Вы здесь

Сумерки царей. Философский очерк истории эволюции человечества. 2. От рассвета до заката, или Почти все имеет свой конец (Виталий Полищук)

2. От рассвета до заката, или Почти все имеет свой конец

На первый взгляд, может показаться, что предлагаемая мною теория существования и развития всего Сущего «биполярная диалектика» – лишь попытка как-то приспособить к новому времени философские теории 19-го и 20-го веков. Это не так. Диалектический и исторический материализм (разделы марксистской философии) имеют в основе материалистические воззрения Л. Фейербаха, законы диалектики Гегеля и разработанную на основе взглядов других европейских ученых 19-го в. (социалисты-утописты) философскую теорию коммунизма. Именно поэтому по мнению философов-марксистов закономерным итогом развития человеческой цивилизации является всеобщий переход к коммунистическому общественно-экономическому устройству цивилизации. Ошибочность и этого вывода, и самой философской теории коммунизма нами уже отмечались ранее (см. публикации: И-1, а также «Философия биполярности»: Зло и Добро – 2002, и др.). Марксисты абсолютизируют борьбу – абсолютно же лишь всеобщее ВСЕЛЕНСКОЕ РАВНОВЕСИЕ – именно стремление к нему есть соль и суть самого существования всего Сущего, борьба же противоположностей – всего лишь этап на пути этого стремления.

Справедливо рассматривая в основе развития всего и вся борьбу двух полюсов (лежащих в основе образования любого вселенского явления), ученые-марксисты неверно определили цель этой борьбы. В соответствии с их воззрениями, в идеале неизбежна ПОБЕДА ОДНОГО ИЗ ПОЛЮСОВ. На самом же деле, неизбежно СТРЕМЛЕНИЕ К РАВНОВЕСИЮ ВСЕГО СУЩЕГО, и то объективное обстоятельство, что на высших уровнях это равновесие не достигается,

Наша трактовка истории человечества позволяет обосновать правомерность применения закона биполярности (законов биполярной диалектики) на всех этапах эволюции цивилизации, показать внутреннюю суть постоянно образующихся биполярностей (БК) на определенных этапах эволюции, обосновать неизбежность имеющего места противостояния на нынешнем этапе эволюции уже не внутри человечества, а вне его – на следующем, более высоком, уровне. А именно – на уровне биполярного противостояния (БК): Среда обитания человека (1) – Человек (2). Почвообразующая основа (среда) – Вселенная (вселенское пространство).

При этом мы постоянно имеем ввиду, что и имеющие место ныне противостояния внутри человеческой цивилизации (БК низшего уровня), и те, что мы можем наблюдать на всех этапах эволюции человечества – суть постоянное противостояние человека и среды (БК: Вселенная – Человек). Это всегда имело (и имеет) место – просто степень выраженности полюсов глобальной БК в разное время была различной, и я попытаюсь это доказать. Мы считаем также, что само появление Человека Разумного есть результат именно этого противостояния.


Ошибочные положения исторического материализма сыграли крайне негативную роль при рассмотрении глобальных социальных процессов. Многие из нас поддержали отказ от социалистического устройства общественно-экономической системы собственных государств именно потому, что воспитывались на марксистском понимании законов исторического развития, и воочию убедившись в догматичности и откровенной несостоятельности основных положений марксизма касательно перспектив человеческой цивилизации, не нашли ничего лучшего, как поддержать стремление некоторых политиков к разрушению глобальной в среде человечества БК: развитые страны Запада с рыночной экономикой – РСЗРЭ (1) – социалистические государства с плановой экономикой – СГПЭ (2).

Теории биполярности в том виде, как ее предлагаем мы, тогда еще не было, но изменения в течение последних двух десятилетий, которые имели место внутри бывших государств социалистической системы, быстро показали, что в глобальном геополитическом пространстве эти изменения ведут к серьезным проблемам, чреваты опасностями, которые могли сравнительно легко преодолеваться человечеством, сохранись противостояние двух общественно-экономических систем (РСЗРЭ – СГПЭ).

Наши исследования имели результатом вывод, что использование уже существующих, признанных научным миром философских теорий не дает ответа на основной вопрос – каковы перспективы человеческой цивилизации? Например, как и многие другие, мы убедились, что эволюционная теория Дарвина неприменима к эволюции Человека (как существа общественного) и глобальной человеческой общности – цивилизации; ниже мы покажем это. Пока упомянем лишь сразу бросающееся в глаза отличие – если растения и животные видоизменяются в соответствии с изменениями условий окружающей их среды, то Человек, наоборот, изменяет все вокруг себя, в течение последних 40 тысяч лет сам почти не изменившись в своем внутреннем строении. Почему? Не потому ли, что сам способ его существования (и результат появления) связан С ОТЧУЖДЕНИЕМ ОТ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, обособлением от нее, а не приспособления к ней (в соответствии с законами эволюции Ч. Дарвина)?

В дальнейшем мы будем часто использовать два термина – сфера жизнеобеспечения (все, частью чего Человек Разумный является и откуда черпает все необходимое по своему желанию для различных нужд), и степень отчуждения от окружающей среды (показатель философского плана, нами в цифровых значениях не измеряемый). Аббревиатура первого – СЖО, второго – СОС. Другие термины, вводимые по мере надобности, будут характеризоваться по мере использования.


Мы ставим задачу показать, что процесс развития есть прежде всего результат действия всеобщего закона биполярных взаимодействий. Собственно эволюция есть процесс постоянного образования (и разрушения) биполярных конструкций (БК) различного уровня везде и всегда (в том числе – в Живой Природе, что отнюдь не противоречит эволюционной теории Ч. Дарвина), что движение также есть результат действия этого основополагающего закона – вспомним хотя бы атомарную составляющую Материи.


Мы считаем, что стремление Мировой (и надМировой) Сущности к образованию БК все более высокого уровня, стремление сложиться в некую вселенскую всеобщую взаимосвязь биполярностей всех уровней сложности – и есть причина и вектор движения и развития (вектор – в смысле условной конечной точки развития и одновременно – направления, по которому осуществляется развитие всей вселенской Сути, стремящейся к конечной точке существования). Однако, я убежден, что если стремление имеет место, то конечная цель его – недостижима, что и есть основной Вселенский парадокс.

Ибо если мы предполагаем, что Вселенная БЕСКОНЕЧНА, находится вне наших понятий Времени и Пространства, то цель эта (достижение всеобщего равновесия в некой БК сверхсложного и сверхгигантского уровней) невозможна. Иначе Вселенная КОНЕЧНА, но этому нет научных доказательств, это противоречит логике философских рассуждений, наконец, мы просто так не считаем.

