Вы здесь

Таинство Божьего милосердия. Соборование. Доверие Богу и борьба с грехом (Михаил Браверман, 2017)

Доверие Богу и борьба с грехом

Душу мою, Господи, во гресех всяческих, и безместными[6] деяньми люте разслабленную, воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже и разслабленнаго воздвигл еси древле, да зову Ти спасаемь: щедрый, даждь ми, Христе, исцеление.

Из последования Елеосвящения

Иногда люди полагают, что вера в Бога – это убежденность в Его существовании. Но, согласно Библии, только безумный человек может усомниться в существовании Бога: все творение свидетельствует о Творце, и потому пророк и царь Давид начинает одну из своих песен Богу – псалом – словами: «Сказал безумец в сердце своем: „нет Бога“» (Пс. 13: 1).

Вера в Бога – это не только уверенность в существовании невидимого, духовного мира. Вера – это еще и доверие. Бог открывается нам в Священном Писании и церковном учении не как некая безличная сила, а как абсолютная полнота бытия – Пресвятая Троица: любящий Отец, посылающий в мир Своего Сына для спасения человека; Сын Божий, Который становится Сыном Человеческим, чтобы Своею смертью даровать нам жизнь вечную; и, наконец, Дух Святой, «иже вездесый и вся исполняяй», – везде присутствующий и все наполняющий, являющий Христа, созидающий Церковь и совершающий таинства. И, зная о том, как много сделал для нас Господь, мы действительно можем доверить Ему и свою жизнь, и жизнь наших близких, к чему и призывает нас церковная молитва: «…сами себя, и друг друга и весь живот наш[7] Христу Богу предадим».

И если мы доверили свою жизнь Богу и знаем, что Он заботится о нас, то не увидим ли мы промысл Божий в обстоятельствах нашей жизни? И не только во благих, но и в тех, которые кажутся нам скорбными и тяжелыми. Чего мы хотим от Бога? Счастья, любви, благополучия, здоровья, которое обычно начинают ценить, только осознав его хрупкость? Но ведь Бог дарует нам все – полноту бытия, жизнь вечную и, наконец, Самого Себя! Апостол Павел восклицает: «Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 8: 31–32). Как мы можем не доверять Такому Богу, отдавшему самое дорогое – Возлюбленного Сына – за нашу жизнь вечную? В этом мире мы всегда будем претерпевать скорби, а иногда и болезни, но если мы верим Господу, то мы не одиноки на жизненном пути. «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя, – призывает псалом» (Пс. 54: 23).

Если бы наша вера была совершенной, то все, даже горькие обстоятельства нашей жизни мы бы принимали как дар Божественной любви. Конечно, человек не обязан радоваться постигшей его болезни, наоборот, он должен с ней бороться, прибегать к медицине и просить помощи у Бога – Врача душ и тел, но во всем полагаться на волю Божию. Митрополит Антоний Сурожский, пастырь и врач, однажды сказал: «Таинство елеосвящения не направлено специально на исцеление тела. Из молитв на елеосвящение ясно, что мы ожидаем исцеления души, которое, даст Бог, перельется и принесет исцеление и телу. Я думаю, что неверно прибегать к таинству Елеосвящения с единственной целью – получить телесное здравие; это не некое „клерикальное лечение“, это – подлинное проявление пастырского попечения. В процессе подготовки человека, помогая ему обрести вновь целостность, целостность души и духа, мы, может быть, обнаружим, что он может сказать: я чувствую себя настолько преображенным, что мне уже не важно, жив я или умру, получу ли физическое исцеление или нет…» Если мы будем стремиться к такому духовному устроению, если наше участие в Соборовании будет сопровождать доверие Богу, надежда на Бога и любовь к Нему, тогда, без всякого сомнения, это таинство будет нам во спасение. Исцеление от болезни в таинстве Елеосвящения может происходить далеко не всегда.

Исцеление в смертельной болезни сродни чуду. Об этом, конечно, знал и апостол Иаков, и тем не менее он без всякого сомнения утверждает: «Молитва веры исцелит болящего». Наверное, церковнославянский перевод этой фразы – «молитва веры спасет болящего» – поможет нам понять мысль апостола: исцеление в данном случае равно спасению, а спасение относится не только и не сколько к сей временной жизни, но прежде всего к вечной участи человека – к его жизни со Христом.

Греческий глагол σώσει в тексте Иакова буквально означает «спасет». Быть спасенным – быть исцеленным! Исцеленным прежде всего от греха и его последствий.

В сознании Церкви болезнь прочно связана с грехом, и не потому, конечно, что за каждым нашим проступком в виде наказания следует болезнь. Ведь болел непорочный Иов, болеют праведники и дети, болеют святые. Святитель Лука, служивший людям как архипастырь и доктор, в конце жизни потерял зрение. Преподобный Амвросий Оптинский всю жизнь страдал от телесных недугов и черпал утешение из жития святителя Иоанна Златоуста: «Отраду нахожу в том, когда размышляю, что великий светильник Православной

Церкви, Иоанн Златоуст, находился всегда в болезненном положении. Несмотря на это, занимался делами Церкви и написал толкование на Евангелия и на все апостольские послания, и, наконец, терпел великие гонения со всех сторон. И в самых гонениях не оставлял попечения о Церкви. Других больных исцелял, а сам умер в лихорадочном положении. Поэтому при неудобствах и полезно поминать святого Златоуста, как он и в болезненном положении не оставлял заниматься делами Церкви».

