История создания ее книг
«Вы не можете себе вообразить, в каком чудесном мире картин и видений я живу. Я пишу «Исиду»… Я сижу с открытыми глазами и внешне вижу и слышу все то, что реально и действительно происходит со мной, и при этом все же одновременно я вижу и слышу то, что я описываю. Я затаиваю дыхание, я опасаюсь сделать малейшее движение из страха, что эти чары могут быть разрушены. Медленно, век за веком, образ за образом, откуда-то издалека выплывает и проходит передо мной что-то типа магической панорамы, а я тем временем совмещаю все это воедино у себя в уме… Расы и нации, страны и города, которые уже давным-давно пропали во тьме доисторического прошлого, появляются и исчезают снова… Седая древность уступает место историческим событиям, мне открывается значение мифов… Каждое более-менее заметное событие, каждая новая открытая страница этой многоцветной книги жизни запечатлевается в моем мозгу с фотографической точностью.
Мои собственные расчеты и вычисления позже представляются мне отдельными раскрашенными кусочками мозаики, которую я собираю, пытаясь подогнать эти кусочки один к другому, и, в конце концов, они всегда собираются в некое геометрическое целое… Вероятнее всего, делаю это вовсе не я, а мое Эго, высший принцип, который обитает во мне. И даже он делает это при помощи моего Гуру и Учителя, который помогает ему во всем. Если случается так, что я забываю что-то, то я просто обращаюсь к нему или к другому, ему подобному, мысленно, и то, что я забыла, немедленно предстает перед моими глазами – иногда передо мной проходят целые таблицы чисел, огромная лента с записью событий. Они помнят все. Они знают все. Без них – откуда бы я еще смогла добыть свое знание…»
Блаватская никогда не претендовала на единоличное авторство своих книг даже внутри них редко можно встретить местоимение «я», она всегда говорила, что лишь записывает то, что видит внутренним зрением. Очевидно, что для этого и оттачивались ее медиумические способности Вознесенными и земными Учителями. Прежде чем перейти к краткому изложению «Тайной доктрины» приведу только еще один пример появления важнейшей части ее духовно-литературного наследия: знаменитые письма Махатм. До сих пор не утихают вокруг них споры, хотя оригиналы и хранятся в нескольких музея и поколения графологов анализируют почерки… Но никто не может поверить в то, что сами Махатмы рассказали о способе проявления так называемым «осаждением».
Е. П. Блаватская. Фотография 1875–1878 гг. Архив Исследовательского Центра Блаватской в Адьяре.
О процессе «осаждения» Учитель К. Х.[27] дает Синнету следующие объяснения: «Мне надо это сначала продумать, сфотографировать в мозгу каждое слово, каждую фразу, и лишь потом можно передать их «осаждением». Так же как фотокамера, фиксирующая изображение предмета на химически подготовленном светочувствительном слое, требует предварительной правильной фокусировки, ибо в противном случае, как это бывает у плохих фотографов – ноги сидящего не получатся пропорциональными по отношению к голове и т. д., – так же нам, приходится сперва каждую фразу, каждое слово запечатлевать в мозгу. То, что должно появиться на бумаге, сначала становится видимым и прочитывается. Пока это все, что могу сказать. Когда наука узнает больше о тайне литофила и о том, каким образом отпечатки листьев появляются на камнях, – тогда я смогу вам лучше объяснить этот процесс… Но вы должны знать и помнить одно: мы только следуем природе и стараемся копировать ее деятельность».
Е. П. Блаватская – «Сфинкс 19 столетия». Фото Энрико Реста. Лондон, 8 января 1889. Архив ТО в Англии. Первая публикация в журнале «Путь», т. IV, февраль 1890.
Сама Елена Петровна рассказывала: «Я часто видела Учителя с какой-то на китайском языке написанной рукописью, копию с которой он хотел снять. Перед ним лежали чистые листы. Он брал измельченный в порошок черный графит и рассыпал его по бумаге. Частички порошка собирались в знаки письма. Если никто Ему не мешал, то знаки получались правильными, но иногда Его прерывали, и тогда приходилось все переделывать». Похоже, что наше ксерокопирование – лишь механическое повторение того, что Посвященные делают без применения какого-либо оборудования.
В наследии Блаватской насчитывается множество томов прижизненных и посмертных книг: «Из пещер и дебрей Индостана»; «Разоблачённая Изида» (1877) (Том 1. Наука; Том 2. Теология); «Загадочные племена на голубых горах», (1883); «Оккультная или точная наука?» (1886); «Тайная доктрина» («The Secret Doctrine», 1888–1897); «Беседы с Блаватской» – стенографическая запись ответов Блаватской на вопросы учеников (1889); «Голос Безмолвия» (Голос тишины) (1889; текст); «Ключ к теософии» (1889; текст); «Кто такие теософы?»; «Философы и философишки»; «Is Theosophy a Religion?» (1888); «Теософский словарь» – посмертное издание (1892); «Письма друзьям и сотрудникам» (Сборник); «Практический оккультизм»; «Нео-буддизм» и множество других посмертных изданий с толкованиями и комментариями.
Выполнив поручения Махатм – основав Теософское общество в Индии, Елена Петровна не смогла жить в жарком климате этой страны. Здоровье ее, подорванное многочасовой литературной работой, кочевой жизнью и отравленное непониманием и завистью порой проявлявшимися даже в ближнем кругу – начало давать сбои. Несмотря на недуги, работоспособность Елены Петровны не только не уменьшилась, но, наоборот, увеличивалась. Последние семь лет ее жизни – самый плодотворный период. Кроме трех объемистых томов «Тайной Доктрины» (два первых вышли в 1888 г., а третий – посмертно), она опубликовала такие свои шедевры, как «Голос Безмолвия» и «Ключ к теософии», а также много статей для своего нового журнала «Люцифер».
Дальнейшие события показали значимость ее фигуры. Можно без преувеличения сказать, что Блаватская сыграла выдающуюся роль в великом диалоге двух цивилизаций – Западной и Восточной. Ознакомив своих современников с эзотерическим индуизмом и буддизмом, она проторила путь, по которому пришли на Запад различные виды йоги, трансцендентальная медитация, дзэн-буддизм, движение Сознания Кришны и многие другие. То, что для нас с вами обыденная реальность, в ее времена было тайной за семью замками.
Пренебрежительное отношение Европы и в частности англичан к «недоразвитому» индийскому народу и культуре оправдывало в глазах всего мира его колонизацию и уничтожение. Как и колонизацию Африки, а незадолго до этого Америки с почти полным уничтожением коренного населения. Благодаря Блаватской не погибли великие знания, сохраненные индийской культурой – последнее эхо атланто-лемурийцев.
С 1887 г. Блаватская практически безвыездно жила в Лондоне. Здесь она и скончалась 8 мая 1891 г. На ее смерть откликнулись газеты во многих странах мира. Одна из них – индийская «Индиан миррop» – в некрологе писала: «Елены Петровны Блаватской нет больше в земной сфере… она не принадлежала к какой-то одной нации. Весь простор земли был ее домом, все человечество – ее братьями… Вся жизнь ее была необычной. Нет человеческих мерок, которые можно было бы приложить к ней. Она всегда оставалась единственной в своем роде».