Поэтому говоря о некой гипотетической единой сложившейся БК, мы имеем в виду всего лишь ТЕНДЕНЦИЮ развития. Но именно в рамках этой тенденции существует движение и развитие всего, в том числе – нашего уголка Вселенной. Это и позволяет нам определить тенденцию развития ВСЕОБЩИМ ЗАКОНОМ БИПОЛЯРНЫХ СООТНОШЕНИЙ.

При этом мы должны понимать и всегда помнить, что все изменения разных уровней сложности, включая высшие, происходят не где-то далеко, а всегда вместе с нами, везде – и в том числе и в нас, в точке пространства, занимаемой нами – РАЗНИЦА НЕ В МЕСТЕ (точке), А В УРОВНЕ СЛОЖНОСТИ. На нашем уровне в данный момент биполярность сложилась, а на более высоких – никак не складывается. Центр какой-либо конкретной вселенской БК может быть где угодно, но процессы, происходящие и в ней, И ВООБЩЕ В ЛЮБОЙ БИПОЛЯРНОСТИ СУЩЕГО (СуперВселенной) затрагивают все Сущее в целом. Это единый – и одновременно разделенный на части (в смысле конкретного момента и конкретного места пространства) процесс. Например, Великий Взрыв привел к образованию нашей Вселенной, и произошел он в конкретной точке Пространства, но это было одновременно и изменение внутри единой гигантской вечно формирующейся БК. Изменения, таким образом, вечны; поэтому мы всегда в чем-то изменяемся вместе с вселенской Сутью. Строение ее в разных местах – разное, но процесс существования и изменений – единый для всего.

А причина этого в стремлении всего сложиться в единую СуперВселенскую биполярность. Однако неустойчивость на высочайших уровнях сложности приводит к тому, что биполярность эта постоянно находится в СТАДИИ ОБРАЗОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ, но НИКОГДА НЕ СКЛАДЫВАЕТСЯ ОКОНЧАТЕЛЬНО. В этом – залог вечности преобразований, изменений и ДВИЖЕНИЯ на всех уровнях сложности – даже в устойчивых БК низшего уровня (например, атомах). И иначе быть не может – образование суперВселенской БК высшей сложности означало бы окончание существования преобразований всех многочисленных БК, ее составляющих. Так что лишь стремление к этой БК – вечно, результат же – всеобщее движение и изменение. И все.


Я УБЕЖДЕН В ВЕРНОСТИ определения философами-марксистами всего Сущего, как состоящего из материи. Я убежден также, что марксисты абсолютно правы – ничему божественному во Вселенной (и СуперВселенной) места нет – просто потому, что «конструктивное» совершенство устройства материального мира не оставляет для него места.

Вместе с тем, работая над философской теорией биполярности, изучая окружающий мир я смог убедиться, что строение материи гораздо более сложно, чем это позволяется нам познавать с помощью данных нам ощущений, подкрепленных техническими устройствами и научными методами.

Бесспорно и то, что наиболее значимые связи материального мира могут быть определены как ЗАКОНОМЕРНЫЕ (что характеризуется их естественной упорядоченностью, регулярностью, последовательностью и систематичностью).

Не представляется необходимым также оспаривать определение философских законов, данное в марксистской философии: ЗАКОН – ЭТО ОБЪЕКТИВНАЯ, ВСЕОБЩАЯ, НЕОБХОДИМАЯ И СУЩЕСТВЕННАЯ СВЯЗЬ ЯВЛЕНИЙ И ПРЕДМЕТОВ, КОТОРАЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ УСТОЙЧИВОСТЬЮ И ПОВТОРЯЕМОСТЬЮ.

К основным законам диалектического материализма марксистские философы относят ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ; ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ; ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ. Эти законы являются определяющими в ДИАЛЕКТИКЕ – науке о наиболее общих законах развития природы, общества (человечества) и мышления.

Особо ученые-МАРКСИСТЫ выделяют раздел философии о закономерностях развития общества – ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ. Закономерности развития общества, кроме вышеупомянутых, определяются такими законами, как закон соответствия общественного сознания общественному бытию, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон стоимости и другими.

Раздел философии о наиболее общих закономерностях развития Вселенной и человека, как упоминалось выше – ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ. В самом общем виде действие основных законов этого раздела философии марксистскими учеными определяется следующим образом.




Закон ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ утверждает, что источником движения и развития в природе и обществе являются внутренние противоречия.


Закон ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ характеризует процесс обновления материального мира, скачки, гибель старого и возникновение нового.


Закон ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ раскрывает прогрессивный характер развития КАК ВОСХОЖДЕНИЯ ОТ ВЫСШЕГО К НИЗШЕМУ, ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ.


Если в нескольких словах охарактеризовать действие законов диалектики, отведя им место, определяемое учеными, считающими диалектический и исторический материализм истинными, картина выглядит примерно так.

Все материальные объекты (явления) содержат в себе противоположности. Движение, согласно марксистской материалистической философии, есть результат борьбы противоположностей, так как находятся они в отношениях противоречия (противоречие – единство противоположностей и одновременно постоянная борьба между ними). Пример – явления наследственности и изменчивости в живой природе (противоречие между ними выступает источником развития).

О том, какие и каким образом накапливаются изменения в явлениях окружающего мира, как это проявляется в нем, помогает понять закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Сущность этого закона можно определить так – движение и развитие совершаются в виде постоянного взаимного перехода количественных и качественных изменений. То есть этот закон характеризует процесс обновления материального мира.

Закон отрицания отрицания рассматривается, как ИТОГ, СИНТЕЗ всего диалектического процесса. Схема действия его такова: начальное состояние (исходный пункт)>> отрицание начального состояния>> отрицание отрицания (диалектический синтез). Именно такое применение диалектического закона отрицания отрицания позволяет философам-марксистам рассматривать развитие графически как движение по спирали.


Биполярная диалектика также рассматривает все сущее, как состоящее из материи, но материи, имеющей более сложное строение, причем значительную ее часть мы считаем невозможной для изучения, так как это – древнейшие не-до/материальные структуры, которые не даны нам в ощущениях, но которые являются частью всего сущего, в том числе и нас, людей. Именно с их непосредственным воздействием произошло появление белковой жизни, именно эти части живой материи позволили появиться РАЗУМУ. Но ничего общего с божественными явлениями, вообще со свехъестественными силами (в общепринятом понимании) древнейшие доматериальные сущности не имеют. Однако, поскольку они существуют, они не могут каким-то образом время от времени не проявляться. И происходит это чаще всего в весьма произвольных формах (о Материи и доматериальной составляющей, их взаимодействии смотреть изданные ранее работы: В. Полищук. ФИЛОСОФИЯ БИПОЛЯРНОСТИ: Неживое и Живое. Барнаул, 2001год; Полищук В. В. ФИЛОСОФИЯ БИПОЛЯРНОСТИ: Зло и Добро. Барнаул, 2002 год).

