Вы здесь

Супермышление. Часть 1. Великая сила и безграничный потенциал вашего мозга (Тони Бьюзен, 2010)

Часть 1

Великая сила и безграничный потенциал вашего мозга


Собирать информацию о структуре и функциях мозга мы начали лишь несколько столетий назад. И хотя нам еще предстоит очень длинный путь до достижения полного понимания этого вопроса (мы все четче сознаем, что нам известна лишь малая толика того, что нам надо знать), мы все-таки знаем достаточно, чтобы навсегда изменилось восприятие нами самих себя и других людей.


Представление в форме интеллект-карты содержания первых трех глав «Супермышления;


В части 1 вы познакомитесь с самой современной информацией о человеческом мозге, его строении и функциях. Вы убедитесь, что величайшие гении мира обладают способностями, которые при правильном подходе к делу доступны каждому из нас. Вы узнаете, почему, несмотря на все это, более 95 процентов населения планеты испытывают серьезные трудности в таких сферах, как мышление, память, умственная концентрация, мотивация, генерация идей, принятие решений и планирование.

Из этого же раздела вы узнаете о новом, наиболее передовом способе мышления: радиантном мышлении, которое естественным образом приведет нас к интеллект-картам.

Глава 1

Удивительный мозг


В данной главе вы получите общее представление о необыкновенных функциях человеческого мозга. Вы узнаете, сколько нервных клеток (нейронов) содержится в вашем мозге и каким сложнейшим и удивительным образом они взаимодействуют между собой. Вам откроется истинная природа системы обработки информации, заложенной в вашем мозге, а также станут известны факты, полученные в результате изучения работы левого и правого полушарий. Информация о природе и способностях человеческой памяти, а также других фундаментальных функциях мозга поможет вам осознать, насколько велик ваш собственный потенциал в этом отношении.

Современные научные данные о человеческом мозге

Клетка мозга

Сегодня мы знаем, что мозг любого человека насчитывает не просто миллионы, а примерно миллион миллионов клеток. Тех клеток (нейронов), которые непосредственно занимаются процессами мышления, около ста миллиардов. Каждая клетка мозга содержит в себе многокомпонентную электрохимическую микропроцессорную и передающую систему, которая, несмотря на свою сложность, способна уместиться на кончике иглы. Каждый нейрон по виду чем-то напоминает осьминога, у которого, помимо собственно тела, может быть несколько десятков, сотен, а то и тысяч «щупалец».

Покрутив ручку микроскопа, мы увидим, что каждое «щупальце» похоже на ветку дерева, исходящую из центра, или ядра, клетки. Такие ветки в составе нейрона называют дендритами (определяемыми в широком смысле как «естественные древовидные структуры»). Одна наиболее крупная и длинная ветвь, называемая аксоном, является основным каналом, по которому нейрон передает информацию. Длина дендритов и аксонов может варьироваться от одного миллиметра до полутора метров, и по всей их длине наблюдаются небольшие грибовидные протуберанцы, именуемые дендритными шипиками и синаптическими бляшками.

Углубляясь далее в этот микроскопический мир, мы обнаруживаем, что каждый дендритный шипик и синаптическая бляшка наполнены сложным комплексом химических веществ, являющихся основными носителями информации в ходе осуществления мыслительного процесса. Дендритный шипик/синаптическая бляшка одного нейрона образует связи с аналогичными рабочими органами другого нейрона, и, когда электрический сигнал возбуждает нейрон, происходит передача химических агентов от одного нейрона к другому через малое заполненное жидкостью пространство между ними. (Важно понимать, что нейроны не соприкасаются между собой.)


Многополярный нейрон (нервная клетка), отражающий структуру интеллект-карты


Это межклеточное пространство называют синаптической щелью. Химические агенты входят в контакт с поверхностью принимающего нейрона, что ведет к генерации электрохимического импульса, который следует сквозь принимающий нейрон в направлении к соседнему

Каждый нейрон способен ежесекундно принимать сотни тысяч импульсов от других нейронов. Работая наподобие телефонной станции с огромным числом абонентов, микросекунда за микросекундой нейрон обрабатывает огромный объем поступающей информации и направляет ее в нужном направлении по соответствующим каналам передачи.

