Вы здесь

С улыбкой о любви. Сборник рассказов. Любовь с первого взгляда (Ольга Дрыжакова)

Любовь с первого взгляда

«Какой хорошенький чёрненький очкарик! – подумала Оля с непонятным ей трепетом и теплотой. – И что он здесь делает? Неужели это я ему так понравилась?»

Солнечный летний день. На третьем этаже новенькой хрущёвки распахнуто настежь окно. На широком подоконнике примостилась юная девушка с открытой книгой в руках, но смотрит она совсем в другую сторону. Она разглядывает незнакомого юношу, который стоит внизу под окном и тоже смотрит на неё не отрывая глаз. Так началась история Олиной первой любви. Было ей тогда четырнадцать лет, она перешла в восьмой класс и из девочки незаметно превратилась в девушку. Но прежде чем рассказать эту историю до конца, я хотела бы познакомить читателей с нашей героиней поближе. Для этого вернёмся на два года назад. Итак, Оле ещё только двенадцать лет, она переехала недавно в новый город, в новый дом и собирается осенью в новую школу, в шестой класс.

Оля была худенькой, прилежной и очень серьёзной девочкой, отличницей с длинными русыми косами. Жила она теперь на окраине большого южного города с родителями и старшим братом. Мама Оли – учительница, а папа – отставной офицер. «Я – капитанская дочка!» – часто шутила Оля. Всё детство она провела в военных гарнизонах, иногда в больших городах, но чаще – в захудалых посёлках на окраине большой страны. Поездили они по городам и весям, пожили и на съёмных квартирах, и в бараках. И вот теперь наконец своя квартира! Пусть маленькая, пусть у чёрта на куличках, но такая долгожданная!

Дом заселился недавно, и соседи почти не знали друг друга. Знакомились постепенно, чаще всего, когда происходили какие-нибудь неожиданные события. Вот Оля с братом вышли на лестницу босиком проводить гостей, а дверь захлопнулась! Сквозняк! Теперь они будут до вечера дожидаться родителей на улице, и сердобольные соседи, конечно, запомнят их имена. А вот в верхней квартире оставили открытым кран с водой на весь день. Оле жалко маму, которая растерянно смотрит на мокрый потолок, на струйки воды из люстры, на тазики, расставленные по всей квартире. Но зато она знает теперь, что над ними живут тётя Зина, дядя Коля и маленькая Лида. Тётя Зина виновато улыбается, извиняется, а когда Оля выходит на балкон поглазеть на прохожих, спускает ей сверху на верёвке банку крупной спелой черешни. «Какая вкусная черешня, какая замечательная тётя Зина!» – думает Оля, расплывается в благодарной улыбке и, конечно, всё прощает соседям.

Новый дом – значит, опять новая школа! Оля немного волнуется первого сентября: «Как примут её в классе?» Мама соорудила ей какую-то необыкновенную школьную форму, так что первоначальный интерес ребят обеспечен. Ну а дальше зарабатывать авторитет самой.

Школа рядом с домом, восьмилетка и, прямо скажем, не элитная. В классе несколько второгодников, развязных молодых людей, которые руководят «меньшими братьями» своими. Их главная задача – сорвать занятия. Намазал классную доску свечкой – вот и нет урока! Или ещё что-нибудь придумают. Некоторым ученикам смешно, а Олю это коробит, ей жалко учителей, жалко потерянного времени, противно. Что делать, она не знает, но глумиться над учителями вместе с ними не желает. Она же видит, как мама много работает, как готовится к урокам, так же – и другие учителя. Поэтому отношения с одноклассниками у неё пока напряжённые. Несколько задир постоянно цепляются к ней и стараются сделать какую-нибудь пакость. Жаловаться Оля не привыкла, старший брат так воспитал, пытается справиться сама. На переменках она может за себя постоять, но уроки срывать разборками не хочет, поэтому терпит. А что же учительница, разве она не видит? Ведь издевается же над Олей сосед по парте с самого начала урока! То ногами под партой вытворяет неизвестно что, то начнёт жёваной противной бумажкой из трубки стрелять.

