Вы здесь

Тайна Волчицы. Тренинг на основе идей Клариссы Эстес. Глава 3. 9 шагов к возрождению интуиции (Мария Альма, 2017)

Глава 3

9 шагов к возрождению интуиции




В предыдущей главе уже шла речь о том, что видимость не всегда отражает суть вещи, видимость – это только иллюзия, под покровом которой может скрываться нечто опасное для нашей души. Чтобы понять, как обстоит дело на самом деле, женщина может призвать на помощь интуицию и инстинкты. Интуиция – это работающие в полную силу внутренние слух, зрение, чутье и знание.

Как пробуждается интуиция, символически показано в одной знакомой нам с детства русской сказке «Василиса Премудрая».

Сказка о Василисе Премудрой

За тридевять земель, в тридесятом царстве жил-был купец. Была у него жена пригожая да работящая. В свое время родила она купцу дочку, назвали ее Василисою. Жили они, не тужили, да только заболела купцова жена, помирать собралась. Позвала она свою дочку, которой к тому времени восемь годков исполнилось, и сказала:

– Умираю я, доченька, и вместе с родительским моим благословением оставлю тебе эту куколку, – и вынула из-под одеяла куколку. – Ты эту куколку береги, не показывай никому, а коли случится беда, покорми ее и спроси совета.

После смерти жены отец Василисы погоревал-погоревал, да и женился снова на богатой вдове. У той вдовы свои дочери были. Купец думал – новая жена матерью для Василисы будет, да не вышло. Василиса красива была и в хозяйстве умела, а мачехины дочки – тощие, нескладные да неумелые. Завидовали они Василисе, извести мечтали. Вся работа тяжелая Василисе доставалась, но она отцу не жаловалась, выносила все безропотно и день ото дня все хорошела. Куколка помогала Василисе, без нее – где бы ей со всею работою сладить? Василиса куколке добром платила, сама иногда голодной останется, а куколке кусочек самый лучший оставит. Вечером подождет, когда все улягутся, накормит куколку да скажет:

– Милая куколка, покушай, моего горя послушай!

Василиса рассказывает, как живется ей, какие задания – одно другого труднее мачеха дает, а куколка покушает, послушает да даст совет и утешит. Василиса спать ложится, а к утру вся работа за Василису уже сделана.

Так день за днем, год за годом выросла и Василиса, и мачехины дочки, стали они невестами. Только все женихи к Василисе сватаются, а на сестер ее названых и не смотрит никто. Мачеха злится, кричит: «Раньше старших меньшую не выдадим!» – а как сваты уйдут, так уж Василисе достается.

Вот как-то купец уехал за товарами далеко-далеко, и решила мачеха Василису в дремучий лес отправить: люди говорили, что в лесу Баба-яга живет и тех, кто к ней забредет, – ест. Вот раз она Василису в лес послала, второй, третий, а Василиса каждый раз к вечеру обратно возвращается, потому как куколка ей дорогу-то указывает.

Думала-думала мачеха, как Василису прямиком к Бабе-яге отправить, и придумала. Посадила дочек за работу: одну – вязать, другую – кружева плести, а Василисе прясть наказала, свечу одну оставила, а сама спать пошла. Вот одна из дочерей, как совсем темно стало, свечку и потушила, будто случайно.

– Что же делать? – сказала одна сестра. – Огня в доме нет, надо за огнем к Бабе-яге идти!

– Мне от булавок светло, – тут же сказал другая сестрица.

– А мне от спиц!

– Тебе, Василиса, идти! – закричали обе и вытолкали Василису из дома.

Села Василиса на тропинку, заплакала, куколку вытащила, накормила да о горе своем рассказала.

Куколка поела, глазки у нее загорелись и сказала она Василисе:

– Не печалься, иди смело. Пока я с тобой, ничего не случится.

Василиса перекрестилась, куколку в карман положила да пошла в дремучий лес. Идет, рукой в кармане куколку трогает да на развилках спрашивает, куда идти. Идет – от страха словно лист трясется. Вдруг мимо всадник скачет, сам белый да на белой лошади, одежда на всаднике и сбруя на коне тоже – белые. Стало рассветать, Василиса дальше идет. Видит – мимо другой всадник скачет: сам красный и на коне красном, одежда на всаднике да сбруя на коне – тоже красные.

