ваше «САМОЕ» – прекрасно!

Ну, как вам мое предложение? Готовы начать познавать САМОЕ СЕБЯ? Тогда – вперед! Я постараюсь рассказать вам все, что знаю. Точнее все, что рассказали мне о себе вы, дорогие Женщины. Я, как системный аналитик, просто систематизировал эту информацию. Потому что -


МУЖЧИНЫ ВСЕГДА СТРЕМЯТСЯ СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ, КОТОРУЮ ДАЮТ ИМ ЖЕНЩИНЫ.


Первое, что я для себя выделил, объясняя самому себе Женскую Природу, это базовый принцип Женственности. Кстати, здесь мы с Дарвиным неожиданно для себя нашли согласие. Нет, он меня не убедил в том, что женщины, также как и мужчины, произошли от обезьяны. Я так и остался при своем мнении, что Женщин создал собственноручно Господь Бог. Мы со стариком Чарльзом сошлись на том, что все женщины чудо как изменчивы.

Поэтому базовый принцип Женственности – это ИЗМЕНЧИВОСТЬ. В каждой из вас самой Природой заложена способность постоянно меняться, переходить из одного состояния в другое. Целая гамма мельчайших переживаний проносится в вашем внутреннем пространстве, и вы даже не успеваете иногда отследить этот процесс. Так ли это? Каждая из вас по сравнению с собой вчерашней – разная, другая. Прошла ночь – и вы изменились. И в этой изменчивости – ваша Сила.


СИЛА ЖЕНЩИНЫ – В СПОСОБНОСТИ МЕНЯТЬСЯ.


Меняются настроение, ощущения, чувства, мысли, идеи, ваше восприятие окружающих. Это значит, что вы постоянно находитесь в движении. Как будто Жизнь для вас – это необыкновенный Танец. Наверное, поэтому мудрые люди и говорят, что женщина счастлива тогда, когда живет, танцуя.


ЖЕНЩИНА СЧАСТЛИВА, КОГДА ЖИВЕТ ТАНЦУЯ.


Скажите, вы любите танцевать? Иногда просто так, закрыв глаза, не думая о точности движений; забыв обо всем вокруг? Танцевать, когда вас никто не видит; танцевать, только потому, что этого не просит, а требует ваше тело?

Как мне хочется услышать от вас – ДА!

Надо сказать, что жизнь древних женщин была наполнена самыми разнообразными танцами. Когда-то они, танцуя, входили в таинственный резонанс с силами Природы. В них вливалась сила земли, воды, огня и воздуха. Танцуя, они освобождались от груза забот, обновлялись и открывались навстречу новой жизни, новому циклу.

Сокровенные женские танцы – не для любопытных глаз. Это правило действует и сегодня. Поэтому я говорю не о дискотеках, а о спонтанных танцах тогда, когда вы одна. Может, вы замечали за собой, что занимаясь какой-то домашней работой, особенно уборкой, вы что-то напеваете и пританцовываете? Если так – это чудесно!

Ведь в танце есть Легкость, в танце есть сила изменчивости, в танце есть ДВИЖЕНИЕ. Без движения, внутреннего и внешнего, Женщина погибает.

Простите, я увлекся разговорами о танцах. Просто наблюдать за танцующей женщиной – это огромное удовольствие. А танцевать вместе с ней!.. Но вы сейчас, вероятно, читаете книгу сидя или лежа. Думаете, так не потанцуешь? А вот и нет! Я точно знаю, что -


ЖЕНЩИНА УМЕЕТ ТАНЦЕВАТЬ ДАЖЕ НЕ ПРОИЗВОДЯ ЯРКИХ ВНЕШНИХ ДВИЖЕНИЙ.


Да, вы умеете танцевать уголками губ, изгибом бровей, движением ноздрей и плеч; легким поворотом головы, взмахом ресниц. Вы умеете танцевать даже взглядом, движением пальцев, дыханием. И каждое ваше даже мельчайшее, даже неуловимое движение может быть наполнено неповторимым и чарующим шармом, источником которого является ваше ВНУТРЕННЕЕ ДВИЖЕНИЕ.

Нет, я имею в виду не только движение крови и других элементов в вашем организме. Я имею в виду внутреннее движение вашей женской энергии. Вы хотите узнать, что это такое? Тогда читайте и слушайте свои ощущения.

…Если приложить руку к сердцу, можно ощутить внутреннее движение… Особый ритм, особый танец нашего сердца передается ладони… Где в недрах вашего внутреннего пространства, как будто в недрах самой Земли, рождается дыхание… У него тоже свой ритм, у него тоже свой танец… Если еще некоторое время вы послушаете себя, возникнет чувство, что вы соприкасаетесь с чем-то неизведанным и живущим собственной жизнью… Еще несколько мгновений, и вы чувствуете, как под аккомпанемент необыкновенного оркестра, все, что живет во внутреннем пространстве, приходит в движение… Все начинает двигаться в странном, но на удивление слаженном танце… Это не вальс, не полька, и даже не менуэт или гавот… Это ваш ВНУТРЕННИЙ ТАНЕЦ… Вы можете не слышать, как двигаются ваши ощущения и чувства, идеи и мысли… Но если вы сделаете глубокий вдох и выдох… а потом еще раз, и еще…то СИЛА ВНУТРЕННЕГО ДВИЖЕНИЯ станет ощутима каждой клеточкой вашего тела… Он всегда есть внутри – ваш ВНУТРЕННИЙ ТАНЕЦ… Даже когда вы не знаете о его существовании, даже когда вы забываете о нем… Он есть, он живет, меняется и – поддерживает ВАШ ТОНУС, помогает циркулировать вашей жизненной силе… Почему бы не сказать ему, вашему ВНУТРЕННЕМУ ТАНЦУ, СПАСИБО?…