Формирование ментальных карт

О том, что имела место передача информации – сообщения, мысли, воспоминания и т. п. – от одного нейрона к другому, свидетельствует остаточный электромагнитный трек, именуемый «следом памяти». Эти следы, формирующие как бы карту мыслительной активности, являются объектом интереса современных исследователей, и накопленные до сих пор знания в этой области приводят к весьма впечатляющим выводам.

Всякий раз, когда вас посетила какая-то мысль, сопротивление, оказываемое прохождению агентов, которые переносят ее по определенному пути, в следующий раз будет ниже. Это сродни тому, как прокладывают тропу сквозь густые заросли кустарника. В первый раз вам предстоит немало мучений, поскольку придется продираться и сквозь ветки, и сквозь плотный нижний кустарниковый ярус. Во второй раз вам будет легче, учитывая проделанный в первый раз проход. Чем чаще вы пройдете тем же путем, тем меньше будет сопротивление среды, пока после многих повторений не образуется совершенно чистая тропа, ходить по которой вам более не составит никаких усилий. Нечто подобное происходит и у вас в мозге: чем больше повторений случается с некой идеей, тем с большей легкостью мозг обрабатывает это. Поэтому – и это очень важно – сам акт повторения увеличивает вероятность повторения. Иными словами, чем большее количество раз происходит «ментальное событие», тем вероятнее, что оно повторится вновь.

Бесконечные возможности

В статье под названием «Формирование естественного и искусственного интеллекта» профессор Петр Кузьмич Анохин так подытожил результаты своих 60-летних исследований природы нейронов:

Мы можем показать, что каждый из десяти миллиардов нейронов в человеческом мозге способен образовывать связи, число которых равно единице с двадцатью восемью нулями! Если принять, что один нейрон обладает подобным потенциалом, тогда даже трудно представить, на что способен мозг в целом. Математически это означает, что общее число возможных комбинаций в человеческом мозге, если попытаться это выписать, равнялось бы единице с 10,5 миллиона километров нулей! Не существовало доселе человека, способного использовать весь потенциал своего мозга. По этой причине мы не принимаем никаких пессимистических заявлений об ограниченности возможностей человеческого мозга. Они безграничны!

Изображение синаптической передачи информации между двумя клетками мозга


Каждый отдельно взятый нейрон в состоянии в любой момент времени образовывать связи с 10 тысячами ближайших нейронов, «обнимая» их своими дендритами, а то и с большим их числом. В ходе непрекращающихся биохимических реакций и благодаря вездесущим нейронам, формирующим неимоверно сложную трехмерную «паутину», рождаются и получают развитие мыслительные системы, «карты» нашего разума.

Левое и правое полушария головного мозга

В конце 1960-х годов профессор Калифорнийского университета Роджер Сперри, впоследствии удостоенный Нобелевской премии, объявил о результатах своей работы по изучению наиболее эволюционно развитой части головного мозга человека – коры полушарий.


Главные интеллектуальные функции двух полушарий мозга


Обнаруженные Сперри факты указывали на то, что две половины, или полушария, головного мозга делят между собой важнейшие интеллектуальные функции. Правое полушарие доминирует в таких областях, как восприятие ритма, пространственная ориентация, гештальт (целостное восприятие), воображение, мечтание, восприятие цвета и размеров. Левое полушарие отвечает за иной, но не менее важный диапазон ментальных функций: речь, логическое мышление, операции с числами, последовательность, линейность, способность к анализу и работа с перечнями информации.

Кроме того, было обнаружено, что хотя каждое полушарие доминирует в определенных типах мыслительной деятельности, оба полушария в принципе способны обеспечивать мыслительную активность любого типа. Таким образом, ментальные способности, выявленные Роджером Сперри, на деле «распределены» более-менее равномерно по всей коре головного мозга.

Наблюдаемая ныне манера делить людей с более развитым левым полушарием (физиков) и более развитым правым полушарием (лириков) оказывается в результате неправомерной. Как указывал нейропсихолог Майкл Блох, «когда мы относим сами себя к типу “левого полушария” или типу “правого полушария”, мы фактически добровольно отказываемся развивать в себе новые ментальные способности».

