Вы здесь

Счастье быть женщиной. Глава 4. Такая обычная женская жизнь (М. Л. Светлова, 2013)

Глава 4

Такая обычная женская жизнь

Обычная женская жизнь – это целая цепь последствий от сформированной в ней ценности и важности других в сочетании с собственной неценностью. И последствия эти имеют разрушительную силу для настроения женщины, ее состояния, позитивного отношения к жизни, – от которых и зависит будущее наших детей и даже нашей планеты.

Давай подробно познакомимся с этой обычной, нормальной женской жизнью, с последствиями наших женских «долгов». Чтобы увидеть всю ненормальность такой «нормальной», обычной жизни женщины. Чтобы не согласиться больше так жить, так разрушать свои собственные жизни и жизни наших близких.

Потому что мы, женщины – ценный дар, сокровище этой планеты.

Мы, женщины – ее душа.

Мы просто обязаны жить совсем другой – счастливой жизнью.

Но – может ли жить такой жизнью женщина, не ощущающая своей высокой ценности и постоянно жертвующая своей жизнью ради ценности других?..

Последствие № 1. Жизнь в рамках

Мы, женщины, в большей степени, чем мужчины, живем в рамках и ограничениях, определенных самой нашей женской сутью, нашей женской ролью.

Эти рамки иногда простое следствие нашей женской физиологии.

Беременность, роды, период вскармливания ребенка уже накладывают определенные рамки на нашу свободу жить «нормальной» жизнью: заниматься тем, чем ты хочешь, ездить туда, куда хочешь, носить то, что хочешь.

Мы, женщины, из-за особенностей нашей физиологии даже в отпуск едем, просчитывая дни, – успеем ли отдохнуть, пока начнутся месячные, или часть отдыха будет потрачена впустую, когда ни поплавать, ни позагорать толком нельзя.

У мужчины есть свобода делать то, что хочется. У женщины есть свобода иногда не делать того, что не хочется.

Неизвестный автор

Даже изначальный выбор профессии для женщины имеет рамки и ограничения. Мы имеем рамки в выборе профессии. И не только потому, что есть женские и неженские профессии. Тут мы, женщины, продвинулись далеко.

Но, выбирая профессию, большинство женщин заранее думают – как это отразится на семье, на возможности иметь ребенка… Мужчины редко об этом думают. Они свободны делать любой выбор. Женщине же приходится все рассчитывать, приходится учитывать эти рамки. Успею ли я окончить институт до родов? Смогу ли продолжить учебу, если заведу ребенка? Смогу ли с маленьким ребенком работать на этой работе? Возьмут ли меня туда?

Сами родители, когда их дочь выбирает профессию, часто говорят девочке:

– Зачем тебе это, все равно замуж выйдешь, и все…

Или:

– Зачем тебе эта профессия, она будет мешать семье…

Мой папа говорил мне именно так, когда я была увлечена идеей поступления на факультет журналистики МГУ. Я страстно любила писать, всегда, сколько себя помню. Но папа сказал:

– Это не женская профессия – журналист! Будешь по командировкам ездить, – а как же семья?.. Ни одному мужчине такая жена не понравится…

И я изменила свой выбор, хотя спустя столько лет все равно пришла к тому, о чем мечтала – писать статьи, рассказы, книги. А сколько женщин, пожертвовав своей карьерой или выбором желаемой профессии, так и остались не реализованными, потому что это помешало бы их роли жены и матери.

Каждый человек мечтает прожить свою жизнь такой, как хочет. Мы хотим кем-то стать, чего-то достичь, реализовать свои способности. В этом и есть свобода личности – жить так, как ты хочешь. И мы, женщины, часто бываем ограничены в этой свободе. Наш долг – жить ради других, для других – лишает нас этой свободы. Мы очень часто несвободны в выборе делать то, что хотим, если это расходится с интересами семьи, а интересы других нам всегда важнее, чем наши собственные. В жизни женщины всегда есть более важные участники, чем она.

Есть еще одна категория рамок, накладываемых на жизнь женщины.

На нас, женщин, наложено много социальных рамок и ограничений в виде убеждений, правил – что можно и нельзя женщине, какой она должна быть. Она должна быть порядочной, приличной, правильной. И многое из того, что допускается, прощается, даже поощряется в мужчине, – недопустимо для женщины.

Мы, приученные с детства быть хорошими и примерными девочками, до сих пор не можем отойти от этих стереотипов. Я хочу любить, быть любимой (это желание есть в каждой женщине, независимо от возраста, тем более что многие женщины прожили свои жизни в жертвовании собой и терпении и так и не узнали женского счастья, не реализовали в себе женщину), но я не могу себе этого позволить – в моем-то возрасте. Это неприлично. Что подумают другие?