Пока внутри Женщины есть танец – она живет. Пока звучит внутри музыка – она живет. Ваш внутренний танец – это МАЛЕНЬКОЕ ЧУДО ПОСЕДНЕВНОСТИ. Он начинается с момента рождения и сопровождает вас на протяжении всей жизни. При этом – меняясь. Меняется ритм, темп, последовательность и мастерство движений. Иногда вы осознанно или неосознанно убыстряете его, иногда – замедляете или усложняете…

Знаете, когда вы искусственно убыстряете темп вашего внутреннего танца? Когда начинаете волноваться, раздражаться, суетиться. Тогда из ваших движений уходят плавность и гармоничность, появляются угловатость, резкость, тяжесть. А на такие состояния и настроения, на эти, с позволения сказать, «движения», уходит большое количество вашей Жизненной Силы. Замечали?

Конечно, я понимаю и признаю, что женщина не может не волноваться, не раздражаться и не суетиться! Да-да, такая у вас природа. Я же не спорю. Я просто ПРОШУ – даже волнуясь, даже злясь, даже обременяясь заботами – НЕ ТЕРЯЙТЕ ПЛАВНОСТИ ДВИЖЕНИЙ! Вы ведь так красивы, поверьте!


ПУСТЬ ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ДВИЖЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ БУДУТ КРАСИВЫМИ ВСЕГДА, НЕЗАВИСИМО ОТТОГО, В КАКОМ НАСТРОЕНИИ ОНА ПРЕБЫВАЕТ.


Чувствуете, что раздражены? Прошу вас, сделайте глубокий вдох и выдох, расправьте плечи – пусть ваша голова гордо сидит на троне, и каждый поворот шеи наполнится ДОСТОИНСТВОМ.

Напрягает бремя забот и неразрешимых проблем? Не поддавайтесь! Подумаешь, бином Ньютона! На каждую неразрешенную проблему тяжелых движений не напасешься! Пусть ваши речь и движения останутся плавными и грациозными. Пусть каждый поворот головы будет наполнен достоинством, а на лице играет мягкая улыбка. Вот так! Они вам делают шах, и рассчитывают, что вы опустите плечи, а вы – раз! и не оправдали их ожиданий (под «они» и «их», в данном случае, я понимаю проблемы, заботы и неурядицы).

Вы волнуетесь, тревожитесь и ничего не можете с собой поделать? Вы чувствуете, что ваши заслуги признаны недостаточно? Вы разочарованы, обижены, уязвлены? Пусть у вас есть на это веские и объективные причины. Но ваш внутренний танец не должен от этого стать тяжелым. Не поддавайтесь натиску тяжелых чувств и мыслей! Наоборот, глубоко вдохните, тряхните головой, притопните ногой, взмахните руками, поведите плечами! Никто и ничто не имеет право менять ваш танец. Свой танец изменяете только вы сами.

Знаете, ведь мужчине очень интересно узнать, какой танец живет у вас внутри. Что это за движение, помогающее вам МЕНЯТЬСЯ?

Пожалуйста, возьмите цветные карандаши, или просто ручку. Позвольте вашей руке оставить след на этом поле чистого листа. Это просто движение. Пусть ваша рука, держа карандаши, меняя цвета, двигается так, как захочет. И тот рисунок, который получится, станет портретом вашего ВНУТРЕННЕГО ТАНЦА.

Ну вот, вы и познакомились. Позвольте представить – это ваш Внутренний Танец. Прошу любить и жаловать. Да-да, он – ваш верный слуга, ответственный за вашу СПОСОБНОСТЬ МЕНЯТЬСЯ, находиться в движении. В движении красивом, плавном, гармоничном, достойном.

Ах, мне бы вашу женскую способность меняться! Я бы всегда был хозяином своего слова – захотел дал, захотел взял обратно! Мне бы напоминали о моих обязательствах, а я бы удивленно вскидывал брови с невинным взглядом говорил: «Что вы имеете в виду? Я вам ничего не обещал!» А как бы легко решались все проблемы! Я бы просто о них забыл, закрылся ото всех, врубил музыку и начал танцевать. Я бы имел возможность легче ко всему относиться, чаще обновлять гардероб, я бы легко переходил из одного состояния в другое. Но – не могу. Принцип ИЗМЕНЧИВОСТИ – это женский принцип. В нестабильности и движении – ВАША СИЛА.

Вы спрашиваете, а почему же тогда почти все женщины стремятся к стабильности? Наверное, чтобы компенсировать избыток нестабильности, изменчивости. Но когда женщина приобретает стабильность она рискует потерять легкость движений, способность меняться, даже начинает лениться. Поэтому женщине приходится балансировать на лезвии бритвы – двигаясь, стремиться к стабильному состоянию, но, достигнув его, начинать новое движение.

Сколько же нужно женщине сил, чтобы находиться в движении, постоянно меняться? Мне даже и не представить. Зато я знаю, что внутри каждой женщины есть уникальный механизм, уникальная способность. Давайте назовем ее способностью собирать и накапливать.