Психология обучения – запоминание

Исследования показали, что в ходе процесса обучения в мозге в первую очередь откладывается следующее:

• знания, приобретенные в начале учебного процесса («эффект первичного восприятия»);

• знания, приобретенные в конце учебного процесса («эффект недавнего восприятия»);

• любая информация, ассоциируемая со знаниями, отложенными в памяти, или иным образом привязанная к тем или другим аспектам изучаемого предмета;

• любая информация, подаваемая таким образом, что воспринимается значимой или уникальной;

• любая информация, вызывающая обостренное восприятие посредством любого из пяти органов чувств;

• информация, представляющая особый интерес для обучаемого.


Рис. 1.1. Диаграмма, иллюстрирующая точки максимума и минимума в плане эффективности вспоминания изученного материала на протяжении двухчасового занятия. Причины, кроющиеся за точками максимума, могут быть использованы как основа для построения новой теории обучения


Этот интересный перечень вкупе с приведенной выше диаграммой содержит весьма важную информацию для понимания того, как функционирует ваш мозг.

Рождение интеллект-карты

Именно эта информация (а вовсе не «теория правого и левого полушарий», как полагали многие) подтолкнула меня к разработке метода интеллект-карт. В 1960-х годах, преподавая в различных университетах психологию обучения и памяти, я начал замечать разительное несоответствие между теорией, которую преподавал, и тем, что делал сам на практике.

Мои лекции представляли собой традиционные линейные записи, обеспечивающие достаточный простор для забывания и неубедительной подачи материала. Подобные же записи я использовал, читая лекции на тему памяти, в которых, в частности, отмечал два важнейших фактора, обеспечивающих вспоминание, – ассоциацию и выразительность мысленного образа. Вместе с тем оба эти фактора явным образом отсутствовали в моих собственных записях!

Постоянно задавая себе вопрос, как сделать так, чтобы мои записи обеспечивали ассоциативность и выразительность, я пришел в конце 1960-х годов к первоначальной концепции интеллект-карт.

Углубившись в дальнейшем в труды по природе обработки информации, структуры и функционирования нейрона и коры головного мозга, я нашел абсолютное подтверждение своей исходной теории, после чего метод интеллект-карт, собственно, и получил свое рождение.

Гештальт – «тенденция к довершению»

Наш разум имеет склонность выискивать закономерности и заполнять пробелы с целью получить более осознанную картину мира. Например, большинству людей, прочитавших «один, два, три…», невольно захочется добавить «четыре». Аналогично, если кто-либо скажет вам: «Спешу рассказать вам чрезвычайно интересную новость… О! Простите, я забыл, что меня просили никому ни-ни…» – вы будете крайне раздосадованы, не услышав продолжения столь интригующего вступления. Это врожденное стремление мозга к формированию целостного образа максимально учтено в самой структуре интеллект-карты. Она допускает формирование бесконечной последовательности ассоциативных «веточек», которые позволяют всесторонне рассмотреть любой предмет или вопрос, представляющий для вас интерес.

Мыслительные процессы мозга

Удивительный механизм – ваш мозг – выполняет пять основных функций по обработке информации: восприятие, удержание, анализ, вывод и управление.

Восприятие – информация, получаемая через органы чувств.

Удержание – память, включает в себя хранение информации и вспоминание (способность извлекать хранящуюся информацию).

Анализ – распознавание закономерностей и обработка информации.

Вывод – передача информации в какой-либо форме или творческая деятельность, включающая в себя само мышление.

Управление относится ко всем психическим и физическим функциям.


Указанные пять функций мозговой деятельности взаимно подкрепляют друг друга.

1 Проще воспринимать информацию, если вы проявляете к ней интерес, в результате процесс восприятия мотивирован и осуществляется с участием всех ментальных функций.

2 Если информация воспринята эффективно, оказывается, что ее проще удерживать и анализировать. С другой стороны, эффективное удержание и анализ информации улучшают вашу способность воспринимать ее. Подобным образом анализ, представляющий собой сложное сочетание различных задач по обработке информации, требует от вас способности удерживать информацию (фиксировать и строить на ее основе ассоциативные связи), которая была воспринята.

3 Качество анализа информации также очевидным образом зависит от вашей способности воспринимать и удерживать информацию.

4 Рассмотренные три функции, соединяясь, образуют четвертую – вывод информации, или нахождение внешнего выражения, будь то посредством интеллект-карт, речи, жестов и т. п., того, что было воспринято, удержано и подвергнуто анализу.