В нашем понимании значения, научном определении философских законов мы также солидарны с другими философами-диалектиками.

Однако наше определение науки диалектики как БИПОЛЯРНОЙ ДИАЛЕКТИКИ далеко не случайно. Мы считаем, что основной вселенский закон, определяющий существование и изменение всего сущего – ЗАКОН БИПОЛЯРНОСТИ. Поэтому диалектика, как наука о наиболее общих законах развития всего, в том числе – и Вселенной и СуперВселенной, определяется нами именно, как «биполярная диалектика».




Рассмотрим общую характеристику основных законов биполярной диалектики.

Закон отрицания отрицания выступает в качестве предпосылки развития; в качестве источника развития мы определили закон биполярности (закон борьбы и единства противоположностей). С законом единства и борьбы противоположностей он имеет общее лишь в том смысле, что говорит о борьбе противоположностей, составляющих основу всех явлений материального мира, и здесь сразу начинается отличие в понимании этого закона нами. Мы считаем, что борьба противоположностей – лишь этап в их взаимном существовании; что цель борьбы – не стремление уничтожить друг друга, а добиться равновесия, после чего начинается преобразование полюсов и переход всего явления на другой уровень существования. Идеалом, таким образом, является не победа одного полюса над другим, а достижение равновесного состояния между ними.










Механизмом развития, бесспорно, выступает закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, тенденцию же развития определяет ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН БИПОЛЯРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ.

А теперь более подробно об этом.

Выше (стр. 25—28) даны структурно-логические схемы основных законов биполярной диалектики. Пользуясь ими, рассмотрим действие этих законов.

ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ. Закон есть выражение вечного движения, предпосылка (и обязательное условие) начала любых биполярных преобразований, при этом движение можно определить графически в виде ломаной линии (см. схему 1 на стр. 25).

Механизм действия закона следующий.

Почвообразующая основа рассматривается в качестве начального состояния (ничто не образуется из ничего). Посредством отрицания всех существенных (или их части) элементов начального состояния образуется 1-ый полюс будущей биполярности. Через определенное время (очень короткое, либо, наоборот, длительное) из 1-ого полюса посредством отрицания элементов его формируется 2-ой полюс биполярности. В процессе борьбы между ними окончательно формируется БК (биполярная конструкция). Существование, окончательное формирование, возможное видоизменение ее в дальнейшем определяет ЗАКОН БИПОЛЯРНОСТИ (закон борьбы и единства противоположностей), причем действие его начинается еще на стадии образования БК. Механизм его действия представлен на схеме 2 (стр. 26),где выделено семь основных этапов развития любой биполярности. Структура же закона определяет три основных состояний БК – от ее образования до начала перехода в иное состояние, что осуществляется в состоянии взаимообогащения, взаиморастворения полюсов. Итогом же действия закона биполярности является переход на иной уровень сложности либо состояния.

Внутренний механизм развития биполярностей различного уровня характеризует закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. При этом качество определяет прерывность, количество – непрерывность изменений всего сущего, в общественной жизни закон может проявляться как в эволюционной, так и в революционной форме, которые тесно взаимосвязаны в процессе преобразования общества. Итогом же этих преобразований выступают постепенно формирующиеся биполярности высшего уровня сложности как внутри человеческой цивилизации, так и вне ее (см. схему 3 на стр. 27).

Взаимодействие биполярных конструкций (биполярности вообще) характеризует ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН БИПОЛЯРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ (схема 4 на стр. 28).

Сущность закона – в постоянном образовании в среде всего сущего (и внутри нас) многочисленных биполярностей различной степени сложности, что осуществляется в соответствии с действием законов ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ и БИПОЛЯРНОСТИ. Механизм действия этих преобразований весьма сложен, упрощенно же можно его охарактеризовать следующим образом. Почвообразующей основой выступает вселенская сущность (находящаяся в состоянии биполярного взаимодействия высших уровней сложности), и многочисленные биполярности низшего уровня в процессе образования, взаимодействия друг с другом, с иными биполярностями высшего уровня сложности, наконец, с частями ЕДИНОЙ СУПЕРГИГАНТСКОЙ СУПЕРВСЕЛЕНСКОЙ БК, внутри которой (и в состоянии которой), собственно, и находится все сущее (оно и представляет из себя постоянно складывающуюся эту супергигантскую биполярность) постоянно преобразовываются – разрушаются, просто не складываются до конца, а если складываются – переходят на иной уровень, наконец, могут существовать в равновесном состоянии довольно долго. Внимательно изучив окружающую нас часть Вселенной, мы можем сделать вывод – биполярности низшего уровня (а это в первую очередь БК, образующие по крайней мере доступную нам часть Вселенной, и ДАННЫЕ НАМ В ОЩУЩЕНИЯХ, то есть та часть Материи, которую мы в состоянии воспринимать) – обычно стабильноустойчивые, чем выше уровень сложности БК, тем слабее и неустойчивее они становятся – имеются в виду биполярности, находящиеся вне нашего восприятия: либо из-за пространственной отдаленности, либо из-за уровня сложности (напоминаю, что не/доматериальные состояния пространства мы воспринять не можем). Но закономерности преобразования доступной нам части Вселенной позволяют сделать общий вывод – СТРЕМЛЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ БИПОЛЯРНОСТЕЙ ВЫСШЕГО УРОВНЯ ИМЕЕТ МЕСТО, ОНО ВЕЧНО, но эти биполярности неустойчивы, стремление же к единой БК наивысшего уровня мы поэтому вправе рассматривать лишь как ВЕЧНУЮ ТЕНДЕНЦИЮ.

Это и есть характеристика всеобщего закона биполярных взаимодействий, суть его и содержание.

Определение же этому закону можно дать следующее.

ВСЕ ВО ВСЕЛЕННОЙ И СУПЕРВСЕЛЕННОЙ БИПОЛЯРНО, НАХОДИТСЯ В СОСТОЯНИИ БИПОЛЯРНОСТИ, ЛИБО СТРЕМИТСЯ ДОСТИЧЬ СОСТОЯНИЯ (ОТНОШЕНИЙ) БИПОЛЯРНОСТИ. ПОСКОЛЬКУ ЛИШЬ БИПОЛЯРНОСТИ НИЗШЕГО УРОВНЯ СТАБИЛЬНЫ, СТРЕМЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЬ ЕДИНУЮ СУПЕРГИГАНТСКУЮ И СУПЕРСЛОЖНУЮ БИПОЛЯРНОСТЬ ЕСТЬ ВСЕГО ЛИШЬ ВЕЧНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ, РЕЗУЛЬТАТ ЕЕ – ВСЕОБЩЕЕ ДВИЖЕНИЕ И ПОСТОЯННОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ВСЕГО СУЩЕГО. БИПОЛЯРНОСТЬ ЛЮБОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ – ТРИЕДИНА, ИДЕАЛ ЕЕ РАЗВИТИЯ – ДОСТИЖЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ ПОЛЮСОВ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ В БИПОЛЯРНОСТЬ ИНОГО УРОВНЯ.