Наконец учительница решила вмешаться и пожалела Олю: «Я удивляюсь, как ты это всё так долго терпишь?» И у Оли неожиданные горькие слёзы обиды! Она легла на парту и плачет, сдали нервишки. Но больше этого не будет, она девочка гордая! Слёзы – это не её оружие, хотя в этот раз они ей очень помогли. Не учителя, правда, а кто-то из ребят навёл порядок – обидчик поколочен, ходит насупленный с синяком под глазом и больше не пристаёт. Остальные тоже притихли.

«Ну и хорошо, спасибо тебе, неизвестный друг! Значит, в классе можно будет учиться», – думает с облегчением Оля. Она узнала потом, кто это сделал, и немного удивилась: «С виду не герой, в кавалеры не набивается, видимо, просто такой борец за справедливость. Хорошо, что в классе есть и нормальные ребята, да их и большинство».

Один «нормальный» мальчик смущается всегда, когда оказывается рядом с Олей, и каждый день провожает из школы домой. Это Валера. Очень приятный, очень умный, спортивный, улыбчивый такой. Не то чтобы провожает, просто идёт всегда где-то рядом. Оля к этому привыкла, ей приятно, но и только. «Ходит и пусть ходит, мне-то что? – рассуждает она. – Не прогонять же?» Оценить внимание Валеры она пока не может, не доросла, маленькая ещё. Сейчас ей гораздо важнее найти подругу.

Девочки в классе держатся отдельно от ребят и разделены на три группы. В первой – самые бойкие. Учатся кое-как, но дерзкие, активные и хотят всеми руководить. Оля их игнорирует, поэтому и получает, частенько слышит в свой адрес издевательское: «Эй, ты, русская красавица!» Это из-за замечательной Олиной косы, больше ничего придумать не могут. Во второй – девочки потише, но какие-то все себе на уме. Держатся замкнутым кружком и давно уже все передружились. Они хорошо учатся, а на Олю смотрят как на конкурентку. «Но не получать же плохие оценки, чтобы только с кем-нибудь подружиться?!» – размышляет она. Третья группа – неорганизованные девочки, которые пока не прибились ни к одному лагерю.

К Оле на заднюю парту неожиданно подсела первая красавица класса, Света. Из той самой третьей группы. Хрупкая, изящная, длинноногая девочка с удивительными глазами цвета морской волны. Впрочем, глаза были хамелеонами, на ярком свету они делались голубыми, а в сумраке – таинственно-зелёными. Понятно, что в омуте этих глаз тонули многие завидные кавалеры. И за это Светлане тоже частенько доставалось от одноклассниц. Союз первой ученицы и первой красавицы получился очень прочным. Потом к ним присоединилась ещё одна девочка, новенькая, Таня. Она была немного полноватой, но очень весёлой и азартной. Её карие глаза всегда светились живым ироничным блеском, а душа была очень романтичной, Таня писала замечательные стихи. Однако это не мешало ей и подраться с какой-нибудь особенно наглой девчонкой. Все три подруги хорошо учились, занимались спортом и это добавляло им уверенности в себе. Такой троице уже не страшны были никакие группировки, никакие конкурентки. Они весело и интересно проводили вместе свободное время и всегда были в центре внимания и ребят, и учителей.

Любимым развлечением у них было разыгрывать друг друга. К примеру, приходят к Оле подруги и начинают:

– А знаешь, кого мы сейчас встретили? – говорит неожиданно Таня, причём, сама ещё не знает, что будет говорить дальше, поэтому смеётся.

– Да, знаешь кого? – подхватывает Света с хитрыми весёлыми глазами, на ходу придумывая продолжение истории.

– Кого? – спрашивает заинтригованная Оля и подозрительно смотрит на подруг, чувствуя подвох.

Дальше девочки наперебой рассказывают Оле удивительную историю о мифической встрече, поддакивая друг другу, придумывая подробности и детали до тех пор, пока она не поверит им. Только после этого они признаются в своей выдумке, и все вместе дружно рассмеются. Следующий раз какую-нибудь весёлую историю будут уже придумывать и рассказывать Оля с Таней для Светы. А потом – Оля со Светой для Тани.