5 Пятая функция – управление – относится к тому, как мозг управляет всеми ментальными и физическими процессами человеческого организма, частью которого является, включая регуляцию самочувствия, отношение к окружающему миру и т. п. Эта функция имеет особое значение ввиду того, что для оптимальной работы восприятия, удержания, анализа и вывода информации необходимы нормально функционирующие разум и тело.

Интеллект-карта имитирует мыслительные процессы

Для создания интеллект-карт требуется «цельномозговое», синергическое мышление, отражающее взрывную природу нейронов, которые «рыщут» по всему мозгу в поисках новых возможных связей. Это можно сравнить с огромным пинбольным автоматом, который выстреливает миллиарды серебряных шариков, перелетающих со скоростью света от флиппера к флипперу.

Ваш мозг по образу мышления не похож на компьютер, которому присущи линейность и последовательность. Ему присуще многостороннее – радиантное – мышление. Когда вы создаете интеллект-карту, вытягивающиеся во все стороны ветви дают рождение подсистемам ветвей, которые в свою очередь побуждают вас придумывать все новые и новые идеи в дополнение к каждой уже добавленной мысли – так же, как это делает сам мозг. И поскольку все идеи в интеллект-карте связаны между собой, это помогает вашему мозгу посредством ассоциаций активизировать воображение.

Гениям присуще многостороннее мышление

Все великие визионеры способны создавать мощное внутреннее видение своих целей, затмевающее все остальное; умение конструктивно грезить наяву – это то, что позволило Эйнштейну «увидеть», как формировалась вселенная. Гении активно включают в свое мышление воображение, приобретающее форму наглядных иллюстраций в их конспектах и записях.

В отличие от многих своих современников они умеют максимально использовать могущество своего разума и прочие ресурсы. Ниже мы приводим список навыков и качеств, присущих этим людям, чтобы вы проанализировали их и подражали им. Как вы увидите, эти навыки по плечу каждому, и как только вы поймете, каким образом можно раскрепостить свою способность мыслить, запоминать и творить, вы тоже станете гением!

Видение – «направляющий свет», указывающий путь к достижению поставленной цели и озаряющий саму эту цель. Мохаммед Али так ясно видел свою победу, что нередко даже мог предсказать, как сложится очередной бой.

Желание – сила страсти, толкающая вас на путь к осуществлению ваших целей, к исполнению вашей мечты, вашего предназначения. Эта страсть зачастую становится «жгучей», как это было с желанием Фарадея изучать мир электричества, хотя по профессии он был переплетчиком.

Планирование – предельная сосредоточенность на достижении поставленной цели. Этим качеством отличался китайский император Цинь Шихуанди, посвятивший жизнь реорганизации империи и строительству Великой китайской стены.

Знание предмета – великие гении приобретают обширные и глубокие знания в той сфере деятельности, которую выбирают для себя.

Ментальная грамотность – понимание поведенческих навыков мозга, особенно памяти, креативности, учения и общих навыков мышления.


Великие умы

Еще одно качество, объединяющее гениев, – постоянное ведение записей. Только один Эдисон за свою 60-летнюю карьеру в качестве изобретателя, застройщика, промышленника, предпринимателя и весьма здравомыслящего бизнесмена исписал около 5 миллионов страниц. Для тех из вас, кого критикуют за то, что вы пишете каракули на каждом клочке бумаги, это должно послужить утешением.

Выступая с лекциями вот уже более 35 лет, я часто показываю слушателям записи, сделанные неким мыслителем, которого все признают гением. Затем я предлагаю аудитории угадать имя этого мыслителя. Слушатели чаще всего называют имена да Винчи, Эйнштейна, Пикассо, Дарвина, еще каких-нибудь великих музыкантов, ученых или политиков. Этот эксперимент показывает, что людям свойственно полагать, что такие гении, как да Винчи и Эйнштейн, должны обладать более широким арсеналом ментальных навыков по сравнению с обычными людьми. Два примера записей, представленные ниже (принадлежащие да Винчи и Дарвину) подтверждают ту идею, что великие умы действительно в гораздо большей степени пользуются своими природными дарованиями и что, в отличие от их линейно мыслящих современников, они интуитивно начинают использовать принципы радиантного мышления и майндмэппинга.


Использование всего диапазона ментальных навыков

Хороший способ быстро оценить качество записей – это взглянуть на перечень ментальных навыков, перечисленных в интеллект-карте на с. 33, и проверить, какие из них используются при создании записей: чем их больше, тем лучше.