Однако закон не случайно определен как «всеобщий» и определяет все сущее как «биполярные взаимодействия». Биполярность – не просто основа всего Сущего и определяет все процессы вокруг (и внутри) нас. Сам процесс образования единой супергигантской суперВселенской биполярности многообразен и многосложен. Любая биполярность, являющаяся составной частью этой вечно формирующейся БК, постоянно развивается вглубь и вширь (действие закона взаимного перехода количественных и качественных изменений). Категория «развитие вглубь» предполагает полностью завершаемое действие закона биполярности (борьбы и единства противоположностей), причем – на завершающих стадиях взаиморастворения полюсов и переход в последующем на следующий уровень сложности биполярных взаимодействий; категория же «развития вширь» предполагает возможность постоянного действия закона отрицания отрицания – полюса, находясь в стадии равновесия (а это может длиться очень долго) выступают, в свою очередь, почвообразующей основой для образования новой биполярности, причем этот процесс «почкования» может иметь последствием формирование большого числа биполярностей, находящихся в состояния взаимодействия как между собой, так и с другими БК, образовавшимися ранее или образующимися в этот момент рядом.

Мы вынуждены об этом говорить столь подробно и дотошно, потому что мы, люди – скорее всего часть БК именно «отпочковавшейся» от «коренной», так сказать, биполярности.

Ниже об этом мы еще будем говорить.

Пока же вернемся к закону ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ и остановимся на изменении его значения.

В БИПОЛЯРНОЙ ДИАЛЕКТИКЕ закон ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ имеет статус всеобщего закона постоянного и повсеместного действия и обеспечивает процесс образования биполярностей (он – основа этого). Сам процесс этот можно охарактеризовать так – из почвообразующей среды рождается полюс, отрицая тем самым некоторые особенности сущности среды и одновременно вбирая в себя ее наиболее характерные (СУЩЕСТВЕННЫЕ) черты. Затем из первого полюса (часто с участием почвообразующей) формируется второй полюс (второе отрицание). Действие закона налицо и исчерпывающе, результатом же является образовавшаяся БК.

Выше мы уже упоминали о развитии процесса всеобщей биполяризации вширь и вглубь, об устойчивых и неустойчивых биполярностях. Схема 4 (стр. 28) дает представление о сути их, месте в общем ряду биполярностей (в соответствии с уровнем сложности) и значении.

Пример устойчивой БК: комплекс неживой природы – живая природа – до появления человека (почвообразующей средой выступает материальная и доматериальная ткань (среда) Вселенной).

В человеческой среде один из процессов образования неустойчивой БК может характеризоваться, как биполярное соотношение государств демрыночного типа (РСЗРЭ) (1) и государств соцпланового типа (СГПЭ) (2). Первое отрицание – появление в общей геополитической среде государств с экономическими отношениями рыночного типа и демократией в основе организации всех государственных институтов (1); затем выделением из их среды государств социалистических с плановой регулируемой экономикой, уравнительным распределением благ и особой формой демократии в качестве основы институтов управления (2) осуществляется второе отрицание.

Отметим также важное для нас в дальнейших рассуждениях обстоятельство. Разрушенная биполярность в процессе образования новой БК этого же уровня (либо перехода в качестве составной части в БК следующего уровня) проявляет крайнюю нестабильность составляющих, что мы можем видеть на примере происходящих на геополитическом пространстве событий после разрушения БК: РСЗРЭ (1) – СГПЭ (2). Монополярный мир оказался втянутым в изменения, диктуемыми одним из полюсов бывшей геополитической биполярности, полюса которой ранее уравновешивали друг друга. Глобализация, процессы которой охватили собой в той или иной степени все государства планеты, резко обостряет противоречия полюсов биполярности следующего уровня сложности: среда обитания человечества – СЖО (1) – человеческая цивилизация (2).

Вообще весьма интересно выглядит некая структура высокой степени сложности, если выделить в ней определенный ряд образующих ее биполярностей и рассмотреть их состояния в соответствии с уровнем сложности.

Давайте возьмем и рассмотрим социально-классовое устройство СССР и некоторые БК, характеризующие отношения людей между собой, а также людьми – и окружающих их миром.

На низших уровнях сложности (социальные группы рабочих и крестьян) биполярные соотношения были довольно стабильными (взаимоотношения – доброжелательные, основные потребности – незамысловатые и удовлетворялись). Действительно, чего хотели и как жили несколько поколений рабочих и крестьян? Получить рабочую специальность, создать семью, получить жилье, воспитать следующее поколение, помочь детям и внукам встать на ноги. Здесь нет идеализации – мы говорим, во-первых, ОБ ОСНОВНОЙ МАССЕ входящих в указанные социальные группы людей, а во-вторых, не будем забывать, что человек в основе своей – носитель Хаоса. А потому никто никогда до конца не бывает счастливым – всегда чего-то хочется еще, чем-то мы недовольны, и так далее. Но мы говорим об превалирующих в среде социальных групп отношениях, а они были в основном именно таковыми.

На следующем уровне сложности положение иное. Интеллигенция – особая социальная группа людей умственного труда – уже являет собой далеко не идиллические отношения как внутри своей социальной группы, так и по отношению к другим группам. Здесь всегда имеет место недовольство своим положением, поиски некоего смысла жизни, который почти всегда не имеет ничего общего с реалиями окружающей действительности. Что касается отношений между собой – то и здесь можно наблюдать интриги, недовольство друг другом. Налицо – значительно большая ОБЩАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ, нежели в социальных группах людей физического труда, и гораздо более четкое проявление качеств человека – носителя вселенского Хаоса (более подробно см. И-1).

Следующий уровень – политическая элита, или люди власти. Здесь постоянные интриги, они – неотъемлемая часть политики, здесь клановая борьба, схватки карьеристов – отсюда нестабильность значительно выше, нежели в среде интеллигенции, тем более – среди людей физического труда. И вот доказательство – отход от социалистических принципов устройства в СССР осуществлен руками интеллигенции при руководстве этим процессом партийной верхушки СССР (группа Горбачева – А. Яковлева).

Но мы несколько забегаем вперед. Следующий уровень сложности во времена существования СССР – межгосударственные отношения. Были ли они стабильными? Нет, и мы это знаем. Но существование БК: РСЗРЭ – СГПЭ на межгосударственном уровне как-то упорядочивало противоречия и внутри, и вне обеих систем, когда же биполярность была уничтожена, мы оказались в состоянии постоянных локальных войн и на грани войны мировой.

