Глава 2
У меня есть свое место в обществе
[образование]
Уровень адаптирован для большинства, следовательно, никакой элиты. Образование не только бесплатное, оно субсидируется государством[27], то есть доступно для всех.
Сегодня мой первый день в лондонском университете Саут Бэнк. Целый семестр я буду учиться здесь в рамках курса копенгагенского бизнес-колледжа Нильса Брока. В огромной аудитории 300 студентов внимательно слушают нашего преподавателя. Закончив, он добавляет: «Небольшое уточнение для студентов из Дании: ваше личное мнение нас не интересует. Здесь принято излагать свои мысли, учитывая авторитетные мнения!»
Зачем преподаватель сделал это предупреждение? Что это было – антидатская дискриминация? Конечно, нет, просто он знает главные цели датской системы школьного образования: формирование независимой личности, развитие любознательности, способности рассуждать и анализировать. Зубрежка не поощряется. Дети должны ставить опыты и вырабатывать личное мнение. Датская система образования ориентирована на граждан завтрашнего дня, которые должны осознавать ответственность, права и обязанности по отношению к обществу, основанному на равенстве, солидарности и свободе. Датская школа тратит много сил на воспитание в детях самоуважения и осознания себя как личности.
Я мыслю самостоятельно… значит, я существую
Получается, датчане – сумасшедшие? Не стоит преувеличивать. Самостоятельность и способность обучаться – классика когнитивных и педагогических наук. Крупные ученые Центра исследований и инноваций в области образования при Организации экономического сотрудничества и развития единодушны[28]: человеческий мозг обучается успешней, когда экспериментирует, участвует в процессе познания, а не впитывает знания пассивно, top-down, сверху вниз. Здесь нет ничего нового: еще Сократ понял, что мозг работает лучше, когда «сомневается» и должен сам искать решения. Вот что ОЭСР и Юнеско[29] называют главными свойствами человека XXI века: адаптивность, способность к взаимодействию, критичный ум, креативность, инициативность. Сегодня эти качества особенно востребованы работодателями и наиболее полезны для общества.
Значение, придаваемое развитию личности, отражено в концепции «свободных школ» образовательной системы Дании – Efterskole[30] и Højskole[31], – аналогов которым за границей не существует.
Перед поступлением в лицей молодые датчане в возрасте от 14 до 18 лет имеют возможность провести один год в Efterskole, своего рода «постшколе». В течение этого года взросления они развивают таланты в тех областях знания, которые не преподавались в школе. Efterskole помогает ученикам найти свое место в обществе, даже если в школе они не блистали особыми талантами. Здесь большое значение придают творчеству, спорту, ручному труду, групповой деятельности в атмосфере солидарности и свободы. Отучившись в Efterskole, многие молодые люди находят свой путь в жизни и обретают веру в себя, необходимую, чтобы самореализоваться, даже если в лицей они не пойдут. В Дании существует более 150 Efterskole. По данным Ассоциации учебных заведений Efterskole, этот факультатив очень популярен среди молодых датчан: больше 15 % учеников каждый год записываются в «постшколу».
Исследование DAMVAD[32] от сентября 2012-го, проведенное для Ассоциации учебных заведений Efterskole на материалах 2000–2010 годов, показало, что ученик, прошедший через «постшколу», имеет больше шансов сформироваться как личность и найти свое место в обществе. Авторы отмечают, что благодаря этой солидарности (ключевое слово в школе) молодые люди с тяжелым социальным «анамнезом» получают помощь и поддержку от ровесников из более благополучных семей. Положительных примеров тому великое множество. Взять хотя бы юную Эмму Риттер, в разговорах с которой я провела не один час[33]. Перед сдачей бакалаврских экзаменов Эмма год училась в «постшколе». Она объяснила, что благодаря этому опыту научилась принимать и уважать других людей через диалог и толерантность. «В школе я была настоящей бунтаркой и делала много глупостей. Мне хотелось получить второй шанс». Эмма сумела разобраться в себе и окружающих, чтобы лучше вписаться в систему, где благополучие группы важнее личных целей. «Я поняла, как ценно жить в сообществе, где есть место всем, в мире, из которого никто не исключен, а проблемы решаются через диалог».
Важно отметить, что в школе существуют строгие правила, любое нарушение – наркотики, воровство и насилие – может стать причиной исключения. Эмма рассказала мне об одной соученице, которая все время врала и крала у ребят деньги. «Мы пытались исправить положение, вели с ней бесконечные разговоры, но это не помогло, и через полгода дирекция школы решила, что девица своим поведением ставит под угрозу благополучие всей группы. Ее исключили и передали на попечение социальных служб, которые занимаются сложными случаями. Солидарность, терпимость и доверие – ключ к успешному функционированию системы, но главное – все должны ее уважать и соблюдать правила». Эмма заканчивает беседу, подводя итог: «Этот год изменил меня, я, если можно так выразиться, договорилась с собой и могу смело смотреть в будущее». Я мысленно аплодирую: тем лучше для системы и, конечно, для всего датского общества!