Стало солнце всходить.

Весь день Василиса шла и только к вечеру дошла до дома страшного. Забор – из костей человеческих, на заборе – черепа торчат. Дом и не дом вовсе, стоит на огромных ногах, крутится-вертится, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с зубами острыми. Стоит Василиса ни жива ни мертва, а к воротам черный всадник приближается. Сам черный, в черной одежде, конь черный и сбруя на коне – черная. Подскакал к воротам, да и исчез. Настала ночь, у всех черепов на заборе глаза засветились, и на поляне стало светло, как днем.

Спросила Василиса куколку, тот ли это дом, а куколка ей отвечает, что дом этот Бабы-яги. Тут-то сама Баба-яга из леса появилась. На ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Василиса спряталась, да Бабу-ягу не обманешь:

– Что-то русским духом здесь пахнет! – закричала Баба-яга.

Василиса вышла, поклонилась до земли и говорит тогда:

– Здравствуй, бабушка! Послали меня мачехины дочки за огнем к тебе.

– Знаю, знаю, о ком ты, и тебя – знаю! – ответила ей Баба-яга. – Ступай за мной. Хорошо на меня поработаешь – дам я тебе огня, а коли работа твоя мне не по нраву придется – я тебя съем! – Сказав эти слова, повернулась Баба-яга к воротам да как крикнет:

– Эй, запоры мои крепкие, отомкнитесь, ворота мои широкие, отворитесь!

Ворота отворились, Баба-яга въехала, за нею вошла Василиса, а потом опять все заперлось. Вошли они в горницу, Баба-яга говорит:

– Я есть хочу, что есть в печи – все на стол мечи!

Василиса перво-наперво лучину зажгла: огонь от черепа взяла, что на заборе висел, да в погреб спустилась за квасом и медом. Потом из печи кушанья подавать стала. И было их так много, что десятерым не съесть, а Баба-яга все съела, только объедки Василисе оставила да говорит:

– Я утром уйду, а ты двор вычисти и избу вымети, одежу постирай, обед состряпай. Возьми пшеницу в закромах, очисти ее от чернушки. А не сделаешь – так съем тебя! – Повернулась Баба-яга на бок и захрапела, а Василиса еду взяла, перед куколкой своей поставила да сказала:

– Милая куколка, покушай, моего горя послушай! Задала мне Баба-яга работы – за три дня не сделаешь, и грозится съесть меня!

Кукла ей отвечает:

– Не бойся, Василиса! Помолись да спать ложись – утро вечера мудренее!

Василиса затемно встала, а Баба-яга уже не спит. Только белый всадник мелькнул, только рассвело, а Баба-яга на двор вышла да ступу свистнула. Тут и красный всадник промелькнул, солнце взошло. Баба-яга со двора, а Василиса – за работу. Только она двор вымела, глядь – почти вся остальная работа сделана, куколка последнюю чернушку из пшеницы выбирает. Поблагодарила Василиса куколку, обед состряпала и стала Бабу-ягу поджидать.

Вот мелькнул за воротами черный всадник, совсем стемнело, зажглись глаза у черепов, шум по всему лесу пошел – Баба-яга приехала.

Вошла в дом, глазами зыркает, все осмотрела, подосадовала, что не за что рассердиться, и говорит:

– На первый раз и работа легкая была! – Потом крикнула: – Верные мои слуги, сердечные други, смелите мою пшеницу!

Явились три пары рук, схватили пшеницу и унесли вон. Баба-яга наелась-напилась, а Василисе только объедки оставила, стала ложиться спать и опять дала наказ Василисе:

– Завтра двор вычисти, избу вымети, одежу постирай, обед состряпай, возьми из закрома мак да очисти его от земли по зернышку!

Баба-яга захрапела, а Василиса принялась кормить свою куколку.

Наутро только Баба-яга со двора – Василиса с куколкой за работу, и быстро ее справили. Старуха воротилась, оглядела все и крикнула:

– Верные мои слуги, сердечные други, выжмите из маку масло!

Явились три пары рук, схватили мак и унесли.

Стала Василиса Бабу-ягу кормить, яства ей подавать, а сама не ест, рядом стоит.

– Что ж ты стоишь как немая? – спрашивает Баба-яга.

– Коли позволишь – спрошу, – отвечает ей Василиса.

