Вы здесь

Тайм-менеджмент. Тренинг по книге «Три менеджмента в одном флаконе». 4. Разработка стратегии. Разработка стратегии своей карьеры – самый короткий путь к освоению современного стратегического менеджмента (Владимир Токарев)

4. Разработка стратегии

Разработка стратегии своей карьеры – самый короткий путь к освоению современного стратегического менеджмента

SWOT- анализ

Рассмотрим пример использования инструментария для разработки стратегии компании к выведению личной стратегии.

Для успешного управления в условиях значительных и зачастую непредсказуемых изменений внешней среды, компании применяют стратегический менеджмент. А стратегия строится на основе анализа потенциала компании (выявления ее сильных и слабых сторон) и оценки внешней среды (выявления опасностей и возможностей на рынке) с тем, чтобы привести их в соответствие9. Классический алгоритм выведения стратегии представлен на рисунке.


Рис. 4. Алгоритм разработки стратегии.


Особенно важный пункт этого алгоритма – выведения списка сильных и слабых сторон компании и списка опасностей и возможностей на рынке.


Рис. 5. Зачем нужно генерировать большие списки сил и слабостей, опасностей и возможностей?


Ниже (на рис. 6) представлена исходная таблица сильных и слабых сторон, которую мы применяем уже более 15 лет, для генерации исчерпывающего списка сил и слабостей компании.

Практика показывает, что если руководство компании собирается вывести список своих сильных и слабых сторон, то после стандартного мозгового штурма получается от силы 10—15 соответствующих пунктов10.

Мы придумали следующий прием – «инструмент генерации 60—100 сил и слабостей», из которых уже затем выбирается 10—15 наиболее значимых пункта для дальнейшей работы по выведению стратегии.

Сначала из имеющейся информации выводится некоторое количество сил и слабостей, но они записываются в таблицу не подряд, а в шахматном порядке – напротив каждой силы и слабости остается пустая клеточка – как это показано на рисунке (Прим. – на рисунке представлен пример использования этого «инструмента генерации» для отдельного человека).


Рис. 6. Таблица сил и слабостей (на примере автора статьи), составленная в шахматном порядке.


Затем, в пустые клеточки записываются силы и слабости, которые генерируются при использовании противоположной стороны (из силы – слабости и слабости – силы). Это происходит или благодаря тому, что каждая сила или слабость при переходе определённой меры превращается в свою противоположность (например – высокий творческий потенциал руководителя зачастую сужает творчество подчиненных). Или по ассоциации (например – на рис. 7 из пункта малая известность (слабость) по ассоциации был выведен пункт – умение письменно излагать мысли и опыт управленческой интерпретации известных сказок11, что может позволить использовать интерпретации сказок для активного продвижения и увеличения известности автора публикации.


Рис. 7. Генерация сил и слабостей из своих противоположностей


Следующим шагом (когда все клеточки в таблице друг напротив друга заполнены описанным образом) рекомендуется «раздвинуть» заполненные строки таблицы таким образом, чтобы напротив каждой сильной и слабой стороны снова оказалась пустая клеточка. А затем работа продолжается, как описано в предыдущем пункте.

Таким образом, на примере конкретного инструмента по разработке стратегии компании, была продемонстрирована возможность применения уже разработанного инструментария, применимого к фирме, к персональному менеджменту. Точно также можно использовать подобный прием для выведения большого списка опасностей и возможностей во внешней среде, позволяющего выбрать наиболее важные опасности и возможности для выведения стратегии. Для компании опасности и возможности выводятся из анализа рыночного окружения фирмы. Для отдельного человека – из его внешнего окружения, включая коллег по работе, менеджмента компании и т. д.


«Личная лаборатория» менеджмента


Научный менеджмент – достаточно молодая наука. А для специалистов нашей страны существует дополнительная проблема – системно западную теорию управления преподают на управленческих факультетах и программах МВА чуть более 20 лет.

Как руководителю самостоятельно разобраться в столь сложной комплексной дисциплине, как менеджмент?

Руководителю приходится сталкиваться как с новыми инструментами управления, так и с известными методами, предлагаемыми, например, консультантами по управлению, просто «в новой упаковке».

Вот реальный пример из моей практики управленческого консультирования в начале рыночных реформ. Руководитель группы компаний на мой вопрос – имеется ли у руководителя какая-либо литература по управлению, обещал привести собранные за несколько лет книги… на машине.

Книги привезли. И в горе книг, которую мне предстояло разобрать, были самые разные книги по бизнесу и менеджменту. Были те, которые следует читать только после освоения своего рода азов по менеджменту. И те, что можно, не задумываясь, выбросить в мусорную корзину. Сейчас ситуация для руководителя, что осваивает новые инструменты управления самостоятельно, усложнилась еще больше в связи с тем, что почти каждый доцент управленческого факультета пишет «свою книгу», не отстают от доцентов и консультанты по управлению и тренеры.

