Вы здесь

Супермышление. Часть 2. Добро пожаловать в мир интеллект-карт (Тони Бьюзен, 2010)

Часть 2

Добро пожаловать в мир интеллект-карт

Наш мозг не мыслит списками и перечнями; его мышление организовано так же, как организована, например, наша нервная система или ветви дерева. И чтобы хорошо мыслить, мозгу нужен инструмент, который отражал бы эту естественную организацию мышления. Таким инструментом является интеллект-карта. Она представляет собой шаг вперед на пути прогресса от линейного (одномерного) через латеральное (двумерное) к радиантному (многомерному) мышлению.

Вооруженные знаниями о потенциале и работе собственного мозга, вы готовы начать путешествие в сложнейший мир его возможностей. В ходе этого путешествия вы приобретете базовые навыки выражать и высвобождать свой ментальный потенциал, чтобы затем овладеть правилами и процессами создания интеллект-карт в полном объеме.

Глава 4

Определение интеллект-карты


Интеллект-карта – это графическое выражение процесса радиантного мышления. Как мы уже говорили в главе 3, радиантное мышление – это процесс, с помощью которого мозг человека мыслит и генерирует идеи. Будучи отображением радиантного мышления, интеллект-карта образует внешнее зеркало, отражающее то, что происходит внутри вас. По сути, интеллект-карта повторяет и имитирует радиантное мышление, которое, в свою очередь, усиливает естественную функцию мозга, делая его еще более могущественным.

Характеристики интеллект-карты

Интеллект-карта – это наглядный, графический инструмент мышления, который может применяться по отношению ко всем когнитивным функциям, особенно к памяти, творчеству, учебе и всем формам мышления; его еще иногда называют «швейцарским армейским ножом» мозга (см. рис. на с. 60).

1 Центральный образ используется для обозначения главного объекта внимания; например, если вы используете интеллект-карту для подготовки книги, книга может занять место в центре.

2 Далее создаются ветви. От центрального образа отходят ветви, соответствующие главным темам, а уже от них ответвляются вторичные темы.

3 Каждая ветвь помечается ключевым рисунком или словом.


Развитие интеллект-карты от центрального образа (а) к базовым упорядочивающим идеям и ветвям первого уровня (б), за которыми следуют ветви второго уровня (в) и дальнейшие ответвления (г)


Совершенствуйте свою интеллект-карту

Чем больше креативности вы проявляете при создании интеллект-карты, тем лучше. Качество интеллект-карт можно улучшать с помощью цвета, рисунков, закодированных выражений (например, общепринятых аббревиатур), а также посредством придания карте трехмерной глубины, что в сумме повышает ее занимательность, привлекательность и оригинальность. Когда вы делаете интеллект-карту как можно более интересной визуально, это повышает эффективность: мозг лучше реагирует на картинки и цвета (об этом в деталях мы еще поговорим позже), поэтому чем больше творчества вы привносите в создание интеллект-карт, тем лучше.


Интеллект-карта Лоррейн Джил, посвященная природе творчества: точка зрения художника


Когда вам нужно воспользоваться мозгом, интеллект-карта поможет вам улучшить мышление и память. Генерирование идей, фиксация и обработка информации – вот некоторые из наиболее обычных областей использования интеллект-карт, и их можно применять ко всему, что требует силы мозга.

Интеллект-карты вокруг нас

Ключ к эффективности интеллект-карты скрывается в ее динамичной форме. По мере того как интеллект-карта разворачивается от своего центра извилистыми линиями, символами, словами, цветами и картинками, она раскрывает свою совершенно естественную и органичную структуру Каждый раз, когда мы смотрим на прожилки листа или на ветви дерева, мы видим природные «интеллект-карты». Интеллект-карты также имитируют мириады синапсов и связей, существующих между нашими клетками мозга, и отражают нашу собственную структуру. Как и мы сами, мир природы вечно меняется, перерождается и имеет коммуникационную структуру, напоминающую нашу собственную. Интеллект-карта – это натуральный инструмент мышления, мобилизующий вдохновение и эффективность этих природных структур.

