Вы здесь

Сформулировать главное. Структуры и конспекты. Подход второй. Возможности. Сводка важного (Виктор Кротов)

Подход второй. Возможности

Сводка важного

Вступление

«Что ж, отец, у тебя так много написано? Написал бы ты коротко, чтобы самое главное можно было понять», – сказал мне один из сыновей. У детей своих я учусь давно и усердно, поэтому решил принять это как задание и выполнить его.

Короткий текст не всегда легче писать, чем длинный. Впрочем, мне было интересно. Не всегда легче и читать то, что написано кратко. Я буду благодарен тому, кто потрудится, прочтёт, а тем более отзовётся.

Для тех, кому нужно совсем кратко, может послужить оглавление с указанием сути каждой главки. Те, кто хотел бы перейти сразу к самому главному, может пропустить первые шесть главок при первом (или единственном) чтении.

Не обо всём, что здесь упомянуто, я написал в своих больших книгах. Но обо всём много читал и размышлял. Для меня самого это что-то вроде памятной записки по философии (в собственном понимании этого слова), но всего лишь по философии, не более того.

Оглавление (в виде краткого конспекта)

1. Осознание себя. Человек – это сознание.

2. Осознание окружения. Другие – это возможность быть собой.

3. Осознание мира. Мир – это возможности.


4. Возможности ощущений. Ощущения – тропинки к миру.

5. Возможности чувств. Чувства – псевдосущества, формирующие душу.

6. Возможности эмоций. Эмоции – это открытия в себе и раскрытие к миру.


7. Взаимодействие с подсознанием. Освоение особых ресурсов.

8. Взаимодействие со сверхсознанием. Знание особой природы.

9. Мистический и религиозный опыт. Переживания-свидетельства.


10. Свобода и Бог. Признание творением Творца.

11. Личность и призвание. От индивидуальности к Замыслу.

12. Творчество против хаоса. Законы физические и личностные.


13. Мир как обучающая среда. Искусство учиться в самой естественной школе.

14. Ученичество у людей. Учитель тот, у кого я способен научиться.

15. Взаимодействие с судьбой. Освоение силовых линий.


16. Возможности культуры. Выбор из многого – своего.

17. Возможности учений. Помощь в ориентировании.

18. Возможности религий. Объединение религиозного опыта.

1. Осознание себя

Главная возможность человека – сознавать. Человек – это прежде всего СОЗНАНИЕ, включая такие области, которые называют подсознанием и сверхсознанием.

Можно распознать основные составляющие сознания:

– ОЩУЩЕНИЯ, которые воспринимаются как нечто поступающее в сознание. Это или приходящее снаружи (внешние ощущения), или от тела (телесные ощущения), или возникающее в самом сознании (переживательные ощущения и мысли).

– ЭМОЦИИ: нечто зарождающееся в сознании. Это переживательные ощущения, возникающие вследствие осознания других ощущений и мыслей.

– ЧУВСТВА: способы восприятия ощущений и реакции на них. Чувства можно рассматривать как некие псевдосущества, обитающие в сознании. Каждое чувство реагирует на некоторую группу ощущений и способствует возникновению различных эмоций.

– РАЗУМ (в более узких смыслах к нему применяются названия РАССУДОК или ИНТЕЛЛЕКТ): способность к самоосознанию, то есть к восприятию элементов своего сознания и к увязыванию их друг с другом.

– МЫСЛИ: конкретные попытки увязывания элементов сознания, а значит и внешнего мира (представленного внешними ощущениями).


Сознание обладает двумя особыми свойствами восприятия:

– Я воспринимаю себя как тело, обладающее душой (индивидуальным сознанием).

– Я воспринимаю себя как душу (индивидуальное сознание), воплощённую в теле.

2. Осознание окружения

Я воспринимаю себя в окружении других людей, обладающих собственным сознанием, похожим по устройству на моё, и в окружении других существ, обладающих сознанием, устроенным по-другому.

Я воспринимаю себя в окружении различных обстоятельств (быт, язык, социальный уклад и пр.), с которыми могу взаимодействовать тем или иным образом.

Глядя на других людей (или узнавая про них), я знакомлюсь с огромных количеством возможных обстоятельств и возможного поведения, во много раз превышающим те варианты существования, с которыми сталкиваюсь сам. Это даёт мне возможность по-своему осмысливать эти обстоятельства и вырабатывать своё отношение к ним.

Сравнивая себя с другими, я могу понять собственные особенности, свой индивидуальный потенциал. Таким образом, именно другие помогают мне быть самим собой.

3. Осознание мира

Располагая на данный момент какими-то сведениями о мироустройстве, я могу их дополнять, видоизменять в соответствии с собственными взглядами, обдумывать степень их достоверности.

Некоторые свойства мира мне известны из своего опыта. Некоторые я узнал от других и считаю достоверными, поскольку они подтверждены моим разумом. В некоторых сомневаюсь, они для меня всего лишь предположения о возможностях.

Свойства мира являются для меня прежде всего сигналами о тех или иных возможностях, практических или умозрительных.

В основе самосознания и осознания мира лежит разум. Его можно назвать зрячим светом, поскольку он даёт нам возможность внутреннего зрения и вместе с тем несёт с собой тот свет, без которого такое зрение было бы невозможно.

4. Возможности ощущений

Подавляюще количество информации, с которой имеет дело сознание, имеет характер сырья, подлежащего дальнейшей обработке. Это ощущения, часть которых воспринимается как идущие от внешнего мира, часть – как идущие от своего тела, часть – как зарождающиеся внутри. Ощущения – это мои тропинки к миру, да и к себе самому.

Некоторые ощущения могут противоречить друг другу. Благодаря этому, можно проверять одни с помощью других.

Некоторые ощущения воспринимаются не как теперешнее переживание, а как нечто, произошедшее раньше. Мы называем это памятью. К ней относится значительная часть наших представлений о жизни.

Некоторые ощущения мы можем изменять и направлять своими действиями, это относится как к внешним ощущениям, так и к внутренним.

5. Возможности чувств

Чувством можно назвать некоторый комплекс восприятия ощущений, похожий на своего рода существо, живущее в сознании и являющееся его частью. Это существо может зарождаться, развиваться и угасать. Каждое чувство реагирует на свой круг ощущений, каждое может порождать те или иные эмоции.

Осознание того или другого чувства (и уж тем более придумывание ему названия), содействие или противодействие его развитию во многом зависит от самого человека. Взаимодействие со своими чувствами, сознательное или интуитивное, лежит в основе самосовершенствования.

Чувства – развивающиеся псевдосущества. Их развитие и связи между ними определяют индивидуальное устройство человека. Устремления чувств соединяются в общее русло, которое называют волей, хотя могут в чём-то и конфликтовать друг с другом.

6. Возможности эмоций

Переживание, которое возникает в нашем сознании как реакция некоторого чувства (а иногда сразу группы чувств) на некоторые ощущения (или группу ощущений), принято называть эмоцией. Эмоции могут быть разной степени интенсивности и продолжительности, разной «волнительности» (вплоть до совершенно спокойной реакции).

Конец ознакомительного фрагмента.