4. Разработка стратегии
Разработка стратегии своей карьеры – самый короткий путь к освоению современного стратегического менеджмента
SWOT- анализ
Рассмотрим пример использования инструментария для разработки стратегии компании к выведению личной стратегии.
Для успешного управления в условиях значительных и зачастую непредсказуемых изменений внешней среды, компании применяют стратегический менеджмент. А стратегия строится на основе анализа потенциала компании (выявления ее сильных и слабых сторон) и оценки внешней среды (выявления опасностей и возможностей на рынке) с тем, чтобы привести их в соответствие9. Классический алгоритм выведения стратегии представлен на рисунке.
Рис. 4. Алгоритм разработки стратегии.
Особенно важный пункт этого алгоритма – выведения списка сильных и слабых сторон компании и списка опасностей и возможностей на рынке.
Рис. 5. Зачем нужно генерировать большие списки сил и слабостей, опасностей и возможностей?
Ниже (на рис. 6) представлена исходная таблица сильных и слабых сторон, которую мы применяем уже более 15 лет, для генерации исчерпывающего списка сил и слабостей компании.
Практика показывает, что если руководство компании собирается вывести список своих сильных и слабых сторон, то после стандартного мозгового штурма получается от силы 10—15 соответствующих пунктов10.
Мы придумали следующий прием – «инструмент генерации 60—100 сил и слабостей», из которых уже затем выбирается 10—15 наиболее значимых пункта для дальнейшей работы по выведению стратегии.
Сначала из имеющейся информации выводится некоторое количество сил и слабостей, но они записываются в таблицу не подряд, а в шахматном порядке – напротив каждой силы и слабости остается пустая клеточка – как это показано на рисунке (Прим. – на рисунке представлен пример использования этого «инструмента генерации» для отдельного человека).
Рис. 6. Таблица сил и слабостей (на примере автора статьи), составленная в шахматном порядке.
Затем, в пустые клеточки записываются силы и слабости, которые генерируются при использовании противоположной стороны (из силы – слабости и слабости – силы). Это происходит или благодаря тому, что каждая сила или слабость при переходе определённой меры превращается в свою противоположность (например – высокий творческий потенциал руководителя зачастую сужает творчество подчиненных). Или по ассоциации (например – на рис. 7 из пункта малая известность (слабость) по ассоциации был выведен пункт – умение письменно излагать мысли и опыт управленческой интерпретации известных сказок11, что может позволить использовать интерпретации сказок для активного продвижения и увеличения известности автора публикации.
Рис. 7. Генерация сил и слабостей из своих противоположностей
Следующим шагом (когда все клеточки в таблице друг напротив друга заполнены описанным образом) рекомендуется «раздвинуть» заполненные строки таблицы таким образом, чтобы напротив каждой сильной и слабой стороны снова оказалась пустая клеточка. А затем работа продолжается, как описано в предыдущем пункте.
Таким образом, на примере конкретного инструмента по разработке стратегии компании, была продемонстрирована возможность применения уже разработанного инструментария, применимого к фирме, к персональному менеджменту. Точно также можно использовать подобный прием для выведения большого списка опасностей и возможностей во внешней среде, позволяющего выбрать наиболее важные опасности и возможности для выведения стратегии. Для компании опасности и возможности выводятся из анализа рыночного окружения фирмы. Для отдельного человека – из его внешнего окружения, включая коллег по работе, менеджмента компании и т. д.
«Личная лаборатория» менеджмента
Научный менеджмент – достаточно молодая наука. А для специалистов нашей страны существует дополнительная проблема – системно западную теорию управления преподают на управленческих факультетах и программах МВА чуть более 20 лет.
Как руководителю самостоятельно разобраться в столь сложной комплексной дисциплине, как менеджмент?
Руководителю приходится сталкиваться как с новыми инструментами управления, так и с известными методами, предлагаемыми, например, консультантами по управлению, просто «в новой упаковке».
Вот реальный пример из моей практики управленческого консультирования в начале рыночных реформ. Руководитель группы компаний на мой вопрос – имеется ли у руководителя какая-либо литература по управлению, обещал привести собранные за несколько лет книги… на машине.
Книги привезли. И в горе книг, которую мне предстояло разобрать, были самые разные книги по бизнесу и менеджменту. Были те, которые следует читать только после освоения своего рода азов по менеджменту. И те, что можно, не задумываясь, выбросить в мусорную корзину. Сейчас ситуация для руководителя, что осваивает новые инструменты управления самостоятельно, усложнилась еще больше в связи с тем, что почти каждый доцент управленческого факультета пишет «свою книгу», не отстают от доцентов и консультанты по управлению и тренеры.
