Вы здесь

Судьба человечества. Откровение (Апокалипсис) Иисуса Христа. Глава 6. Снятие семи печатей: четыре всадника; души убиенных под жертвенником; 3емлетрясение (М. Н. Семенов, 2018)

Глава 6. Снятие семи печатей: четыре всадника; души убиенных под жертвенником; 3емлетрясение

Здесь и далее Иоанн Богослов описывает грядущие события, которые станут наиболее важными и предопределяющими в развитии человечества на тысячелетия вперед. Была ли способна используемая тогда аппаратура преобразовывать ментальные образы и чьи-то видения в изображение на экране или же пророку представили анимационные компиляции – определить невозможно, но это не важно; главное, что информация получена.

6.1 И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.

Снята первая печать, получен доступ к первому событию. Описание звучания голоса дает основание предположить, что звук имеет техническое происхождение и исходит из сложного аппарата. К Иоанну обращаются персонально на знакомом ему языке.

Первый всадник

6.2 Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

Сделаем небольшое отступление перед тем, как перейдем к непосредственной расшифровке текста Откровения. Требуется пояснить символизм коня, лука и венца.

Белый конь – символ победы, бесстрашия, военной доблести и славы. Въехать на белом коне – обычай, по которому полководец входил в город побежденных. Белый конь имеет многогранное значение, определяющее переход от тьмы к свету, от рождения к смерти – это солнечный символ жизни и света. В Библии лошадь – символ разума, грациозности, красоты, совершенного творения Божьего, призванного усмирить инстинкты, связанные со стремлением к материальному. Христианская церковь сделала её образом чистоты и непорочности, духовного просветления. Христа изображали верхом на белом коне. В исламе белый конь символизирует счастье и является знаком пророка Мухаммеда. Божественным ореолом святости большинство народов мира окружили коней белой масти. Лук символизирует силу и воинственность, сконцентрированную энергию, силу воли, Божественную или земную власть, динамическую напряженность. Лук со стрелой выступает как модель мира, ограниченного от хаоса. Лук и стрела – союз мудрости и концентрации. В исламе лук – сила Божья. Середина лука, соединяющая обе половинки – это союз Аллаха и Мухаммеда.

Венец в данном случае – знак битвы. В древние времена цари в сражениях надевали венцы, что подтверждается Второй книгой Царств (1:10), где человек сказал Давиду о Сауле, что, когда он умер в сражении, тот взял венец, который был на его голове, «…и запястье, бывшее на его руке, и принес их к господину моему сюда». Очередное подтверждение относится к упоминанию царя Раввы и Давида: «И взял Давид венец царя их с головы его… и возложил его Давид на свою голову» (2 Цар. 12:29, 30). В христианской символике венец является символом победы над тьмой и грехом. Кроме того, венец в Библии обозначает особую головную повязку, которую носили еврейские цари как символ своей монаршей власти или первосвященники. «И вышел он как победоносный, и чтобы победить», – в буквальном смысле говорит об успехе упомянутого деятеля.

Перед определением исторической личности на белом коне обращаем внимание на то, что в Откровении о христианстве не упоминается ни разу, как и об исламе, и речь идет о чистой, истинной вере вообще, а не о какой-то конкретной религии. К этому мы еще вернемся в главе 12.

Образ всадника на белом коне – это первое крупномасштабное событие в видении Иоанна, коренным образом повлиявшее на развитие человечества, – олицетворяет собой Мухаммеда и Ислам. Да, речь пойдет о пророке Мухаммеде, основателе Ислама, новой религии, самой молодой в мире, и родоначальнике таких исторических событий, как великие арабские завоевания. Но обо всем по порядку.

Имен у пророка множество, и все они имеют сакральный смысл. Само имя Мухаммед означает «восхваленный». Согласно лингвистическим особенностям арабского языка, его можно перевести как «достойный постоянного воспевания». Ахмад – еще одно имя пророка – «самый возвышенный, достойный постоянного возвышения». Большинство остальных имен носят такое же качественное значение. Действительно, анализируя не только имена, но и последующие события из жизни пророка, его, в самом деле, смело можно именовать «венценосным» (тот, кому дан венец – как написано в Откровении Иоанна). Обратим внимание еще на одно имя: Саиду Аляуди Адам – «Господин потомков Адама». Так назвал себя пророк в хадисе, переданном имамом Абу Даудом от Абу Хурайры. Примечательно, что можно истолковать Второзаконие из Библии, глава 18, стихи 18–22, где Господь обращался к Моисею: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему. А кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» – как предсказание появления пророка Мухаммеда. Часть толкователей утверждает, что предсказанным пророком не мог быть Иисус по причине отличия от Моисея по происхождению и образу жизни, в чем Мухаммед сильно напоминает Моисея. Иисусу присуще чудотворное рождение, он не женился и не имел детей, не был правителем и не вел народ за собой в прямом смысле слова, не был воинственным и не держал оружия в руках в противовес Мухаммеду и Моисею. Но критики данной версии имеют весомый аргумент, говоря, что слова «среди своих» всегда означали в Ветхом Завете иудеев. Оставим спор о том, был ли предсказан пророк Мухаммед в Библии или же те слова относились к Иисусу, и перейдем к рассмотрению родоначальника ислама как исторической личности.

