Вы здесь

Таинство Божьего милосердия. Соборование. Таинства Церкви. Исцеление как знак спасения (Михаил Браверман, 2017)

Таинства Церкви. Исцеление как знак спасения

Дал еси благодать Твою, Твоими, Благопременителю, апостолы, Человеколюбче, елеем святым Твоим целити всех язвы же и недуги.

Из последования Елеосвящения

Устанавливая Новый Завет – новый союз Бога и человека, Сын Божий пришел в падший мир, где слезы, горе и болезни стали предвестниками смерти, которая последовала за отпадением первых людей от Бога. Непреступный и непознаваемый Бог стал человеком. Бесстрастный открыл Себя для страданий. Бессмертный принял смерть. И, победив смерть Воскресением, Господь обещал всем Своим ученикам, всем нам: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20). Конечно, Господь не живет среди нас телесно, так, как Он был с учениками две тысячи лет назад, но Он пребывает с нами в Своей Церкви и ее таинствах.

Существует семь важнейших таинств Церкви: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Брак, Священство, Елеосвящение (Соборование). Согласно церковной традиции символического прочтения чисел, число «семь» означает полноту. О семи днях творения говорит начало Писания, семь даров Святого Духа исчисляет пророк Исаия, на семи столпах, согласно книге Притчей Соломоновых, утверждена Божия Премудрость, семь Вселенских соборов в истории определили главные положения церковной догматики, а семь таинств – полноту освящения человека в Церкви. Апостол Иаков, написав о таинстве Елеосвящения, не обозначил число совершающих его священников, но уже с VIII–IX веков идеалом стало участие в нем семи священников: этому соответствуют семь молитв на освящение елея, семь апостольских и евангельских чтений, семь помазаний[5].

Основание всех таинств лежит в Священном Писании – слове Божьем и в Евангельской истории, поэтому мы называем таинства богоустановленными.

Господь начал Свое служение с принятия Крещения. Он, Святой и Безгрешный, вошел в Иорданские воды, туда, где люди символически смывали с себя грехи, и, напротив, взял на Себя грехи всего мира. Тогда же Иоанн Креститель, указывая на Христа, свидетельствовал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1: 29). Снисхождение Бога в мир стало возможностью для человека взойти к Богу. Исполнив Свою миссию в мире – приняв смерть на Кресте и Воскреснув, – Господь Своим прославленным телом возносится в духовный мир – на небеса, туда, где Он всегда пребывал с Отцом как Сын Божий. И когда человеческая природа была прославлена Христом Богом, тогда человек и получил удивительную возможность стать причастником Бога в действии Святого Духа. Еще прежде, в эпоху Ветхого Завета, Дух Святой вдохновлял пророков, а на пятидесятый день по Воскресении, через десять дней после Вознесения, Он сошел на всех Христовых учеников, собранных тогда в Иерусалиме. Так началась земная история Церкви, и так Крещение Иоанново преобразилось в таинство нашего сочетания со Христом. Именно в Святом Духе пребывает и является Господь Иисус Христос, и Святым Духом совершаются все таинства Церкви.

И начинаются наши домашние молитвы и церковные службы с призывания Святого Духа:

Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, иже везде сый, и вся исполняяй, сокровище благих и жизни подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Родившись для жизни со Христом в Таинстве Крещения – став христианами, мы сразу же в таинстве Миропомазания (входящем в чинопоследование Крещения) получаем дар духовной жизни – печать Духа Святого. О таинстве Миропомазания мы читаем в новозаветной книге Деяний святых апостолов: сначала, когда христиан было еще мало, знаком причастности Духу было возложение на обращенного рук апостолов, затем их преемников – епископов, а затем, с возрастанием числа верующих, это таинство стали преподавать священники через помазание святым миром. Но и сегодня миро освящает епископ, причем самый старший, в Русской Православной Церкви – патриарх Московский и всея Руси.

Прообраз таинства Брака можно усмотреть в первом евангельском чуде, совершенном Спасителем. Господь пришел на свадебный пир в небольшое селение – Кану Галилейскую и там, отвечая на просьбу Своей Матери помочь хозяевам дома, претворил воду в вино. И сегодня Церковь освящает брачный союз обручением и венчанием в таинстве Брака.

Избрав Себе учеников – апостолов, Господь даровал им благодать быть служителями Своей Церкви, сказав при этом: «Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20: 23). Непрерывно, с апостольских времен и доныне, через таинство Священства мы имеем возможность духовного исцеления – избавления от грехов в таинстве Покаяния, и можем в Церкви приходить ко Христу – Первосвященнику нашей Церкви.

И наконец, самое главное таинство – Причащение – Господь установил в Великий Четверг, накануне Крестных страданий, когда на Тайной Вечере взял хлеб, вино, благословил их и сказал, что всегда, до скончания века, Он будет являть Себя ученикам в таинстве Причащения.

Некоторые таинства Церкви жизненно необходимы для всех, кто хочет быть с Господом Иисусом Христом и сейчас, и в жизни будущего века. Это Крещение – сочетание со Христом, Миропомазание – запечатление крещенного благодатью Святого Духа. Это таинство Покаяния, в исповеди омывающее наши грехи, и самое главное в нашей жизни – таинство Причащения. Но не все христиане вступают в брак, и совсем немногие становятся священнослужителями. Следовательно, таинства Брака и Священства совершаются не над всеми.

И, наконец, таинство Елеосвящения предлагается тем, кто страдает от болезни, как и говорит апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви…» (Иак. 5: 14).

Господь продолжает являть нам Себя в таинствах Церкви. И потому, с одной стороны, таинства являются чудом, происходящим в нашем мире, а с другой, – это реальность церковной жизни. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки То т же» (Евр. 13: 8). И сегодня Господь может творить чудеса по Своей воле. Но ведь и человеческое сердце осталось таким же, как и в евангельские времена. И сегодня, как и две тысячи лет назад, вера совсем не связана с чудесами. Об этом говорит евангельская притча о бедном Лазаре. В ней равнодушный к страданиям бедняка богач, оказавшись за гранью земной жизни, в месте мучений, просит праотца Авраама прислать кого-либо к его братьям, чтобы они изменили свою жизнь и не стали достоянием ада. Но в уста Авраама Господь вкладывает такой ответ: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 31). Ведь даже реальное событие – воскрешение из мертвых Христом Своего друга Лазаря – одних привело к прославлению Бога, а других к окончательному решению погубить Господа. И само Воскресение Христа не обратило к вере всех, кто был тогда в Иерусалиме, и сегодня вразумляет далеко не всех.

Евангельские исцеления – это прежде всего свидетельства отношения милости и любви Бога к человеку. И мы видим на примере евангельских чудес, что не чудо предваряет веру, а наоборот – вера предшествует чуду. И Господь говорит: «Не бойся, только веруй» (Мк. 5: 36).