Другое датское исключение называется Højskole – народная школа. Представьте себе школу, основная задача которой – внушить подросткам желание учиться. В этом месте каждый может свободно выражать себя, задавать любые вопросы, обсуждать свои проблемы с товарищами. Вот такая школа существует в Дании. Она была основана в XIX веке лютеранским епископом Николаем Грундтвигом. Он был не только священнослужителем, но и лингвистом, историком и педагогом, сегодня его называют отцом датского образования. Грундтвиг связал образование с понятием удовольствия и безусловным признанием фундаментальных ценностей, таких как равенство, уважение к другому человеку, умение делиться и потребность участвовать в общем деле. Он создал общедоступную школу, своего рода школу жизни, где можно проявить творческое начало и научиться жить в сообществе. Свободное образование, без соревновательности и диплома. Первая Højskole Грундтвига была открыта в 1844 году в Рёддинге, сегодня их 69 по всей Дании. Средний возраст учеников – 24 года, но приходят люди и моложе, и старше. Всех объединяет желание пережить обогащающий разум и душу личный опыт. Поступить в довольно легко, как того и хотел ее основатель: если тебе уже есть семнадцать и ты владеешь языком общения, то есть датским или английским, добро пожаловать! Длительность курсов варьируется от недели до десяти месяцев. Система частично финансируется государством через выплачиваемые стипендии или фонды. По данным Министерства культуры, в 2012 году около 10 000 датчан прослушали долгосрочный курс и 45 000 – краткосрочный. Каждый десятый датчанин в течение жизни учится в Højskole[34].
Школа в розовом свете?
В 2012 году датский телеканал DR1 запустил серию документальных фильмов о двух выпускных классах – датском и китайском[35]. Авторы решили сравнить знания и умения учеников-датчан и учеников-китайцев, считающихся самыми компетентными в мире[36].
Почти по всем предметам, в том числе по дисциплине, китайцы превосходят датчан. Программа канала DR1 вызвала оживленную дискуссию в средствах массовой информации. Насколько компетентна датская модель школьного образования в сравнении с другими мировыми моделями? Возможно, настало время внести в систему концептуальные изменения, пересмотреть самые основы датского образования?
Очень может быть. Однако сравнение базируется исключительно на конечных результатах и не принимает во внимание благополучие учеников, их способность развивать собственную личность, чтобы потом найти себе дело по душе. Известно, что в странах – членах Организации экономического сотрудничества и развития треть учащихся заявляют, что им не нравится учиться[37], а три четверти молодых людей признаются, что им скучно в колледже[38], и это заставляет задуматься.
Да, датская система не воспитывает элиту, в этой системе быть лучшим – не главное. Элиты в разных странах мира совсем не многочисленны. Официальных данных не существует, но мы можем считать приблизительно верной цифру 1–5 % от общего числа граждан. Вопрос ли это логики или мировоззрения, но датчане склонны заботиться об оставшихся 95–99 %. Повторюсь: датская система образования дает такую базу знаний, которую способно усвоить большинство. Уровень приведен в соответствие не с лучшими, а с большинством, так что из процесса не выпадает никто.
Главная цель датской системы образования – дать почувствовать каждому ученику, что ценят его за личные достоинства и умения. Каждый должен чувствовать, что у него есть собственное место в обществе и он может приносить пользу, а блеснуть накопленными знаниями – дело второстепенное.
В 1999 году, перед окончанием учебы в копенгагенском бизнес-колледже Нильса Брока, мы собрались впятером у одной девочки из нашего класса для подготовки к групповому экзамену. В 1993-м бывшее тогда у власти правительство социалистов[39] решило таким образом воспитывать у студентов командный дух. Каждый отвечает на экзамене и получает свой балл, но на итоговую оценку влияет суммированный результат всей группы. В 2006-м правительство правых отменило групповой экзамен[40], поскольку он якобы не выявлял личных достоинств учеников. Это вызвало серьезное недовольство учащихся: им очень нравилось работать в группе над общим проектом и чувствовать себя единой командой. И в 2012 году групповой экзамен вернули[41], позволив школам самостоятельно определять, проводить его или нет. Очень датское решение!
