Таинства Церкви. Исцеление как знак спасения
Дал еси благодать Твою, Твоими, Благопременителю, апостолы, Человеколюбче, елеем святым Твоим целити всех язвы же и недуги.
Устанавливая Новый Завет – новый союз Бога и человека, Сын Божий пришел в падший мир, где слезы, горе и болезни стали предвестниками смерти, которая последовала за отпадением первых людей от Бога. Непреступный и непознаваемый Бог стал человеком. Бесстрастный открыл Себя для страданий. Бессмертный принял смерть. И, победив смерть Воскресением, Господь обещал всем Своим ученикам, всем нам: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20). Конечно, Господь не живет среди нас телесно, так, как Он был с учениками две тысячи лет назад, но Он пребывает с нами в Своей Церкви и ее таинствах.
Существует семь важнейших таинств Церкви: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Брак, Священство, Елеосвящение (Соборование). Согласно церковной традиции символического прочтения чисел, число «семь» означает полноту. О семи днях творения говорит начало Писания, семь даров Святого Духа исчисляет пророк Исаия, на семи столпах, согласно книге Притчей Соломоновых, утверждена Божия Премудрость, семь Вселенских соборов в истории определили главные положения церковной догматики, а семь таинств – полноту освящения человека в Церкви. Апостол Иаков, написав о таинстве Елеосвящения, не обозначил число совершающих его священников, но уже с VIII–IX веков идеалом стало участие в нем семи священников: этому соответствуют семь молитв на освящение елея, семь апостольских и евангельских чтений, семь помазаний[5].
Основание всех таинств лежит в Священном Писании – слове Божьем и в Евангельской истории, поэтому мы называем таинства богоустановленными.
Господь начал Свое служение с принятия Крещения. Он, Святой и Безгрешный, вошел в Иорданские воды, туда, где люди символически смывали с себя грехи, и, напротив, взял на Себя грехи всего мира. Тогда же Иоанн Креститель, указывая на Христа, свидетельствовал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1: 29). Снисхождение Бога в мир стало возможностью для человека взойти к Богу. Исполнив Свою миссию в мире – приняв смерть на Кресте и Воскреснув, – Господь Своим прославленным телом возносится в духовный мир – на небеса, туда, где Он всегда пребывал с Отцом как Сын Божий. И когда человеческая природа была прославлена Христом Богом, тогда человек и получил удивительную возможность стать причастником Бога в действии Святого Духа. Еще прежде, в эпоху Ветхого Завета, Дух Святой вдохновлял пророков, а на пятидесятый день по Воскресении, через десять дней после Вознесения, Он сошел на всех Христовых учеников, собранных тогда в Иерусалиме. Так началась земная история Церкви, и так Крещение Иоанново преобразилось в таинство нашего сочетания со Христом. Именно в Святом Духе пребывает и является Господь Иисус Христос, и Святым Духом совершаются все таинства Церкви.
И начинаются наши домашние молитвы и церковные службы с призывания Святого Духа:
Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, иже везде сый, и вся исполняяй, сокровище благих и жизни подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Родившись для жизни со Христом в Таинстве Крещения – став христианами, мы сразу же в таинстве Миропомазания (входящем в чинопоследование Крещения) получаем дар духовной жизни – печать Духа Святого. О таинстве Миропомазания мы читаем в новозаветной книге Деяний святых апостолов: сначала, когда христиан было еще мало, знаком причастности Духу было возложение на обращенного рук апостолов, затем их преемников – епископов, а затем, с возрастанием числа верующих, это таинство стали преподавать священники через помазание святым миром. Но и сегодня миро освящает епископ, причем самый старший, в Русской Православной Церкви – патриарх Московский и всея Руси.
Прообраз таинства Брака можно усмотреть в первом евангельском чуде, совершенном Спасителем. Господь пришел на свадебный пир в небольшое селение – Кану Галилейскую и там, отвечая на просьбу Своей Матери помочь хозяевам дома, претворил воду в вино. И сегодня Церковь освящает брачный союз обручением и венчанием в таинстве Брака.
Избрав Себе учеников – апостолов, Господь даровал им благодать быть служителями Своей Церкви, сказав при этом: «Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20: 23). Непрерывно, с апостольских времен и доныне, через таинство Священства мы имеем возможность духовного исцеления – избавления от грехов в таинстве Покаяния, и можем в Церкви приходить ко Христу – Первосвященнику нашей Церкви.
И наконец, самое главное таинство – Причащение – Господь установил в Великий Четверг, накануне Крестных страданий, когда на Тайной Вечере взял хлеб, вино, благословил их и сказал, что всегда, до скончания века, Он будет являть Себя ученикам в таинстве Причащения.
Некоторые таинства Церкви жизненно необходимы для всех, кто хочет быть с Господом Иисусом Христом и сейчас, и в жизни будущего века. Это Крещение – сочетание со Христом, Миропомазание – запечатление крещенного благодатью Святого Духа. Это таинство Покаяния, в исповеди омывающее наши грехи, и самое главное в нашей жизни – таинство Причащения. Но не все христиане вступают в брак, и совсем немногие становятся священнослужителями. Следовательно, таинства Брака и Священства совершаются не над всеми.
И, наконец, таинство Елеосвящения предлагается тем, кто страдает от болезни, как и говорит апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви…» (Иак. 5: 14).
Господь продолжает являть нам Себя в таинствах Церкви. И потому, с одной стороны, таинства являются чудом, происходящим в нашем мире, а с другой, – это реальность церковной жизни. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки То т же» (Евр. 13: 8). И сегодня Господь может творить чудеса по Своей воле. Но ведь и человеческое сердце осталось таким же, как и в евангельские времена. И сегодня, как и две тысячи лет назад, вера совсем не связана с чудесами. Об этом говорит евангельская притча о бедном Лазаре. В ней равнодушный к страданиям бедняка богач, оказавшись за гранью земной жизни, в месте мучений, просит праотца Авраама прислать кого-либо к его братьям, чтобы они изменили свою жизнь и не стали достоянием ада. Но в уста Авраама Господь вкладывает такой ответ: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 31). Ведь даже реальное событие – воскрешение из мертвых Христом Своего друга Лазаря – одних привело к прославлению Бога, а других к окончательному решению погубить Господа. И само Воскресение Христа не обратило к вере всех, кто был тогда в Иерусалиме, и сегодня вразумляет далеко не всех.
Евангельские исцеления – это прежде всего свидетельства отношения милости и любви Бога к человеку. И мы видим на примере евангельских чудес, что не чудо предваряет веру, а наоборот – вера предшествует чуду. И Господь говорит: «Не бойся, только веруй» (Мк. 5: 36).