Я хочу родить ребенка, но мужчина этого не хочет. Но как я могу родить ребенка «без мужа», – это неприлично, так не принято. Что обо мне подумают?

Есть целые категории рамок в жизни женщины, связанных с нашим долгом не быть собой, быть такой, чтобы понравиться другим.

Одна женщина, рассказывала о своем браке:

– Я не носила паранджу, я могла ездить куда хочу, я могла покупать что хочу, встречаться с подругами, но при этом постоянно, постоянно чувствовала себя как в клетке. Я чувствовала, что задыхаюсь, что мне не хватает воздуха. Потому что какие-то невидимые, вроде бы несерьезные ограничения все время существовали надо мной. Я постоянно чувствовала собственный контроль – это не скажи, это не покажи, тут будь умнее, тут улыбнись, тут не обращай внимания. Я постоянно сталкивалась с тем, что мне нужно было какой-то быть, где-то быть, где мне не хотелось быть, – но надо, потому что там будут люди, которые должны увидеть нас как счастливую семейную пару. И я постоянно чувствовала какие-то внешние ограничения: не носить то, что ему не нравится, и, наоборот – ходить в том, что ему нравится. Тут – промолчать, сделать безмятежный вид, когда его друзья, пришедшие в гости, вспоминают его былые похождения. Тут изобразить радость, когда приходят его родственники. И вроде все это мелочи, пустяки, вроде все это можно перетерпеть, и я терпела, и была умной, и мудрой, но только теперь, когда мы развелись, я чувствую, как груз этих рамок, несвобод упал с моих плеч. Это удивительное чувство – свободы быть собой, быть такой, какая я есть, ничего не изображать, не терпеть, не замалчивать, не делать вид, просто быть свободной – какое это счастье!..

А я, слушая эту женщину, думала о том, что, конечно же, эти рамки и ограничения – не следствие брака или мужского диктата. И это в самой меньшей степени разговор о мужчинах или о браке. Это не о том, что нам, женщинам что-то не разрешают, в чем-то нас ограничивают. Это в первую очередь о нашем согласии с жертвенностью, вторичностью.

Это согласие с тем, что кто-то имеет право распоряжаться твоей жизнью. Это согласие с чужими правилами.

И конечно, трудно, просто невозможно жить по чужим правилам и не чувствовать рамок и несвободы.

Правила должны быть общими. Правила должны быть справедливыми. Правила не должны ограничивать личность. Но как часто именно это и происходит при ныне существующих правилах, в которых женщине уже уготована роль жертвы, подчиняющейся мужчине.

Последствие № 2. Перегруженность ответственностью

Моя свекровь рассказала мне однажды о своих новых соседях по даче:

– Ты знаешь, – говорила она, – я просто им удивляюсь и радуюсь. Он – «восточный» мужчина, она – русская. И как они хорошо вместе живут! Ведь говорят, что восточные мужчины деспоты, что они женщину ни во что не ставят. А она у него – как принцесса! И заботится он о ней, и помогает ей. И все они вместе делают… – Свекровь помолчала, потом добавила печально: – А наши мужики совсем обнаглели – пальцем не пошевельнут, все стараются за счет женщины выехать…

Я улыбнулась этому ее сравнению. Почему-то чаще всего в роли таких вот деспотов, с которыми женщина находится, как в рабстве, выступают в наших представлениях «восточные» мужчины. Согласна, во многих восточных странах много несвободы в правах женщины, но что касается уважения к женщине, заботы о женщинах, – у «восточных» мужчин есть чему поучиться.

Я помню, как удивилась, побывав однажды в «восточной» стране, что практически не встретила в магазине женщину-продавца. Так странно это было, что мужчины работают продавцами! И на мой удивленный вопрос один из них ответил: «Это ваши мужики своих женщин не жалеют, работать их посылают. Мы своих женщин жалеем. Наши женщины не должны работать – им должен мужчина все предоставить. Чтобы она с семьей ни в чем недостатка не знала…»

И я вспомнила ситуацию совсем недавнюю, когда мы с дочкой, пойдя по магазинам, так увлеклись покупками, что нагрузили себя сумками, сумочками, пакетами. Водитель такси, пожилой «восточный» мужчина, только покосился на нас, когда мы, смеясь, заталкивали сами себя и эти бесконечные сумки и пакеты в машину. Мы ехали и хохотали над нашей способностью за один раз скупить полмагазина, чтобы потом несколько недель не ходить по магазинам. Такси остановилось, и начался наш новый приступ смеха. Мы хохотали, что называется, до слез: ни она, ни я не могли вылезти из машины, придавленные, прижатые пакетами и сумками.

– Ой, мам, вытолкни меня, – хохотала дочь, – я сама не вылезу!..

Конец ознакомительного фрагмента.