Высшее образование в Дании тоже бесплатное. Затраты берет на себя государство через систему стипендий (760 евро в месяц), выплачиваемых всем студентам независимо от их материального положения (во Франции только 30 % студентов получают стипендию, размер которой не превышает 470 евро, причем не круглогодично, а только десять месяцев). В Финляндии, Швеции, Норвегии, Ирландии и Чешской Республике высшее образование тоже бесплатное, а вот в других странах приходится платить. Во Франции, чтобы записаться на факультет, нужно вносить в среднем 400–1200 евро в год (в привилегированных учебных заведениях эта сумма может достигать нескольких десятков тысяч евро, тогда как в Копенгагенской школе бизнеса, лучшем учебном заведении Скандинавии, все бесплатно). Столько же надо платить в Испании, Австрии, Швейцарии, Бельгии или Португалии; в Новой Зеландии – 3000 евро; около 4000 евро – в Австралии, Канаде и Японии; 5000 евро – в Великобритании и Корее; 6000 евро – в США[42].
В развитых странах молодые часто задаются вопросом, как выбрать образование или работу, чтобы зарабатывать много денег. 19,1 % молодых англичан и 31,15 % американцев считают, что очень важно добиться лучшего материального положения, чем у родителей. В Дании так думают всего 11,8 % молодых людей. Число тех, кто намерен в ближайшие пятнадцать лет заработать много денег, составляет в Италии 33 %, во Франции – 30 %, в США – 29 % и в Дании – 18 %. Молодые датчане заявляют, что главное для них – передать своим детям духовные ценности: толерантность, уважительность, ответственность, честность, независимость…[43]
Если над человеком довлеет идея материального преуспеяния, он рискует выбрать неверный путь, предать ради выгоды свои истинные, глубинные устремления. Многие выбирают профессию не по велению души, а из сугубо прагматических соображений. Датская школа подталкивает учеников к выбору такого высшего или среднего специального образования, которое наполнит смыслом всю их будущую жизнь. Профориентация молодежи в Дании очень индивидуализирована, в каждой коммуне работает специальная социальная служба, помогающая старшеклассникам принять реалистичное решение касательно своего будущего. Эти службы регулярно проводят собрания, на которых школьник и учителя обмениваются мнениями, причем планы каждого молодого человека обсуждаются индивидуально. Почти 60 % молодых датчан считают, что способны сами решить, какой будет их дальнейшая жизнь (против 26 % во Франции и 23 % в Германии). Половина опрошенных уверены, что совершенно свободны в выборе будущего и полностью все контролируют.
В датской школе преподают и предметы, на которые не всегда выделяют часы в учебных заведениях других стран, в том числе уделяют внимание сексуальному образованию. Учителя рассказывают, что такое сексуальные отношения, как нужно предохраняться, как выражать свои желания и указывать партнеру границы дозволенного. В Дании тема секса не табуирована, к сексу относятся как к одному из жизненных удовольствий, необходимых человеку для гармоничного счастья. В 1970-1980-х у скандинавов даже была этакая «особая» сексуальная репутация за границей. В тех странах, где религия существенно влияет на общественную жизнь, подобный подход может показаться шокирующим. Датчане же уверены, что человек способен достичь равновесия в жизни, только если его удовлетворяют и отношения в сексуальной сфере. Секс не должен быть табуирован, о нем нужно разговаривать, свободно задавать любые вопросы.
Делая акцент на развитии личности каждого человека с его умениями и способностями, а не на взращивании элиты, датская система способствует достижению личного счастья. Удовольствие более чем совместимо с процессом обучения. В одном из последних исследований Международной программы оценки образовательных достижений был проведен сравнительный анализ уровня развития пятнадцатилетних подростков в странах – членах ОЭСР; результат ребят, которым нравится учиться, на 20 % выше, чем у тех, кто равнодушен к учебе или занимается из-под палки!
Но все ли так безоблачно? Разумеется, нет. Одним из главных рисков этой системы является риск потери «по пути» талантов лучших учеников. Да, общий уровень является вполне удовлетворительным[44], но потенциал самых одаренных учеников развивается недостаточно. Я отправилась в Орхус, в школу, где училась, чтобы лучше разобраться в проблеме, и обсудила вопрос с Йеспером Коушольтом, заместителем директора Skaade Skole, молодым преподавателем, страстно увлеченным своей работой и развитием учеников[45]. Йеспер считает, что система недостаточно стимулирует около 5 % учащихся. Он признает, что о самых умных и способных попросту забывают, потому что они якобы не нуждаются в поддержке. Коушольт очень позитивно оценивает датскую систему школьного образования: по его мнению, важно заниматься с 95 % учеников, а не сосредоточивать внимание на талантливом меньшинстве, но подумать о том, что можно сделать для развития их потенциала, безусловно, стоит.
