Вы здесь

Сундучок, полный монет. Клад (А. В. Макаров)

Клад

Они пришли домой и выслушали все то что думает мама о людях, забывших купить огурцы. Не знаю, как дед, но Санька думал лишь об обещанном кладе. И вот они с дедом подходят к стенному шкафу. Это не просто шкаф. Дом у них старинный, построен еще до революции. Стены дома сделаны из ракушечника или по-одесски ракушняка. Это такой мягкий желтый камень, из которого построено половина одесских домов. Стены из ракушняка толстые, поэтому практичные одесситы в них делают ниши, в которых хранят разное добро.

Санька открыл стенной шкаф, но там, как и обычно стройными рядами стояли учебники. Никакого намека на клад там не было. Он растерянно глянул на деда. Константин Иванович вытащил несколько книг и приподнял кусок обоев.

«Классный тайник», – подумал Санька, наблюдая, как дед достает маленький старинного вида сундучок.

– Я и сам-то это укромное место случайно обнаружил, – во время революции прежние хозяева хранили там свое состояние.

– Большое состояние?

– Да так, пару миллиардов.

– Ты что деда, шутишь?

– Совсем нет. Там были в основном керенки. А на пару миллиардов керенками можно было в те годы купить лишь мешок картошки.

– И все? – разочарованно спросил Санька.

– Нет, там еще были одесские деньги и облигации.

– А что это за одесские деньги?

– Слушай.

Санька стал внимательно слушать.

– Каждая революция должна изменять жизнь людей к лучшему, но чаще случается наоборот. Так было и в семнадцатом году. В Украине одна власть сменяет другую. Экономика, а вслед за ней и финансы приходят в полный разброд. Перемещаться по просторам империи становится и трудно, и опасно. Не хватает всего – хлеба, одежды, патронов.… Не хватает и денег. Правительства так быстро меняются, что деньги из столиц, где их печатают, порою просто не доходят в провинцию. Правительство сменялось одно за другим. Чуть больше чем за полтора года власть на Украине четыре раза переходила из одних рук в другие. Центральную Раду, возглавлявшую Украинскую Народную Республику меньше года, сменило правительство гетмана Скоропадского, а Республика превратилась в Украинскую Державу.




Уже через 6 месяцев правление в стране перешло к Директории, возглавляемой С. Петлюрой (14 ноября 1918 г.), а 1 июня 1919 Украине утвердилась Советская власть. А ещё белогвардейцы, немцы и целая стая самозваных правителей и атаманов. Но жить надо при любой власти и местные власти начинают сами печатать деньги. Некоторые поступают просто. Например, Нестор Махно ставит на денежные знаки, довольно грубо изготовленный штамп. На штампе надпись: «1. РЕВ. АРМИЯ УКРАИНЫ МАХНО / 50 руб. «Таким оригинальным способом махновцы превращают деникинские пятирублёвки в пятидесятирублевки. Выгода очевидна, стоимость банкноты увеличилась в десять раз. Деньги стремительно обесценивались. В огромном изобилии стали появляться так называемые денежные суррогаты, которые начали печатать все, кому не лень. Среди выпускающих деньги того времени можно встретить и Бердичеиское общество поощрения коннозаводства, и загадочную «Новороссийскую «Чашку чаю», и «Одесский Трамвай» и даже екатеринославский кооператив с грозным названием «Долой хвосты».

Константин Иванович взял с полки книгу Паустовского «Время больших ожиданий», раскрыл ее и прочел:

«Среди денег… были совершенно фантастические: например, сторублевки, напечатанные на обороте игральных карт. Их выпускал какой-то захолустный город на Украине – не то Чигирин, не то Славута, были одесские деньги с видом биржи, белогвардейские „колокола“ и „ермаки“, украинские „карбованцы“, сторублевые „яешницы“, „шаги“. И еще множество всяких банкнот и „разменных знаков“, чья ценность обеспечивалась сомнительным имуществом разных городов – от Крыжополя до Сосницы и от Шполы до Глухова». Деньги выпускаемые в те годы в Одессе выделяет из общей прекрасный дизайн и высокое качество печати. К примеру, на «десятке» грудь двуглавого орла венчал одесский герб то же с двуглавым орлом, деньги украшались и архитектурными сюжетами изображением здания Городской думы и биржи. Самая редкая среди денег этого выпуска, это 50 – рублёвая купюра выпускавшаяся в 1918 году. Но у меня, к сожалению, редкостей среди найденного не оказалось. Поэтому стоимость находки небольшая. К тому же, я когда нашел эту нишу, был еще младше, чем ты и большую часть бумажек раздал.

Конец ознакомительного фрагмента.