Ислам считает пророчество Мухаммеда самым главным, завершающим, пророчеством. Мухаммед, которому Аллах вложил в уста священное учение Коран, главную священную книгу ислама, почитается самым великим пророком, замыкающим череду ранее посланных пророков. Предшественником ислама можно считать учение ханифов, исповедовавшее единобожие (монотеизм). Ханифы – благочестивые люди Аравии, сторонники единобожия, не признающие идолов и ведущие воздержанный образ жизни. Ислам зародился в качестве религии арабов, со временем ставшей мировой религией. Произошло это главным образом с помощью джихада (арабское, «усилие») или газавата («набег»). Новая религия утверждалась, как правило, силой и оружием. Джихад стал священным долгом каждого мусульманина. Ислам отличается жизнестойкостью и гибкостью, простотой и доступностью, фанатичной преданностью и, в определенных случаях, воинственным характером, стремлением к мировому господству. Идея последней истины заключается в том, что пророк Мухаммед принес человечеству окончательную истину. Он позиционируется как последний посланник Аллаха на Земле, а это является свидетельством исключительности вероучения мусульман по сравнению с другими религиями с точки зрения ислама.

Аравийский полуостров того времени (шестого века нашей эры) был населен преимущественно различными кочевыми племенами, исповедовавшими разные языческие культы, извращенные формы христианского верования, далекие от оригинала. Город Мекка возник на пути большинства торговых караванов и играл важнейшую роль в жизни Аравийского полуострова. Каждый год в Аравии на четыре месяца весной прекращались все войны и конфликты, и каждый житель полуострова мог посетить Каабу (в переводе – «куб») – постройку кубической формы, где в стену был вмурован метеорит. События сопровождались празднествами с ярмаркой и соревнованиями. Каабу много раз разрушали и перестраивали. Существуют различные предания о ее первичном происхождении, в числе которых утверждение, что ее построил Адам.

Примечательно, что пророк Мухаммед жил в конце шестого века, когда Аравийский полуостров охватил кризис: население постоянно увеличивалось, а торговля ухудшалась из-за возрастающего влияния иранцев. Необходима была объединяющая сила, которая превозмогла бы различные племенные верования, препятствовавшие дальнейшему развитию населения полуострова. Сам Мухаммед родился в 570–571-х годах в бедной семье, в шесть лет осиротел. Отец Мухаммеда умер за два месяца до его рождения, а мать – когда ему было шесть лет. Родители Мухаммеда принадлежали к знатному роду Бану Хашим из племени курейшитов, но были бедны и не оставили ему никакого состояния. Воспитывал его сначала дед Абдель Мутталиб, а потом дядя Абу Талиб. С последним Мухаммед путешествовал в Сирию по торговым делам, где, по преданию, один несторианский монах по имени Бахира предсказал ему великую судьбу. До двадцати четырех лет будущий пророк находился в услужении у своих дядей и исполнял роль пастуха, был погонщиком верблюдов. Даже в этом положении он стал известен своими способностями, честностью, и его называли элвамином, что значит «верный». Начиная с 594 года, Мухаммед вел торговые дела богатой вдовы Хатиджи, приходившейся ему дальней родственницей, с успехом водил ее караван в Сирию. Впоследствии он женился на ней. Разница в их возрасте составляла около 15 лет (сорок и двадцать пять). Они были счастливы в браке, но он не дал Мухаммеду мужского потомства: три сына, рожденные ему Хатиджей, умерли в детстве; четыре дочери остались в живых и впоследствии стали мусульманками. Когда родилась последняя дочь, Хатидже был уже 51 год. После того она прожила еще 13 лет, и Мухаммед все время был верен ей; нет также сведений, чтобы он до брака с нею знал женщин. Трудно упрекнуть Мухаммеда в порочных нравах. Правда, с возрастом имело место возрастание чувственной любви, что, скорее всего, явилось следствием прежнего воздержания. Вот его искреннее признание: «Более всего на земле я любил женщин и ароматы, но полное наслаждение находил всегда только в молитве».