Мы не рассматриваем аналогичные взаимосвязи на уровне вселенском и СуперВселенском – этим занимаются профессионалы (астрономы и астрофизики, специалисты в области изучения супервселенских процессов как в среде материальной, так и вне ее).

Хочется также напомнить, что мы рассмотрели лишь некоторые биполярности в среде внутригосударственного и межгосударственного функционирования некоторых частей цивилизации. Все их рассмотреть невозможно – ведь все и внутри нас, и вокруг – по сути дела многочисленные БК, они – и есть все сущее.


Но вернемся вновь к философской теории марксизма.

Как мы выше уже упоминали, появление теории марксизма была закономерно и оправдано историческими условиями, к жизни эту теорию вызвавшими. Сейчас нас интересуют лишь некоторые аспекты этой теории (напомним, что мы далеко не во всем согласны с философами-марксистами).

Так, мы считаем, что социалистические революции – это лишь средство, по своему значению они вторичны; первичным является стремление в соответствии с законом биполярности формирование БК: РСЗРЭ (1) – СГПЭ (2) как противостоящих в среде геополитического пространства социально-экономических полюсов, которые, придя в стадию равновесия, будут взаимоуравновешивать друг друга, удерживая все народы, все государства от многих действий, свойственных монополярному миру, Эта биполярность могла стать основой БК следующего уровня: СЖО (1) – Человек (2).

Здесь важно отметить существеннейшую деталь – ведь существование человека всегда осуществляется ЗА СЧЕТ УНИЧТОЖЕНИЯ СЖО (или просто окружающей среды). Это – суть созданной людьми цивилизации, это – коренная составляющая техногенного пути развиться. Поэтому, формируясь, БК: Вселенная – Человек, может в соответствии с реализацией механизма действия закона биполярности дойти лишь до четвертого этапа (Конфликт, борьба полюсов); следующий этап (Разрешение конфликта – равновесие) может достигаться ЛИШЬ В СЛУЧАЕ ВОЛЕВОГО РЕШЕНИЯ ЛЮДЕЙ, которые должны, не дожидаясь наступления равновесия полюсов самого по себе (в этой биполярности такой результат естественноприродного развития НЕВОЗМОЖЕН); люди должны собственными усилиями и активными действиями ДОБИТЬСЯ РАВНОВЕСИЯ СО СРЕДОЙ, и в дальнейшем осуществлять процесс взаимообогащения полюсов опять же своими усилиями. Да, эта биполярность – всего лишь одна из многих БК, составляющих биполярности следующего уровня, и так далее – до бесконечности. Однако это вопрос и отдельный, и слишком общий, и говорить здесь подробно об этом не имеет смысла. Вновь напомним только, что БК: Среда обитания – Человек образовалась случайно, это результат случайного же явления – появление Человека Разумного. И разрушение этой биполярности приведет лишь со временем к восстановления остальных БК, которые человек своим появлением и существованием разрушил. Это будут не совсем прежние биполярности, но они сделают главное – ВОССТАНОВЯТ ЕДИНСТВО нашего уголка Вселенной. Как бы то ни было, БК: страны демрыночного типа – государства соцпланового устройства (РСЗРЭ – СГПЭ) в среде человеческой цивилизации есть биполярность высшего уровня. В соответствии с законами биполярной диалектики, она и должна быть НЕСТАБИЛЬНОЙ. Она смогла сложиться, но просуществовала недолго. В силу всеобщих законов Вселенной, и в первую очередь – всеобщего закона биполярных соотношений, эта БК была обречена, что отнюдь не означает, что тем самым прекращается процесс формирования следующей биполярности (более высокого уровня) – она складывалась одновременно с БК: РСЗРЭ – СГПЭ. Процесс формирования их соответствовал изменениям в ходе развития человечества, причем начало процесса следует отнести к моменту появления Человека Разумного на Земле, и этот процесс, в соответствии с тенденцией развития Вселенной и СуперВселенной, должен был завершиться взамоуничтожением полюсов (причем человечество в ходе этого просто исчезло бы из Вселенной, а первичный полюс – неживая и живая среда, в которой он жил, долго бы восстанавливался, образуя многочисленные БК, в рамках которых и существовала бы наша планета далее). Этот вывод следует из обоснованной выше мною тенденции развития СуперВселенной, в которой на нижших уровнях образуются БК устойчивые, но чем уровень выше, тем биполярности складываются труднее, а сложившиеся ставятся все более нестабильными. Но если для Вселенной (а тем более СуперВселенной) БК: звезда (1) – планетарная система (2) – это биполярность нижшего уровня, а потому – стабильна, то для человечества БК: развитые страны Запада с рыночной экономикой – социалистические государства с плановой экономикой – это предфинал развития, это порог, за которым – неизбежная гибель.

Поэтому фактически, когда мы предлагаем по-первых, восстановить искусственно биполярное соотношение «природа (1) – человек (2)» на стадии равновесия, причем призываем добиваться МАКСИМАЛЬНОГО ПРИБЛИЖЕНИЯ К ЕСТЕСТВЕННОМУ состоянию БИПОЛЯРНОСТИ этого уровня, вида и рода (которое мы «исказили» за тысячелетия своего существования), а во-вторых, поддерживать это состояние равновесия возможно более долгий срок, мы предлагаем тем самым фактически попытаться ОБМАНУТЬ объективные вселенские законы существования всего сущего. На время, которое для Вселенной – миг, человечеству же это даст возможность просуществовать еще сотни и сотни лет.

Это, можно сказать, одна из частностей общефилософского разговора.

А вот еще одна частность, на которой следует остановиться.

Одной из плоскостей, в которой рассматривают противостояния в наше время народов и государств в среде геополитического пространства, часто называют противостояние Европы и Азии. При этом и биполярное состояние – капиталистическая общественно-экономическая система (1) – социалистическая система (2), свойственное миру в 20-м веке, также соотносят с противостоянием Европа – Азия. На наш взгляд, это абсолютно неправильно. Действие глобальных законов Вселенной неотвратимо, проявление их и в среде человеческой цивилизации – так же, но предрасположенность к позднейшему противостояние в форме БК: РСЗРЭ (1) – СГПЭ (2) несли в себе два по происхождению сугубо европейских этноса – древнегерманские племена и наши предки – восточнославянские племена (по определению древних римлян – и те, и другие – варвары).

Да, покорив позднее Западную Римскую империю, германские племена впитали в себя культурное наследие и историко-экономический опыт римлян, в некоторых случаях сливаясь с ними в единые нации. Но и восточные славяне испытали на себе прямое воздействие Римской империи, только – Восточной ее части (Византии).