Равновесие найти непросто, но стремление позаботиться и о лучших очень своевременно, ведь страна должна развиваться, двигать вперед науку и культуру, а для этого необходимо участие блестящих умов.
Расширить контакты
Таль Бен-Шахар преподавал позитивную психологию в Гарварде и был одним из великих гуру счастья. Это может показаться удивительным, но его курс был самым популярным за всю историю прославленного американского университета.
Говоря об образовании, Бен-Шахар отмечал общую тенденцию к демотивации у студентов по сравнению со школьниками[46]. Он пишет о двух радикально различных подходах к самому процессу обучения: по типу утопления и по типу любовной игры. «Утопление» – это страдание с эпизодическими «вылущениями на волю», которые воспринимаются как облегчение. Учащиеся часто путают минутное облегчение со счастьем. Если кто-нибудь схватит вас и сунет вашу голову под кран, вы будете отбиваться, а вырвавшись, на короткий миг почувствуете облегчение, почти счастье. Бен-Шахар объясняет, что модель «страдание-облегчение» – исходная основа обучения, даже в начальной школе. Имея подобное представление о процессе образования, большинство молодых людей считают нормальным, что учеба – это страдание, перемежаемое краткими мигами облегчения, например уик-эндами… По результатам последних исследований, почти три четверти учащихся во Франции не очень любят или совсем не любят школу или колледж; 65 % постоянно опасаются провала, и почти 70 % искренне не понимают, чего хочет от них учитель.
Другой подход, «любовная игра», заключается в очень простой вещи: преподаватель должен сделать так, чтобы его подопечные полюбили учиться. Чтение, самостоятельная работа, умение задавать вопросы и находить ответы – от всех этих видов деятельности можно получать удовлетворение и даже радость, если работа правильно организована. Идея в том, чтобы научить получать удовольствие от процесса учебы, а не воспринимать учебу как страдание, думая лишь об одном: когда же все это наконец закончится?!
Родители могут давить на детей, требовать, чтобы они были лучшими и получали только хорошие оценки. Для взрослых результат важнее удовольствия от учебы, они считают, что преуспеть важнее, чем найти занятие по душе, соответствующее складу ребенка, его склонностям и желаниям.
Таль Бен-Шахар добавляет: чтобы помочь нашим детям стать счастливыми, нужно уметь направлять их на путь, способный не только придать жизни смысл, но и доставить удовольствие. Какими бы ни были устремления и увлечения молодого человека, главное – помочь ему осознать положительные и отрицательные аспекты его выбора. После необходимой фазы обдумывания родители и преподаватели должны подбадривать ребенка, поддерживая его выбор. Школьной системе Дании близок такой подход – как и знаменитому понятию датского счастья. Я встречалась с учениками Skaade Skole в августе, перед началом нового учебного года. Они идут в последний класс (9-й), после чего будут поступать в лицей или выберут другой вид обучения. Ребята утверждали, что свободны в своем выборе, что на них никто не давит – ни родители, ни общество в целом. Одна из моих собеседниц сказала: «Хорошо, что в Дании никто не боится выбирать дело по душе, ведь если ошибешься, государство поможет тебе встать на ноги». Многих учеников привлекает возможность провести год в Efterskole, чтобы лучше узнать себя и понять, по какому пути идти в будущем. Отвечая на вопрос о том, как деньги влияют на выбор карьеры, школьники были единодушны: заниматься делом, которое тебе по душе, важнее, чем много зарабатывать.
Я тоже была свободна в своем выборе, и родители всегда меня поддерживали. В девять лет я заявила, что хочу стать послом Дании, и они долго, терпеливо и подробно объясняли мне суть профессии дипломата, а потом сказали, что путь в Лондон или Париж будет пролегать через множество далеких стран. Совсем не тех, о которых я мечтаю. В одиннадцать лет я передумала и сообщила маме с папой, что хочу работать в гостинице. Отец устроил встречу с управляющей лучшим отелем нашего города и попросил меня заранее продумать вопросы, которые я буду ей задавать. Она объяснила, что гостиничное дело – не работа в классическом понимании этого слова, а стиль жизни: «В этом бизнесе счастливы бывают только те, кто страстно любит свою работу».
Учиться гостиничному делу за границей оказалось очень дорого, и я пошла другим путем. Найти свое призвание не так-то легко, иногда требуется много времени и всегда – сила воли. Задача еще больше осложняется, если школьные системы подталкивают тебя к одному: стать лучшим из лучших любой ценой!
Родители всегда мне доверяли, больше всего они хотели, чтобы их дочь была счастлива. Мама часто говорила, что я должна искать свое, неповторимое счастье. Конечно, она за меня боялась, но во всем поддерживала, какое бы решение я ни принимала.