– Что ж, спрашивай, только знай, что много знать будешь – скоро состаришься.

– Тогда скажи мне, бабушка, что за всадники – белый, красный и черный?

– То мои верные слуги, белый – день мой ясный, красный – солнышко мое красное, а черный – моя темная ночь.

Василиса вспомнила о трех парах рук да промолчала.

– Что ж ты еще не спрашиваешь? – спрашивает Баба-яга.

– Ты, бабушка, сама сказала, что много узнаешь – состаришься. Хватит с меня и этого.

– Хорошо, – сказала Баба-яга, – что ты спрашиваешь только о том, что за двором видала. Я страсть как не люблю, чтобы сор из избы выносили. Тогда я тебя спрошу: кто тебе помогает работу делать хорошо да быстро?

– Мне помогает благословение моей матери, – отвечала Василиса.

Разозлись Баба-яга да как закричит:

– Убирайся прочь, благословенная дочь! – и давай Василису из дома выпихивать, до ворот гнать. У ворот с забора один череп сняла, глаза у него, как уголья, горели, отдала да за ворота выставила.

Василиса бросилась бежать да надумала череп бросить – знать, за столько времени нашли огонь. А череп ее просит: «Не бросай меня, неси к мачехе!» Подошла Василиса к дому мачехи, в доме ни огонька нет. Мачеха и сестрицы встретили ее ласково, рассказали, что как ушла она, так огня и не было, а что от соседей приносили – тотчас же и гас, как через порог переносили.

Внесла Василиса череп в горницу, глаза у него заполыхали, и как мачеха с сестрами ни прятались, глаза все за ними следили и смертным огнем так жгли, что к утру совсем сожгли.

И стали Василиса с отцом жить-поживать, добра наживать.

Напомним, что все действующие лица в этой сказке – качества одной души, проходящей инициацию.

В сказке девять этапов – девять заданий, которые выполняет Василиса, девять шагов, которые надо сделать, чтобы помочь своему внутреннему голосу обрести силу.

Обычно такая инициация проходит по мере взросления девушки, заканчиваясь в тот момент, когда она становится самостоятельной. Но для многих из нас инициация не была пройдена или не была завершена. Хорошая новость – вне зависимости от возраста, вы можете пройти этот путь, сделав девять шагов, и пробудить в себе дремлющую в вас интуицию.

Главная суть, заключенная в сказке, проста: необходимо преодолеть страх и взять на себя ответственность за самостоятельную жизнь, развить осознанное отношение к опасности, то есть стать бдительной. И еще немаловажно позволить умереть тому, что должно умереть, не держаться за прошлое.

Не стоит бояться, что интуиция сделает вас безрассудной или неосмотрительной. Наоборот, неумение использовать свои знания приводит к тому, что вы можете сделать неправильный выбор.

Шаг первый

Принять смерть «доброй матери»

Сказка начинается, когда умирающая мать благословляет дочь и отдает ей волшебную куколку, все, что происходит до этого, – только присказка. С этого момента начинается процесс инициации. И первое, что следует принять, – это то, что о себе, о своей душе должны заботиться вы сами. Больше нет доброй матери, которая говорит, что мир прекрасен, что нет опасностей и чудовищ. Настало время посмотреть на мир трезво, начать принимать решения самой и выбрать достойную цель, дело по душе, направление развития. Выйти из той самой зоны комфорта.

У некоторых девушек процесс пробуждения новой «внутренней матери» – интуиции не завершается. Это порождает ощущение, что дороги перекрыты, стремиться к чему-либо не имеет смысла. Если вы замечали за собой, что обесцениваете любые свои мечты и стремления, то, скорее всего, ваша инициация не была завершена.

Каждая из нас может попасть и попадает в ситуации, когда хочется побыть слабой дочкой и пожалеть себя (например, после тяжелой болезни или после серьезного травмирующего события, связанного с угрозой для жизни). Бывают периоды, когда надо затаиться и не лететь во весь опор к своей цели, но очень важно помнить, что это время должно закончиться, а состояние «Мне ничего не надо!» не является нормальным.

Но бывает и наоборот. Все настолько благостно и спокойно, что кажется, «лучшее – враг хорошего», и ничего не хочется менять: зачем расставаться со спокойной жизнью? Ради чего? Ответы знает каждая из нас: чтобы развиваться, чтобы стать мудрой, чтобы быть интересной и себе и другим.