Симбиоз двух культур в каждом случае оказался основой развития, которое в будущем (дальнейшем) и привело к образованию глобальной в среде человечества биполярности: капитализм (1) – социализм (2). «Гены» жестко запрограммированной последовательности исторического развития двух человеческих общностей привели к закономерному с точки зрения действия вселенского закона всеобщих биполярных взаимодействий.

Является ли определяющим влияние древней греко-римской культуры на предков двух общностей – германцев и восточных славян? Уверен, что нет – в той или иной форме их будущее противостояние было предопределено действием вселенских законов, которые определяют все и вся – в том числе, существование и развитие человечества. Какую возможно иную форму оно бы приняло – можно лишь гадать, но что сама биполярность неминуемо возникла бы в среде потомков германцев и славян – вытекает из сущности философии биполярности и фактологии исторического развития.

Вернемся к борьбе рабочего класса – ведь социалистическая революция – выражение этой борьбы. Теория же борьбы рабочего класса (и ее претворение в жизнь) фактически является лишь этапом в решение задачи биполярного преобразования Вселенной на уровне БК: Вселенная (1) – Человек (2) путем практических действий людей (создания теории научного коммунизма, рабочих партий, социалистических революций, преобразование во всех областях части человеческой цивилизации – создания социалистической общественно-экономической системы).

Поэтому и ошиблись теоретики-марксисты в своих научных прогнозах, а упорствование в дальнейшем, нежелание видеть реалии окружающего мира, ускорили разрушение БК уровня: РСЗРЭ – СГПЭ (напомним, что система социалистических государств – вторична, и только поэтому именно она и могла быть разрушена; другой вариант – взаимоуничтожение на этапе борьбы противоположностей обоих полюсов). Что касается нестабильности данной биполярности ВООБЩЕ, то это – результат механизма действия всеобщего закона биполярных взаимодействий. Мы говорили об этом выше. Не идет поэтому сейчас речь о вечности БК: РСЗРЭ (1) – СГПЭ (2), мы лишь имеем ввиду, что эта биполярность могла существовать еще достаточно долго, чтобы в рамках ее можно было решать противоречия, вполне оформившееся к концу 20-го века в БК следующего уровня. Для человечества – и жизненно важной, и жизненно необходимой.

Теперь к вопросу о названии работы. Определение ее, как «очерк истории эволюции человечества», не случаен. Почему именно «очерк»? – конечно, потому, что история эволюции дается нами здесь ФРАГМЕНТАРНО, характеризуя лишь основные ее этапы, без использования достаточно большого объема фактологических данных. Дело в том, что мы не считаем нужным в данной работе исчерпывающе доказывать что-либо. Во-первых, наша цель – познакомить читателя со своей точкой зрения на проблему; проблемой же мы считаем грядущую вселенскую катастрофу, являющуюся последствием развития человеческой цивилизации. Во-вторых, мы хотим убедить читателя в правомерности нашего подхода – крайне важно при рассмотрении эволюции человека и человеческой цивилизации, например, отойти от базового принципа марксизма – брать за основу на различных этапах цивилизации рассмотрение способа производства и стремление человечества изменять производственные отношения в соответствии с уровнем производительных сил.

Да, если рассмотреть события, имевшие место на планете в 20-м веке с точки зрения определения их, как Естественного и Противоестественного, мы вновь вынуждены отметить, что естественный ход событий тот, который заканчивается победой социалистических революций в некоторых странах. И пусть в отдельных странах наемных рабочих (пролетариат) от такого развития событий удержать удается – неестественными (а потому и невозможными) представляются попытки вообще избежать социалистических революций на геополитическом пространстве планеты. Само же стремление предпринимать подобные попытки мы считаем проявлениями Разума как носителя вселенского Хаоса. Однако вернемся к предлагаемому нами методу создании версии истории.

Думается, что при анализе и характеризовании прошлого, настоящего и будущего цивилизации следует различать поиск научной истины – и поиск фактов, подтверждающих эту истину.

Поиск в данном случае научной истины – это прерогатива изысканий ученого-философа. Его задача – создать картину мира.

Поиск же фактов – имевших место в прошлом событий – предмет занятий ученого-историка. Задача историков – создание ВЕРСИИ истории: цепочки фактов, скрепленных в единое целое друг с другом некой философской теорией. Ведь человечество в лице лучших своих представителей всегда мечтало понять, как, в каком направлении и почему развивается человеческая цивилизация. Наш метод позволяет попытаться ответить на этот вопрос, и по моему мнению, именно такой подход близок к истинному.

Поэтому мы солидарны с отношением к этому вопросу ученых-марксистов – их подход верен. Они также считали, что история как наука – цепочка определенным образом подобранных (выстроенных в единую цепь) ИМЕВШИХ МЕСТО В РЕАЛЬНОСТИ событий, объединенных в единое целое философской теорией. Марксисты для этого использовали исторический материализм (истмат). Мы предлагаем в качестве связуюшей философской теории БИПОЛЯРНУЮ ДИАЛЕКТИКУ: тем не менее, я не считаю необходимым излишне доказывать истинность своей версии теории эволюции подбором значительного количества исторических фактов. В данной работе такая цель не преследуется. Гораздо важнее, как мне кажется, доказать правомерность использования именно философской теории биполярности при рассмотрении истории эволюции человечества, и рассматривая через призму действия закона биполярности и всеобщего закона биполярных взаимодействий, дать свое видение основных этапов эволюции. В нашей версии истории эволюции мы упомянем и рабовладельческий, и феодальный периоды развития цивилизации, но рассматривать их (и другие) будем лишь как этапы постепенного формирования вселенской БК: Вселенная (1) – Человеческая Цивилизация (в современном виде) (2), переходы же от одного этапа развития человечества к другому обосновывать прежде всего изменениями СОС (степени отчуждения Человека от среды обитания).

Хочется также обратить внимание на особенности используемых наименований для обозначения одной и той же биполярности – в одном случае это – БК: СОЖ (1) – Человек Разумный (2), в другом – Вселенная (1) – Человек (человеческая цивилизация) (2). Такое двойственное терминологическое обозначение вполне научно корректно – просто во втором случае обозначение биполярности дается изнутри человеческого рода, тогда как в первом – извне, снаружи.


Но вернемся к нашим рассуждениям.