Теперь давайте посмотрим, как мозговой штурм с использованием слов и рисунков поможет вам открыть в себе удивительные способности к воображению и ассоциациям, что является основой для создания истинной интеллект-карты.


Семенная головка одуванчика отражает как архитектуру интеллект-карты, так и концепцию радиантного мышления


Глава 5

Использование слов


В данной главе, читатель, вы познакомитесь с системой обработки информации, лежащей в основе радиантного мышления. Посредством практических упражнений вы получите представление об огромном потенциале, которым обладает ваш мозг в части формирования ассоциаций, а также убедитесь на собственном опыте, насколько уникальным является любой отдельно взятый человек.

Упражнение на составление мини-интеллект-карты

Это быстрое упражнение демонстрирует, что каждый человек, какими бы ни были его пол, социальный статус или национальная принадлежность, использует радиантное мышление, мгновенно ассоциируя слова с ключевыми картинками (см. ниже). Это является основой нашего мышления и основой интеллект-карт.

Вам предстоит составить мини-интеллект-карту, представляющую концепцию «счастья». Вы отведете от центрального слова десять ветвей, соответствующих десяти ключевым словесным ассоциациям. Это не экзамен, и все упражнение должно занять у вас не больше минуты. По возможности попросите нескольких своих друзей выполнять упражнение вместе с вами – но каждый должен делать это самостоятельно, не делясь с другими своими идеями.

Выполнение упражнения

Напишите слово «счастье». Отведите от центрального слова десять ветвей. Каждую пометьте словом, которое первым приходит на ум, когда вы думаете о понятии «счастье». Важно, чтобы записываемые слова являлись действительно первым, что приходит вам в голову, даже если это кажется несуразицей. Если хотите добавить другие слова, нарисуйте больше ветвей.

Анализ результатов

Это упражнение показалось вам легким? Вы легко придумали больше десяти слов? Возникло ли у вас ощущение «потока», когда вы рисовали все новые и новые ветви?

Большинство людей при выполнении этого упражнения отмечают, что, как только они начинают записывать словесные ассоциации, каждое слово наводит их на следующие слова. Это примерно как идти по ссылкам в Интернете, где каждая ссылка содержит в себе новые ссылки, что может продолжаться до бесконечности. Именно таким образом функционирует ваш мозг, и интеллект-карта помогает открыть каналы ассоциаций и связей, раскрепостить ваш потенциал мышления и творчества.


Упражнение со словом «счастье»


Анализ результатов в группе

Если вы работали в одиночку, просто сравните свои слова с моими.

Если вы трудились в группе, то вашей целью является, сопоставив результаты, обнаружить слова, которые являются общими для всех участников (в данном случае «общие» означает в точности одинаковые; например, словосочетание «солнечный свет» не следует приравнивать к слову «солнце»).

Перед тем как подсчитать результаты, каждому из членов группы следует в индивидуальном порядке попытаться предугадать, сколько слов окажутся общими для всех членов группы; сколько слов – для всех, кроме одного; сколько слов будут уникальными для каждого члена группы.

После того как вы закончили упражнение и сделали свой прогноз, сравните его с результатами тех, кто работал с вами в группе.

Большинство людей, делая прогноз, предсказывают, что будет много повторов слов, предложенных группой, и лишь немного – уникальных для каждого участника. Однако после многих тысяч попыток мы обнаружили, что в группе из четырех человек весьма редко случается так, что хотя бы одно слово совпало у всех участников.

Чем больше людей входит в состав группы, тем меньше шансов, что даже одно слово окажется общим для всех.


Пример выполнения упражнения со словом «счастье»


Огромный потенциал вашего генератора ассоциаций

Призадумайтесь над тем фактом, что любой вид, открытый вашему взору, любой услышанный звук, запах, вкусовое или физическое ощущение, испытанное вами в сознательном состоянии или подсознательно, представляют собой точку (радиант), от которой расходятся во все стороны миллионы ассоциаций.