Помните, чем занималась женщина в древние времена? Точно – собирательством. Она собирала коренья, травы, ягоды, а также – впечатления, знания, опыт, рассказы, сведения и прочее. Она собирала и накапливала. Если это были какие-то материальные ценности – еда, одежда, предметы, то таким образом пополнялась материальная база семьи. Если это были некие социальные впечатления – опыт общения с мужчинами, женщинами, детьми; субъективная типология людей и ситуаций, то таким образом создавалась база Ее представлений о законах взаимодействия людей друг с другом. Если это были некие духовные впечатления – опыт Ее общения с миром природы, переживание любви и гармонии, то таким образом создавалась копилка Ее духовного опыта. Собственно, эта КОПИЛКА ДУХОВНОГО ОПЫТА и поддерживала Ее на жизненном пути.

Копилка духовного опыта Женщины – это резервуар, хранилище, вместилище Ее Жизненной Силы.

Вы говорите, что духовность и духовный опыт относятся к тем тонким понятиям, которые каждый из нас понимает по-своему? Согласен. Поэтому позвольте сказать, что я понимаю под духовностью и духовным опытом, говоря о Женщине.

Мудрецы говорят, что – духовность это не религия. Особенно для Женщины. Духовность для Женщины – это СОСТОЯНИЕ.


ДУХОВНОСТЬ ДЛЯ ЖЕНЩИНЫ – ЭТО СОСТОЯНИЕ ПРИНЯТИЯ СОБСТВЕННОЙ УНИКАЛЬНОЙ, ГАРМОНИЧНОЙ, БОЖЕСТВЕННОЙ ПРИРОДЫ.


Духовность Женщины тесно связана с Ее внутренней природой, Ее внутренней силой. Духовный опыт Женщины – это набор взаимосвязанных между собой разнообразных переживаний гармонии с самой собой и окружающим миром. Духовный опыт приобретается Женщиной тогда, когда она спокойна, расслаблена, находится в безопасной, желательно природной среде. В этом случае, Она имеет возможность ОТКРЫТЬСЯ потокам и энергиям, действующим в Природе.

Когда я говорю о вашем спокойном и расслабленном состоянии, я не имею в виду того, что ваш внутренний танец на время останавливается. Совсем наоборот. Когда вы спокойны и гармоничны ваш внутренний танец на редкость красив, он просто завораживает. Как завораживает спокойная, тонко понимающая свое естество Женщина.

Но есть одно важное условие, при котором Женщина приобретает свой духовный опыт. Ей нужен ПАРТНЕР ПО ТАНЦУ. А истинный партнер появляется тогда, когда она ДОВЕРЯЕТСЯ, открывает свое сердце и каждую клеточку тела ему навстречу. Открытость, доверие, восприимчивость – это первые шаги к получению духовного опыта.


ДОВЕРИЕ И ВОСПРИИМЧИВОСТЬ – ЭТО ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЖЕНЩИНОЙ ДУХОВНОГО ОПЫТА.


Не нужно тревожиться, ожидать подвоха, предвосхищать возможность разочарования. Все будет хорошо. Ваш партнер по танцу умел, прекрасен, чуток. Он сможет позаботиться о вас. Верьте ему, и вы получите ни с чем не сравнимое ВПЕЧАТЛЕНИЕ, Переживание. Такое, кстати уже случилось с одной прекрасной дамой по имени Клоринда, – героиней сказки Андрея Гнездилова. Позвольте я вас немного отвлеку и расскажу эту историю.

Клоринда

Ах, какая красавица была графиня Клоринда! Стоило раз взглянуть на нее, чтобы потом она снилась целую неделю… Говорили, что даже зеркала в ее замке лопались от восторга, если она задерживалась перед ними несколько дольше часа. Поклонники приезжали к графине с раннего утра, и гостиная перед ее покоями превращалась в сад. Каких ей только цветов непреподносили! Тут были и розы, и магнолии, и нарциссы, и лилии…

Но могло ли благоухание их сравниться с ароматом комплиментов, которые изливались Клоринде, а их краски смели ли соперничать с драгоценными тканями нарядов гостей? Как только графиня садилась за стол, чудесная музыка услаждала слух ее, и птицы спешили прочь от замка, наверное, стыдясь своего' пения. Много знатных вельмож искало руки Клоринды. Торжественно и важно они вступали в замок под громкие звуки фанфар, но уезжать им приходилось тихо и незаметно. Никто не мог добиться ее благосклонности. Красавица принимала все проявления чувств, как дань, отвечая на них лишь милостивой улыбкой, так что женихов даже прозвали «охотниками за улыбкой».

Среди кавалеров Клоринды, однако же, выделялись четверо, которые составляли ее постоянную свиту. Один был поэт, воспевавший графиню в стихах и находивший бесконечные сравнения для ее красоты. Другой – музыкант, сочинявший грустные и веселые мелодии в зависимости от настроения Клоринды. Третий – художник, изображавший на своих картинах только ее. А четвертый… Вот, пожалуй, о нем-то и нечего сказать. Какими достоинствами он обладал и почему графиня взяла его в свою свиту, было совершенно непонятно. Звали его Живлей, не обладал он никакими видимыми талантами, казался неуклюжим и большей частью молчал, грустно поглядывая на Клоринду. В шумном, блестящем обществе, окружавшем графиню, он всегда оставался незаметным, но стоило ему уйти или не принять участие в очередном развлечении, у Клоринды тотчас же портилось настроение.

– Куда опять подевался этот несносный Живлей? – спрашивала она хмурясь, и сама не могла понять, зачем он ей нужен. Живлея находили, и все становилось на свои места, а виновник переполоха немедленно забывался. Однажды Клоринда позвала его к себе и прямо спросила: – Может быть, ты колдун? Скажи, что ты делаешь и почему в твое отсутствие мне начинает казаться, что благополучие так же покидает меня? Живлей посмотрел ей в глаза и тихо сказал:

– Я люблю Вас.

