Вы здесь

Суперпапа: развивающие игры. Досчитать до двух (Виктор Кузнецов, 2012)

Досчитать до двух

Бытует мнение, что главное в жизни молодых родителей – продержаться первый год, а дальше – как по маслу. Вот это самое масло, скажу я тебе, – довольно скользкая штука. И чтобы как-то предупредить почти неизбежное падение с последующим преболезненным «тыком» в собственную родительскую некомпетентность, был создан нижеследующий отрывок текста.

Вникаем.

Стратегия и тактика воспитания, или Решаем сейчас

Если твой брак с женой был достаточно зрелым решением и ты можешь не кривя душой (то бишь в ее отсутствие) назвать супругу другом, скорее всего, проблем с вырабатыванием общей стратегии воспитания совместного ребенка у вас не случится. Потому как представление о том, как нужно растить детей, есть всенепременная составляющая мировоззрения взрослого человека, которое, вероятно, у вас общее. В таком случае делать почти ничего и не нужно – можно посидеть за вином как-нибудь вдвоем (сплавив куда-нибудь ребенка) и по душам поговорить о планах и желаниях: двое взрослых людей обязательно найдут компромиссное решение между «он будет изучать английский» и «он будет стрелять из лука» – например, «он будет чинить iPhon, как папа»:). В сущности, важно не что, а как.

Для тех, у кого взгляды на жизнь не совсем оформлены или резко отличаются от мировоззрений второй половины, попробую пояснить, в чем же все-таки прикол стратегии воспитания и почему это необходимо. Думаю, все, кроме моряков дальнего и слишком долгого плавания, видели наркоманов, слышали о зверских убийствах и просто заигрывались сами в Call of Duty, несмотря на жизненно важные дела, как воспитание собственного ребенка, к примеру. Так вот, у всех этих более или менее неправых людей были родители, которые, судя по всему, также делали что-то более или менее ошибочно. В случае с неверной воспитательной стратегией тут лучше менее, чем более.

В тему

Девятилетний Вовочка ругнулся матом возле мамы, которая чистила рыбу. Пожалуй, это единственный случай, когда человек получил леща карасем.

Разбираться будем поэтапно – так проще. Итак, о регулярных глупостях, досадных оплошностях, а также их грустных последствиях сия глава.

Ошибки и ляпы семейного воспитания, или Во избежание

Коли я уже ударился в какие-то высокопарные обороты речи, позволю себе не менее пафосное обращение: други мои, мужики, в смысле, не нужно воображать себя умнее бронетранспортера и думать, что как-то оно все само собой обойдется или жена без вас утрясет. Отец – это жизненно важная часть семьи, а не донорская почка, без которой можно перебиться. И в воспитании детей его роль равнозначна материнской, вот только призвана воспитывать совсем другие черты и качества. Видели, сколько по улицам ходит женоподобных односторонне воспитанных матерями «личностей»? Все еще уверен в слове «забей»?

Ладно, достаточно морали. Теперь по существу. Самой дурно влияющей на ребенка ошибкой родителей оказывается несогласованность общей воспитательной стратегии.

В тему

Запись в карточке годовалого Вовочки после планового посещения педиатра: «„Папа“ и „мама“ говорит плохо, при падении уверенно матерится».

То есть, даже если вы что-то делаете неправильно, лучше, если эта ошибка у вас с женой одна на двоих. Потому что если жена говорит нельзя, а папа разрешает, у ребенка постепенно раздваивается картина мира и появляются довольно сумбурные представления о жизни. С возрастом он научится манипулировать вами, так сказать, выучившись лавировать в семейном мирке. В этом конкретном случае ребенок, скорее всего, потеряет любое уважение к матери, а потом и к женщинам вообще. А как мне быть уверенным, что от женоненавистника до мужелюбца больше одного шага? Поэтому лучше утрясти все моменты касательно теории взращивания достойного человека именно сейчас, чем потом кусать там, где не чешется:).

Честно признаюсь, что ваять эту главу, специфично направленную в сторону психологической науки, которая для меня неведомее мануала китайского телефона, мне помогала жена – во избежание досадных «перепутал» с моей стороны. Она у меня психолог, так что все под контролем: с нее – бесценная информация, с меня – максимально понятная подача всех этих премудростей. И только в этой главе:).

По поводу самых распространенных, но не самых оптимальных воспитательных решений. Умная женщина-ученый с коллекционным именем Гражина Будинайте, наблюдавшая повседневные отношения между родителями и детьми, сделала вывод, что существует шесть не самых адекватных в своих крайних проявлениях воспитательных стратегий, присущих современным родителям. Условно она назвала их: «Отдадим его профессионалам», «Он должен, он просто обязан», «Духовное, только духовное», «Ему позволено все», «Главное для ребенка – мать», «Главное для ребенка – бабушка». Коротко пробегусь по каждой из них – классификация показалась мне достаточно адекватной.

