Глава вторая. Новгород Низовские земли
Нижний Новгород, или по-старинному Новгород Низовские земли[9], в китежской легенде не упоминается. Но судьба этой легенды настолько связана с городом, стоящим на месте впадения Оки в Волгу, что оставить его в стороне никак не возможно. Судите сами:
– Именно в Нижнем Новгороде жил С. П. Меледин, впервые опубликовавший легенду:
– В Нижнем Новгороде жил, служил и работал П. И. Мельников-Печерский, который впервые проанализировал легенду и составил документальное описание Светлояра и ежегодного паломничества к озеру.
– Именно в Нижнем Новгороде В. Л. Комарович изучил китежскую легенду и издал свою монографию о ней, и по сию пору остающуюся наиболее подробным научным исследованием проблемы.
– Именно нижегородские фольклористы и филологи составили наиболее полное собрание записей устных преданий о граде Китеже.
– По сию пору именно ученые Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского занимаются изучением китежской легенды и ее различных аспектов.
Такой интерес нижегородцев к китежской легенде вызван не только близостью места ее действия к городу на Волге, но и несомненными параллелями между легендарным Большим Китежем и реальным Нижним Новгородом.
Как и легендарный город, Нижний Новгород был основан великим князем Владимирским Георгием Всеволодовичем. Произошло это в 1221 году, т. е. на полвека позже основания Китежа. Легенда связывает основание Большого Китежа с Городцом, который в легендарной географии носит название Малого Китежа:
«Сам же благоверный и великий князь поехал из города Ростова и приехал в город Ярославль, что на берегу Волги-реки стоит. И сел в струг, и поехал вниз по Волге, и пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его. И начали молить все люди того города благоверного князя Георгия, чтобы образ чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Феодоровской перенес к ним в город. И он сделал, как его просили. Начали петь молебен Пресвятой Богородице. И когда кончили и хотели образ тот нести в город, то образ не сошел с места того, нисколько не сдвинулся. Благоверный же князь Георгий, увидав произволение Пресвятой Богородицы, избравшей здесь место себе, повелел построить на том месте монастырь во имя Пресвятой Богородицы Феодоровской.
Сам же благоверный князь Георгий поехал с места того сухим путем, а не по воде. И переехал реку Узолу, и вторую реку, именем Санду, и третью реку переехал, именем Саногту, и четвертую переехал, именем Керженец, и приехал к озеру, именем Светлояр. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща».
Об основании Нижнего Новгорода Лаврентьевская летопись сообщает кратко: «Того же лета великий князь Гюрги, сын Всеволож, заложи град на устье Окы, и нарече имя ему Новеград». Запись подразумевает, что князь лично присутствовал при основании нового города, но каким путем он туда добирался, неизвестно. Современная прямая дорога от Владимира на восток в те времена еще не существовала. Князь мог добраться от Владимира к Мурому и продолжить оттуда путь по Оке, другой вариант – отправиться из столицы на север, в Ростов, затем водным путем на Ярославль и далее вниз по Волге, мимо Городца.
Поскольку Городец является ближайшим русским городом к месту расположения новой крепости, весьма вероятно, что именно здесь владимирский князь сосредоточил рабочих людей и материалы для строительства новой крепости. Тем более что местные условия были хорошо известны Георгию Всеволодовичу – в 1216–1217 годах он был городецким удельным князем.
Легенда об основании Большого Китежа сообщает:
«И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и по первой мере было мало места. И повелел благоверный князь Георгий еще сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину – двести сажен, а в ширину – сто сажен».
Эти размеры весьма близки к размерам первоначальной земляной крепости Нижнего Новгорода. Согласно исследованию историка С. Л. Агафонова, первоначальные укрепления города образовывали овал, имевший около двухсот саженей в длину или около 110–120 саженей в ширину.
Согласно легенде, в Большом Китеже Георгий Всеволодович построил три каменных храма:
«И начаша класти церковь во имя Воздвижения честнаго креста Господня, вторую же церковь – во имя Успения пресвятыя владычицы нашея Богородицы и присно девы Марии и третию церковь – во имя Благовещения пресвятыя владычицы нашея Богородицы и присно девы Марии. В тѣх же церквах повелѣ предѣлы дѣлати иных праздником Господьскым и Богородичным. Тако же и образы всѣм святым написати повелѣ».
Здесь предание опять же перекликается с реальной историей Нижнего Новгорода. По повелению Георгия Всеволодовича в новооснованном городе строятся два белокаменных храма – Спасо-Преображенский и Архангельский, а непосредственно рядом с городом князем был основан Благовещенский монастырь, в котором можно предположить наличие каменного храма. Успенский собор князь Георгий Всеволодович тоже построил, но не на берегах Волги, а в Суздале.
И еще одно – Городец называется в легенде Малым Китежем, чем привязывается к Большому Китежу в заволжских лесах. Еще В. Л. Комарович обратил внимание, что само название «Городец» также несет в себе уменьшительное значение. Городец – «малый город». Но в таком случае малому Городцу соответствует большой Нижний Новгород.