– Ну и что? – продолжала графиня. – Все меня любят, и я сама тоже. Не в этом же дело.

– Но у каждого своя любовь, – промолвил юноша.

– Ты просто не хочешь говорить, – рассердилась графиня, – все равно, не думай, что я не могу без тебя обойтись.

Живлей опустил голову и ничего не ответил. На следующий день он уехал из замка. И что же Вы думаете? Клоринде стало ужасно не везти. Да и не только ей. Поэт, сначала обрадовавшийся уменьшению числа своих соперников, хотел сочинить прекрасные стихи, но почему-то не смог. В голове его вертелись старые рифмы, но ни одной новой строчки не выдумывалось. Музыкант начал играть какую-то песенку, но вдруг почувствовал, что ужасно фальшивит. Художник же спутал краски и нарисовал лицо Клоринды зеленым. Да что там! Комплементы остальных поклонников графини стали казаться ей такими скучными, что она заткнула уши.

Но все-таки Клоринда решила справиться сама со своими неудачами. Не посылать же за Живлеем! Это было уже выше ее гордости. Проходили дни, а никаких перемен к лучшему графиня не могла заметить. Более того, она стала плохо спать, и ей даже показалось, что она подурнела. В самом деле, первым признаком явилось то, что зеркала уже не лопались, сколько бы она ни стояла перед ними. Конечно же, все это так огорчало Клоринду! Она даже чуть не отказалась от приглашения на бал, который устраивал в горном дворце старый, мудрый министр. А там предполагался грандиозный праздник, в заключение которого должен был решиться вопрос, кого считать первой красавицей королевства.

Да, действительно, бал оказался необыкновенным. Самые искусные музыканты исполняли самые прекрасные мелодии, самые роскошные угощения стояли на столах, самые веселые шуты забавляли гостей. Все было самое, самое! И в первую очередь, дамы – прелестнейшие красавицы собрались на этот праздник. И вот, когда гости устали веселиться и последний фейерверк погас среди причудливых скал, хозяин дворца обратился ко всем собравшимся:

– Глаза мои разбегаются и не могут различить достойнейшую из дам, которую мы должны признать сегодня первой. Однако Вы все согласитесь со мной, что лучшим и единственным венцом для красоты является любовь. Ведь потому красота и восхищает нас, что обладает силой пробуждать чувства. В этом дворце есть волшебный грот. Хрустальные сталактиты свисают там с высокого потолка и с них стекает вода. Звуки капель, падающих на каменный пол, сливаются в тихую мелодию вальса. Среди прозрачных сталактитов светятся чудесные цветы, которые падают только к ногам танцующих под эту музыку. Но внизу царит всегда сумрак, а один край грота кончается обрывом. Глаза людей не могут различить опасного места, и только сердце, полное истинной любви, может отважиться на этот танец. Пусть же назовем мы первой ту даму, чья красота уже увенчана любовью, которой она без колебания готова доверить свою жизнь. Цветы из грота будут наградой смелым и знаком нашего выбора.

Робко расступились красавицы, глядя на своих кавалеров, а они, еще недавно так красноречиво говорившие о своей любви, вдруг смолкли и смущенно опустили глаза. О, многие не побоялись бы рискнуть своей жизнью, но теперь смерть угрожала и их возлюбленным, и выносила приговор их чувству. Кто же был так уверен в любви своей, чтобы отправиться за цветами в волшебный грот? В томительном молчании стояли растерянные гости. Клоринда только раз взглянула на свою свиту и отвернулась, собираясь уйти прочь из дворца.

Но вдруг кто-то загородил ей дорогу. Это был Живлей, и впервые графиня задрожала от его взгляда. Испуганный шепот пронесся среди толпы, когда он пригласил Клоринду на танец. Можно ли рассказать о том, как кружились они в темном гроте, крепко обняв друг друга и слыша только чарующую мелодию вальса да стук своих сердец! Подобные далеким звездам, сияли над ними волшебные цветы, и странный аромат их туманил голову. Гости же, столпились у закрытых дверей грота, со страхом ожидали исхода.

Но вот заскрипели створки, и на пороге появилась Клоринда. На голове ее сверкал венок, ослепительно белых цветов. Рядом шел Живлей. Радостные крики приветствовали их. Старый министр возвел Клоринду на золотой трон. Тотчас же окружила ее толпа поклонников, спеша поздравить первую красавицу королевства. Поэт немедленно сочинил великолепные стихи. Музыкант взмахнул палочкой, и загремела музыка. Художник спешно схватился за кисть. Зеркала во дворце… со звоном лопнули. Но графиня не замечала ничего. Ее глаза смотрели только на Живлея, который стоял в стороне у колонны и улыбался ей.

Взаимоотношения с искренне любящим мужчиной подобны Танцу. Такой Танец – это Маленькое Чудо Повседневности. Этот Танец – важная часть духовного опыта Женщины. Такой Танец наполняет Женщину Силой.

Но любящий мужчина, как партнер по танцу, приходит к женщине не сразу, а в определенный момент. Я сам точно не знаю, но говорят, что женщина учится танцам у одного особого мастера. Он – ее первый партнер и учитель танцев. Вы спрашиваете, как его зовут?

Его имя – МИР ПРИРОДЫ. Ну, как вам это?

