Молитвенное общение с Матерью Божией
М. Г. Практически все православные молитвословы для детей, даже для самых маленьких, включают в себя молитвы к Богородице. Разумеется, замечательно научить малышей этим прекрасным молитвам, но их слова выходят за пределы личного опыта детей, по крайней мере многих из них.
Как вы думаете, батюшка, важен ли для маленьких детей опыт молитвенного общения с Божией Матерью или в их возрасте важнее, чтобы они научились разговаривать со Христом?
О. В. Я думаю, что этот опыт может прийти потом. Потому что даже и взрослые люди не одинаковы: одни молятся больше Божией Матери, другие – больше Христу, у всех разный опыт. Это связано, видимо, с внутренними причинами, с какой-то мистической встречей, которая произошла в их жизни. Как, например, у Серафима Саровского: опыт встречи с Божией Матерью в детстве изменил всю его жизнь. Не думаю, что в детстве он сам как-то искал этот опыт. Не сам он пришел к нему, но был призван к такому общению.
А у Антония Великого[14] не просматривается такой мистический опыт общения с Божией Матерью. Да и вообще у египетских или у сирийских отцов этого нет. Это не значит, что они Ее не почитали. Так Господь в их жизни действовал.
Поэтому и ребенка не надо этому специально учить. Но надо смотреть, что получится, ведь даже некоторые взрослые допускают такое смещение: Божия Матерь им кажется Богом. Часто Покров Божией Матери они воспринимают как Покров именно Ее, а не Божий.
И. Г. Вчера группа паломников-католиков, пришедшая в храм, попросила рассказать о Божией Матери. Мы говорили, что Церковь уже две тысячи лет ищет самые лучшие формы почитания Божией Матери. И все, что было обретено в церковном опыте – и в древности, и в последние века, – это драгоценно. Этот опыт – сокровище Церкви, его нельзя забывать. Но, возможно, самые прекрасные формы почитания Девы Марии еще впереди: в умалении, в тишине, созвучной Ее жизни.
Мы знаем немало случаев явления Божией Матери детям. Например, отроку Прохору – будущему Серафиму Саровскому, в XVIII веке. А в XX веке – трем простым португальским детям в Фатиме. То, как они вдруг изменились, соприкоснувшись с Ее тишиной, – это признак подлинной встречи. Одна из тех девочек, встретившаяся совсем маленькой с Девой Марией, жива и поныне. Это монахиня Лючия, которая всю жизнь прожила очень тихой, отстраненной от мира сего жизнью.
О. В. Да, и ее можно понять: если она уже погрузилась в эту тайну, то никакие встречи или общение в мире сем уже насытить не могут.