Глава 1
Что такое хюгге?
Философия хюгге
Хюгге (ударение на первый слог) – слово, которое может быть и существительным, и глаголом. Оно не поддается точному переводу. Ближе всего по смыслу «уют», но он не передает всех нюансов хюгге.
Хотя хюгге связано со всякими «уютностями», термин включает психологическое состояние гармонии и благополучия. Хюгге – это целостный подход к созданию атмосферы сплоченности, близости, тепла как внутри нас, так и в общении с окружающими.
Выбирая хюгге, мы сознательно находим счастье в простых вещах. Зажечь свечи и выпить вина с другом, которого давно не видели; устроить пикник в парке, расстелив одеяло на траве, – все это хюгге.
В это понятие входят и самые обыденные вещи – например, хорошая книга, которую вы читаете, свернувшись калачиком на диване. Хюгге – это когда вы окружаете себя любимыми вещами и умеете ценить мгновения. В противовес всему, что насаждается современной культурой, мы намеренно радуемся «домашнему», личному, а не спешим скорее проскочить эти моменты в будничной суете. Мы отыскиваем внутри тепло и мягкость и учимся культивировать эти чувства.
Датский ученый Йеппе Тролле Линнет предлагает такой перевод хюгге – «домашняя атмосфера». В Скандинавии дом – это место, где мы можем быть собой, спрятавшись от негативного влияния внешнего мира. Очень важно, чтобы у каждого был уголок, где он мог бы укрыться, почувствовать себя в безопасности. Все люди заслуживают, чтобы у них было такое убежище.
Хотя хюгге обычно ассоциируется с холодным временем года – осень, зима, – эту философию можно применять и весной, и летом. Пикники в парке, долгие дни на пляже, музыкальные фестивали, барбекю, велосипедные прогулки – все это хюгге. Провести весь день с друзьями на пляже, не имея никаких запланированных дел, – что может быть лучше?
Наслаждаясь тем, что имеем, мы проживаем осознанную жизнь. Хюгге создает безопасную гавань, где можно расслабиться, где нас никто не вынуждает носить маски. Приглашая в этот мир тех, кого мы любим, мы создаем атмосферу близости и сплоченности.
Хюгге – это место, где встречаются сердце и душа.
История хюгге и датские корни
Хюгге родом из Дании, скандинавской страны, расположенной в Северной Европе.
Хотя с наступлением зимы темное время суток там длится более 17 часов, а средняя температура – ноль градусов, датчан считают самыми счастливыми людьми в мире.
В 2013 и 2014 годах они попали на первое место «всемирного рейтинга счастливых стран» ООН, а в 2015-м – на третье. Составляя этот отчет, ученые рассматривали следующие факторы: баланс между рабочим и свободным временем (рабочая неделя в Дании обычно длится 37 часов, а отпуск – 5 недель в году), долгий декретный отпуск, качественное здравоохранение, равенство полов, размер пособия по безработице, надежность трудоустройства, политическая свобода, низкий уровень преступности, отсутствие коррупции в правительстве.
Дания неизменно занимает верхние строчки рейтингов, хотя в стране самые высокие в мире налоги. То есть хюгге и счастье все-таки не в деньгах. Хюгге – в умении получать удовольствие от простых вещей, а не в накоплении материальных благ. Гораздо важнее теплая дружеская компания и время, проведенное с близкими и любимыми. Датчане ценят свободное время и постигли искусство хюгге в совершенстве.
Уважение к простоте заложено в датском принципе янтеловен, который гласит: никто не лучше и не хуже других. В Дании этот принцип вызывает самые разные эмоции – от любви до ненависти.
С одной стороны, яркая и сильная личность обладает уникальными чертами и способна добиться успеха. С другой стороны, принцип янтеловен порождает равноправное общество, потому что нужда в соперничестве отпадает и ко всем относятся одинаково. Нет более и менее престижных профессий. Главное, чтобы человек был счастлив. Люди, живущие в такой стране, гораздо реже испытывают разочарование. Они довольны жизнью.
Слово хюгге появилось в XVIII веке и связано со старинным скандинавским пониманием благополучия. Йеппе Тролле Линнет объясняет его так: «Безопасная среда; ощущение комфорта и радости, особенно дома, в кругу семьи; целенаправленная забота о детях; цивилизованное поведение, комфортное для окружающих, вызывающее приязнь и доверие; дом, который может быть небогатым и обставленным не по последней моде, но чистым и ухоженным». Философия хюгге не признает деления на классы и открыта всем.
В других странах есть похожие понятия:
• Ваби-саби в Японии: умение видеть красоту в несовершенстве.
• Фрилуфтслив в Норвегии: «жизнь на свежем воздухе». Это жизнь в тесном контакте с природой.
• Гемютлихкайт в Германии и Гецеллиххайд в Голландии: то же, что и хюгге.
В Дании длинные темные зимы, и в это время года датчанам просто необходимы дополнительные источники радости – иначе можно сойти с ума! Тогда-то мы достаем свечи и создаем хюгге. Рождество – время безудержного хюгге для датчан. Повсюду гирлянды, свечи, елки, традиционные рождественские украшения – дома, в магазинах, барах, даже в знаменитом парке развлечений Тиволи в Копенганене, куда съезжаются тысячи туристов со всего света.
Рассказы о хюгге
Моему отцу сейчас 75, и он помнит Данию еще до эпохи хай-тек. Я решила расспросить его о хюгге в старинном понимании. По-моему, это очень здорово, когда кто-то, заставший былые времена и более простую жизнь, может поделиться опытом.