Замечали, что когда вы оказываетесь вдалеке от людей, цивилизации, там, где природа еще чиста и гармонична, у вас возникают удивительные ощущения? Восторг, наполненность, безотчетная радость, безграничное доверие. Вам хочется двигаться, танцевать, ваше сердце открывается? Бывало с вами такое?

Если так, то давайте представим себе, что…

Представьте себе, что вы оказались в удивительно красивом и чистом месте… Может быть, это берег моря, озера или реки; лесная поляна, предгорье или горы… Здесь безопасно и красиво… Вы вдыхаете чистый воздух полной грудью… Ваше сердце открывается навстречу Миру, Природе… Появляется ощущение наполненности, каждая клеточка тела наполняется легкостью и радостью… Знаете ли вы что это за удивительное чувство, что это за удивительно переживание? Ах, это ни что иное, как ПРИГЛАШЕНИЕ К ТАНЦУ. Да-да, ваш покорный слуга, ваш заботливый партнер – Мир Природы приглашает вас на танец. Сколько можно танцевать одной? Как галантен, как прекрасен Мир Природы, ваш сегодняшний партнер!.. Напрасно вы говорите, что он невидим! Напрасно вы говорите, что он не обнимает вас за талию! Он, как раз, обнимает вас в данный момент… А то, что его прикосновения легки и заботливы, вовсе не говорит о его неуверенности… Напротив, только сильный и тонко чувствующий партнер может обнимать вас так незаметно, не сдерживая собственных движений и желаний партнерши… Вы говорите, что он невидим?… Но позвольте, а как же быть с тем, что вы видите вокруг?!. Деревья, небо, трава, лучи солнца… Как все красиво и многообразно! Таков Он, ваш сегодняшний партнер по танцу – Его Величество Мир Природы… Ах, вам хочется, чтобы Он принял облик любимого мужчины?… Да-да… но это уже совсем другая история… Сегодня, сейчас наслаждайтесь танцем с самым удивительным партнером – Его Величеством Миром Природы… И пусть каждая клеточка вашего тела, пусть ваше сердце, ваша душа запомнят эти удивительные мгновения… Ведь это – самое настоящее Чудо – танцевать с Самим Миром Природы!..

В танцах с Миром Природы Женщина обретает свой первый духовный опыт, а потом уже постепенно учится извлекать его из других источников. И эти источники – Маленькие Чудеса Повседневности.


ЖЕНЩИНА – СОБИРАТЕЛЬНИЦА МАЛЕНЬКИХ ЧУДЕС ПОВСЕДНЕВНОСТИ.


Может, потому что вы сами и есть самое настоящее Чудо? Ведь вы, в отличии от мужчин, ориентированы больше на процесс, а не на результат. Вы можете ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ощущать ценность каждого не только дня, но и мгновения. Вы умеете любоваться игрой света в дождевых каплях, радугой или необыкновенным освещением, которое бывает когда всходит солнце. Вы можете любоваться детской игрой, и получать удовольствие от обычных разговоров. Вы умеете наблюдать за своими чувствами и мыслями. Вы можете видеть полутона и яркие краски, вы умеете ЖИТЬ В ПРОЦЕССЕ, не ожидая результата. А мы вот так не можем…


ЖЕНЩИНА МОЖЕТ НЕ ОЖИДАТЬ РЕЗУЛЬТАТА, А ЖИТЬ, СОБИРАЯ МАЛЕНЬКИЕ ЧУДЕСА ПОВСЕДНЕВНОСТИ.


Я, действительно вам завидую, у вас есть дар жить, не терзая себя ожиданием результата, а собирая Маленькие Чудеса Повседневности. Я этому специально учился у женщин. Мне хотелось собрать достойную коллекцию. А у вас ведь такая коллекция уже есть. И она, наверное, большая. Не пора ли проводить инвентаризацию?

Давайте посмотрим, сколько Маленьких Чудес вы насобирали только за сегодняшний день.


Пожалуйста, запишите необычные впечатления, ситуации, наблюдения, которые СЛУЧИЛИСЬ сегодня.

1. Я увидела как…

2. Я заметила, что…

3. Я услышала…

4. Я почувствовала…

5. Я удивилась…

6. Я рассмеялась…

7. Я сделала…


Знаете, что нужно женщине, чтобы чувствовать себя счастливой? Каждый день класть в свою копилку не менее семи Маленьких Чудес Повседневности. Вот так, все очень просто.

Зато, когда вы вечером перечитаете свой список чудес, вы улыбнетесь ПРОСТО ТАК, легко и очаровательно. А для окружающих, которые, быть может, застанут вашу улыбку ПРОСТО ТАК, это станет незабываемым.


Но позвольте мне вернуть вас в начало НОВОГО ДНЯ. Скажите, с каким настроением вы просыпаетесь? Какая первая мысль приходит вам в голову? Какое первое действие вы делаете? Все это очень важно. Дело в том, что жизнь Женщины наполнена множеством ритуалов.

Знаете, что такое РИТУАЛ для Женщины? Это некое символическое действие, сопровождаемое красивыми мыслями и чувствами. Ритуал поможет вам настраиваться на определенную деятельность так, чтобы выполнять ее с удовольствием и качественно. Так, чтобы не только расходовать Жизненную Силу, но и восполнять ее.


С ПОМОЩЬЮ РИТУАЛА ЖЕНЩИНА НАСТРАИВАЕТ СЕБЯ НА ДЕЙСТВИЕ, ИЛИ ОСВОБОЖДАЕТ СЕБЯ ОТ НЕНУЖНОГО.