Итак, родительское заблуждение нумер уно – «Отдадим дитё профессионалам». Наиболее свойственно современным молодым людям, усвоившим принципы менеджмента если не с молоком матери, то с гранитом высшего образования точно. Еще в группу риска входят материально обеспеченные люди, которые с помощью трат на ребенка еще раз подтверждают свой статус. В самом факте найма няни нет ничего плохого до тех пор, пока эта пресловутая особа не начинает знать о ребенке больше, чем сами предки; когда без нее уже не обойтись, потому как ребенок неуправляем для родителей, – еще бы, они для него чужие. Отношения между родителями и собственным чадом должны быть неопосредованными, это потом называют счастливым детством.

«Он должен!» – знакомо, не так ли? Думаю, каждый хоть разок да видел/слышал, как трех-четырехлетний малыш одновременно посещает уроки английского, бассейн, танцы и многое прочее, странно, что не клуб любителей виски… Обычно рядом с таким ребенком поблизости можно заметить очень деятельную и суетливую дамочку – знакомьтесь: мать. Она говорит, что безмерно любит своего ребенка, но беда в том, что такое дитя любят за что-то, пока оно в этом «чем-то» превосходит сверстников. А это, товарищи, беда для ребенка. Это временами милое, временами дико раздражающее существо любить нужно просто так, как и вообще кого-то или что-то любить… Часто такая стратегия воспитания просто служит компенсацией собственных неудач: «Я не стал летчиком, так мой сын станет», – а сын хотел рисовать, играть на музыкальном инструменте… или, например, iPhon крутить… извините, забылся. Детям порой необходимы контроль и помощь при выборе, но больше этого им нужна просто поддержка на собственном пути. Даже в столь юном возрасте…

Добрыми намерениями, как известно, вымощена далеко не лучшая дорога. Огромное желание родителей оградить ребенка от ужасов современного мира, характерное для третьей из описанных стратегий («Духовное, только духовное»), ни к чему хорошему не приводит. Идея взращивания ребенка на классике и высоких духовных идеалах становится успешной только тогда, когда у него есть выбор. Но когда остальной мир для него запрещен, то… про запрещенные плоды написал уже кто-то до меня.

Прямо противоположная предыдущей стратегия воспитания также имеет место быть в современном обществе. Она выражается во фразе «Можно все!» Морально здоровому человеку с адекватно работающей совестью в нашем мире действительно разрешено все – он просто не сделает плохого. Но не будем забывать, что маленький ребенок, несмотря на природную невинность и положительность, пока только адаптируется к окружающему миру, то есть учится жить. И чтобы обучение было эффективным, ему нужно объяснять правила игры, а любые правила – это «нельзя». И только когда эти родительские «нельзя» усвоятся ребенком настолько, что станут его внутренним механизмом регуляции поведения (а случается это, только если запреты обоснованы и мягко высказаны), можно доверить этому молодому человеку ответственность абсолютной свободы. Но не сразу после рождения.

И все еще распространенная (хотя в последнее время и наметилась положительная тенденция) наша, мужская такая стратегия самоустранения от ответственности за сделанного ребенка, воплощенная в лозунге: «Главное для ребенка – мать!» Интересно, что многие женщины как бы и не против… Будем откровенны, с малым дитем не всегда интересно. Иногда с ним может быть скучно, иногда оно раздражает, a Warcraft, предположим, не подводит никогда, и тогда я отдаю предпочтение Warcraft. А мой ребенок в таком случае также когда-то предпочтет мне что-то или кого-то другого. Потому что детям нужны отцы, а не абстрактные дяди, приносящие в дом деньги… Вот и приходится совмещать, успевать все, потому как неважного в жизни почему-то нет…

Еще одна до боли знакомая поведенческая реакция, свойственная обычно представителям младшего родительского возраста: «Главное для ребенка – бабушка!» Это такой себе выход из ситуации, когда сами родители были не очень-то и готовы к рождению малыша. И ничего бы в этом плохого, если бы не тот факт, что бабушка – это вам не няня. Бабушка работает на безвозмездной основе, поэтому считает себя вправе вмешаться в глубоко интимные дела молодой ячейки общества. Осторожнее с бабушками, друзья мои! Лучше сделать самому, чем полжизни выслушивать от кого-то, что ты ему должен. Это такая моя личная мужская позиция.

В тему

Вовочка говорит отцу:

Папа, ты же обещал сходить в зоопарк!

Отец обещал – отец сходил!