Это особенно наглядно демонстрируют записи да Винчи, в которых он использовал слова, символы, последовательность, списки, линейность, анализ, ассоциации, визуальный ритм, числа, рисунки, размерность и гештальт. Это ярчайший пример полного самовыражения разума. Записки Чарльза Дарвина – содержащие прототип интеллект-карты – также служат внешним проявлением его внутренних мыслительных процессов.

Мы знаем, что такой же внутренней мощью разума обладаем все мы. Почему же столь многие люди переживают такие серьезные проблемы с мышлением, творчеством, решением проблем, планированием, памятью и управлением переменами?

Рисунок Чарльза Дарвина, изображающий дерево эволюции, которое повторяет естественную архитектуру интеллект-карты


Записи Леонардо да Винчи используют полный арсенал мозговых навыков


Что нас ждет впереди

Из физиологии и психологии нам известно, что весь огромный потенциал человеческого мозга еще подлежит высвобождению. Гении отличаются от простых людей тем, что они в большей мере используют свою природную силу мышления. Но на это способен каждый из нас. Почему же мы не делаем этого? Ответ мы найдем в следующей главе.

Глава 2

Ведение конспектов и записей


В настоящей главе исследуются недостатки традиционных методов конспектирования и создания записей, используемых в настоящее время. В результате анализа эффективности различных систем конспектирования мы оказываемся в состоянии создать принципиально иную систему, которая раскрепощает наши природные творческие способности, мыслительные процессы, память и способность решать проблемы.

Преобладание «линейного» представления информации

В течение последних двух десятилетий я и мои коллеги изучали манеру конспектирования и аннотирования у школьников, студентов вузов, представителей различных профессий (под аннотированием, или созданием записей, мы здесь понимаем фиксацию – зачастую творческую – наших собственных мыслей, а под конспектированием, или ведением записей и конспектов, – краткое резюмирование чужих мыслей, которые мы черпаем в книгах, статьях и лекциях). Наше исследование проходило в различных странах мира и состояло из наблюдения, проведения опросов и практических экспериментов.

Один из экспериментов заключался в том, что каждому члену группы испытуемых предлагалось подготовить в течение пяти минут яркое выступление на тему «Новаторское и творческое мышление: его значение для будущего». Участии-ки могли выбрать бумагу различного формата, цветные фломастеры, ручки и т. и. Им также предлагалось включить в свои записи следующие «триггеры»: память, принятие решений, коммуникационные аспекты и качество презентаций, управление временем, инновации и творчество, решение проблем, планирование, юмор, анализ и вовлеченность аудитории.

Несмотря на большое разнообразие письменных принадлежностей, большинство участников выбрало стандартную линованную бумагу и одну (чаще всего черного, синего или фиолетового цвета) ручку. Три основных стиля, которые использовались участниками эксперимента, были следующие.

• Повествовательный стиль, состоящий преимущественно в том, чтобы излагать в виде связного рассказа то, что хотят донести до других.

• Изложение в виде перечисления пунктов, содержащих идеи по мере их возникновения.

• Изложение в виде многоуровневого перечня пунктов, при котором излагаемые идеи располагаются в иерархическом порядке.


В каждой школе, вузе и компании, которые мы посетили, три основных стиля конспектирования использовали более чем 95 процентов испытуемых. Во всем мире эти три стиля конспектирования практически идентичны. Впрочем, конспекты, принадлежащие жителям Ближнего или Дальнего Востока, могут отличаться по внешнему виду от конспектов, созданных европейцами или американцами, на деле все они имеют схожую структуру. Хотя китайцы, японцы, арабы пишут сверху вниз или справа налево, в отличие от европейцев, пишущих слева направо, презентация информации остается линейной.

В каждом из рассмотренных выше стилей основными чертами являются следующие.

1 Линейная структура. Конспектирование ведется в виде стандартных, так называемых линейных, записей. Кроме того, используются грамматические правила, хронология и иерархическая последовательность.

2 Символы. Среди используемых графических символов преобладают буквы и цифры.

3 Анализ. Испытуемые применяли анализ, однако его эффективность значительно снижалась ввиду линейности структуры, акцента на логичность презентации, нежели на исчерпывающее изложение сути вопроса.