Способ производства, конечно, может использоваться в качестве основы при рассмотрении этапов развития цивилизации, но такой подход отражает лишь внутренние ее взаимосвязи, их изменения в процессе развития. А использование для сравнения в качестве основы, скажем, формы собственности, уже позволяет отслеживать изменения взаимосвязи человечества и окружающего мира. Тем самым эволюция, например, института частной собственности позволяет отследить эволюцию отношений человека и Вселенной. Именно это представляется важным в свете грядущих событий. Чтобы читатель мог воспринимать нашу версию истории эволюции с достаточной убежденностью в истинности наших рассуждений, мы будем при обосновании очередного изменения СОС рассматривать при необходимости также такие сферы человеческой жизнедеятельности, как технический прогресс, религия и некоторые другие.

Нам также придется остановиться особо на США как родине предпринимательства в современных формах и экономики рыночного типа в том виде, в каком она существует ныне, всячески рекламируется и внедряется на всем геополитическом пространстве, иногда даже насильственно.

Необходимо также подчеркнуть, что многие вопросы и проблемы, которые сопровождают наше исследование, не будут рассматриваться вообще (останутся за скобками). Я уже утверждал ранее, и обосновывал это утверждение – человек, если он хочет сознательно управлять процессами бытия, должен придерживаться принципа приоритетности задач; так, одновременно можно решать лишь часть общечеловеческих проблем, и всегда встает вопрос – что главнее в данный момент? Что нужно сделать сначала, а что можно «отложить на потом»?

Желающим познакомиться с мнением автора по проблемам происхождения Жизни и Разума, религии, содержания нравственности и соотношения в ней позитивного и негативного можно рекомендовать наши прежние работы, посвященные философии биполярности (некоторые их части опубликованы в данном издании в виде приложения к основной работе: см. Приложения).

Но вновь упомянуть сейчас об одном из вопросов, ранее нами рассмотренном, представляется полезным. Это вопрос о происхождении Жизни и Разума на нашей планете.

Мы придерживаемся материалистической точки зрения – Жизнь вообще (впоследствии Разумная Жизнь) есть результат эволюции Материи. Правда, Материи, имеющей более сложное строение – согласно нашей теории, Материя, окружающая нас есть сложный сплав материального и доматериального, причем в ощущениях дается нам лишь материальная составляющая. Как ранее уже упоминалось, такой сложный конгломерат, каким является Материи, образующая нашу Вселенную, позволил из Неживого появиться Живому. Все дальнейшие изменения живой материи есть результат постоянного воздействия не (до) материального на материальное.

Но давайте рассмотрим и другие мнения. Люди религиозные считают, что все сущее создано богом (либо Абсолютным Разумом, Вселенским Духом и пр. – что, собственно, является одним и тем же, разница лишь в терминах). Но даже если так (я так не считаю), Вселенная организована на принципах действия вселенского закона биполярности, а следовательно – и далее наши рассуждения об эволюции человеческой цивилизации становятся идентичными рассматриваемым в рамках материалистического подхода (если, конечно, считать, что бог создал – и более не желает вмешиваться в дела наши, и все зависит от нас – он (бог) лишь после смерти каждому воздаст по делам его).

Правда, хочется задать один вопрос сторонникам божественного происхождения мира – а кто создал богов? Откуда и по какой причине они появились?

Аналогично обстоит дело и с другое версией происхождения жизни – Жизнь есть результат посещений нашей планеты инопланетянами – представителями иных звездных цивилизаций. Называют даже звездные координаты цивилизации, породившей человечество – Зета Си-Ти, отстоящей от Солнечной системы на расстоянии 35 световых лет.

Но тут же встает вопрос – а они откуда взялись? Кто создал их? Наша версия позволяет объяснить их появление – в свете философии биполярности, в зоне их жизнедеятельности Разумная Жизнь сумела органично «вписаться» в биполярную систему существования Вселенной; не допустила разрушения многочисленных БК, образующих все и вся, и тем самым сумела отсрочить неизбежную гибель на многие годы. Это позволило сделать необходимые научные открытия, построить межзвездные транспортные средства, достигнуть нашей планеты, рассеять здесь «семена жизни», – а далее мы вновь возвращаемся в канву наших рассуждений, без опаски, что эти рассуждения неправомерны.

Как бы то ни было, в данной работе мы оставляем за скобками проблемы: почему и от кого произошел человек, как он изменялся биологически в процессе эволюции, как и почему возник родовой строй, как появились первые государства и так далее и тому подобное.

Используя законы биполярной диалектики, мы будем рассматривать лишь те явления и философские категории, которые необходимы нам, чтобы создать стройную, обоснованную версию истории эволюции, позволяющую дать ответ на вопрос – отчего и почему создалась угроза вселенских катаклизмов, неминуемо заканчивающаяся гибелью человечества?

Поэтому мы даже не пытаемся дать здесь полного определения понятия «человек». Ограничимся лишь упоминанием таких признаков, как: это есть особая форма живой материи, которая:

– способна мыслить отвлеченными понятиями;

– существующая в рамках комплекса общественных отношений (существо «коллективное»);

– способная действовать целенаправленно;

– всегда использующая для усиления своих возможностей технические приспособления разной степени сложности;

– прежде всего – является результатом ОТЧУЖДЕНИЯ от среды обитания некого вида животных, являющегося предком Человека Разумного.

Все ли существенные признаки перечислены выше? Наверняка нет. Однако для задачи, которую мы пытаемся решить, это роли не играет. Так же, как и все изменения в строении человека, имевшие место в течении эволюции вида, давшего в потомстве в конце концов Человека Разумного.

Упомянем лишь, что согласны с теорией, обосновывающей биологическую эволюцию человека и развитие его мозга, постепенным переходом к жизнедеятельности на поверхности земли, изменением употребляемой пищи (всеядность), переходом к передвижению на двух ногах и приобретением осанки – всего, что позволило предкам человека создать первые технические приспособления, выработать речь (вторую сигнальную систему), объединиться в большие группы, позднее – начать использовать огонь, и постепенно, в течение тысяч и тысяч лет двигаться по пути, который привел к появлению современного вида Человека Разумного с его техническими достижениями, придуманными социальными институтами и первыми философскими теориями, объясняющими устройство окружающего мира.

Нас будет интересовать в особенности последний из признаков Человека Разумного, упомянутых выше: «Человек – прежде всего результат отчуждения от среды обитания некого вида животных, являющегося предком Человека Разумного».

Нас также будут интересовать некоторые процессы биполяризации Вселенной, начавшиеся с появлением этого совершенно отличного от окружающего его мира существа.

