1. В памяти и на карте. Пролог
На карте Северного Урала в 10–12 км от господствующей горы Отортен в верховьях ручьев-истоков реки Лозьва находится место, обозначенное на современных картах красными буквами: «Урочище перевал Дятлова».
Место это отдаленное и глухое, ― около 100 км до ближайших таежных поселков геологов и лесорубов. Название места возникло постепенно после трагедии у подножия мансийской «Горы мертвецов» Холатчахль (1079, Холатсяхль), когда здесь в ночь 1–2 февраля 1959 года при загадочных обстоятельствах погибла группа из 9 туристов Уральского политехнического института под руководством Игоря Дятлова. Координаты места аварии (кедр): 61,778º СШ (69 º48 ); 59,467º ВД (59º28’, зона: 5h по Гринвичу, ― время в Лондоне здесь отстает на 5 часов, а время в Москве и Петербурге ― на 2 часа).
Причины и ход событий аварии долгое время были непонятны, несмотря на то, что раскрыть их пытались многие исследователи, а место аварии и памятный обелиск на скале-останце стали целью многих походов, экспедиций и поисков.
Имелись в этой истории и факты, леденящие души не в меру впечатлительных людей, ― загадки на уровне триллеров. Какая тайная сила заставила группу ночью разорвать палатку? Почему туристы бросили палатку с вещами, спустились в легкой одежде в лес, где погибли от холода в лютую стужу? Откуда на их одежде появились пятна радиоактивности? Что это за таинственные «огненные шары» летали по ночам в уральском небе со светом «полной Луны», и было ли это явление как-то связано с аварией? Почему и как погибшие получили такие странные и тяжелые травмы, причем без видимых внешних повреждений? Почему у одной из погибшей отсутствовал язык?..
Родилось много слухов, предположений и легенд об этой истории. Ей посвящены десятки статей и несколько книг, ― художественная повесть Ю.Ярового «Высшей категории трудности», женский, и частично документальный роман Анны Матвеевой «Перевал Дятлова», мистический триллер Анны Кирьяновой «Охота Сорни-Най» (в первой редакции: «Смерть на перевале»). Телевизионное агентство Урала создало многосерийный телефильм «Тайна перевала Дятлова». Об этой трагедии регулярно упоминают в передачах и статьях об уфологических, аномальных, паранормальных и загадочных явлениях.
Официальное «дело» прокуратуры об аварии, закрытое и для дальнейшего расследования, и для свободного доступа, не дало ответа на эти вопросы. В его выводе о «непреодолимой стихийной силе», погубившей туристов, осталась какая-то «недосказанность», «неопределенность», «недоработка».
Попытки же исследователей, даже изучивших это «дело», дать ответ на загадки аварии Дятлова вызывали все новые и новые вопросы, которые не разъясняли ситуацию, а все более ее запутывали. Каждый «ответ» на вопрос с постановкой нового вопроса не был ответом, и не давал правильного результата. Публикации не давали ответов на загадки, а лишь высказывались предположения.
Чем же была эта «авария Дятлова»? «Природной аварией» туристкой группы, каких много? Или случилась авария, связанная с какими-то «техногенными» факторами: падением ракеты, испытаниями оружия? Или явилась результатом преступления, умышленного, или неумышленного? И имелись ли в ней какие-то «закрытые» властями страницы с целью предотвращения «утечки информации» о каких-то «секретах» или о действиях самих властей? А может, здесь имели место какие-то пока необъяснимые наукой аномальные явления?..
Настоящее повествование документально, ― оно рассказывает об «общественном» расследовании, инициатором и следователем которого явился Евгений Буянов, помощь которому оказали многие другие люди, ― опытные специалисты-профессионалы. Без этой помощи, без работы «коллективного разума» исследователей добиться успеха расследование бы не смогло в такие обозримые сроки. В этой книге дано наше объяснение хода и причин аварии Дятлова и дано объяснение ложным фактам и версиям.
Понять результаты расследования быстрее, легче и интереснее, если изложен путь, по которому шли исследователи. Поэтому здесь приведены не только результаты, но и процесс их поиска, ― тот путь, по которому к ним пришли.
Одна из серьезных сложностей, с которыми пришлось столкнуться при расследовании, состояла в огромном количестве заблуждений, ложных фактов и спекуляций, возникших вокруг этой истории. Поэтому в ходе расследования пришлось бороться с этими представлениями и в себе, и в других. Ход расследования был неотделим от этой борьбы с заблуждениями. Оказалось, что опровергнуть их даже сложнее, чем объяснить события аварии. Поскольку без опровержения они превращались в значимые возражения главной версии событий. Именно спекуляции и заблуждения были «злой аурой» аварии, которая ложно уводила расследование и в темноту непонимания, и на ложные пути поиска «криминала».
Некоторые люди без глубокого понимания ситуации приняли «на веру» ложные представления о характере событий и избрали путь их эмоциональной, чувственной оценки. Эти люди в течение многих лет так и не смогли сделать правильные выводы на основе реальных условий похода и естественного поведения туристской группы в условиях комбинированного удара природной стихии.
Но ответ на загадки аварии лежал именно здесь, ― он лежал в тех природных условиях, в которых проходил поход. И часть ответа содержалась в объяснении действий группы туристов, предпринятых и под влиянием внешних условий, и вследствие принятой тогда тактики и техники походов туристов-лыжников.
Мы постепенно подошли к пониманию событий аварии через видение причин и следствий событий, которые ей предшествовали, сопутствовали, а также следовали за ней, оставляя за собой и загадки, и ложные представления. Постепенно по ходу расследования определились его «главные линии», ― те направления поиска, которые приводили к детальному пониманию отдельных важнейших фактов. Таковы, например, линии расследования «травм», «огненных шаров», «радиации» и другие. Повествование будет вестись именно по этим «линиям» расследования, которые приводят к ответам на поставленные вопросы. Но сначала изложена кратко сама история исчезновения группы и ее поисков.
Основные обстоятельства, связанные с тайнами гибели группы Дятлова, сообщаются по ходу изложения событий, связанных с ее поиском в уральской тайге, на огромной территории порядка 500 кв. км. Начнем с этого, прежде чем дать ответ на загадки, связанные с аварией и объяснить, почему и как она произошла. Мелкие и незначительные факты опускаются. Итак: