Вы здесь

Сценарист. Альманах, выпуск 3. Опыт краудфандинга ( Коллектив авторов)

Опыт краудфандинга

Александра и Михаил Соколовские

Жизнь сценариста – это постоянная беготня по лабиринту сложной системы кино- и телебизнеса. Большую часть времени нужно выполнять заказы производящих компаний и телеканалов, просто чтобы заработать на жизнь. Только чтобы добыть себе работу, приходится тратить время и силы на общение с редакторами, режиссёрами, продюсерами, иногда соавторами, даже актёрами. Среднестатистический сценарист вынужден всё время делать какие-то разработки, писать синопсисы, аннотации, участвовать в конкурсах, питчингах… И писать тонну заявок, реагируя на запросы рынка.

Но помимо этого у каждого сценариста живёт мечта высказаться от себя, на тему, волнующую его лично и его близких. Многие пишут без заказа, пытаясь потом продать свой индивидуальный проект на реализацию. И даже если везёт и это удаётся, редкий сценарист доволен результатом. Адекватной реализации мешают различные факторы: отсутствие необходимого бюджета, продюсерский произвол, цензурные соображения (в России у кинобизнеса свои особенности). Главной же причиной частого недовольства автора сценария конечным продуктом является, на наш взгляд, то, что он начисто отодвинут от производства. Пройдя все круги кинопроцесса, сценарист либо смиряется – в конце концов, нормальная работа, не хуже других, – и продолжает трудиться, практически не интересуясь результатом, либо начинает искать другие способы самореализации.

Мы не хотели становиться полноценными продюсерами, брать на себя несвойственные нам роли, но и сдаваться рутине и ремеслу тоже позволить себе не могли. Написав сценарий короткометражного фильма, который нам просто необходимо было снять, чтобы высказаться в художественной форме о себе и о нашем времени, мы стали искать профессионалов киноиндустрии, которых сможем заинтересовать нашей историей настолько, чтобы они согласились участвовать бесплатно. И такие люди нашлись. Актёры, оператор, художники, волонтёры, готовые помогать на площадке, хозяин квартиры, готовый впустить к себе съёмочную группу… Собрать команду отчаянных единомышленников невероятно важно, но даже с ними совсем бесплатно снять качественное кино, отвечающее современным требованиям, не получится. Есть определённые технические аспекты, которые требуют немалых финансовых вложений. Где взять на это средства?

Мы решили попробовать краудфандинг. Рискнули и запустили сбор средств на съёмки фильма «Закон исключённого третьего, или третьего не дано» на сайте российской краудфандинговой платформе Planeta.ru: [битая ссылка] https://planeta.ru/campaigns/terciumnondatur. Пришлось стать не только сам-себе-режиссёром, но и сам-себе-продюсером…

Краудфандинг – это такой же проект, как и собственно фильм, на который вы собираете деньги. Это шоу, которое надо тщательно готовить, писать для него сценарий, заранее придумывать драматургию, режиссировать и редактировать по ходу действия. И, как ив случае обычного продюсирования, никто не гарантирует успеха. Есть лишь общий очень важный принцип: проверка вашей идеи на прочность. Если то, что вы придумали, на самом деле круто и способно взволновать кучу людей, то всё получится. Если же это круто только для вас и вы не смогли объяснить народу, почему это реально здорово, то денег никто не даст, кроме сердобольных родственников и близких друзей, готовых ради вас на всё и безо всякого краудфандинга.

Отсюда вытекает важный вывод, который мы вынесли из нашей пока ещё продолжающейся истории народного финансирования. Кампанию по сбору средств не нужно воспринимать как просьбу о помощи, это не так. Автор творческого проекта никого не просит его спасать, хотя по сути, положа руку на сердце, так и есть: «поэт»обращается к «толпе», пытаясь спасти свой внутренний мир, достучаться до сердец народа, донести свои идеи… Но боже вас упаси сказать это вслух и строить кампанию на этом. Мы для себя поняли, что посыл кампании должен быть позитивным. В самом деле, никто не умирает, мы просто ходим сделать кино. А художественное кино – это же развлечение, сфера досуга. Даже если драма, трагедия, – всё равно, это область ненастоящих переживаний. А стало быть надо предлагать будущим зрителям что-то такое в обмен на их денежный вклад, с чем они смогут почувствовать свою сопричастность к магии кинематографа.

Краудфандинг – это прежде всего рекламная кампания. Авторы рассказывают своей потенциальной аудитории о том, что получится в результате. Сейчас краудфандинг очень популярен. На реализацию своих идей собирают деньги у заинтересованных пользователей художники, книгоиздатели, музыканты, изобретатели. Конечно, когда вы изобрели какую-то материальную вещь и теперь хотите запустить массовое производство, дело обстоит куда проще: показали людям фотографии, видео-ролик о том, как прекрасна ваша штука, объяснили, зачем и кому она нужна, сколько будет стоить, и люди кинулись вас финансировать, понимая, что получатэту крутую штуку только через полгода.

С кино всё гораздо сложнее. Как заинтересовать зрителя, если даже автор, сценарист, не имеющий особого опыта в режиссуре и продюсерстве, не знает, что получится в конце пути?

Но, спокойствие, только спокойствие. Вы же сценарист! А значит, как никто другой нутром чувствуете структуру драматургии. Вы понимаете, что отчаяние – необходимое препятствие на пути героя, и от отчаяния можно двигаться только к успеху, так как ниже уже некуда. Вы приходите к своему потенциальному зрителю и говорите: «Вот мой проект. Я был у продюсеров, режиссёров, теленачальников. Все они сказали, что то, что я предлагаю, конечно, очень здорово, но, извини, дружище, финансово невыгодно, то есть зрители, может, и найдутся, но их будет крайне мало. Давайте проверим, есть ли у моей идеи потенциал? Найдётся ли на самом деле у такого кино зритель?»