Во время месяца Рамадан Мухаммед ибн Абдулла часто оставлял жену и детей и отправлялся в пещеру на горе Хира. Согласно поверьям, в 610 году с ним вступил в контакт ангел Джабраил, приказав читать стихи, ниспосланные Богом. Мухаммед испугался и даже хотел покончить жизнь самоубийством, но Откровения прекратились, длительное время не возникали, а впоследствии, вплоть до его смерти, продолжались с завидной регулярностью. Собранные воедино, эти откровения составили Коран, в переводе – «чтение».

Проповедовать ислам («покорность») Мухаммед начал в Мекке. Первое публичное выступление Мухаммеда как пророка состоялось в 613 году, но не всем понравилось новое учение, призывавшее богачей делиться с бедными и освобождать рабов, поэтому новоявленный пророк был вынужден бежать в Ятриб (давний соперник Мекки), позже названный Мединой, городом пророка, где его охотно приняли. 22 сентября 622 года, день переселения Мухаммеда и его сподвижников, называется хиджра.

Война с мекканцами началась с рейда джихадистов на торговый караван мекканцев, которых в 624 году повел сам пророк. В 630–631-х годах Мухаммед со своими последователями вооруженным путем подчинил Мекку, а затем значительную часть многих районов Аравии. Власть Мухаммеда была признана большинством арабских племен. Мухаммед также изложил основы джихада – священной войны. Так произошло объединение населения Аравийского полуострова под знаменами ислама. Но уже в 632 году, мучимый головными болями и общей слабостью, он умер.

Мухаммед несомненно обладал религиозным гением, если ему удалось связать прочным религиозным союзом более одной трети человечества. Мухаммед знал три религии: религию арабов, имевшую свое святилище в его родном городе Мекке; религию Моисееву или иудаизм от евреев Медины, и христианство – в основном от монахов, с которыми встречался во время своих путешествий в Сирию, а также от эфиоплян, заходивших в Мекку. Упоминание лука со стрелами в стихах Иоанна Богослова – это также своеобразная аллегория. Всадник на коне будет говорить так, что его слова, подобно стрелам, будут достигать людей и поражать их в самое сердце. Став главой нового исламского теократического государства, Мухаммед успешно совместил функции религиозного и политического лидера. Его гробница в Медине стала второй после Каабы в Мекке святыней ислама и местом паломничества мусульман. Ислам своими корнями уходит в идеи иудаизма и христианства, зародился на их базе и провозгласил себя в качестве замены этим религиям.

После смерти пророка начались споры о преемственности власти между его старыми сторонниками и знатью Медины. Править стали так называемые заместители, преемники пророка – халифы. Халифы призвали народ отправиться на покорение новых земель и бороться за распространение ислама, обещая вознаграждения при жизни и гарантированное попадание в рай. Началась эпоха великих арабских завоеваний. Итогом стало образование огромного государства под названием Арабский Халифат. Территория охватывала земли от Северо-Западной Индии до Северной Африки, включая нынешние страны Ближнего Востока, Мальту, Крит, Сицилию, Южную Италию, Пиренейский полуостров в Испании, Среднюю Азию, Закавказье. Под натиском арабов рухнула Сасанидская империя в Иране, Византия потеряла большинство своих земель. Примечательно, что завоеватели захватывали в первую очередь имущество богачей, так что простые люди видели в них освободителей.

Второй всадник

6.3 И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.

Иоанн получает доступ ко второму событию, оказавшему значительное влияние на развитие всего человечества, повлиявшему на судьбы многих народов на континенте.

6.4 И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.

Символика лошади во многом определяется и ее мастью. Рыжая лошадь – олицетворение бушующего пламени («конь-огонь»). Меч символизирует силу, власть, лидерство, высшую справедливость, свет, мужество. На метафизическом уровне он олицетворяет силу интеллекта, проницательность. В мифологии меч имеет амбивалентное значение, согласно которому в основном противопоставляются жизнь и смерть.

В этих стихах речь идет о собирательном образе великого завоевателя, изменившего облик мира. За минувшие два тысячелетия можно с легкостью назвать немало личностей, менявших уклад жизни целых народов и направление их развития за счет военных походов. Данный образ всадника с мечом на рыжей лошади отражает условия, в которых надлежит существовать человечеству в дальнейшем, а именно – в череде сменяющих друг друга завоеваний под руководством гениальных полководцев.

Отдельно авторы хотели бы упомянуть о Тэмуджине, великом хане Чингизе. Основатель великой Монгольской Империи, объединивший разрозненные племена и завоевавший земли от Кавказа и Восточной Европы до Средней Азии и Китая, заложил основы небывалого по масштабам государства.

Под описание второго коня из стиха подходит монгольская лошадь: коренастая, с короткими ногами, выносливая, пасется самостоятельно, способна питаться на ходу во время скачки. Познакомившаяся с всадником, такая лошадь будет спокойной, верной и надежной.

Монголы всю жизнь проводили в седле, кочуя с места на место – земля великой степи была их домом. Непростая судьба Тэмуджина, прошедшего путь к вершине от самых низов, является примером того, как обычный человек смог совершить грандиозные и масштабные по последствиям деяния.

Будущий великий хан родился на берегу реки Онон, в урочище Делюн-Болдок. Точной даты рождения нет, но год рождения сохранился в единственном прижизненном источнике Мэн-да Бэй-лу – древнейшем сочинении, посвященном монголам, представляющем собой записки посла к монгольскому наместнику в Северном Китае. Согласно этому источнику, Тэмуджин родился в 1155 году. Назван он был в честь татарского пленника своего отца Есугея, вождя Тэмуджина-Уге. После смерти отца, предположительно отравленного на стоянке татар, Тэмуджин был брошен соратниками Есугея вместе с вдовами и другими детьми. Они несколько лет скитались по степи, нищенствовали, голодали, питались чем попало: кореньями, рыбой и дичью. Однажды дальний родственник Тэмуджина Таргутай-Кирилтух напал на семью Есугея. Тэмуджин бежал, но был пленен. На него надели колодку. Позже будущему великому хану удалось сбежать из плена и покинуть территорию недоброжелателей при помощи некоего Сорган-Шира. После женитьбы на своей нареченной Тэмуджин направился к Тоорил Хану, который был андой (или другом) его отца. При поддержке Тоорила и силы племени керееитов Тэмуджин стал совершать набеги на соседей и постепенно завоевывать новые земли. После покорения меркитов, тайджуитов и татар Тэмуджин продолжил победоносное шествие по степи, объединяя разрозненные племена мечом. Каждый поход становился все более успешным и более масштабным. Силы и богатства Великого хана Великой степи преумножались. Начались заграничные походы в Северный Китай и Среднюю Азию, а также в империю китайских татар (киданей).

В тексте Пророчества Иоанна мы встречаем слова «чтобы убивали друг друга». Армия Чингиза пополнялась новыми солдатами с вновь завоеванных земель. Далее предпринимался следующий поход. Подобная практика получила распространение у многих полководцев: даже воины одного племени шли против своих же соплеменников, насильно завербованные в новую армию. На тот момент в мире господствовала феодальная раздробленность, облегчавшая орде монгольских вождей завоевание многотысячной армии. Люди повсеместно убивали друг друга, как и предсказывал Иоанн в своем Откровении. Тэмуджин, как принято говорить у многих народов, прошелся мечом по соседним и дальним землям, покоряя один народ за другим.

Чигиз Хан положил начало становлению самой большой континентальной империи в мире. Их Монгол Улус – Великое монгольское Государство – сложилось уже после завоеваний приемников Чингиза. Простиралось оно от Дуная до Японского Моря, от Северной Руси до Юго-Восточной Азии, охватывая площадь около тридцати восьми миллионов квадратных километров. Центральная Азия, Сибирь, Восточная Европа, Китай, Тибет и Ближний Восток – вот лишь основные и наиболее значимые земли, принадлежавшие монгольским ханам. Столицей стал Каракорум. После второй половины тринадцатого века империя начала распадаться на улусы, в которых правили чингизиды – потомки Чингисхана. Крупнейшими осколками стали империя Юань, Чагатайский улус, Золотая Орда, государство Хулагуидов. Хан Кублай (Кубла, Хубилай) перенес столицу в Ханбалык и заявил о главенстве над всеми улусами, но было восстановлено лишь формальное правление единой империей, на самом деле состоявшей из независимых улусов. Империя монгольских вождей в несколько раз превосходила по размерам империю Александра Македонского.