У Тани была старшая сестра. Когда ей было двадцать лет, а девочкам по шестнадцать, они одновременно с интересом и жалостью смотрели, как она собирается на свидание, прихорашивается перед зеркалом. «Надо же! – думали они, – такая старая, а туда же…» Они были юны и эгоистичны, они чувствовали, что весь прекрасный мир скоро будет принадлежать только им. Но они даже представить себе не могли, как быстро им самим исполнится и по двадцать лет, и больше.

А пока им четырнадцать. Уже четырнадцать! Большинство их ровесниц вовсю сражаются за ребячьи сердца. И бои идут нешуточные, не только словесные баталии, но и самые настоящие драки. Девочки учатся отстаивать свои интересы в борьбе за мужское внимание. Кто берёт интеллектом, кто красотой, а кто и кулаками. Оля в этих разборках участия пока не принимает, но могла бы потягаться с соперницами. Насчёт красоты у неё были некоторые сомнения, а кулаки вообще исключены, темперамент не тот. Поэтому в её распоряжении оставался один интеллект. Так она думала, но что-то она не учитывала, потому что первая любовь застала её не в классе на уроке и не на диспуте каком-нибудь о смысле жизни, где она могла бы проявить свои незаурядные способности. В тот день…

В тот удивительный летний день у Оли было отличное настроение. На улице солнышко, тепло, а на ней новое платье в мелкую салатную полоску – мама постаралась. «Надо, чтобы кто-нибудь его оценил!» – подумала Оля, довольная собой, платьем, солнышком и вообще жизнью. Неожиданно для себя самой она открыла окно и живописно устроилась на подоконнике с книгой. «Жаль, что на улице никого нет, – мелькнула у Оли озорная мысль, она понимала, что хорошо смотрится в оконном проёме. – Так высоко, так далеко видно всё, правда, голова немного кружится».

Она увлеклась чтением, но через некоторое время снова глянула вниз. А там, на дороге, стоит мальчик, юноша, и с совершенно потерянным видом смотрит на неё. «Какой хорошенький чёрненький очкарик! – подумала Оля с непонятным ей трепетом и теплотой. – И что он здесь делает? Неужели это я ему так понравилась?» Эта мысль совершенно поразила Олю. Сколько времени они с изумлением смотрели друг на друга, сказать теперь трудно. Возможно, всего несколько секунд, но Оле казалось, что очень, очень долго. Наконец оба смутились и покинули свои наблюдательные пункты.

Так кто говорит, что не бывает любви с первого взгляда? Конечно, это была она! Первая, несмелая, но самая настоящая драгоценная любовь! При следующей случайной встрече во дворе они оба покрылись нежным румянцем и долго молча улыбались друг другу. Вскоре Оля узнала, что юноша живёт в их доме в другом подъезде, что он немного старше её и зовут его Серёжа. Теперь у Оли была тайна с таким замечательным именем! Каждый вечер она под разными предлогами уходила от подруг, чтобы увидеть его во дворе, знала, что он обязательно тоже придёт. Им необходимо было видеть друг друга, и они оба торопились в весёлую компанию дворовых ребят.

Свою любовь Оля тщательно оберегала. Теперь она очень волновалась, когда за ней увязывались провожатые из школы: «А вдруг Серёжа увидит и не так всё поймёт? Ну как им объяснить, что они совсем лишние, неужели они не видят сами?» Возвращение домой Оля теперь готовила как секретную операцию. Специально задерживалась в классе после уроков и уходила потом «тайными тропами». Подруги, конечно, заметили перемены в Олином настроении и поведении. Их трудно провести, да и зачем? Оле уже и самой хочется поделиться с кем-нибудь своим счастьем. Не похвастаться, нет! Просто чувства её уже переполняют.

