© Александр Ралот, 2015
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru
Глава 1
В доме было шумно и весело. Девчонки гонялись за мальчишками, обливали их из ковшиков студеной колодезной водой. Повсюду раздавался задорный детский визг.
– Александр, сделай милость, угомони своих баши – бузуков. Пошалили, побегали – и ладно, пора и честь знать. Всем переодеваться и за уроки! Нашей империи грамотные подданные надобны. Всяких там недорослей и неучей у нее завсегда с лихвой и в полном достатке имеется, – сурово произнес отец большого семейства.
Иван Иванович был строг, но справедлив, ослушаться батюшку никому из семи детей даже в голову не приходило. Старший сын Александр широко развел в стороны руки и как мог, останавливал младших. Затем повел их к колодцу – умываться. Обливаться холодной водой, закаляться, любить спортивные упражнения с малых лет приучила их мать – урожденная баварская графиня Мария Келлер, дочь прусского дипломата и министра графа Дорофея Людвига Христофора Келлера. После венчания она, как и полагается, приняла православную веру и стала именоваться Марией Федоровной. Таким состоянием, как у этой семьи, в Российской империи обладали немногие. Громадные угодья в Курской и Харьковской губерниях, более 20 тысяч душ крепостных! В селе Ивановском Льговского уезда, где сейчас пребывало многочисленное семейство Барятинских, была выстроена огромная усадьба-дворец Марьино. (В честь любимой супруги!) Даже император не считал для себя зазорным останавливаться в этаких-то хоромах. Многочисленные гувернеры и учителя после водных процедур и переодевания в соответствующие одежды увели своих подопечных в специально выделенные классные комнаты. Старший Барятинский организовал для своих детей обучение домашнее, но на самом высоком уровне. Труднее всего было старшему сыну – Александру. Именно на нем было сосредоточено все внимание сурового отца. Посему, для воспитания наследника, хоть и не царских кровей, но все же весьма высокородных, была составлена особая персональная инструкция. Согласно ей маленький князь Александр до достижения пятилетнего возраста был под присмотром гувернанток исключительно женского пола. Но после первого юбилейного дня рождения все они были заменены на гувернеров-мужчин. С этого момента мальчик должен был развиваться физически. Специально составленные упражнения должны были способствовать развитию его физических сил и ловкости тела: обязательные холодные купания, разнообразные гимнастические упражнения, езда только на неоседланных лошадях и многое другое. Через два года малыш был обязан в дополнение к физическим упражнениям приступить еще и к изучению языков – русского, славянского, латинского и греческого. Однако при этом главнейшим считалось изучение именно родного – русского!
– И как тебе даются науки сии? – спросил князь Иван наследника, легко вставая из-за стола.
Мальчик, молча, пожал плечами.
– Ты у меня молодец, что не жалуешься, значит, характер вырабатываешь. Наш характер, Барятинский. Тогда слушай сюда: завтра в имение прибудут преподаватели по рисованию и арифметике. Надобно, сын мой, и эти мудреные науки одолеть. В жизни лишних знаний никогда не бывает. А вот нехватка знаний встречается на каждой версте. Запомни это – хорошенько запомни! И еще: возьми, прочитай данные наказы.
Отец протянул сыну исписанные листы бумаги. Маленький мальчик держал в руках программу своего воспитания, составленную его родным отцом. В ней было записано следующее: «С 12 лет приступить к изучению механики и прикладной математики, так как эти науки должны были приохотить к занятию земледелием». Александру предстояло получить в свое полное владение участок земли для агрономических опытов. Для юноши предполагалось приобрести самые современные земледельческие орудия. В эти же годы ему также следовало обучиться свободному обращению со столярными инструментами.