Я замечал, что женщины нередко неосознанно выполняют различные ритуалы вхождения в новый день. К таким ритуалам относятся нанесение макияжа, чашка кофе или утренняя сигарета. Помните знаменитый фильм Э. Рязанова «Служебный роман»? С чего начинался каждый рабочий день в статистическом учреждении? Все женщины накладывали румяна, красили ресницы, словом, «делали» лицо! Как тонко и точно показан ритуал начала дня. А теперь представьте себе, что было бы, если бы они этого не делали. Какой микроклимат создался бы в учреждении?

Некоторые женщины начинают свой день с чашки чая или кофе. Другим нужно обязательно с утра поругаться. Третьим – пофлиртовать, четвертым потолкаться в транспорте, пятым – поговорить с мамой…

Словом, женщине необходимо себя «включить» в новый день. Если у нее нет собственного РИТУАЛА НАЧАЛА НОВОГО ДНЯ, то она весь день может чувствовать себя разбитой, усталой, раздраженной, словом «не включенной».

Хотя у некоторых из нас есть и курьезные ритуалы входа в новый день. Мне рассказывали о некой привлекательной даме, которая очень любила поспать. Она спала, как говориться, до последнего, и собиралась на работу за пять минут.

Действовала она следующим образом. Не открыв полностью глаз, она сбрасывала ночной наряд и облачалась в нижнее белье. Потом споласкивала лицо, подхватывала сложенную вечером сумку с одеждой и косметикой, прыгала в высокие сапоги и одевала просторную шубу (весной пальто, летом – плащ). Так она доходила до работы (благо та находилась недалеко от дома). А работала она в «режимном» учреждении, в котором вахтер делал отметку об опозданиях.

Так вот, она проскакивала вахтера и направлялась в дамскую комнату, где одевалась и приводила себя в порядок. Такой ритуал входа в новый день был доведен у нее уже до автоматизма, и это стало причиной весьма пикантной ситуации.

Однажды она договорилась с новым знакомым пойти в театр. Пришла с работы пораньше и решила вздремнуть пару часов. Но так как просыпалась она обычно за пять минут до выхода, можете себе представить, что случилось в тот раз! Да, она не открывая глаз, облачилась в нижнее белье, сполоснула лицо, подхватила рабочую сумку, прыгнула в высокие сапоги и запахнулась в шубу. И только в театре, элегантно распахнув ее, она заметила, что не совсем одета…

Так что, ритуал начала нового дня не должен быть только привычным автоматическим действием. Ритуал – это действие осознанное. С его помощью вы постепенно будите себя, «включаете» в новый день.

Вот, к примеру, скажите, вы имеете привычку заводить будильник на полчаса раньше необходимого срока? Если – да, то прекрасно. Дело в том, чтобы проснуться женщине требуется 40 минут.

Вы говорите, что ставите будильник на 40 минут раньше, и успеваете за это время снова заснуть? Ничего страшного. дело в том, что этот ваш утренний ПОСЛЕБУДИЛЬНИЧНЫЙ СОН – это часть ритуала начала нового дня. Этот сон самый легкий и крепкий одновременно. В нем ценна каждая секунда. В нем познается ценность каждого мгновения утреннего сна. Разве это не чудо?


ЛЕГКИЙ ПОСЛЕБУДИЛЬНИЧНЫЙ УТРЕННИЙ СОН ЖЕНЩИНЫ – ЭТО ОДНО ИЗ МАЛЕНЬКИХ ЧУДЕС ПОВСЕДНЕВНОСТИ.


Вот начинается отсчет последних секунд… 50, 45, 40… можно сладко потянуться, потом еще раз… глубоко вдохнуть и выдохнуть… и тут вы почувствуете, что вам нужно еще 5 минут полежать. Но нельзя, можно опоздать. И в этот момент вам просто необходимо махнуть рукой на все дела и заботы. Как в популярной рекламе – «пусть весь мир подождет». И в этот момент, вам просто необходимо, повернувшись на другой бок, заняв какое-то очень-очень удобное положение подремать еще 5 минут…

Так вот, а когда вы проснетесь через 10 минут, нужно сладко потянуться, сделать несколько глотков воды (стакан должен стоять у изголовья) и подумать о том, как чудесно быть Женщиной. Ведь о вас уже говорят, что вы не пунктуальны. Хотя это, конечно, мужской миф. Но зачем, скажите, разочаровывать нас, мужчин? Зачем показывать нам, что Женщина может держать слово и являться вовремя? Зачем лишний раз демонстрировать свое совершенство и стремление к доминированию? Абсолютно незачем! Теперь делайте глубокий вдох и выдох, потягивайтесь и не спеша вставайте. Поверьте, вы все успеете.

Как вам такой ритуал входа в новый день? Я ни в коем случае не хочу покушаться на ваши деловые качества, критиковать вас за проявление ответственности и пунктуальности. Тем более, если вы – «жаворонок» и легко встаете с утра. Я просто хотел, чтобы с утра вы никуда не торопились. Да, я, как мужчина, пониманию далеко не все тонкости вашей натуры. Но я точно знаю, что ритуал входа в новый день необходим каждой женщине.

Давайте его составим, а потом начнем тренироваться, например, в выходной или праздничный день. Итак, возьмите, пожалуйста, в руки карандаш или ручку.

1. Какие движения мне приятно сделать утром, не открывая глаз?

2. Насколько глубоко мне приятно вздохнуть, не открывая глаз?

3. Что мне хочется выпить с утра, почти не открывая глаз?

4. Какой красивый образ природной среды (лес. море, луг, горы и др.) поможет мне настроиться на новый день?

5. О чем приятном и достойном мне стоит подумать, чуть приоткрыв глаза?