Возникает вопрос – как высшему руководителю самостоятельно разобраться в потоке той литературы, что теперь в избытке представлена в книжных магазинах и еще в большем объеме в интернете?
А если руководителю предлагают чудодейственную новую управленческую методику, например, теорию ограничений, пока мало распространенную в практике управления российскими предприятиями. Как быть? Попробовать апробировать на своей фирме? Но это и дорого и чревато высокими рисками. Дождаться момента, когда новый метод управления покажет замечательные результаты в большом числе коммерческих компаний? Но не хотелось бы в таком случае оказаться последним – конкуренты могут уйти вперед.
И вот здесь на помощь руководителю опять может прийти персональный менеджмент. Значительное количество управленческих инструментов можно апробировать применительно к управлению собой и своему времени. С одной стороны, многие тонкости нового метода управления станут более понятны при практическом применении, а с другой, позволят увидеть здравый смысл или очевидные недочеты малополезной, но, зачастую, просто «модной» методики управления.
Рассмотрим пример – о применении наших предложений о том, как лучше проводить SWOT-анализ.
Мы рассмотрим небольшой этап стратегического планирования в рамках классического подхода применительно к самому себе, а именно проведение SWOT-анализа. Ниже представлен фрагмент такого стратегического анализа для условного примера.
Вот мой условный пример: я решил написать бизнес-роман, в котором были бы освещены темы персонального менеджмента и стратегического управления персоналом (СУП)12.
Рассмотрим сильные и слабые стороны (в данном случае, автора такого романа):
Рис. 8. Силы и слабости для условного примера по написанию бизнес-романа.
Для данного условного примера рассмотрим опасности и возможности во внешней среде (понятно, что при детальном анализе следует тщательно выявить составляющие внешней среды прямого и косвенного воздействия).
Рис. 9. Опасности и возможности для условного примера по написанию бизнес-романа.
Уже при выполнении представленного примера видно, что если его попробует повторить (для своей ситуации, разумеется) обучающийся на управленческом факультете или действующий руководитель, ему придется разобраться с таким важными тонкостями, как – отнесение того или иного пункта к внешней среде или к потенциалу субъекта (фирмы или компании), для которого проводится соответствующий SWOT-анализ. С ошибками, когда, например, факторы внешней среды рассматриваются как характеристики фирмы (и наоборот), мне приходится встречаться регулярно.
(Таким образом, это еще одна иллюстрация рассмотрения персонального менеджмента во втором назначении – как менеджмент-тренажера).
Попробуем для данного условного примера ввести пару вариантов возможных стратегических решений – сведем силы, слабости, опасности и возможности в единую SWOT-таблицу:
Но сначала я представлю классический подход к проведению SWOT-анализа. А уже затем предложу для апробации нашу методику.
Вариантов проведения SWOT-анализа достаточно много. Один из наиболее распространённых – когда исследователь пытается рассмотреть соответствующие пары: силы и возможности, опасности и слабости и т. д.
Силы и возможностей – нужно попытаться выявить, каким образом компания, обладающая определенными сильными сторонами, могла бы их использовать, чтобы не упустить открывающиеся на рынке возможности.
Для рассматриваемого примера это может выглядеть так —
Сила – Достаточно легкий стиль изложения публикаций, чувство юмора.
Возможность – Действующим руководителям не хватает времени на углубленное чтение серьезной научной литературы по менеджменту.
Возможное стратегическое решение – как раз цель условного примера – предложить читателям (руководителям) – не просто учебник, а легкий (но не легковесный) бизнес-роман, чтобы и читался легко, и был практически полезен.
Слабости и опасности – выявить наиболее уязвимое место в потенциале компании, которое усугубляется неблагоприятными особенностями меняющегося рынка. Такая работа предполагает, что после выявления особенно слабых участков, фирма может нарастить свой потенциал, направляя в его развитие соответствующие ресурсы.
Для рассматриваемого примера это может выглядеть так —
Слабые стороны – Неизвестность автора деловым издательствам.
Опасности во внешней среде – Деловые издательства предпочитают публиковать книги известных авторов.
Возможное стратегическое решение – посвятить значительное время формированию личного бренда, например, как тренера по вопросам персонального менеджмента, разработав соответствующую программу продвижения личного бренда (публикации статей, выступления на конференциях, продвижение в соцсетях и др.).
Другой известный вариант проведения SWOT-анализа, который я не буду здесь рисковать апробировать – это построение всех возможных комбинаций пар – сил и возможностей, сил и опасностей (например, для нейтрализации опасностей с помощью своих сил), слабостей и возможностей (например, для использования особенностей внешней среды для нивелирования своих слабых сторон) и т. д.
Конец ознакомительного фрагмента.