Теперь поразмыслите над тем, что случилось бы, пожелай вы записать каждую из этих ассоциаций.

Это было бы невозможно, поскольку всякий раз, написав что-то, у вас рождались бы новые мысли по поводу только что записанного. Но это была бы уже другая ассоциация, которую вам также требовалось бы записать, и так до бесконечности. Человеческий мозг способен формировать бесконечное множество ассоциаций, таким же бесконечным является потенциал вашего творческого мышления.

В среднем в голове каждого человека содержится несколько квадриллионов «использованных» ассоциаций. Это огромное множество можно рассматривать в качестве не только вашей «памяти» и личной «библиотеки», но также того, что составляет ваше сознательное и парасознательное «я».

Необычайная уникальность каждого индивида

Каждый человек гораздо более «индивидуален» и «уникален», нежели предполагалось до сих пор. То обстоятельство, что люди демонстрируют лишь незначительную общность личных ассоциаций в отношении заданного слова, рисунка и вообще мысли, означает, что мы волшебным и коренным образом отличаемся друг от друга. Иными словами, у вас, читающих данное предложение, в мозгу роятся триллионы ассоциаций, которых не имел, не имеет и не будет иметь никто, кроме вас.

Когда мы находим уникальный минерал, то склонны использовать следующие эпитеты: «перл», «сокровище», «редкость», «бесценный», «драгоценный», «изумительный», «неповторимый». С учетом того, что мы открыли для себя на основе результатов вышеизложенных экспериментов, нам впору начинать применять схожие эпитеты к самим себе и к человеческим существам вообще.

Уникальность каждого из нас приносит немало выгод. Например, в любой коллективной работе или ситуации, когда стоит вопрос о решении той или иной проблемы, чем более разнообразны предлагаемые идеи, тем лучше. Каждый отдельный участник становится, таким образом, чрезвычайно важной частью процесса, а не просто «винтиком».

В более широком социальном контексте так называемое «маргинальное», «ненормальное» или «эксцентрическое» поведение в свете того, что мы для себя уяснили, может теперь восприниматься как «вполне объяснимое отклонение от нормы, вносящее положительный вклад в творческий потенциал общества». Под таким углом зрения многие социальные проблемы могут на деле являться собственно решениями.


Графическое представление «единицы» информации в мозге.


Результаты рассмотренных выше упражнений также указывают на опасности, к которым ведет восприятие людей как составных частей коллектива, нежели как индивидов. Признание уникальности каждого из нас способно помочь в разрешении многих недоразумений и конфликтов, возникающих между людьми, как в межличностном, так и в более общем социальном контексте.

Упражнения на ассоциации позволяют обнаружить неограниченные силы, таящиеся в мозгу как «талантливых» людей, так и тех, кого называют «середняками». Подобные упражнения способны освободить миллиарды людей от уверенности в собственной ментальной ограниченности, которую они сами в себе воспитали. Простым выполнением упражнения со словом «счастье» любой способен испытать настоящий прорыв в восприятии собственного ментального потенциала. Понимание того, что ассоциации у разных людей рождаются разные, помогает избежать многих эмоциональных и логических ловушек, препятствующих нашему общению и взаимопониманию с другими людьми.

Восьмилетнего мальчика из захудалого лондонского района учителя считали тупицей, да и он сам считал себя таким. После того как этот мальчик выполнил упражнение со словом «счастье», я поинтересовался, мог бы он записать еще больше ассоциаций на любое из десяти слов. Тот подумал немного, написал два слова, затем поднял на меня оживившиеся глаза и спросил: «Можно еще?» Когда я кивнул, он медленно продолжил, словно человек, впервые ступающий в морскую воду. Затем со все нарастающей скоростью из него буквально хлынули слова, обозначающие ассоциации. Уже вскоре мальчишку охватило радостное возбуждение – заполнив почти всю страницу словами, он стал приговаривать, не в силах более скрывать своего счастья: «Я умный! Я умный!» Он был прав. Его просто не научили.

Если способность мозга к радиантному мышлению находит выражение средствами речи, традиционно относимой к вотчине левого полушария, можно ли добиться аналогичного эффекта от одной из главных способностей правого полушария – воображения и рождаемых им образов? Этот вопрос обсуждается в следующей главе.

Глава 6

Использование рисунков


В настоящей главе, основывающейся на результатах самых передовых научных исследований, обсуждается вопрос о справедливости пословицы «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Наряду с практическими упражнениями, предлагаемыми ниже, приобретенные знания позволят вам получить доступ к огромному потенциалу образного мышления, который оказывается невостребованным у 95 процентов населения Земли.

Упражнение на словесные ассоциации

Чтобы выполнить это, а затем и следующее упражнение вам понадобится ручка и простая, нелинованная бумага. Большинство людей считают, что мозг мыслит лингвистически. Посмотрим… Сначала вам нужно добраться до информации, хранящейся в гигантской базе данных, которой является ваш мозг. У вас не будет времени продумать это заранее. Информация, которую вам нужно отыскать, – это слово (оно откроется вам на следующей странице), и при этом вам нужно будет ответить на следующие вопросы.

1 Вы смогли добраться до слова?_______________________

2 Сколько времени вам для этого потребовалось?________

3 Что именно вышло на поверхность вашего мозга?______

4 Ассоциировалось ли слово с каким-то цветом?__________

5 Возникли ли какие-то ассоциации, вытекающие из той информации, до которой вы добрались?________________________

6 Если да, то каковы эти ассоциации?____________________

А вот и слово: Я-Б-Л-О-К-О.

Прочитайте вопросы и как можно быстрее запишите ответы, прежде чем читать дальше.

Анализ результатов

1 Вы несомненно ответили «да».

2 Это должно было произойти мгновенно.

3 Согласно исследованиям, люди вне зависимости от возраста, пола, расы, родного языка и т. д. единодушно отвечают, что это был образ, картинка. Когда вы прочитали или «услышали» это слово в голове, оно, вероятно, ассоциировалось у вас с красным, желтым или зеленым цветом – в зависимости от сорта яблока. Возможно, вы увидели его круглую форму. Может быть, это слово вызвало у вас ассоциации с фруктовым салатом, сухим завтраком или повидлом. Образ явился мгновенно, словно из ниоткуда, и вряд ли вы потратили время на визуализацию букв слова.

4 «Да» для большинства людей.

5 Снова «да». Эти ассоциации всегда сугубо индивидуальны и связаны с органами чувств.

6 Ассоциации могут самыми разными: например, дерево или компьютер.

То, что вам открылось в ходе выполнения этого упражнения, до конца дней будет влиять на результаты ваших мозговых штурмов и творческих сеансов.

Образное мышление и общение

Долгое время считалось, что мы мыслим преимущественно словами. Сейчас мы знаем, что в мыслях человека превалируют образы и их ассоциации. Слова же, которые мы используем, служат лишь транспортными средствами, «доставляющими» образы из вашего мозга в головы других людей.

Как бы ни произносилось слово «яблоко» на том или ином языке, живущим в обществе людям пришлось придумать способ, как доносить друг до друга идею об этом фрукте. И они выбрали определенное слово, по сути некий звук, который служит своей цели лишь постольку, поскольку люди договорились считать, что именно он соответствует данному образу В центре внимания мозга всегда остается образ.

Эта игра с воображением яблока наглядно демонстрирует невероятное могущество вашего мозга. Соответствующий образ сформировался в нем практически мгновенно – а ведь вам пришлось залезть в память и сравнить прочитанное слово со всеми другими словами и всеми вашими воспоминаниями, связанными с этим словом, когда-либо услышанным или прочитанным. Это слово было представлено вам случайным образом: ваш мозг был готов воспринять любое из бесконечного количества существительных – и при этом справился с поставленной задачей в считанные наносекунды. Кажется невероятным, а ведь это был ваш мозг! И он решает подобные задачи изо дня в день на протяжении всей вашей жизни, а вы этого даже не замечаете.

Конец ознакомительного фрагмента.