6. С каким чувством я могу вставать?

7. Какие действия помогут мне настроиться на новый день?

Ритуалы входа в новый день могут меняться, обновляться. Вы даже можете придумать специальные ритуалы на рабочие и выходные дни.

Говорят, когда женщина настроена на новый день, Маленькие Чудеса Повседневности начинают сами проситься в ее копилку, чтобы пополнить ее коллекцию, ведь она с радостью протягивает им руку.

Я сейчас рассказывал вам про ритуал начала нового дня и вспомнил одну свою знакомую. Она вскакивала утром с будильником и «как угорелая» носилась по дому, разгоняя сон и нагоняя страх на окружающих. За глаза ее звали «динамо-машиной». А все отчего? От чересчур активного ритуала начала нового дня.

Другая моя знакомая любит говорить так: «Нет ничего такого внешнего, что бы помешало нам, женщинам, начинать утро с красивого ритуала. Есть только внутреннее препятствие – наша лень. Если вы уж решили заняться собой – начинайте с ритуала входа в новый день. Это дешево и полезно. Это – женская дисциплина, связанная с заботой о своем внутреннем настрое, движении, танце. Это – женская ответственность за свое самочувствие и тот свет, который мы несем в окружающий мир. И, вообще, если есть возможность, начинайте новый день с танца или песни! А лучше – и того, и другого». Как вам такая рекомендация?

Прошу вас, начните практиковать начало дня с красивого ритуала в ваш выходной, когда вы выспитесь. А потом, уже в рабочие дни, если у вас не хватит утром времени, вспомните о ритуале по дороге на работу, в транспорте. В маршрутке, автобусе, метро вы сможете на несколько минут закрыть глаза. И в этом состоянии полусна представлять себе красивые образы, напитываться ими. Пусть это станет для вас привычным. Это поможет вам настроиться на новый день.

Итак, об утреннем ритуале «вхождения» мы поговорили. Занавес спектакля нового дня поднят. Перед вами сцена. На этой сцене разыгрываются социальные отношения. Вы можете активно в них участвовать, будучи актрисой. Вы можете активно в них участвовать будучи сценаристом и режиссером. Какую роль вы предпочитаете? Как бы то ни было, помните, что ВСЕ ЭТО ТОЛЬКО ИГРА, все это только продолжение ВАШЕГО ТАНЦА.

И вот день подходит к концу, пора опускать занавес. Теперь я имею в виду ритуал завершения дня. Вы умываетесь, переодеваетесь, забираетесь под одеяло. И что вы делаете дальше? Нет, я ни в коем случае не требую от вас интимных откровений! Я о другом, просматриваете ли вы, закрыв глаза, лучшие эпизоды ушедшего дня? Другими словами, просматриваете ли вы те Маленькие Чудеса Повседневности, которые подарил вам уходящий день? Если это так – честь вам и хвала, если нет – прошу вас, заведите себе такую привычку, пожалуйста. Это – ритуал завершения дня. Это важная часть вашей жизни.

Если уходящий день принес вам слишком много тревог и разочарований, и никакими чудесами там и не пахло, тогда вам потребуется помощь вашего дисциплинированного воображения.[1] Каким бы ни был день, закрывая глаза, представьте себе красивый природный образ: горы, берег моря, зачарованный лес, заповедную поляну, прекрасный сад. Скажите себе мысленно -


ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО.


Во многих женских сказочных и реальных историях помощь женщине приходит во сне. Правда, для этого ей нужно оставить калитку восприятия открытой. Тревоги дня запирают эту калитку, а красивый образ и позитивное утверждение, сказанное самой себе перед засыпанием, – отпирают ее.

Недаром говорят: «Утро вечера мудренее». Знаете, почему? Потому что, засыпая, женщина передоверяет заботу о себе собственному бессознательному. Она открывает кладовые своих ресурсов волшебным ключом красивого образа и положительного утверждения. И вот из ваших кладовых выходят ваши невидимые слуги (называемые психологами «ресурсами») и начинают прибирать ваше внутреннее пространство от мусора негативных переживаний. Вы проснетесь утром и в своем чистом внутреннем пространстве увидите золотое решение. Оно существовало у вас внутри и раньше, просто разглядеть его было непросто, как непросто разглядеть жемчужину на пыльной дороге.

Так что, пожалуйста, возьмите себе за правило – каждый день, засыпая, представьте себе красивый природный образ и скажите себе что-то хорошее. После спектакля всегда сцена закрывается занавесом. А центр жизни перемещается в закулисье. Так и вы – представив красивый образ, закроете занавес, проведете символическую границу между внешним и внутренним миром. Теперь ваш танец – в закулисье бессознательного. Пусть он рождает для вас лучшие сновидения. Пусть ваши невидимые слуги приводят ваш внутренний мир в порядок. Спокойной ночи!..

Ах, простите! Я забыл спросить, не засыпаете ли вы с включенным телевизором?

Многие мужчины делают это. Но для вас подобное недопустимо. Женское подсознание лишком чувствительно, слишком подвержено программированию в состоянии засыпания. Поэтому засыпайте, пожалуйста, в тишине – с добрыми мыслями и чувством перспективы. Но если вы привыкли смотреть телевизор на ночь, тогда выключите его за 10 минут до сна, почитайте что-то красивое, сказки, например, или нашу книгу; или послушайте хорошую спокойную музыку, скажите себе вслух несколько добрых пожеланий, вспомните всех, кто любит вас, и кого любите вы. Все будет хорошо, спокойной ночи!..