Возникает вопрос – как высшему руководителю самостоятельно разобраться в потоке той литературы, что теперь в избытке представлена в книжных магазинах и еще в большем объеме в интернете?

А если руководителю предлагают чудодейственную новую управленческую методику, например, теорию ограничений, пока мало распространенную в практике управления российскими предприятиями. Как быть? Попробовать апробировать на своей фирме? Но это и дорого и чревато высокими рисками. Дождаться момента, когда новый метод управления покажет замечательные результаты в большом числе коммерческих компаний? Но не хотелось бы в таком случае оказаться последним – конкуренты могут уйти вперед.

И вот здесь на помощь руководителю опять может прийти персональный менеджмент. Значительное количество управленческих инструментов можно апробировать применительно к управлению собой и своему времени. С одной стороны, многие тонкости нового метода управления станут более понятны при практическом применении, а с другой, позволят увидеть здравый смысл или очевидные недочеты малополезной, но, зачастую, просто «модной» методики управления.

Рассмотрим пример – о применении наших предложений о том, как лучше проводить SWOT-анализ.

Мы рассмотрим небольшой этап стратегического планирования в рамках классического подхода применительно к самому себе, а именно проведение SWOT-анализа. Ниже представлен фрагмент такого стратегического анализа для условного примера.

Вот мой условный пример: я решил написать бизнес-роман, в котором были бы освещены темы персонального менеджмента и стратегического управления персоналом (СУП)12.

Рассмотрим сильные и слабые стороны (в данном случае, автора такого романа):


Рис. 8. Силы и слабости для условного примера по написанию бизнес-романа.


Для данного условного примера рассмотрим опасности и возможности во внешней среде (понятно, что при детальном анализе следует тщательно выявить составляющие внешней среды прямого и косвенного воздействия).


Рис. 9. Опасности и возможности для условного примера по написанию бизнес-романа.


Уже при выполнении представленного примера видно, что если его попробует повторить (для своей ситуации, разумеется) обучающийся на управленческом факультете или действующий руководитель, ему придется разобраться с таким важными тонкостями, как – отнесение того или иного пункта к внешней среде или к потенциалу субъекта (фирмы или компании), для которого проводится соответствующий SWOT-анализ. С ошибками, когда, например, факторы внешней среды рассматриваются как характеристики фирмы (и наоборот), мне приходится встречаться регулярно.

(Таким образом, это еще одна иллюстрация рассмотрения персонального менеджмента во втором назначении – как менеджмент-тренажера).

Попробуем для данного условного примера ввести пару вариантов возможных стратегических решений – сведем силы, слабости, опасности и возможности в единую SWOT-таблицу:

Но сначала я представлю классический подход к проведению SWOT-анализа. А уже затем предложу для апробации нашу методику.

Вариантов проведения SWOT-анализа достаточно много. Один из наиболее распространённых – когда исследователь пытается рассмотреть соответствующие пары: силы и возможности, опасности и слабости и т. д.

Силы и возможностей – нужно попытаться выявить, каким образом компания, обладающая определенными сильными сторонами, могла бы их использовать, чтобы не упустить открывающиеся на рынке возможности.

Для рассматриваемого примера это может выглядеть так —

Сила – Достаточно легкий стиль изложения публикаций, чувство юмора.

Возможность – Действующим руководителям не хватает времени на углубленное чтение серьезной научной литературы по менеджменту.

Возможное стратегическое решение – как раз цель условного примера – предложить читателям (руководителям) – не просто учебник, а легкий (но не легковесный) бизнес-роман, чтобы и читался легко, и был практически полезен.

Слабости и опасности – выявить наиболее уязвимое место в потенциале компании, которое усугубляется неблагоприятными особенностями меняющегося рынка. Такая работа предполагает, что после выявления особенно слабых участков, фирма может нарастить свой потенциал, направляя в его развитие соответствующие ресурсы.

Для рассматриваемого примера это может выглядеть так —

Слабые стороны – Неизвестность автора деловым издательствам.

Опасности во внешней среде – Деловые издательства предпочитают публиковать книги известных авторов.

Возможное стратегическое решениепосвятить значительное время формированию личного бренда, например, как тренера по вопросам персонального менеджмента, разработав соответствующую программу продвижения личного бренда (публикации статей, выступления на конференциях, продвижение в соцсетях и др.).

Другой известный вариант проведения SWOT-анализа, который я не буду здесь рисковать апробировать – это построение всех возможных комбинаций пар – сил и возможностей, сил и опасностей (например, для нейтрализации опасностей с помощью своих сил), слабостей и возможностей (например, для использования особенностей внешней среды для нивелирования своих слабых сторон) и т. д.

Конец ознакомительного фрагмента.