Воспитание ребенка до рождения
И. Г. Японцы говорят, что самое важное происходит в жизни человека до 14 лет, после 14 уже ничего существенно в человеке не меняется – не внешне, конечно, не событийно, а в формировании личности.
О. В. Те же японцы считают, что жизнь человека начинается не тогда, когда он выходит из материнской утробы, а когда он еще находится в ней. Все эти девять месяцев они уже считают жизнью ребенка. Периоду плодоношения уделяют особое внимание и стараются, чтобы в это время женщина жила в такой атмосфере, которая никоим образом не травмировала бы того, кого она вынашивает.
Верующие родители начинают воспитание сына Божия, когда он только зачат, находится в материнской утробе. В период плодоношения все, чем живет мать – ее впечатления, ее состояние души, – отражается на ребенке. Поэтому его нужно правильно духовно выносить.
И. Г. Что значит «правильно духовно выносить»?
О. В. Часто люди об этом не думают. Полагают, что важно сохранить плод физически. Если начинаются какие-то отклонения, то прилагают очень много стараний, чтобы все нормализовать. А о духовном развитии ребенка совершенно забывают. Матерям кажется, что «вот родится – тогда буду его воспитывать».
Нет, воспитывать нужно еще до его рождения, потому что он уже потенциально есть в тебе – в том семени, которое в тебе.
Вообще говоря, семя всегда присутствует в мужчине и женщине. Значит, он в тебе есть потенциально всегда. И от твоего образа жизни зависит, какого ты родишь ребенка.
Только в Церкви родители могут понять эту тайну жизни и не делать ошибок, потому что Церковь стоит на страже Духа. Пастырь, если он действительно заботится о своих пасомых, о матери, о будущем ее ребенка, должен дать родителям благоразумный совет, чтобы предотвратить те ошибки, те духовные и физические болезни, которые могут проявиться на почве греха во время плодоношения.
В нашем приходе женщины во время плодоношения стараются всегда быть в храме, не пропускают воскресных служб. Ребенок, который уже через мать общался с Богом, рождается совершенно иным. Мать трудилась, пренебрегая физическими и прочими немощами, чтобы прийти в храм и участвовать в службах и тем самым приобщить будущего ребенка к жизни вечной[7].
Потом, когда ребенок рождается, он уже органично живет в духовной атмосфере. Все, что происходило духовно с матерью, уже записано в его сердечке. И зерна вечной жизни начинают прорастать. Это чудо, что, не будучи еще крещенным и не имея возможности, как мы, подходить к Чаше, он тем не менее через кровь причащающейся матери тоже причащается Телу и Крови Иисуса Христа. Это большая тайна.
В Израиле говорят, что в утробе матери ребенок изучает Тору. И он все знает, открыт всему. Но потом, когда он рождается, ангел ему кладет печать на уста: по фольклорному преданию, ямка на верхней губе – это след печати ангела. Тогда вся жизнь человека превращается как бы в воспоминание того, что он знал в материнской утробе. Но вспомнить он может гораздо меньше того, что знал.
Самое главное не в том многознании, которое там было. Жизнь наша показывает, что невозможно все это сознательно вместить в себя, а бессознательно в нас уже все есть. По физическому возрасту мы – семилетние, тридцатилетние, шестидесятилетние. А по возрасту человечества мы такие, сколько существует человечество. Как говорил поэт Максимилиан Волошин:
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.
Из этого опыта человек может вспомнить только то, что нужно. Мы не можем сейчас одновременно интересоваться Сократом, Авраамом, Платоном, Пикассо – всеми сразу. Хотя в каждом из нас это знание каким-то образом сокрыто. Джон Пауэлл, автор книги «Почему я боюсь любить?»[8], в одном из своих произведений говорит, что человек реализует свои возможности на 9-12 процентов. Это очень немного.