Для хюгге нужно, чтобы многое совпало. Нужна компания – родные, друзья и соседи; свечи и запах дров из печи. Сразу становится очень хорошо на душе – ты рядом с любимыми, и тебе уютно. Хюгге – оно про старомодное, неформальное общение.
Дания – маленькая страна. Раньше по всей стране были небольшие фермы, соседи жили рядом. Время от времени все нуждались в помощи. Дети играли с соседскими детьми и ходили в гости.
Рано или поздно родители знакомились. В сельской местности помогали друг другу при сборе урожая. Когда кто-то из соседей заболевал – мать семейства, например, – помогали присмотреть за детьми. Отношения с соседями всегда были тесными.
Раньше у нас не было электричества, телевизоров, Интернета – никаких развлечений. Дома пользовались свечами. Свечи стоили дорого – в те времена все жили бедно, – и приходилось экономить, чтобы их купить.
Когда наступали холода, все собирались на кухне: там стояла чугунная буржуйка, на которой мы готовили. Обогревать целый дом было дорого. Но люди никогда не сидели у печки просто так, без дела. Они все время были чем-то заняты.
Например, вязали при свечах. Или рассказывали истории из своей жизни. Иногда готовили угощение – верхом роскоши считались печеные яблоки с сахаром и корицей. Какие же они были вкусные!
Мы собирали бузину и делали отвар с сахаром и пряностями – с той же корицей, – а потом садились у огня и пили этот напиток.
В более зажиточных семьях готовили юль-глёгг: подогревали красное вино, добавляли изюм, толченый миндаль, немного пива, крепкого алкоголя и сахара (это очень сладкий напиток). И пекли печенье с корицей.
Для начала на улице должно быть холодно и вы должны замерзнуть! Вот вы вернулись с долгой прогулки. Заходите на кухню, где все собираются, и видите – кто-то готовит ужин. Пахнет вкусно, повсюду развешаны украшения, горят свечи.
Вы заходите в тепло, и на душе тоже становится тепло. Все домашние в хорошем настроении: улыбаются, шутят, рассказывают истории. На столе никаких дорогих деликатесов – вся еда простая, обычное домашнее печенье. А еще
хюгге не бывает, если работает телевизор, кто-то пользуется Интернетом или смотрит в телефон.
Это полная противоположность хюгге и приятному времяпрепровождению!
В Северной Америке нет хюгге, потому что у людей нет такого чувства общины, как у датчан. В Дании есть рождественская поговорка: если в середине зимы к вам заходит гость, нужно угостить его хоть чем-нибудь, потому что никого нельзя оставить без кусочка Рождества.
Даже почтальона приглашали на чашку кофе: его воспринимали как часть общины. Он передавал сообщения от одного дома другому и знал, что происходит в деревне.
Если ты вырос с хюгге, оно воспринимается как нечто естественное. В прежние времена в конце ноября, когда приближалось Рождество, дел у всех было по горло. Мамы сидели дома с детьми, мастерили рождественские украшения своими руками и пекли печенье.
Как и раньше, вот только в наше время у каждого с собой телефон и вся жизнь в телефоне. А ведь важны отношения между людьми.
Хюгге – это простота, и это касается пищи. Еда должна быть незатейливой и домашней. Приготовленной по старым рецептам, передающимся из поколения в поколение.
Мы только что переехали в Хюнсебю с Лолланна, и у нас была лошадь, которую надо было кормить сеном. Сена мы не нашли, но узнали, что неподалеку есть небольшой замок, где могут быть запасы. Мы позвонили хозяевам, и те пригласили нас зайти. Уже темнело, подморозило, но нам нужно было сено, хотя бы пара тюков.
Хозяева замка провели нас на кухню. Как же там было здорово – большая деревенская кухня с громадной чугунной плитой, на которой готовили еду! Под потолком на деревянных балках висели ярко-красные сердечки из картона. Хозяева варили горячий пунш – юль-глёгг.
За столом сидели люди. Мы вошли и поздоровались, и нас приняли очень сердечно, угостили ужином, хотя никто не знал, кто мы такие. Как же приятно было прийти с холода и очутиться в дружеской компании! В замке было очень уютно, и я хорошо запомнил тот вечер.
Если поразмыслить, чем мы, датчане, отличаемся от других, наверное, дело в том, что Дания – очень маленькая страна и у нас не принято каждые два года переезжать на новое место. Люди живут в одном доме всю жизнь и сближаются с соседями. В Канаде принято переезжать каждый год – ради дома побольше или работы получше. Не успеваешь запомнить, как зовут соседей.
Для хюгге очень важны традиции. Например, каждый год я устраиваю рождественский обед. Вообще, хюгге – это понятие из старого мира. Раньше у нас не было готовых развлечений. Мы сидели и читали сказки, вспоминали былые времена и сами придумывали занятия – например, мастерили кукол. Мужчины собирались и плели корзины из ивовых прутьев. В них хранили дрова.
Больше всего ценится время, проведенное вместе. Время – вот самое дорогое, вот что мы будем вспоминать. Семейное общение за вкусной едой и напитками.
Отец всегда заставляет меня взглянуть на все иначе. Он видит мир в таких ярких красках и помнит все очень подробно, даже если прошло много времени.
Чем больше я узнаю о хюгге, тем важнее мне ощутить его на своем опыте. Жизнь может промелькнуть перед глазами; не успеешь оглянуться. А ведь моменты в промежутках между значительными событиями тоже ценны и дороги нам. Когда мы ощущаем контакт друг с другом, замечаем эти моменты, живем просто и радуемся каждому дню, наше существование наполняется более глубоким смыслом.
Нет места лучше дома.