Ответов много, но суть одна: река, которая не течет, становится болотом.

Упражнение
Прощание с «доброй матерью»

Выполнение упражнения займет у вас от 5 до 15 минут.

Устройтесь с максимальным удобством, лучше всего сядьте. Закройте глаза и расслабьтесь.

Представьте, что вы стоите на берегу красивого озера, вам легко и комфортно. Это место безопасно, ничто и никто вам не угрожает.

К вам подходит женщина, она смотрит на вас с нежностью и любовью. Она протягивает вам руки. Это – ваша добрая внутренняя Мать. Возможно, она выглядит как ваша реальная мама, а может быть – иначе. Это неважно, она – проекция вашего представления о доброй матери.

Она бы хотела, чтобы вы вместе навсегда остались на берегу этого озера, но вы знаете, что от берега начинается дорога, которая обязательно приведет вас к счастью.

Поговорите с Матерью, поблагодарите ее за все, что она делала для вас. Если вы считаете, что она недостаточно сильно любила вас, когда вы были ребенком, – расскажите ей об этом и простите ее. Попросите ее благословения, которое поможет вам в сложную минуту.

Попрощайтесь и уходите по дороге, которая расстилается перед вами.

Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и открывайте глаза.

Шаг второй

Разоблачение эго

Еще один признак того, что вы не расстались с «хорошей внутренней матерью», – попытка быть хорошей для всех, быть паинькой и делать только то, что от вас ожидают. Но посмотрите, как ни старается Василиса, ни мачеха, ни сестры не смягчают своего отношения к ней.

На втором этапе задача – понять, что попытка быть милой не всегда приносит результат. Необходимо признать существование в себе и темных сторон, таких как ревность, например, и установить с этими частями своей души лучшие из возможных отношения. Необходимо увидеть, что между той, какой вы хотите казаться, и той, какая вы есть, может возникнуть напряжение.

То, что эго считает нежелательным или попросту бесполезным, оно загоняет в самый дальний и темный угол души. Стоит иметь в виду, что в темные углы эго отправляет далеко не всегда ваши худшие проявления. Там же оно прячет, например, и женские дарования. И даже отрицательные качества вполне можно использовать на благо себе, если выпустить их на свет, понять, откуда они взялись и что несут. Этот опыт, без сомнения, сделает вас умнее и мудрее.

Кто из нас не сталкивался с такой ситуацией: чем лучше ты стараешься быть для кого-то, тем сильнее тебя ранят и отталкивают. При этом сами попытки «быть паинькой» требуют колоссальных затрат сил и энергии. Попробуй-ка додумать за других, что они считают хорошим, и воплотить это! Многие делают вывод: быть хорошей – плохо, надо быть стервой. Но правильнее – не пытаться быть хорошей для кого-то.

Неродная семья Василисы олицетворяет стереотипы, навязанные женщине обществом, – какой надо быть. Мы считаем подобные стереотипы своим собственным мнением и не можем понять, почему, стараясь им следовать, становимся несчастными. Мы фиксируемся на недостатках (очень часто – мнимых) и ругаем себя за них. Что бы ни делали, мы часто говорим себе: «У тебя все равно ничего не получится! Куда ты лезешь? Это – не для тебя!» – тем самым не давая себе видеть жизнь такой, какая она есть, привыкаем считать видимость – сутью. Разве в такой ситуации мы можем услышать внутренний голос?

В попытках сделать что-то великое, стать лучше, видеть свои недостатки нет ничего плохого только при условии, что это действительно ваши решения и ваше мнение. Но если вы затеваете сложный проект, только чтобы добиться признания, «показать всем», что вы чего-то стоите, то однажды вы поймете, что живете чужой жизнью.

Безропотное смирение только выглядит геройством, но на самом деле в это время в душе зреет желание бунта. Если вы чувствуете в себе это напряжение – желание, с одной стороны, уйти от конфликта (даже с собой), а с другой – желание сделать наперекор, то это значит, вы проходите второй этап инициации. Сейчас очень важно не испугаться и не застыть, сделать следующий шаг. Невозможно одновременно уйти и остаться, хотя, чувствуя напряжение, многие женщины хотят вернуться в прежнюю тихую гавань.

