Глава 5
Супружество – место становления любви
Влюбленность сама по себе прекрасна, она дана человеку как подарок свыше, однако Создатель не имел в виду, что ею все ограничится и исчерпается.
В состоянии влюбленности мы видим предмет своей любви таким, каким мы желаем его видеть. Мы еще так мало знаем другого человека и все пробелы в нашем о нем знании заполняем своими домыслами, желаниями и мечтами. И зачастую эти домыслы и мечты могут абсолютно не соответствовать качествам реального человека. Поэтому можно сказать, что в это время мы влюблены в свое возвышенное состояние и собственное представление о человеке. Мы счастливы в этом состоянии, мы наполнены им настолько, что забываем обо всем остальном, нам не нужны ни сон, ни еда. И в нашем воображении мы не можем допустить, что у нашего любимого есть теневые стороны. Таким образом, на этапе влюбленности речь идет в первую очередь о нас самих, о наших приятных и идеализированных мыслях и эмоциях.
Но дело в том, что прекрасное чувство влюбленности дано нам как первая искра, как отправная точка, как прелюдия любви. Это вдохновляющее начало, после которого, по замыслу, должно следовать еще более вдохновенное и сильное продолжение.
В супружестве влюбленность обогащается в своем развитии новыми удивительными божественными качествами. Свадьба – это не апофеоз любви, а лишь начало пути ее становления и развития.
Обратимся опять к тексту Священного Писания, где говорится: «Адам познал Еву, жену свою…» (Бытие 4:1). Глагол, который принято переводить как «познал», имеет в оригинале еще одно значение – «соединился». И в самом деле, когда мы что-либо познаем, мы соединяемся с этим вновь узнанным и делаем его как бы частью себя. Можно заметить также, что поскольку «познание» и «соединение» являются в оригинале синонимами, то такое название, как «дерево познания добра и зла» можно перевести также как «дерево соединения добра и зла».
Со времени отпадения первого человека от Создателя в каждом из потомков Адама – в каждом мужчине и каждой женщине – соединились эти два начала. В своей земной жизни человек призван взращивать и умножать в себе доброе начало и изживать, сводить к минимуму злое. И местом, где, по замыслу Создателя, этот процесс в основополагающей степени осуществляется, является супружество и семья.
В предыдущих главах мы показали, что в основании любви заложено стремление к соединению двух существ, которые были изначально отделены друг от друга. Именно по этой причине каждый человек в своей сокровенной глубине желает принадлежать Богу и другому человеку. Это глубинное желание, стремление принадлежать другому и подталкивает людей к браку. Человек не просто ищет свою вторую половину, он желает отдать себя ей, причем отдать навсегда.
Согласно наиболее распространенному мнению, главная цель супружества – рождение детей. На самом же деле главная цель супружества состоит в том, чтобы прилепиться душой и телом к партнеру, испытывая любовь и чувство единства, неотделимости друг от друга. Рождение детей есть не цель, а удивительное, прекрасное следствие этого соединения.
Животных сотворил Бог «всякой твари по паре» – самца и самку, и функциональная цель их изначально – размножение. Для человека же, созданного как единое существо и затем разделенного, целью является воссоединение, обретение единства в любви. Только вместе мужчина и женщина являют собой образ, неизмеримо более полный и гармоничный, чем каждый из них в отдельности.
Телесная же близость остается символом и напоминанием о первоначальном состоянии человека – о том, как он впервые появился из праха, будучи в виде единого существа сотворен руками Создателя.
Являть собою подобие Бога, преображаться в его образ есть цель земного существования человека. А поскольку Бог – это любовь, то в полном смысле богоподобными мы становимся только и исключительно тогда, когда любим. Других вариантов уподобиться своему Создателю у нас нет. И нет другой возможности приблизиться к нему.