Итак, некогда, много тысячелетий (миллионов лет) назад, когда на поверхности нашей планеты в равновесном состоянии уже находились многочисленные составляющие (БК) географической оболочки (атмосферы, гео-,гидро— и биосферы), однажды одно существо (или сразу несколько) в процессе добывании пищи додумалось до использования некого технического приспособления (скорее всего – палки), которое затем улучшило. Сделал наш предок это потому, что способами, которыми он добывал пищу ранее, он воспользоваться не мог – что-то изменилось вокруг (возможно, из-за климатических особенностей). Как бы то ни было, он не только использовал подсобное средство, но и со временем додумался УЛУЧШИТЬ его (приспособил для своих целей). А это очень важное отличие – подсобные средства в виде палки, камня или палочки и сейчас используют при добывании пищи многие виды животных (даже некоторые птицы). Но они не вносят в них изменений, то есть такое использование подручных предметов не может рассматриваться в качестве технических средств, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ для своих целей.

Когда же наш предок додумался приспособление улучшить – скажем, обжечь конец палки, чтобы он стал острым и крепким, оббить камень, чтобы он более удобно лежал на ладони руки, – он был уже не животным. Он становится неким особым явлением среди живых существ. Мы можем сказать – начинает формироваться некая новая биполярная конструкция.

Но почему, коли так, мы постоянно говорим о случайности появления Человека Разумного? Да потому, что новая БК, действительно, формируется, но происходит это С НАРУШЕНИЕМ ОБЩЕВСЕЛЕНСКИХ ЗАКОНОВ. Именно путем ОТЧУЖДЕНИЯ от окружающей среды человек выжил и начал свой длительный путь развития, формируя на этом пути многочисленные биполярные соотношения.

И это действительно так. Природа настолько тонко организована, так тесно объединена причинно-следственными связями и многочисленными биполярностями, которые на нашем уровне (в Солнечной звездной системе) находятся в состоянии многочисленных равновесных отношений, что появление предка человека уже вносит некий диссонанс, и чтобы его ликвидировать, сущностные вселенские силы начинают процесс образования новой БК, в которой человек выступает особым полюсом. Ведь налицо стадия отрицания, начало процесса ОТЧУЖДЕНИЕ человека от среды обитания.

Но эта новая – не совсем и очень необычная биполярность. В свое время БК: Неживая природа (1) – Живая природа (2) уже образовали устойчивое сочетание, они находятся на этапе РАЗРЕШЕНИЕ (РАВНОВЕСИЕ) полюсов (см. структурно-логическую схему на стр. 26). Человек, начав процесс отчуждения от среды, тем самым производит действия, которые мы можем с полным основанием характеризовать, как проявление действия вселенского закона ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ (первое отрицание), неживая же и живая природа выступают почвообразующей основой. Но уточним значение термина ОТЧУЖДЕНИЕ и научную корректность его применения в нашм контексте.

Одна из общепризнанных великих научных теорий – теория дарвинизма. Это наука о видоизменениях живых форм. Согласно этой теории, слабый, не приспособившийся к изменениям среды вид исчезает. Можно сказать, что наш предок, начав пользоваться примитивными техническими устройствами, тем самым приспособился к изменениям среды, но сделал он это не в РАМКАХ СУЩЕСТВОВАВШИХ БИПОЛЯРНЫХ СООТНОШЕНИЙ, в которых (и в соответствии с которыми) функционировали многочисленные составляющие части среды, а путем выхода за эти рамки. Не додумайся он использовать технические приспособления, он бы погиб, погиб бы скорее всего и весь вид, к которому он принадлежал. То есть в соответствии со всеми вселенскими законами он должен был погибнуть. Но он «обошел» эти законы, он начал создавать по сути дела собственную вселенную, в которой правомерно использование технических приспособлений (разной степени сложности, но это – гораздо позднее). Выражаясь языком философии биполярности, имело место начало образования новой биполярности более высокого уровня, чем существовавшие до этого: СРЕДА ОБИТАНИЯ – ЧЕЛОВЕК. И пусть согласно вселенским канонам такая биполярность как бы «не предусмотрена» вообще, она начала образовываться, и с этим ничто в то время ни могло поделать. Более того – именно вся наша материальная Вселенная выступает главной образующей эту биполярность сущностью. Способом же образования будущей глобальной БК выступает все большее отчуждения человека от СОЖ (среды обитания).

Давайте попытаемся рассмотреть процесс формирования новой БК.


Долгое время человек не имел представления о понятии «мое-не мое», (не было института собственности), не верил в сверхъестественные силы, и технические усовершенствования, которые приведут к изобретению сложных орудий труда, еще предстояло потомкам наших предков изобрести. Но общественными животными предки человека уже были, и именно усложнение технических приспособлений (из дерева, затем из камня, значительно позднее – из металлов, умение пользоваться огнем и одеждой, строительство жилья, наконец – открытие принципа колеса) сопровождает РАЗВИТИЕ РАЗУМА человека. Здесь необходимо оговориться – под техническими приспособлениями того времени мы подразумеваем любые устройства, любые средства, усиливающие способности человека прежде всего – добывать пищу и выживать в самых неблагоприятных условиях (скажем, во время оледенения планеты).

Однако воздействие доматериального (древнейших доматериальных структур) на материальные формы (в частности – на клетки мозгового вещества предков современного человека), вносило некий раздрай в мыслях, осознание несоответствия человека окружающей среде. Не будем забывать – формирующаяся биполярность – АНОМАЛИЯ, и это не могло не сказываться на поведении людей. И люди ищут причину, их смущает несоответствие элементов причинно-следственной связи, выражающей возможность добыть пищу – и то обстоятельство, что эту пищу удается получить далеко не всегда. Казалось бы, только что человек придумал некое приспособление, и обязательно должен с его помощью принести с охоты добычу – ан нет! Ничего не вышло!

А не вышло потому, что теперь создалось особая, новая ситупция: в соответствии с многочисленными законами среда существует сама по себе, а человек, выделившись из нее, ОТЧУЖДАЯСЬ ОТ СРЕДЫ обитания, тем самым уже существует как бы вне Вселенной, параллельно с ней. Он – несуществующая деталь, даже не выпавшая из конструкции автомобиля, она взялась сама по себе, ее не «конструировала» инженер-Вселенная. Ему бы (человеку) в соответствии с дарвиновскими законами, существующими вокруг биполярными соотношениями и их полюсами, стремящимися все время прийти к равновесию (сохранить его), что определяет все и вся (например, климат – биооболочка, явление засухи – уменьшение растительности, уменьшение числа растительных форм – уменьшение числа животных, и так далее) пора в соответствии со вселенскими законами вымирать. Однако наш предок, не осознавая нарушения этой цепочки причинно-следственных связей, и не мог додуматься в ту пору, что он сам – причина собственного внутреннего неспокойствия, «раздрая в мыслях», что «выпав» из некой естественносуществующей пищевой цепи, он обречен существовать не столько за счет внешней среды (в смысле ее нормального состояния), а в результате того обстоятельства, что делало его на том этапе развития планеты неуязвимым для вселенских законов – степени технического оснащения.

Конец ознакомительного фрагмента.