Именно на этом этапе надо сделать решительный выбор и «нырнуть в лес». Помните, что, пока вы остаетесь в прежней ситуации, ваш огонь – творческое начало – гаснет. Если вы скрываете от других и от себя свои истинные чувства, то вы умерщвляете себя. Но погашенный огонь – это тоже сигнал, верный признак, что пора отправиться в дорогу за истинным знанием.

Упражнение
Освещаем темные стороны души

Для этого упражнения вам понадобятся ручка и бумага. Выделите для его выполнения примерно 20 минут.

Разделите лист на две части. В левой – напишите, стараясь не задумываться подолгу, все те утверждения, которые должны быть свойственны женщине. Пишите все, что считаете нужным.

В правой – напишите все плохие качества, которые вы иногда замечаете у себя или о которых вам говорят другие. Пишите, что приходит в голову, не размышляйте долго.

Сделайте небольшой перерыв (не более 2–3 минут), а теперь перечитайте списки, задавая себе вопрос: «Это действительно так?» Прислушивайтесь к себе и только к себе, вычеркните то, что кажется вам ложным. Например, мечтательность – из списка отрицательных черт или послушание – из списка черт положительных.

Возвращайтесь к спискам время от времени и сверяйте то, что нашептывает вам эго, и то, что говорит вам душа.

Шаг третий

Найти путь в темноте

И вот Василиса входит в лес. Она не знает, куда идти и что делать, полностью доверясь куколке.

На этом этапе надо решить следующие задачи: отважиться проникнуть на новую, неизведанную территорию, довериться чутью и развить его, положиться на свои внутренние чувства.

Во многих культурах куклам приписывают мистические свойства. Куклы часто используются в различных ритуалах, становясь символическим воплощением конкретного человека или высшей силы.

Куклы могут служить талисманами и оберегами. Кукла олицетворяет голос внутреннего разума и внутреннего сознания.

Она – невидимый, но верный и мудрый помощник. Лучшее, что может дать дочери мать, – ощущение, что ее интуиция верна.

Если у вас есть дочь, пробуждайте ее интуицию простыми вопросами: «Что за этим кроется? Присмотрись! Что ты чувствуешь? Что ты думаешь по этому поводу?» Поощряйте ее иметь свое мнение, прислушиваться к себе.

Интуиция – это ни в коем случае не «а, была не была, сделаю так», это, напротив, «я хочу разобраться, что это значит на самом деле». Интуиция – это в первую очередь обостренное восприятие, опора на себя и свои знания, умения, чувства. Но чтобы интуиция развивалась, требуется ее использовать.

Посмотрите, в сказке Василиса все время кормит куколку, даже иногда не доедая сама. Она слушает ее, полностью доверяя ей выбор дороги к дому Бабы-яги. Вы тоже можете «кормить» свою «куколку»-интуицию, если будете слушать ее, стараться использовать ежедневно. Достаточно перед принятием решения сделать паузу, спросить себя, как поступить, и прислушаться к внутреннему голосу.

Мы часто думаем, что у нас нет интуиции, когда на самом деле просто нарушена связь. Но ее можно и нужно восстановить.

Упражнение
Восстанавливаем связь с внутренним голосом

Упражнение необходимо выполнять утром, на него потребуется не более 5 минут. Выполняйте его ежедневно на протяжении недели, повторяйте периодически и после – хотя бы раз в неделю.

Перед началом выполнения упражнения кратко сформулируйте вопрос, ответ на который вы ищете. В начале работы используйте для тренировки не самые сложные вопросы, чтобы не испытывать дополнительного волнения. По мере того как вы почувствуете уверенность, вопросы могут становиться сложнее.

Сядьте так, чтобы вам было удобно. Расслабьтесь: закройте глаза, дышите глубоко и спокойно.

Представьте себе что-то приятное, но нейтральное. Это может быть огонь в камине, бегущий ручей, гладь озера и т. д.

Произнесите несколько раз спокойно и уверенно: «Я всегда принимаю правильные решения».

Решение может прийти сразу, как только вы в последний раз произнесли фразу. Прислушайтесь к нему. Не ждите, что ответ будет сформулирован четко, как в книге. Скорее, вы почувствуете направление, в котором вам необходимо двигаться, поймете, какой информации вам не хватает.

