Глава 10
Супружеский обет
Супружеский обет своими корнями уходит в библейскую концепцию завета. Заключая такой завет, два человека становятся настолько близкими друг другу, что взаимное общение является для них важнейшим делом всей жизни, тем источником, из которого берут начало все дальнейшие жизненные проявления. Супружеский обет есть установление Создателя, и только с чисто человеческой стороны его соблюдение было бы невозможно.
Между просто обещанием и обетом есть существенная разница. Обещание зависит от людей и меняющихся обстоятельств. Обет остается в силе независимо от поведения сторон. Нельзя пообещать любить друг друга, но можно дать обет любви.
Обет – это исповедание, взывание к Создателю с просьбой о его милости и поддержке. Обет есть то, что от нас уже не зависит, это то, что над нами. На деле не человек выполняет обет, а обет овладевает человеком и охраняет его. Обет – это таинство, неразрешимая загадка, он направляет человека в правильное русло, позволяет уберечься от двоедушия и нечестности, в первую очередь перед самим собой.
Ощущение себя в заветных отношениях с Богом или с другим человеком воодушевляет и возвышает. Чтобы брак существовал и был крепким, нужна любовь, но скрепляет брак именно обет, который и является твердой почвой под ногами любви.
Обет – это волевой акт, то есть решение свободной воли человека, и он есть прочное основание для совместного благословенного любовного пути длиною в жизнь.
Обет ставит наши отношения с супругом или супругой выше отношений со всеми остальными людьми. Благодаря обету обычный человек занимает важнейшее место в жизни партнера, становится самым главным для него человеком.
Что обещают вступающие в брак? Прежде всего две вещи – любить и хранить верность. Что такое хранить верность? Это означает оберегать свою семью и ее честь, неукоснительно соблюдая условия брачного обета.
В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто, и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится.
На самом деле если бы человек по своей природе был существом верным, то и обет не потребовался бы. Его «да» было бы действительно «да», а «нет» – настоящим «нет».
Давая же обет, человек провозглашает свою зависимость от чего-то высшего, делая шаг во исполнение величайшей заповеди – заповеди любить.
Дать обет любви можно только верой. Супружество – это священное изъявление божественной благодати, которая и делает такую любовь возможной. Жених и невеста выражают готовность отдаться во власть любви, но именно Бог делает эту власть осуществимой. Сила обета состоит в том, что он заключается между мужем, женой и Богом.