Ну вот, ошибочные стратегии мы обсудили. Теперь по поводу более оптимистичных моментов воспитательной политики. Начнем с того, что нашему брату-славянину более всего мило – ситуации у соседей. Так вот, идеальных семей нет. То есть вы не рискуете встретить в соседнем подъезде, или доме, или на детской площадке семейство, которое абсолютно состоялось в плане используемой ими воспитательной стратегии. Все мы более или менее неправы, и без этого никуда – люди не цыплята из инкубатора, они должны быть разными, чтобы не сойти с ума. Но! Стремиться к верному исполнению родительских функций – долг каждого взрослого человека, принявшего на себя ответственность родительства.

Что можно сказать об оптимальной воспитательной политике? Это такой себе гибрид, совмещающий лучшие черты от каждой из описанных деструктивных в своей крайности стратегий. К примеру, ты должен уважать свободу своего ребенка, но при этом разумно регламентировать его поведение; позволять ему общаться с бабушкой, но при этом помнить, что родитель – это ты, а не она; прибегать к помощи профессионалов для обучения своего ребенка, но при этом ориентироваться на его личные предпочтения. И ты не поверишь, несмотря на многобуквенность этой главы, – все это возможно и намного проще, чем может показаться. Часто достаточно просто представить себя на месте своего ребенка, чтобы принять правильное решение и вовремя остановить ногу, поднятую для неверного шага… Вот так не без пафоса закончу начатое не без оного же.

Дальше – проще, обещаю:).

Приучаем к самостоятельности

В свой один-единственный год детеныш уже достаточно взрослый, и ты можешь понемногу приучать его к самообслуживанию и чистоте. Помни: опыт ребенка еще настолько мал, что ему интересно все, он еще не пресыщен впечатлениями и рутиной. Это означает, что, если ты не продемонстрируешь собственным поведением, что уборка – это скучно и непрестижно, он об этом ни за что не догадается самостоятельно. По крайней мере сейчас. Запомни сам и внуши жене мысль о том, что в любом деле главное – своевременность.

Что касается самостоятельности человека, годовалый возраст – именно тот период, когда ребенка пора начинать к ней приучать. Большинство родителей (особенно родительниц) грешат излишней опекой над ребенком, не разрешая ему хоть что-то сделать самому. Эта политика изначально проигрышная и только способствует взращению из ребенка оранжерейного цветка. Без сомнения, проще и быстрее накормить его самому, чем наблюдать за полуторачасовыми упражнениями с ложкой. Но дело в том, что ни ты, ни, скорее всего, твоя супруга не готовы к тому, чтобы проделывать это за него до двадцати лет. Вот именно поэтому начать лучше именно сейчас, когда переход из горизонтальной плоскости существования в вертикальную совершен и естественным путем способствует большей автономности маленькой личности.

Трудно убедить доброжелательных родственников в том, что за твоим ребенком не нужно носиться на цыпочках, удовлетворяя все его явные и предполагаемые желания. Особенно проблематично это становится, если вас объединяет совместное проживание. Попробуй спокойно и толково донести до всех обитателей дома свою точку зрения. Расскажи о том, что активное участие ребенка в обслуживании себя нужно не потому, что тебе лень помыть ему руки, а потому, что самостоятельное мытье рук принесет ему больше пользы, поскольку способствует развитию у детеныша ценных моральных и трудовых качеств.

В тему

Вовочка не говорил до пяти лет. И вдруг за завтраком произносит:

А почему мне в чай сахар не положили?

Обрадованные родители:

Что же ты раньше-то молчал?

А раньше всегда клали.

Развитие самостоятельности переходит из категории гипотетически возможного события в категорию существующей реальности, если для этого созданы благоприятные условия. Конкретизирую. Ребенку нужны: собственная невысокая вешалка для одежды, удобная детская посуда, легко застегивающаяся одежда, корзина для игрушек, симпатичная зубная щетка и стульчик возле умывальника. Потому как стремление к порядку и гигиене не входит в круг естественных потребностей ребенка, а значит, он не готов преодолевать массу препятствий только для того, чтобы помыть руки, чего не скажешь о голоде, например.

Еще и поэтому приучать свое чадо к опрятности лучше в игровой форме. Если уборке посвятить достаточно времени, разбавив это занятие шутками и прибаутками, в дальнейшем у мальца не закрепится отвращения к этому делу и понятие «лень» будет ему незнакомо.