Символы, линейная структура, слова, числа и анализ – основные элементы стандартного конспектирования – являются всего лишь тремя из многочисленных инструментов, доступных головному мозгу Стандартное конспектирование демонстрирует почти полное отсутствие:

• визуального ритма;

• визуальной структуры;

• цвета;

• образов (воображения);

• графического представления информации;

• оперирования с многомерными объектами;

• пространственной ориентации;

• гештальта;

• ассоциаций.


Три основных стиля ведения записей, используемые 95 процентами населения планеты, невзирая на национальность, в учебных и деловых целях. Понимаете теперь, почему при этом мозг оказывается «в затруднении»?


«Глобальная сонная болезнь»

Поскольку перечисленные отсутствующие элементы имеют большое значение для эффективной работы мозга, и особенно для воспроизведения материала в ходе и после его изучения, неудивительно, что большинство участников наших экспериментов находили процесс конспектирования малоприятным занятием. Нередко можно было слышать: «Ну и тоска!», «Вот наказание!», «Голова болит от всего этого!», «Зачем эта писанина?!» и т. и.

Более того, свыше 95 процентов всех записей делалось одним цветом, или, образно говоря, «монотонно» (обычно черным, синим или фиолетовым). Слово же «монотонный» нередко выступает как синоним слова «скучный». И как же ведет себя мозг, когда ему «скучно»? Он теряет связь с окружающим: выключается или «засыпает». Таким образом, 95 процентов грамотного населения мира ведут конспектирование таким образом, что наводят на самих себя скуку, а то и ввергают себя в «спящее» состояние. И ведь это действительно так! Достаточно взглянуть, что происходит в библиотеках, в наших школах, вузах – где бы то ни было в мире. Чем занимается половина посетителей библиотек? Спит! Места, предназначенные нести знание и свет, превращаются в гигантские публичные спальни!

Эта спячка глобального масштаба в ответ на скучность процесса учебы является следствием того, что на протяжении последних столетий подавляющее большинство из нас вело конспектирование, используя менее чем половину всех возможностей, скрытых в коре головного мозга. Одной из причин этого является то, что ментальные способности, связанные с левым и правым полушариями нашего мозга, не в состоянии взаимодействовать друг с другом таким образом, чтобы автоматически обеспечивалось полное ментальное развитие человека. Напротив, мы сами связали наш мозг по рукам и ногам системой записи информации, которая, по сути, способствует ее скорейшему забыванию! Недостатки, вытекающие из названных факторов, заставляют платить высокую цену.

В принятой ныне стандартной системе ведения конспектов есть четыре основных недостатка.

Теряются ключевые слова. Важные идеи получают выражение посредством ключевых слов – обычно существительных или глаголов, которые предоставляют нашему мышлению необходимые ассоциации, когда мы что-то читаем или слушаем. В традиционных конспектах ключевые слова нередко встречаются на разных страницах и теряются в массе менее важных слов. В итоге затрудняется формирование необходимых ассоциаций, связывающих ключевые понятия, концепты.

Информацию трудно запомнить. Традиционные одноцветные конспекты в буквальном смысле не радуют глаз, наводят скуку. В итоге содержащаяся в них информация нередко оказывается обреченной на забвение.

Теряется много времени. Традиционное конспектирование ведет к неоправданным потерям времени, а именно:

• теряется время на прочтение этой впоследствии ненужной информации;

• теряется время на повторное прочтение ненужной информации;

• теряется время на поиск ключевых слов.


Не обеспечивается стимулирование творческих сил мозга. По своей природе линейное представление информации не обеспечивает должной свободы формирования ассоциаций, мешая творческому подходу к обработке информации и эффективному запоминанию. Кроме того, особенно имея дело с конспектами, построенными в виде перечня пунктов, мозг оказывается в плену ощущения, что в какой-то момент вся информация исчерпана, а дело, таким образом, законченным. Это ложное ощущение завершенности действует почти как ментальный наркотик, замедляющий и сковывающий мыслительный процесс.

Результаты исследований на тему ведения записей

Изложенные ниже сведения подкрепляются многими исследованиями проблем конспектирования, особенно проведенными доктором Хоун из Эксетерского университета. Его исследования имели целью оценить эффективность различных типов конспектирования. Критерием оценки служило то, насколько хорошо студенты способны извлекать информацию из своих конспектов, чем демонстрировали степень понимания усвоенного материала. Испытуемых также проверяли на способность повторять пройденное по своим конспектам, с тем чтобы обеспечивались полные и осмысленные ответы в условиях, приближенных к экзаменационным, т. е. когда отсутствует справочный материал. Полученные результаты перечислены ниже в порядке повышения эффективности.

