Вступление
Антропоцентризм и гелиоцентризм
Геоцентрическая система была абсолютной истиной для западного христианского мира вплоть до 15-го столетия, когда была вытеснена гелиоцентрической системой, разработанной великим польским астрономом Николаем Коперником.
Коперник попытался усовершенствовать геоцентрическую систему мира, изложенную Птолемеем в «Альмагесте», как систему вращающихся хрустальных сфер на которых расположены звезды и планеты. Попытки уточнения делались и раньше, но Коперник первым обратил внимание на схожесть некоторых элементов траектории движения планет, которые носят название эпициклов, и попытался найти этому объяснение. Неизвестно, были ли известны Копернику сходные идеи арабских ученых того времени, но в конечном итоге он пришел к мысли, что если в центр системы поставить Солнце и заставить вращаться вокруг него планеты, то схожесть эпициклов становится легко объяснимой.
При этом казалось парадоксальным, что система Птолемея с его многочисленными эпициклами продолжала оставаться более точной, в основном из-за того, что в модели Коперника орбиты планет были круговыми, а не эллиптическими. Поэтому окончательную точку в споре гелио- и геоцентрических систем Мира поставили только законы движения планет Кеплера, механика Галилея и формулы гравитации Ньютона.
Первоначально церковь не обратила внимание на философские следствия самой возможности постановки Земля в один ряд с другими планетами, но в 1616 году декретом инквизиции книга Коперника была внесена в индекс запрещенных книг и оставалась под запретом до 1833 года.
Дальнейшее развитие гелиоцентрическая модель Мира (а фактически – Солнечной системы) Коперника получила в трудах выдающихся ученых эпохи Возрождения Иоганна Кеплера, Галилео Галилея и Джордано Бруно.
17 февраля 1600 года на римской площади Цветов запылал страшный костер. После семилетнего тюремного заключения и беспрерывных страшных пыток религиозные фанатики сожгли выдающегося мыслителя эпохи раннего Возрождения итальянского ученого, писателя и поэта Джордано Бруно, по прозвищу Ноланец. Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника, Бруно высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной, утверждал физическую однородность мира, состоящего из атомов-элементов.
В астрономии итальянский мыслитель высказал ряд идей, намного опередивших свое время: о бесконечности Вселенной, о звездах – солнцах далеких миров, о существовании еще не открытых планет в пределах нашей Солнечной системы. Одной из его главных мыслей была та, что мы обитаем в бесконечной Вселенной, включающей в себя бесчисленные миры, населенные живыми существами. Так, на основе космографии Коперника Бруно построил свой собственный Мир с множеством обитаемых планет. И этот его подход к Вселенной получил названия «принципа Коперника – Бруно».
Церковные мракобесы так и не смогли склонить этого выдающегося ученого к отречению от своих учений, и последними словами Бруно были: «Сжечь – не значит опровергнуть». Все произведения ученого были занесены в 1603 в церковный список запрещенных знаний, и все его книги должны были разделить судьбу их автора.
Принцип Коперника – Бруно в палеоконтактах
Конечно, великий Ноланец, как и все средневековые философы-схоласты, использовал в своей космографии множественных миров лишь умозрительные построения. Между тем до нас дошли легенды о разнообразных загадочных небесных явлениях, происходивших в глубине веков. Скажем, сторонники палеоконтактов, руководствуясь принципом Коперника, приводят рассказ о том, как Александр Македонский еще за триста лет до нашей эры осадил крепость Тир. Осада проходила тяжело и неудачно, поэтому, как и всегда, греки обратились с обильными жертвоприношениями к своим богам, а сам Александр к своему личному покровителю – Зевсу. Наверное, сотни заколотых быков помогли и разразилась сильная гроза с потоком блещущих молний. Когда тучи разошлись над Тиром, откуда-то возник огненный шар, наблюдаемый пораженными воинами обоих лагерей. Вдруг из «огненного пузыря» ударила молния, разрушившая часть стены осажденной крепости. Этот «гнев богов» произвел такое сильное впечатление на защитников Тира, что они тут же открыли ворота и сдались на милость победителя.