Свою работу над проектом я начала с тщательной подготовки. Проштудировала кучу статей, прошла онлайн школу краудфандинга на «Планете» (первый набор был бесплатный, весной 2015 года), изучила опыт успешных проектов. Прежде всего меня, конечно, интересовали кино-проекты, но не только. Надеясь на успех и будучи морально готовой к разочарованию, я начала крауд-компанию. И конечно, всё пошло не так, как было описано у коллег-конкурентов. Не бывает одинаковых кампаний.

Первые деньги на проект привлекает личность автора и его команды. Прежде, чем дать денег и даже поддержать лайком и перепостом, каждый сам для себя решает, насколько обратившиеся к нему люди серьёзны, каков у них бэкграунд и кто уже согласился поддержать их проект. Вероятно, в нашем случае, многие увидели, что мы настроены очень решительно. Мы тщательно рассказывали, о чём наша история, готовы были даже показать сценарий будущего фильма. Было снято несколько роликов, в которых мы и наши друзья обращались к зрителю с призывом поддержать, с парой слов о проекте. Мы благодарны Юлии Ауг, Николаю Ковбасу и Марии Иващенко – нашим удивительным актёрам, согласившимся сняться в «Законе исключённого третьего» бесплатно, просто потому, что им понравилась история. Наши актёры – люди заметные, ясно, что их талант и личность привлекли в компанию немало средств. Нас поддерживали и поддерживают художники-постановщики, звукорежиссёры, операторы, даже академики и лауреаты премии «Ника». Естественно всё это шло на пользу проекту и приближало реализацию нашей мечты.

Но работы всё прибавлялось. Ведь кроме колоссального, изнуряющего труда над подготовкой съёмочного периода, приходится плотно вести рекламную компанию. От вас требуется умение быть приветливым в сети, описывать все новости проекта, работать со СМИ, отвечать на все комментарии к вашим постам в интернете, вежливо по сто раз писать одно и то же обязательно новыми словами безо всяких копипастов…

Залог успеха – публичность. Каждое ваше действие, связанное с фильмом, необходимо тут же освещать. Это привлекает новых инвесторов и убеждает старых в том, что их вклад не был напрасным: «О, ребята, которым я помогаю, выбирают натуру, объект, рисуют раскадровки… О! Они снимают!» Многие хотят поучаствовать повторно, видя ваш активный труд. Если все события развиваются в прямом эфире, это идёт только на пользу будущему фильму. Конечно, нужно придумать для зрителя материальные воплощения, подарки за его участие. В нашем случае это были, например, кружки героев, дизайн которых был разработан мною, режиссёром фильма. Но большинство акционеров выбирают нематериальные бонусы: цифровую копию фильма по окончании работы, имя в благодарственных титрах картины, приглашение на закрытую премьеру, присутствие на съёмках, участие в качестве закадрового персонажа – истинная магия кино.

Деньги приходят из совершенно неожиданных источников. Чаще всего, конечно, всем нравится сама идея и это правильно, за этим и нужен краудфандинг, но бывает, что кому-то нравитесь лично вы, даже если человек не знаком с вами. Срабатывает принцип «Первые два года студент работает на зачётку, а потом – зачётка на него».

Вас знают на рынке? Вы успешный сценарист, решивший снять кино? Отлично. Людям плевать, что там за идея, но если это написал Тонино Гуэрра, все побегут давать свои копейки не глядя, а уж из этих копеек сложится бюджет.

У нас был случай, когда человек поддержал проект финансово только потому, что увидел в описании деятельности сценаристов их участие в мультпроектах «Фиксики» и «Смешарики». «Эти люди делают такие крутые мультфильмы для детей, они просто не могут сделать плохо, – написал он нам потом, когда мы его спросили, почему он решил нас поддержать, —уважаю и готов помочь вам реализовать свой фильм для взрослых». У всех свои тараканы, но приятно, когда в мире есть много людей, у которых тараканы дружественны твоим.

Итак, благодаря «Планете», нам удалось довольно быстро собрать деньги на съёмки фильма «Закон исключённого третьего», съёмки прошли успешно, хотя и чрезвычайно волнительно и утомительно. Но нас грела мысль о том, что на счету проекта на Планете к моменту съёмок было 90% от заявленной суммы. Мы глубоко тронуты таким деятельным участием будущих зрителей в нашем, теперь уже общем деле. Это даёт силы работать и продолжать нашу крауд-компанию, ведь сбор средств в самом разгаре: впереди ещё постпродакшн!

В современном кинематографе монтажно-тонировочный период чаще всего стоит больше, чем съёмки.

В середине крауд-кампании всегда нужно привлекать новых пользователей. Мы уже опубликовали видео со съёмок, позже в планах в какой-то момент выпустить короткий трейлер. Чтобы сделать всё грамотно, с качественным звуком, цветокоррекцией, придётся ещё вкладывать дополнительные средства. Однако, как показывает опыт коллег, эти вложения окупаются. Трейлеры почти всегда привлекают новых акционеров, а также напоминают старым, во что они уже вложились. Небольшой кусок будущего фильма наиболее ярко показывает, о чём речь, безо всяких слов понятно, хочется ли посмотреть весь фильм.

Таков наш пока небольшой, но для нас очень важный опыт народного финансирования. Мы с волнением продолжаем эту эпопею. А всем сценаристам желаем не впадать в отчаяние и даже в наши нестабильные времена не только верить в свои силы, но и пытаться самим что-то изменить. Мы не говорим, что это универсальный рецепт, но для кого-то – это шанс вырваться из лабиринта, пока вас не сожрал Минотавр отчаяния.