Девочки всё поняли и не обиделись. Теперь можно свободно уходить вечером в заветную беседку, оставив подруг. Чтобы увидеться с Серёжей, может, посидеть на одной скамейке с ним или поболтать о чём-нибудь. Конечно, они будут не одни, во дворе много молодёжи, здесь всегда кипит жизнь. Можно послушать музыку из окна общежития, которое стоит рядом, или съесть тортик по случаю чьего-то дня рождения. Если останется после дружных ребят из многодетной семьи. А можно поиграть и в теннис, жаль только, что к столу всегда такая большая очередь. Оле совершенно всё равно, чем заниматься, лишь бы Серёжа был рядом. А Света с Таней обязательно прогуляются мимо, чтобы получше рассмотреть её избранника.

Серёжа уже учился в школе рабочей молодёжи после восьмилетки, поэтому был занятым человеком, у него были даже вечерние смены на заводе. Олю это немного смущало: «А почему же он не пошёл в десятилетку, как его брат?» Но она не придавала этому большого значения. Она выучила расписание его рабочих смен и всегда знала, когда у него будет свободный вечер, когда они обязательно встретятся.

Дворовая молодёжь видела их взаимную приязнь, ребята добродушно подсмеивались над ними, но старались помочь. То организуют какую-нибудь общую экскурсию, то пригласят в одну компанию встречать Новый год, но ничего не помогало. Влюблённые только смотрели друг на друга, улыбались и ждали новой встречи. Добрый и мягкий Серёжа не решался на объяснение, он ждал, видимо, какого-то чёткого поощрительного сигнала от Оли. А Оля… Каждый раз, когда они оказывались близко-близко и совсем одни, у неё в голове появлялся некстати навязчивый вопрос: «А почему же он не пошёл в десятилетку?» И она чуть-чуть увеличивала расстояние между ними.

Чем же закончилась эта история? Можно сказать, что ничем. Они так и не сделали решительных шагов навстречу, как будто боялись испортить что-то очень важное в их жизни. Возможно, им просто рано было начинать серьёзные отношения, и они это понимали. Или просто не знали, что делать им со своими чувствами и переживаниями. А может, догадывались, что они очень разные люди с разными дорогами в будущее. Постепенно жизнь разводила их, встречи становились всё реже, появились новые увлечения. Но можно сказать, что история эта вовсе и не закончилась. Потому что все мужчины с именем Сергей всегда казались Оле очень симпатичными, и она с удовольствием называла их ласково «Серёжа», приводя их часто в замешательство. Теплота и нежность той первой любви остались в её сердце навсегда. И она с ранней юности точно знала, что любовь с первого взгляда существует, она прекрасна и может быть взаимной.

Но Оля так и не поняла, почему любовь эта пришла именно к ним. Неужели во всём виноват тот самый подоконник? Какая сила заставила её устроиться там, как в витрине? Ведь ни до этого, ни после она никогда больше этого не делала, как будто специально только для Серёжи. Мистика какая-то! Неужели достаточно просто привлечь к себе внимание каким-нибудь необычным способом, чтобы вспыхнуло это загадочное чувство? Или нужно что-то ещё? Нужно, чтобы время любить пришло? А что же делать, если такая любовь соединит случайных людей, которые почувствуют, что не очень-то и подходят друг другу? Будут ли они счастливы, если останутся вместе? А если разойдутся?

Оля и Сергей не стали бороться за свою любовь, они расстались. Они любили ещё не раз, у них семьи и дети, всё благополучно. Правильно ли они поступили – не известно! Но точно известно, что судьба их могла сложиться совсем по-другому. Лучше или хуже – никто не знает, но совсем по-другому! Другие города, дома, друзья, дети, работа, события – всё другое, просто другая жизнь! Каждая такая встреча – это развилка дорог в жизни человека. И нет на той развилке заветного камня, на котором написано, что ждёт его на каждой из дорог, догадаться и выбрать он должен сам. Уверен, чувствуешь, что встретил своего, родного человека – в любовь, как в омут, с головой, есть какие-то сомнения – притормози, осмотрись, подумай… Может, так?