Нечто подобное можно встретить и в средневековых хрониках одного английского монастыря, который посетил тогдашний король Генрих. Во время богослужения, в собор ворвался один из монахов, крича, что снаружи творится что-то непонятное. Монахи с королем и его свитой вышли из храма и увидели, что невдалеке парит огромный огненный шар, источающий молнии. Все пали на колени, будучи объятые великим страхом и вознося молитвы, так что это «дьявольское наваждение» с грохотом исчезло среди развалин кладбищенской часовни.
Средневековые монахи в жизнеописании венценосных особ приводят удивительный случай с немецким императором Священной Римской империи Карлом Великим: «Когда император ехал в Аахен, с неба быстро, как молния, упал огромный огненный шар. Он летел с востока на запад и светился так ярко, что конь императора испугался. Карл упал с коня, получив серьезные ушибы».
Надо сказать, что из тех времен до нас дошло очень мало свидетельств справедливости принципа Коперника – Бруно. Ведь, с точки зрения средневековой инквизиции, подобные рассказы однозначно воспринимались как козни «врага рода человеческого». А отсюда всем очевидцам подобных «дьявольских наваждений» было совсем недалеко до «очистительного огня» очередного костра. Впрочем, и задолго до этого перенаселенные богами небеса давали почву множеству преданий Японии, Китая, Индии, Вавилона, Древней Греции, Иудеи и Египта, в которых в той или иной форме упоминались сыны солнца и неба, летающие драконы и огненные колесницы, не говоря уже о падающих звездах и скатывающихся на землю лунах.
В России одно из самых первых «огненных НЛО» было зафиксировано еще в 1663 году неким «попом Иванище» в селе Новые Ерги, пославшем грамоту в ближайший монастырь о «некоем непонятном и престранном естестве, в том селенье наблюдавшемся…Огонь яро на землю пал по многим дворам, и подворьям, и по хоромам, аки кудели горя, и люди от него бежали, а он катался за ними, а никого не ожег, а вскоре потом вознесся на воздусях в облаця».
Профессор М. Ивановский, раскопавший в архивах эту удивительную историю, поясняет, что именно сравнение с горящей куделью помогает понять, что именно случилось в селе Новые Ерги три с половиной столетия назад. Кудель, по словам ученого, – это пеньковые или льняные очесы. Их обычно хранили на чердаках или в сараях. Во время пожара восходящие потоки горячего воздуха подхватывают легкие пушистые хлопья загоревшейся кудели, и они летают над пожарищем, как огненные мячики. Следовательно, таинственный огонь, так испугавший жителей Новых Ерг, был похож на горящую кудель, он катался за людьми, а потом поднялся вверх.
Разгадки тайн НЛО
Все приведенные примеры древних НЛО позволяют думать, что они так или иначе связаны с одним из самых таинственных явлений атмосферного электричества – шаровой молнией. Старинные рукописи рассказывают и о так называемых огнях святого Эльма, которые иногда появляются перед грозой на высоких остроконечных предметах. Эти огни, похожие на бледные, светящиеся кисти, колеблющиеся на верхушках корабельных мачт, на концах лопастей ветряных мельниц, крестах и шпилях церквей, вполне могут быть еще одним источником НЛО. Стоит упомянуть и такие редчайшие атмосферные электрические явления, как четочные молнии (напоминающие гигантские четки) и молнии-призраки, видимые над грозовыми тучами.
Именно в таком аспекте появление неопознанных летающих объектов интересует их настоящих исследователей, в роли которых выступают профессиональные ученые, которые настойчиво анализируют различные наблюдения в таинственном мире уфологии. Такие исследования проводятся над множеством кинофотоматериалов с изображением НЛО. К сожалению, за долгие годы исследований не удалось обнаружить ни одного проверенного научного факта, хотя бы отчасти подтверждающего легенды уфологов о наличии инопланетного десанта. Неоднократно отмечалось, что активный интерес в области уфологии происходит от любознательности, не отягощенной глубокими знаниями. Тут надо заметить, что настоящие профессиональные ученые всячески избегают «энтузиастов НЛО» и крайне редко работают в контакте с уфологами. Разумеется, это не означает, что геофизики, астрономы, метеорологи и другие специалисты не придают значения загадочным атмосферным и космическим явлениям.
