Знание vs. Действие
Недавно, в блоге я писал заметку про лавину инсайтов, которая накрыла меня во время короткой передышки после упорной работы. Вот один из них.
Предисловие
В 28 лет (5 лет назад) я осознал, что моих знаний для руководства персоналом не хватает. Обычно такое случается, когда лучшего работника повышают до мастера, но меня назначили мастером за пять лет до этого. А не хватало знаний, потому что их просто не было. А не было их, потому что до 28 лет я плыл по течению. А плыл по течению, потому что всё и так легко давалось. И вот приплыл. Вспоминается методика «пять почему» для поиска коренных причин проблемы. Но статья не о том почему я рос балбесом, а о том как я перестал им быть, и для этого мне понадобилось 5 лет. Целых пять лет. Теперь я знаю, как это можно было сделать быстрее. Но увы время не вернёшь вспять.
В тот момент я начал читать книги, слушать аудиокниги, смотреть тренинги. Среди авторов были Кови, Аллен, Архангельский, Трейси, Адизес, Рысев, Деревицкий, Иванова, Тарасов, Парабеллум, Мрочковский и многие другие. Как вы поняли направления были разные: саморазвитие, мотивация, продажи, менеджмент.
Некоторые методики я применял и применяю до сих пор, но большая часть легла мёртвым грузом знаний. Эти знания не давали ничего. Да, я знал как надо. Да, я видел, что другие делают неправильно, но это мне никак не помогало в карьере, а скорее мешало, я видел что вокруг неграмотные управленцы, а иногда даже давал это понять. Поумничать я всегда любил.
Со временем я стал читать всё больше и больше, получил дополнительное образование, в надежде, что диплом МВА будет что-то значить, но увы.
Спустя четыре года я начал писать статьи, так сказать делиться знанием. Потому что оно сварилось в котелке и во-первых, на выходе получились совсем другие блюда, а во-вторых, их было так много, что они уже не умещались и лезли отовсюду. «Горшочек не вари!» Часть статей опубликовали на «e-xecutive», часть на «Жить интересно», остальное в блоге.
И вот, спустя пять лет, на тренинге Андрея Парабеллума «Как научиться учиться» я получил урок, который должен был получить пять лет назад (хотя не исключено, что я только созрел для него).
Сформулировать его можно так: «Знание без действия – бесполезно!»
Самое обидное – я всегда утверждал и доказывал то, что теория должна ложиться на практику, а в ВУЗах учат неправильно, отправляя на практику на последнем курсе.
То есть понимая, что накопление знаний затея бесполезная я продолжал их копить. Единственное объяснение такому глупому поведению – это недостаток знаний в организме.
Оглядываясь по сторонам, я вижу что не одинок в своей глупости и вокруг полно людей, накапливающих информацию, которая никак и никогда им не пригодится.
Но есть ещё и обратная сторона медали.
Помимо теоретиков существует огромное количество практиков, которые всё постигают методом проб и ошибок. Они немного успешнее теоретиков, так как делать всегда лучше, чем знать. Ты можешь получить нужный результат с 10-ой или с 100-ой попытки. Но без попыток ты не получишь результата вообще.
Ещё один аргумент в пользу практиков – это огромное количество теоретиков вокруг, которые всегда рады помочь советом.
Но всё же это не лучший путь к успеху. Успеха достигают те, «кто стоит на ребре», кто совмещает теорию и практику.
Движение успешных людей наверх всегда идёт по разному, но траектория примерно одинаковая.
Сначала появляются знания и сразу за знаниями первые шаги. Потом, когда знаний не хватает небольшая остановка для того, чтобы накопить знания и снова движение. Иногда накопление происходит в пути – глядя по сторонам, иногда попадается мудрый попутчик, а иногда даже приходится вернуться назад за нужными знаниями.
Так вот по поводу инсайта.
Мне пришла в голову идея выражения этого понимания в графическом виде. И всё встало на свои места. Пазл сложился.
Квадрат «Знание-Действие»
Путь 1. Путь практика. Действие без знания. Метод проб и ошибок. Он приводит к успеху, но локальному.
Путь 2. Путь теоретика. Мой путь. Знание без действия. Это путь в никуда. Я назвал верхний левый квадрат «Диоген», но чаще это Васисуалий Лоханкин.
Путь 3. Путь к успеху. Действие+знание. Они могут обгонять друг друга на виражах, но на прямой идут рука об руку.
Поняв этот принцип движения к успеху я решил пересмотреть план на год и в этом году у меня будет больше действий. Пора сделать разворот на 90 градусов.
А какой дорогой идёте вы?