Возим саночки после катания, или Уборка

Ничто так не выводит человека из себя, как постоянное выискивание окружающими его ошибок. Еще больше такое положение дел не устраивает любого уважающего себя хомо сапиенса, если ему предстоит последствия этих ошибок устранять. И неважно, что это твой собственный потомок, убирать за ним все равно ой как неохота. Ради сохранения нормального эмоционального состояния родителей и воспитания ответственности у будущего сознательного члена общества обучать его навыкам ликвидации плачевных для окружающей среды результатов его игровой деятельности необходимо как можно раньше.

Начиная с полутора лет, ребенок вполне в состоянии вносить свою лепту в дело поддержания порядка на территории строго ограниченного количества жилых квадратных метров. То, что он к этому готов, совсем не означает, что знания об этой готовности вплетены в его ДНК, – настройся на частое и монотонное повторение просьб об уборке в режиме старой доброй заевшей пластинки.

С чего начать? Начни с собственного примера и хорошего настроения.

Однажды продемонстрировав ребенку своим видом, что уборка – это скучно, можешь быть уверен, что восторга этот процесс у дитяти вызывать не будет.

Чтобы облегчить (а сложное задание дети выполняют с большей неохотой, чем посильное) мальцу новую для него задачу, стоит расставить (развесить) по всему ареалу обитания коробки (мешки) для сбора бесценных орудий игры. Также неплохо способствует быстрому (а значит, не напрягающему) приведению интерьера в более-менее первозданный вид наличие многочисленных и невысоких полочек в детской (при наличии оной) или по всему жилищу. Также существуют разнообразные симпатичные корзины с крышками и без, которые значительно упрощают процесс уборки не только юным созданиям, но и их родителям, если до прихода гостей осталось всего ничего. Многофункциональная и полезная вещь, короче, которую к тому же можно спрятать под кроватью или в углу…

Чтобы заинтересовать ребенка таким рутинным времяпрепровождением, как уборка, лучше внедрять ее в виде игры. Можно предложить соревнования на скорость или поочередное растаскивание по разным коробкам вещей разных цветов. В любом случае не позволяй ему оставить себя (или жену) в дураках – пока не закончит наводить порядок, никаких новых развлечений. Покажи ему на собственном примере, что каждый человек обязан устранять за собой результаты какой-либо деятельности. И пока это не сделано, никто никуда не идет.

Непрошеный совет

Никогда не поручай домашнюю работу в качестве наказания. Сам понимаешь, ребенок быстро усвоит, что уборка – не манна небесная, и будет от нее отлынивать.

То же самое правило действует и в случае с грязной одеждой. Дитё вполне в состоянии само отнести испачканную вещь в корзину для грязного белья (хорошо бы, чтобы она была подходящей высоты). Поставить ее можно недалеко от детской кровати – тогда и относить далеко не нужно.

Кстати, о кровати: самостоятельная уборка постели также должна входить в программу ежедневных упражнений. Эту задачу дитё уж точно освоит нескоро, но учиться когда-то нужно. Поэтому замени тяжелое покрывало на детской «берлоге» более легкой простынкой – и вперед.

Чем более творчески подойти к аргументации жизненной необходимости этой регулярной процедуры, тем с большей охотой малыш будет пытаться ее выполнять. Здесь так же, как и с уборкой игрушек, можно подключить соревновательный момент – кто аккуратнее, детеныш или папка, расположит подушку у изголовья или ровнее разгладит бугристые места одеяла…

Кроме уборки своих личных вещей часто дети проявляют инициативу помощи взрослым в каких-либо других домашних делах. Нужно быть ну очень недальновидным человеком, чтобы этим моментом не воспользоваться. Да, никто не обещал тебе качество протирания стола от пыли, но сам факт заслуживает похвалы. Похвала за дело вообще очень полезная вещь – лучше других стимулов закрепляет положительные качества.

Донеси до жены мысль, что качество выполнения ребенком домашних дел, когда он ей помогает, не имеет ровно никакого значения. Важен сам факт такой помощи. Непозволительно исправлять на глазах ребенка только что проделанную им работу – сделать это можно чуть позже, но не нужно рушить желание ребенка быть полезным.

Исключение из правила «никогда не отказываться от помощи ребенка в домашних делах» есть только в случае с его инициативой включить что-то в розетку, помыть что-то стеклянное или протереть что-нибудь с использованием бытовой химии.

Непрошеный совет

Давая малышу поручение, не стоит забывать о его реальных возможностях. Дети делают все очень медленно и быстро отвлекаются. Не нужно подгонять добровольного помощника. Давая ему всего пару минут на выполнение задачи, ты делаешь хуже только собственной нервной системе. Имей терпение. Дождись, пока он выполнит первое дело, прежде чем нагружать его вторым. Вне зависимости от качества выполнения доведенная до конца работа заслуживает похвалы.

Все остальное должно приветствоваться и всячески нематериально поощряться.