Десять заповедей Закона Божия
1. «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20: 2—3).
Этой заповедью Бог указывает на Самого Себя человеку и повелевает познавать Его и почитать. При этом следует помнить, что Господь не претендует на первенство среди неких богов и не желает, чтобы Ему оказывали больше внимания, чем каким-то другим богам. Он говорит, чтобы поклонялись Ему Одному, потому что других богов попросту не существует.
Не следует, однако, сомневаться в необходимости почитания христианами святых угодников Божиих. Почитая праведников и мучеников за веру, мы отнюдь не считаем их равными Богу, а молимся им как нашим покровителям и молитвенникам перед Господом. Святые – это наши старшие духовные братья. Они видят наши трудности, нашу слабость и неопытность и по своей любви помогают нам, так же как духовно и молитвенно мы, еще пребывающие во временной жизни, стараемся помогать друг другу.
Грехами против первой заповеди являются:
Безбожие (атеизм) – отрицание человеком существования Бога.
Многобожие – почитание многих богов или идолов.
Духовное безразличие – отсутствие желания найти Бога, узнать что-либо о Нем, послужить Ему.
Ересь – намеренное искажение веры, которую даровал нам Господь.
Богоотступничество – отречение от веры из-за страха или в надежде получить за это награду.
Отчаяние – неверие в благость Божественного промысла, порождающее недовольный ропот.
Суеверие – суетная, ложная вера во всевозможные приметы, звезды, предсказания и гадания.
2. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20: 4—5).
Сущность Божия не может быть ограничена образом, созданным нашим воображением и воплощенным в дереве, камне или любом другом материале. Попытки такого рода лишь грубо извращают истину. Идолы не могут удовлетворить наши нужды ибо, по слову пророка Иеремии: «Уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они – как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах» (Иер. 10: 3—5).
Кроме откровенного идолопоклонства существуют и другие грехи против второй заповеди: любостяжание (то есть алчность), чревоугодие, гордость и тщеславие.
Так, идолопоклонством является чрезмерная привязанность к деньгам и богатству, а также чревоугодие, когда человек только о том и думает, чтобы ублажить свою плоть. Нарушают вторую заповедь и гордецы, стремящиеся всегда пребывать в центре внимания, мечтающие о всеобщем поклонении и мирской славе.
В то же время вторая заповедь не запрещает нам почитать святой Крест и святые образа. Не запрещает потому, что, почитая Крест или иконы, на которых изображен истинный вочеловечившийся Бог, христиане поклоняются не дереву или краске, а Господу нашему Иисусу Христу. Воздавая почести пресвятой Богородице или святым перед их иконами, мы восходим к Богу, просветившему их Своей Благодатью и действующему в них по слову апостола Павла: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20). В Ветхом Завете Сам Бог повелел Моисею изготовить золотые изображения херувимов и поместить их на крышке Ковчега, где хранились скрижали с запечатленными на них заповедями (Исх. 25: 18—20).
3. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20: 7).
Эта заповедь запрещает нам легкомысленно произносить имя Божие без действительной необходимости, в пустых и суетных разговорах, а тем более для подтверждения какой-либо лжи, не задумываясь о его святом значении. Имя Божие должно произноситься со страхом и благоговением только в молитве или при изучении Священного Писания, ибо сказано: «Свято и страшно имя Его!» (Пс. 110: 9). Пренебрежение к имени Божию может проявляться не только в словах, но и в делах. Тот, кто называет себя христианином, но при этом не поступает так, как учил Иисус Христос, бесславит имя Господне.
Конец ознакомительного фрагмента.