1 Полный конспект, продиктованный преподавателем.

2 Полный конспект, выполненный самостоятельно.

3 Краткие емкие записи, продиктованные преподавателем.

4 Краткие емкие записи, выполненные самостоятельно.

5 Записи с выделенными ключевыми словами, продиктованные преподавателем (они оказывались особенно бесполезными, поскольку обучаемый, сделавший их, был неспособен строить соответствующие ассоциации).

6 Записи с выделенными ключевыми словами, выполненные самостоятельно.

Исследования Хоун показывают, что краткость, емкость изложения и собственное активное осмысление материала являются важнейшими факторами успешного конспектирования.

Последствия для нашего мозга

Постоянное использование неэффективных традиционных систем конспектирования имеет ряд негативных последствий для нашего мозга.

• Снижается способность к концентрации как результат вполне объяснимой реакции мозга на ненадлежащее с ним обращение.

• Мы приобретаем привычку тратить впустую много времени, разбирая собственные конспекты, ведя, по сути, конспектирование поверх конспектирования, пытаясь добраться до ускользающей от нас сути того, что изучаем.

• Мы переживаем потерю уверенности в собственных ментальных способностях и в самих себе.

• Мы теряем тягу к знаниям, столь свойственную маленьким детям, а также тем, кто познал, как следует правильно учиться.

• Мы страдаем от скуки и разочарования в учебе.

• Чем больше мы работаем, тем меньше продвигаемся вперед, поскольку, сами того не ведая, мы действуем наперекор собственной ментальной природе.

Одна нью-йоркская девочка в возрасте 9 лет была отличницей, к 10 годам – уже хорошисткой, к 11 – троечницей, а к 12 годам – оказалась на грани неуспеваемости. Она сама, учителя и родители пребывали в полном недоумении, как такое могло случиться, поскольку девочка занималась с каждым годом все упорнее и по умственным способностям не отличалась от сверстников.

Родители девочки устроили мне встречу с ней. После долгого и довольно грустного разговора лицо девочки неожиданно просветлело, и она сказала:

– Лишь в одном отношении мои дела все лучше с каждым годом.

– В каком же? – поинтересовался я.

– В ведении конспектов, – ответила она.

Ее ответ поразил меня как гром среди ясного неба, поскольку в нем содержалась разгадка ее проблемы. Чтобы лучше успевать в школе, она решила, что главное – это «как следует» вести конспекты. Хорошие конспекты в ее понимании – это конспекты, содержащие максимум текста, обеспечивающие чуть ли не дословную передачу излагаемого в школе материала и, разумеется, «аккуратные» в традиционном понимании. В результате она, сама того не ведая, тратила все больше и больше сил на занятие, которое отвлекало ее от собственно усвоения и запоминания материала. Подобный метод намеренно использовал Шерешевский, отличавшийся уникальной памятью, чтобы иметь возможность забывать! Как только она, наконец, осознала, что с ней происходит, она смогла применить метод интеллект-карт в своей учебе и выправить положение.

Как мы видели, принятые на сегодняшний день системы ведения конспектов используют лишь крошечную часть огромного потенциала мозга, его способности к познанию нового. Мы также знаем, что «великие умы» использовали гораздо большую часть ментальных способностей, имеющихся у любого из нас. Вооруженные этим знанием, мы можем двигаться вперед к следующей главе, в которой познакомимся с радиантным мышлением – естественным и более эффективным способом использовать свой мозг.

Глава 3

Радиантное мышление


Что происходит у вас в мозге, когда вы жуете сочную грушу, наслаждаетесь ароматом цветов, слушаете музыку, наблюдаете за течением воды в ручье, обнимаете любимого человека или просто вспоминаете о пережитом? Ответ одновременно прост и необычайно сложен.

Каждый бит информации, поступающей в мозг, – каждое ощущение, воспоминание или мысль (включая каждое слово, число, вкус, запах, линию, цвет, ритмический удар, ноту, тактильное ощущение от прикосновения к объекту) может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы «крючков». Каждый «крючок» представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. Количество ассоциаций, уже использованных вами, можно считать тем, что называют памятью, т. е. вашей базой данных или архивом. В результате ваш мозг в любой момент времени содержит «информационные карты», сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времен, будь они в состоянии их увидеть.