Таким образом, получается, что Нижний Новгород занимает или занимал в древности то место, которое в легенде занимает невидимый град Китеж.
Нижегородский кремль
Есть и еще одно обстоятельство, тесно связывающее Нижний Новгород и китежскую легенду, – отношение к памяти великого князя Георгия Всеволодовича. Этому государю не слишком повезло в оценке потомков и историков. И в монографиях профессиональных историков, и в научно-популярных изданиях, и тем более в художественной литературе складывается образ недалекого, неудачливого, нерешительного и даже трусоватого правителя, бездарного военачальника. Очень часто именно на него возлагается ответственность за катастрофу, постигшую русские земли зимой 1237–1238 годов, за неудачи в отражении батыева нашествия.
Короткая военная кампания перечеркнула всю предыдущую деятельность князя и саму его жизнь. Он мог войти в историю как достойный продолжатель своего отца и дяди, как один из строителей будущего великорусского государства, но остается на страницах школьных учебников лишь как погибший на Сити. Как говорили древние римляне, «горе побежденному».
Однако наряду с критической в русской историографии существует и апологетическая традиция жизнеописания последнего домонгольского правителя Владимирского княжества. Ее создание тесно связано с суздальским княжеским домом, к числу владений которого принадлежали и Городец, и Нижний Новгород.
Впервые она появляется на страницах Лаврентьевской летописи, где в рассказ о батыевом нашествии вставлены панегирические отзывы о князе Георгии.
В 1606 году на российский престол взошел потомок суздальских князей боярин Василий Иванович Шуйский. Стремясь подкрепить его права на верховную власть генеалогическими и историческими аргументами, московские дьяки создавали новые версии государевой родословной. В одной из наиболее распространенных род Шуйских возводился к сыну Александра Невского князю Городецкому Андрею Александровичу[10]. В нижегородском архиве осталась версия происхождения рода новоявленного царя. Указывая на его несомненного предка, жившего в XIV веке князя Константина Васильевича, эта грамота именует его Константином Юрьевичем и делает сыном Георгия (Юрия) Всеволодовича, основателя Нижнего Новгорода.
Жители последнего хорошо помнили, кто был основателем их города, и бережно хранили память о князе Георгии Всеволодовиче. Местное предание делает его как бы патроном города, который не только основал его, но и запечатал его судьбу:
«Есть в Нижнем Новгороде подле крепости маленький ручеек; он течет по оврагам и близ Никольской церкви впадает в Волгу. Зовут его Почайной, и говорят, что Юрий Всеволодович, основатель Нижнего Новгорода, назвал так этот ручей, будучи поражён сходством местоположения нижегородского с местоположением киевским. В том месте, где Почайна берёт своё начало, есть большой камень, на котором прежде было что-то написано, но теперь уже стёрлось. От этого камня зависит судьба Нижнего Новгорода: в последнее время он сдвинется с места; из-под него выступит вода и потопит весь Нижний».
В 1645 году Георгий Всеволодович был прославлен как святой, и теперь нижегородцы могли не только помнить об основателе города, но и молиться ему. В конце XVIII века по предложению местного губернатора жители города стали отмечать и день рождения князя Георгия как праздничный день.
Памятник князю Георгию Всеволодовичу и епископу Симону в Нижегородском кремле
В 1889 году нижегородский историк А. М. Меморский выпускает книгу «Основатель Нижнего Новгорода великий князь Георгий (Юрий) II Всеволодович», которая стала первой в отечественной исторической науке биографией князя. Не оставляют вниманием своего державного основателя нижегородцы и в наше время. В 2008 году на территории Кремля был открыт первый и единственный в России памятник этому князю, а двумя годами ранее нижегородский университет издал монографию д.и.н. А. А. Кузнецова «Владимирский князь Георгий Всеволодович в истории Руси первой трети XIII века. Особенности преломления источников в историографии» – наиболее подробное в современной исторической науке исследование жизни и деятельности владимирского государя.
Нет сомнения, что в местные варианты китежской легенды князь Георгий попал благодаря сохранению памяти о нем в Нижегородской земле и в первую очередь в Нижнем Новгороде и Городце.
Поэтому всякий, кто интересуется китежской легендой, не минует на своем пути Нижнего Новгорода. Современный путешественник, как правило, попадает в город со стороны левого берега Оки. Здесь в город входит московское шоссе, здесь находится вокзал, и здесь же – международный аэропорт.
Левый берег Оки – низкий. Во времена Российской империи на его обширных пространствах шумела знаменитая Нижегородская ярмарка. Весеннее половодье затопляло павильоны, а вокзал и вовсе оказывался как бы на острове. Сейчас от ярмарочного городка остались лишь воспоминания да небольшое, но крепко построенное здание главного ярмарочного дома. Вокруг же – обычные многоэтажные дома советского времени. Безликие бетонные коробки, не говорящие ничего ни уму, ни сердцу. Лишь старинные храмы, что порой неожиданно открываются на площадях, напоминают о древности города.
Конец ознакомительного фрагмента.