И тем не менее связь болезни с грехом очень прочная: ведь это самый первый грех – отступление от Бога – привел в мир смерть, а с нею скорби, страдания и болезни. «Сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1: 15), – утверждает апостол Иаков. И каждое наше нарушение воли Божьей, как повторение греха Адама, уводит от Бога и в итоге заставляет страдать. Когда это происходит, то неверно думать, что это Бог мстит за неисполнение Его заповедей. Нет – Бог за нас умер, Бог нас милует и спасает, но мы сами наказываем себя тем, что, отступая от Бога – источника света, входим в область тьмы и подвергаем себя опасности. Так заведомо неправильный образ жизни, недобрые помыслы, страхи и тревоги, связанные с неверием и эгоизмом, действительно приводят человека от болезней духовных к физическим. И если мы помним о Боге, то воспринимаем случившееся как вразумление от Бога, напоминание о том, что необходимо отказаться от греха. После грехопадения прародителей Адама и Евы мы все больны грехом. Причем грех – это не просто дурной поступок, злое слово, неправедные мысли и чувства. Человек поражен грехом на всех уровнях своей природы: дух, душа, тело. Духовная жизнь искажена, душа мучается от страстей, разум пленен злыми помыслами, тело же болеет и в итоге разрушается. Человек есть целое – единый психофизический организм, и Церковь связывает исцеление тела с исцелением души: с прощением грехов и с избавлением от греховных привычек. Связь болезни, греха и исцеления Господь показал в одном из совершенных им чудес. Однажды, когда Он учил в доме, а людей было столько, что невозможно было к Нему подойти, к ногам Спасителя через раскрытую кровлю опустили носилки с разбитым параличом человеком. Господь, видя веру принесших его друзей, сказал: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2: 5). При этом некоторые из присутствующих начали мысленно роптать, полагая что это лишь пустые слова. Но Господь, являя, что оставление грехов такая же реальность, как и физическое исцеление, повелел расслабленному: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2: 11).

Господь пришел «взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19: 10) – спасти изнемогающего под гнетом греха и его последствий человека. И в церковном таинстве Елеосвящения, так же, как и в таинствах Покаяния и Причащения, происходит оставление грехов и обретение духовного здоровья. Древний христианский учитель Ориген среди возможных способов получить избавление от грехов перечисляет: Крещение, мученичество за Христа, милостыня, прощение ближнего, обилие любви, обращение заблуждающегося брата, Покаяние и Елеосвящение.

Господь даровал нам эту удивительную возможность: получать прощение от грехов, чтобы не ошибки определяли нашу жизнь, а благая и спасительная воля Божия. Наше спасение завоевано дорогой ценой – Крестом. И об этом апостол Петр напоминает всем нам: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Пет. 1: 18–19). Что мы можем принести Богу, чем ответим на любовь «даже и до Креста и погребения снисшедшего к нам»[8] Господа? Очевидно: наше призвание – любить Бога. И Господь говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14: 15).

Мы учимся любить Бога, и на этом пути трудимся над нашим сердцем, чтобы в нем обитали не терния грехов, а могла поселиться Божия благодать.

«Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2: 26), – утверждает апостол Иаков. Одно из наших основных дел веры – это борьба со страстями, которые лежат в основании всех наших грехов. И преподобный Макарий Египетский говорит: «Кто как верует, тот так и подвизается». Подвизаться – означает бороться со своими страстями для того, чтобы приблизиться к Богу через очищение сердца. Но страсти настолько пустили корни в человеческом сердце, что мы сами не в силах искоренить их. Апостол Павел так и говорит от лица грешного человека: «Закон духовен, а я плотян, продан греху … Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю … Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7: 14–24).

Избавляет, спасает человека Христос Бог. Ведь «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18: 27). И все наши усилия: молитва и участие в церковных таинствах, внимательное отношение к своему внутреннему миру, помыслам и чувствам – должны привести нас к пониманию собственной немощи в деле борьбы с грехом, к абсолютной надежде на Божию помощь. От нас – только произволение, только усилие. Победа – от одного Господа!

О духовном исцелении учитель деятельной христианской жизни, преподобный авва Дорофей пишет: «В телесных болезнях находим мы различные причины: или что врач неискусен и дает одно лекарство вместо другого, или что больной ведет себя беспорядочно и не исполняет предписаний врача. В отношении же души бывает иначе. Мы не можем сказать, что врач, будучи не искусен, не дал надлежащего лекарства. Ибо врач душ есть Христос, Который все знает и против каждой страсти подает приличное врачевство: так против тщеславия Он дал заповеди о смиренномудрии, против сластолюбия – заповеди о воздержании, против сребролюбия – заповеди о милостыни, и одним словом, каждая страсть имеет врачевством соответствующую ей заповедь. Итак, нельзя сказать, что врач неискусен; а также и что лекарства стары и потому не действуют: ибо заповеди Христовы никогда не ветшают, но чем более их исполняют, тем более они обновляются. Поэтому ничто не препятствует здравию душевному, кроме бесчиния души».