Супербиокомпьютер

Мышление, таким образом, можно представить себе в виде гигантской «ветвисто-ассоциативной машины», а ваш мозг – сверхмощным биокомпьютером, в котором мысли, подобно лучам, расходятся от практически бесконечного числа информационных узлов. Подобная структура отвечает строению нейронных систем, составляющих физическую архитектуру мозга. Одновременно она отражает то, что мы наблюдаем в мире природы – в жилках листа, в ветвях дерева, в мириадах притоков Амазонки, питающих ее, в то время как она неспешно вьется среди крупнейшего в мире тропического леса. Несложные расчеты показывают, что существующая у вас в мозге база единиц информации и ассоциаций, отходящих от них в виде информационных каналов, содержит их в количестве нескольких квадриллионов.


Взрыв сверхновой


Бесконечное хранилище

Некоторые люди используют этот факт как повод считать дальнейшее учение ненужным, выдвигая в качестве аргумента то, что их мозг уже и так практически заполнен информацией. Они говорят, что по этой причине не желают усваивать новую информацию, приберегая «драгоценное оставшееся пространство» на нечто «по-настоящему стоящее». Однако для подобной озабоченности нет никаких оснований, поскольку, как нам сейчас известно, благодаря работам парижского ученого доктора Марка Розенцвейга, даже если бы мозг питали 10 единицами информации (где каждая единица представляет собой единичное слово или изображение) каждую секунду в течение 100 лет, заполненным оказалось бы менее одной десятой суммарного объема памяти.

Термин «радиантное мышление» (от «радианта» – точки небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоритов одного потока) относится к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект.

Эта способность мозга хранить колоссальный объем информации обеспечивается невероятной сложностью замысловатых биохимических «треков», образующихся в ходе метаболических процессов в синапсе. Даже крошечный фрагмент одного метаболического канала связи демонстрирует удивительную сложность: сколько бы много единиц информации ни хранилось у вас в памяти, сколько бы много ассоциаций ни успели вы сформировать за свою жизнь, ваш потенциал к тому, чтобы рождать новые комбинации мыслей, превышает это число на несколько квадриллионов! Чем больше новой информации вы воспринимаете интегрированным, радиантным, организованным образом, тем легче вам усваивать это количество новой информации.

Отражение радиантного мышления

Радиантное мышление отражает внутреннюю структуру мозга и процессы, происходящие в нем. Интеллект-карта служит внешним зеркалом внутреннего радиантного мышления и в этом качестве открывает доступ к могуществу мозга.

Интеллект-карта всегда строится вокруг центрального объекта. Каждое слово и графическое изображение становятся по определению центром очередной ассоциации, а весь процесс построения карты представляет собой потенциально бесконечную цепь ответвляющихся ассоциаций, исходящих из общего центра или сходящихся к нему. Хотя интеллект-карта строится на плоскости, она представляет собой трехмерную реальность – в пространстве, времени и цвете.

Прежде чем выяснить, как применяется этот мощный инструмент, важно усвоить основные практические принципы работы мозга, создающего интеллект-карту. Также важно понять, что радиантное мышление является тем естественным и, по сути, автоматическим способом, посредством которого человеческий мозг «мыслил» во все времена.


Солнечный свет, пробивающийся сквозь крону клена, помогает понять структуру дерева, структуру интеллект-карт и структуру самого радиантного мышления


В ходе эволюционного развития наших мыслительных процессов мы использовали лишь отдельные лучи, исходящие от радианта, вместо того чтобы применять весь мощный многомерный механизм. Мозг, функционирующий в соответствии с принципами радиантного мышления, выражает себя в радиантной форме, которая отражает структуру мыслительных процессов. Как мы увидим во второй части книги, такой формой служит интеллект-карта.

Майндмэппинг – это методика повышения креативности и продуктивности, способная помочь отдельным людям и организациям как в учебе, так и в работе. Это революционная система фиксации идеи и озарений на бумаге.

Энтони Менто, Рэймонд Джонс (колледж Лойолы) и Патрик Матинелли (университет Джонса Хопкинса) о своей программе MBA для директорского корпуса