Примерами тут могут служить такие редчайшие проявления атмосферного электричества, как «призрачные молнии», включая молнии-эльфы, молнии-тигры и молнии-выбросы. Все эти очень необычные явления планомерно изучают без сенсационной шумихи, причем не только профессиональные ученые, но и настоящие любители науки, способные к систематическому кропотливому труду. При этом вся история аналогичных исследований прошлого и начала нынешнего века наглядно подтверждает, что НЛО не представляют явления, объяснение которых выходило бы за рамки современных научных знаний.
Вместе с тем удивительные достижения космонавтики буквально распахнули глубины космоса перед глазами пораженного человечества, в который раз поставив вопрос о жизни во Вселенной и, конечно же, о космическом разуме.
Принцип Коперника – Бруно для Мультиверса
Совершенно по-особому звучит принцип Коперника – Бруно в современной науке о Вселенной в целом – квантовой космологии. Сегодня идеологические наследники Коперника и Бруно признают, что наш Мир подобен одному из бесчисленных пузырьков параллельных вселенных, плывущих по бесконечной реке Мультиверса – множественного Мироздания.
Это очень непросто понять, и тут нам может помочь восхитительное сказочное существо – демон Лапласа. Его возможности безграничны и позволяют видеть как на ладони всевозможные под-, гипер- и сверхпространства.
Однако у нас ситуация сложнее, и нам придется создать целый сонм потусторонних наблюдателей во главе со «старшим» демоном – демиургом, разглядывающим строение нашего Мультиверса из бесконечной глубины вселенского «ничто». Структура Мультиверса предстанет перед всепроникающим взором демиурга наподобие «луковицы миров», где каждая из множественных Вселенных представляет собой замкнутую оболочку изолированного мира. Ну а в центре луковицы Мульти-Мироздания демиург с любопытством зафиксирует призрачные сполохи главной вселенской тайны – космологической сингулярности Большого Взрыва.
Впрочем, он тут же вспомнит полученный накануне свыше указ считать космологическую сингулярность обычным катастрофическим процессом во Вселенной, ну… разве что сопровождающимся не совсем понятным изменением размерности пространства. Довольно почесав кончиком хвоста за ухом и полистав пудовый фолиант формул с горящими литерами «М – теория суперструн», демиург решит, что в высших сферах наконец-то приняли что-то дельное, ведь иметь дело с сингулярными бесконечными плотностями материи и энергии и нечистой силе не очень-то приятно. Ну, а теперь, поскольку понятие главной сингулярности волевым решением аннулировано, можно и попристальнее вглядеться в феерический процесс рождения новых миров, с немыслимой хроноквантовой частотой возникающих в катаклизме квантовых флуктуаций колеблющегося марева инфлатона.
Но уже через несколько миллиардолетий, устав от непрестанного мелькания возникающих, растущих и лопающихся пузырей вакуумной пены дочерних Вселенных, наш руководящий демон впадает в сладостную дремоту. Во сне ему, конечно же, привиделся образ Многомирья, так напоминающий пышную шапку пены над запотевшей пивной кружкой (образ известного английского теорфизика Ричарда Готта), что, проснувшись, он тут же решает передать эстафету наблюдения своим младшим собратьям – демонам, рассаженным по отдельным Мирам, а самому отправиться несколько освежиться в одну из наиболее подходящих Вселенных, славящуюся ноябрьским элем, романами Клиффорда Саймака и заповедниками гоблинов.