Пока вы засыпаете, я расскажу вам сказку… Она принадлежит перу доброго сказочника Евгения Клюева. Это сказка о Смешной Снежинке.

Смешная Снежинка родилась на небе: все снежинки испокон веков рождаются на небе. Едва родившись, Смешная Снежинка начала падать: все снежинки испокон веков падают – и в этом их жизнь. А может быть, не только их жизнь, но и наша с вами – как знать… Смешная Снежинка падала и мечтала. Мечтала она вслух и приблизительно так:

– Вот сейчас я пролечу мимо этого облачка, потом – мимо того облачка, а потом ещё немножко пролечу – и тогда уже буду видна с земли. Ой, что там начнётся!.. Все станут задирать головы к небу и смотреть на меня. Интересно, какая я?

Тут Смешная Снежинка скосила глаза, чтобы посмотреть на себя со стороны.

– Красивая я, – решила она. – У меня шесть таких симпатичных лепесточков – и на каждом из них ещё по шесть симпатичных лепесточков… так что я получаюсь совсем как звёздочка! Даже, пожалуй, получше, чем звёздочка. Нет, просто гораздо лучше, чем звёздочка! Во-первых, у звёздочки только пять лепестков, а во-вторых, на этих её пяти лепестках никаких других лепестков уже нет. А на моих есть, причём шесть! Вот.

И Смешная Снежинка полетела быстрее, чтобы все скорее её увидели: не пропадать же такой красоте! А на лету она всё ещё продолжала разглядывать себя и восхищаться. Просто ужас, что приключится внизу, когда её наконец увидят… на всех дорогах, конечно, сразу начнутся аварии: никто ведь ни на что больше не станет смотреть – только на неё одну все и станут смотреть! Тогда все поезда сойдут с рельсов, и все машины столкнутся, и все пешеходы споткнутся и свалятся в кучу, а она будет медленно-премедленно уже падать и как бы не обращать ни на кого ни ма-лей-ше-го внимания.

Вдруг Смешная Снежинка справа от себя услышала маленькую чью-то песенку, и пришлось ей прекратить на некоторое время мечтать. Потому что она взглянула туда, где была песенка, и – ужаснулась: оказалось, что совсем близко от неё падала ещё одна снежинка. И какая!.. Смешная Снежинка просто обомлела: у соседки было тоже шесть лепестков и на каждом из них – ещё по шесть, но не простых… а узорных. А самое страшное, что на этих шести лепестках у другой снежинки было ещё по шесть – совсем крохотных! «Ничего похожего у меня нет!» – с отчаяньем подумала Смешная Снежинка и поспешно огляделась вокруг.

Оказалось, что в небе полным-полно снежинок: кроме неё и соседки, падало на землю, медленно кружась, Многое Множество менее красивых, таких же красивых и ещё более красивых! «В такой толпе меня не ровён час никто и не заметит, – сказала себе наша Снежинка, и жизнь показалась ей совсем грустной.

– Надо падать быстрее, надо опередить всех, чтобы меня первой увидели и мною одной залюбовались». Она собрала все свои силы и бросилась вниз – да так стремительно, что у самой дух захватило. По обеим сторонам от неё мелькали снежинки: одна с почтением уступала ей дорогу, другая бросалась в сторону, третья толкалась, четвёртая нарочно закрывала путь… Смешная Снежинка не успевала уже сосчитать, сколько у кого лепестков, и рассмотреть, какие это лепестки, тоже не успевала: она обгоняла всех, всех, всех.

Вот позади уже облачко, вот и второе позади… ах, как много ещё снежинок внизу – разве стольких сразу обгонишь? А снежинки кружились в хороводах, переговаривались, пели… до чего же весело им было! Но Смешную Снежинку их веселье не веселило: она падала вниз с немыслимой скоростью. В конце концов, ей действительно удалось обогнать всех и остаться одной. Только теперь Смешная Снежинка перевела дух и полетела медленнее: нельзя было сваливаться на город, как сумасшедшей! Следовало всё-таки сохранять какое никакое достоинство, падая с неба! Да вот беда: от такого стремительного полета она вся взмокла и почувствовала, как… как тает, становясь всё меньше, меньше, меньше.

«Что же это я наделала с собой!» – хотела было опомниться она, но опомниться уже не успела, потому что из снежинки превратилась в Капельку Чистой Воды… малыш в синем капюшоне поднял кверху тёмные глаза – и глаза его посветлели, потому что увидели много-много белых точек в небе.

– Сне-е-е-е-ег! – радостно закричал Малыш в Синем Капюшоне, – и другие малыши в разных капюшонах подхватили его крик: – Сне-е-е-е-ег!.. «Снег? – с недоумением подумала Капелька Чистой Воды. – А ведь и я была!.. Из снега получаются замечательно высокие сугробы – и Многое Множество малышей в разных капюшонах берёт тогда свои санки и катается с гор. Как, наверное, это всё-таки прекрасно – быть снегом!»

О, теперь это была уже не Смешная Снежинка – это была мудрая Капелька Чистой Воды, которая прожила почти целую жизнь. И, улыбнувшись тому, как глупо и быстро прожила она эту жизнь, Капелька Чистой Воды тихонько скользнула в ещё не успевшую замерзнуть землю – скользнула вместе со всеми своими хорошими мыслями, которые всё-таки успела додумать до конца.

Так и мы с вами сейчас скользнем в страну сновидений вместе со всеми своими хорошими мыслями, которые вы успели додумать до конца, и лучшими впечатлениями, которые когда либо были подарены вам самой Жизнью…