Бокс в Питере: вчера, сегодня и завтра
Главным лозунгом советского физического воспитания, вообще советской педагогики было: от массовости – к мастерству. Количество спортивных школ было огромным – и в системе народного образования, и в «Трудовых резервах», и в профсоюзах. У каждой структуры было своё финансирование – причём, немалое.
Большие спортсмены были известны всей стране. Многие из тех, кого мы, скажем, ориентировались в спорте и в жизни, кто был для нас примером – геройски воевали: Николай Королёв, Сергей Щербаков, Иван Князев… О них писались книги, они снимались в художественных фильмах.
Ветераны питерского бокса – заслуженный мастер спорта И. А. Князев, В. И. Фёдоров и Н. Е. Гудков.
Не было компьютера и прочих нынешних развлечений, и спорт, физкультура были главным способом нашего досуга. Мы после школы забегали домой перекусить – и снова бежали в школу: физрук давал нам мяч и мы играли до вечера. Всегда буду с благодарностью и уважением вспоминать Ивана Григорьевича Суняйкина – нашего школьного учителя физкультуры. Сам спортсмен-лыжник, прошедший войну, нам тогда он казался старым, хотя сейчас я думаю, что ему было в те годы лет сорок. Он был нам как отец.
Я за школу выступал и по волейболу, и по баскетболу, и по другим дисциплинам. А игры во дворе: прятки, казаки-разбойники, выжигало… На футбольный мяч скидывались всем классом. После школы играли класс на класс. Сумки ставили – вот и ворота футбольные. Нас домой было не затащить! Так и вырастали большие спортсмены в советское время…
Сегодня популярность бокса гораздо меньше, чем в наши дни. Серьёзную конкуренцию нашему виду спорта создали восточные единоборства: ушу, кунфу, айкидо… Ребята и их родители клюют на внешние эффекты: все эти кимоно, система поясов, поклоны, ритуалы. Хотя то, как эти дисциплины у нас преподают, кажется мне, преподавателю с почти пятидесятилетним стажем, человеку, который застал великих тренеров, нередко профанацией и шарлатанством с точки зрения методики, организации тренировочного процесса, психологии…
Чемпионы редко рождаются в хороших условиях. Как говорил Юрий Гагарин, из ресторанов в космос не летают. Кто шёл в спорт в системе профтехобразования, в «Трудовых резервах»? Ребята из небогатых рабочих семей, часто неполных. Их воспитывала улица. Это были ребята с характером, которые могли постоять за себя, потерпеть, физически подготовленные, с развитыми морально-волевыми качествами. Им можно было сразу давать серьёзную нагрузку, с ними приятно было работать. А сейчас бабушки носят баулы с формой юным хоккеистам, думая, что из них вырастут новые Овечкины и Малкины…
Впрочем, в наши дни любительский бокс во всём мире менее популярен, нежели раньше. Для заработка возможностей немного, по-настоящему хорошо зарабатывают лишь те, кто уже наверху, в сборной страны.
В Петербурге сегодня в бокс идут в основном дети гастарбайтеров, которым нужно учиться постоять за себя. Очень много в наши дни среди петербургских боксёров выходцев с Кавказа, где сильно развита культура единоборств, это у них в крови. Вообще, значительная часть сборной команды Петербурга по боксу – это уроженцы других городов.
Питерская публика перестала ходить на бокс, даже на самые престижные соревнования. Я помню, как в восьмидесятые годы на международном турнире на приз Ленинградского телевидения Дворец спорта «Юбилейный» был буквально забит зрителями. Это были очень популярные международные соревнования: приезжали представители лучших европейских команд, кубинцы, участвовала сборная Союза. Для ленинградцев, которые выставляли отдельную команду на этом турнире, это был отличный шанс проявить себя, сразившись с лучшими бойцами.
На соревнования – и международные, и внутригородские – ходили Владислав Александрович Стржельчик, Кирилл Юрьевич Лавров, другие прекрасные актёры, с которыми мы дружили. Большим поклонником бокса был кинорежиссёр Илья Авербах, который даже снял Виктора Васина, Геннадия Какошкина, Владимира Фёдорова, других ленинградских боксёров и тренеров в своей дипломной короткометражке «Восемь, девять, аут».
Конец ознакомительного фрагмента.