В то время каждый из внутренних демонических наблюдателей, уже успел вообразить себя кондуктором вагончика – Мироздания, стремительно летящего по стреле – монорельсу времени – в неизвестность. Внутри своего мира демон чувствует себя вполне комфортно, здесь течет свое время, рождаются и гибнут галактики, и, в общем-то, идет нормальная эволюция локальной вселенной. Однако скоро демону начинает досаждать периодическое хриплое мяуканье полуживого Шредингеровского кота, клетка с которым вместе с портативной системой кошачьего полуумертвителя входит в обязательный набор демонического научного инструментария. Пошикав на вредное создание великого теоретика и подумав в очередной раз о том, чем же так досадило Шредингеру в свое время кошачье племя, демон начинает стучать хвостом по кошачьей клетке, отчего мяуканье переходит в хриплый пульсирующий вой.
Не выдержав оглушительного кошачьего концерта, младший бес садится писать длинную жалобу демиургу, сетуя на невозможные условия работы в присутствии кошмарного порождения одного из основателей квантовой механики, очень досаждающего своим шумным оживлением через каждый хроноквант потока времени. Скучающий в «небытии» демиург, только что вернувшийся с третьей планеты желтого карлика на окраине Млечного Пути, незамедлительно присылает ответ по сверхпространственной почте, от которого шерсть демона становится торчком, а хвост закручивается в спираль Мебиуса. Забыв о вредном коте, бес стремительно летит в тамбур своего мира-вагончика и распахивает дверь вселенского тамбура… Тут его изумленному взору и предстает весь состав Мультиверса с клацающими буферами запутанных квантовых состояний и практически бесконечным количеством стрелок на каждом хроноквантовом стыке монорельса стрелы времени. С трудом придя в себя и отдышавшись, демон начинает осознавать, что не только мерцающая жизнь квантового кота, но и его личная судьба в реальности данного мира решается каждый хроноквант времени, локализуясь в полном соответствии с квантовой теорией в новую историческую последовательность.
Тут самое время вспомнить кембриджского профессора Стивена Хокинга, который вводит понятие «мнимого времени», связывающего воедино все миры Мультиверса. В подобных теоретических схемах миры напоминают костяшки в бухгалтерских счетах, нанизанные на единую стрелу общего времени Мультиверса. Каждый хроноквант (10-44 с) в сингулярности Большого Взрыва возникает новый мир, отправляясь в путешествие по стреле времени. В этой практически бесконечной череде Вселенных действует и собственное время, показывающее возраст каждого конкретного мира. Оно отражает перемещение по стреле времени, как спидометр автомобиля показывает время поездки по пройденному расстоянию при строго определенной скорости. Так связь «внешнего» и «внутреннего» времен образует единую структуру Мультиверса. Какова дальнейшая судьба нашего Мира и сможет ли разумная жизнь достигнуть такого могущества, что будет способна остановить его бесконечное расширение? Или же расширение сменится сжатием и сверхцивилизация будущего исчезнет в Большом Хлопке – Большом Взрыве наоборот? А может, нашим сверхдалеким потомкам удастся «сшить» пространство, не выдерживающее невообразимых нагрузок расширения и грозящее «лопнуть» в Большом Разрыве?
Вот так в современной науке принцип Коперника – Бруно уже распространяется на иные вселенные и измерения, позволяя вполне серьезно задавать вопросы, на которые еще совсем недавно отваживались только писатели-фантасты.
Существуют ли реально иные миры и что может быть скрыто в глубинах иных измерений?
Может быть, и там обитают некие очень странные сущности, а сами эти миры связаны с нашей Вселенной, скажем, через горловины черных дыр?
Как влияет распределение материи и энергии космоса на вероятность возникновения разумной жизни в метага-лактических масштабах?
Какова природа темной материи и энергии, откуда они возникли и как они связаны с великой космической тайной разума?
Действует ли в иных вселенных физика нашего Мира? А если нет, то в каком виде мы можем встретить там «одушевленную материю»?
Если верна теория Мультиверса, то многие загадочные явления можно было бы объяснить проникновением в нашу Вселенную «параллельных миров». Так, может быть, все эти многочисленные «инциденты» с НЛО и «случаи» с НЛО-навтами относятся к земным существам? Просто они принадлежат к разным мирам и разделены иными измерениями.
Не будем торопиться с выводами, а попытаемся проанализировать наиболее известные факты наблюдения НЛО….