Весь следующий день старайтесь прислушиваться к своему внутреннему голосу, задавать вопросы, получать информацию, но не бездумно, а опираясь на интуицию.

Шаг четвертый

Встреча с потаенным

И вот Василиса встречается лицом к лицу с Бабой-ягой, которая заставляет девушку выполнять сложные задачи.

Для души на этом этапе важно: освоиться с тайным и странным, самой стать немного странной, научиться переносить большую силу – в других и в себе. Баба-яга обитает не в простой избушке, а в той, которая почти что одушевлена. Вспомните ее описание: куриные ноги, возможность вертеться-крутиться, да еще засовы из рук, двери из ног и зубастый замок. Здесь все не такое, чем кажется, но все лучше, чем можно ожидать.

Баба-яга – не просто колдунья, она сама – воплощенная суть целостной души, которая знает, что было (Баба-яга говорит Василисе, что знает и про нее, и про ее родных), и хранительница высших сущностей: солнца, дня и ночи. Она может рассматриваться и как сама Мать-Природа. Она внушает страх, потому что воплощает и разрушительную, и созидательную силу. И при этом она – справедлива. Василиса относится к Бабе-яге и к ее силе с уважением, Баба-яга не обижает Василису.

Это один из важных уроков: сила заслуживает уважения. Но и Василиса ведет себя достойно, не кротко и подобострастно, а именно уважительно. Мы не зря акцентируем это: комплекс «излишней кротости» приводит к тому, что женщина ведет себя как потенциальная жертва. Этот комплекс расцветает, когда в сердце есть страх оказаться ненужными или лишиться чего-либо. Но чем старательнее вы будете пытаться делать кроткий вид, тем скорее потеряете то, за что держитесь.

Мы, женщины, все без исключения имеем огромную внутреннюю силу, и надо признать это, отнестись к ней с уважением, перестав играть роль девочки, которой до старости необходима опека.

Это не простая задача, но она решится, если вы сможете повысить свою выносливость. Это не значит – нарастить мышцы и стать похожими на мужчин. Напротив, это значит – принять себя и свою женственность, позволив внутренней силе быть. Это значит – пройти путь до конца.

Упражнение
Источник внутренней силы

Это упражнение можно выполнять и тогда, когда вам требуется поддержка, но взять ее неоткуда. Оно поможет найти скрытые источники внутренней силы.

Устройтесь поудобнее, закройте глаза. Дышите спокойно и глубоко.

Мысленно представьте, что вы стоите на перекрестке нескольких дорог. Это могут быть широкие дороги, а могут быть – тропинки. Нет нужды представлять что-то «правильное», позвольте своему воображению, своем внутреннему голосу вести вас. Выберите любую дорогу, которая вам нравится, и ступайте по ней. И вот перед вами оказывается источник воды. Вода в нем чистая и прозрачная, ее вдоволь. Она обладает целительной силой и может исцелить раны души, придать сил и наполнить энергией.

Вы берете сосуд, который находится рядом с источником, и пьете.

Почувствуйте, как новая сила наполняет вас. По телу бежит обновленная кровь, омывает каждую клетку тела, принося радость и вдохновение. Насладитесь этим ощущением сполна.

Когда почувствуете наполненность, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и открывайте глаза.

Шаг пятый

Служба и обучение

Василиса находит в себе смелость попросить у Бабы-яги огня, и та соглашается, но только в обмен на работу.

Душа на этом этапе должна выполнить такие задачи: освоиться со своей силой и научиться ее очищать, питать свою энергию и очищать свой разум от всего наносного.

В принципе Баба-яга учит Василису ухаживать за домом своей души. Посмотрите: Василиса стирает, моет, чистит и готовит еду.

Стирка – очищение и возвращение изначальной формы тому, что ее потеряло. Наши принципы и ценности, как и наша одежда, со временем изнашиваются, покрываются пылью и теряют форму. «Постирайте» свои ценности, рассмотрите их со всех сторон и поймите, каким смыслом наполнено для вас то или иное воспоминание, утверждение, то или иное явление вашей жизни.

Далее надо подмести двор и дом. Страшная Баба-яга – редкостная чистюля. В доме, а значит, и в душе, – не должно быть лишнего, тем более не должно быть мусора.

Конец ознакомительного фрагмента.