К каким же изменениям привели два века монгольских завоеваний? Произошло смешение народов с огромных по площади территорий Евразии, взаимное проникновение культур, обмен знаниями и достижениями каждого народа, что послужило мощным толчком к развитию мирового сообщества, науки и, в особенности, мировой торговли. Времена монгольских завоеваний характеризуются как времена безумной жестокости и массовых убийств в осаждаемых городах. Но на завоеванных территориях устанавливались строгие порядки, поощрялись ремесло и искусство, объявлялись религиозные свободы, формировались и развивались науки. Были заложены основы мировой торговли. Теперь, благодаря многочисленным посредникам, на объединенных землях стало возможным наладить контакты и доставку любых товаров в пределах материка. Торговля становится одним из основных занятий среди населения и определяющей статьей накопления государственных богатств – положено начало формированию прообраза мировой экономики в ее современном понятии.

В качестве примеров приведем еще нескольких именитых завоевателей, но больше никому за всю историю не удалось создать империи, равной монгольской.

Аттила (Бич Божий). Король гуннов. Регион современной Венгрии. Дата рождения неизвестна, умер в 453 году. Завоевал территорию от Волги до Франции, подчинил Балканы, Центральную Европу и Северную Италию. Народам запомнился безжалостным и кровожадным человеком, самим воплощением ужаса. Стал символом Великого переселения народов в X веке, ускорившим гибель Западной Римской империи. Объединил разрозненные племена гуннов, убив родного брата. Используя легкую конницу, покорил многие окрестные народы, отвоевал обширные территории у Восточной Римской империи, обложил данью Константинополь. Дошел до Рима, взял огромную контрибуцию, не разрушая города. После смерти Аттилы королевство распалось, а гуннов ассимилировали другие народы. По преданию, похоронен в золотом гробу под руслом Тиссы, для чего сначала изменили течение реки, а потом направили ее воды в прежнем направлении.

Карл Великий, король франков, живший с 742 по 814 год. Завоевал территорию современных Франции, Бельгии, Нидерландов, Западной Германии и Северной Италии. Человечество помнит его как человека, объединившего Западный мир впервые после падения Римской империи. После распада империи Карла Великого началось формирование современных европейских народов – французов, немцев и итальянцев.

Тамерлан (Хромой Тимур), основатель империи Тимуридов, родился в 1336 году, а умер в 1405 во время завоевательного похода в Китай. Тимур переводится с тюркского как «железо». Завоевал территорию Средней Азии, Южного Казахстана, Ирака, Ирана, Афганистана, Пакистана, дошел до Анкары, Дели и Ельца. Характеризуется как правитель, без устали воевавший всю свою жизнь и умерший в военном походе на Китай. Главным его противником было государство Золотая Орда, которой он нанес несколько чувствительных поражений, чем приблизил освобождение Руси от ордынского ига. Тимур в юности в одном из сражений был ранен в колено, после чего хромал всю жизнь. Так его и прозвали – Хромой Тимур, Железный Хромец, Тимур Ленг. Как правоверный мусульманин имел восемнадцать жен. Покровительствовал наукам и искусствам. Столица его империи Самарканд была самым красивым городом мира. Легенда гласила, что в случае вскрытия гробницы Тамерлана проснется «дух войны». Советские археологи открыли его гроб в Самарканде утром 22 июня 1941 года, и сразу же началась Великая Отечественная война.

Эрнан Кортес – испанский конкистадор, маркиз, живший в 1485–1547 годы – завоевал Мексику. Он начал успешное покорение Нового Света, захватил плацдарм для дальнейшей экспансии европейцев в Америку, закончившейся колонизацией всего материка: от Аляски до Огненной Земли. Прославился тем, что завоевал огромную страну малыми силами, имея всего 518 пехотинцев, 16 конных рыцарей, 13 аркебузников, 32 арбалетчика, 110 матросов и 200 рабов, состоявших из кубинских индейцев и негров в качестве слуг и носильщиков. Снаряжение включало 32 лошади и 10 пушек. Был обвинен в превышении полномочий, вернулся в Испанию. Только личная встреча с королем спасла от судебного преследования. Вопреки мифу о презрении к местному населению Кортес относился к противнику подчеркнуто уважительно. Индейцы-националисты потребовали уничтожения праха Кортеса, захороненного в Мексике. В 1981 году Кортеса перезахоронили, сохранив в секрете новое местонахождение останков великого завоевателя.

Наполеон Бонапарт, император Франции, родился в 1769 г. и прожил вплоть до 1821 г. Завоевал территорию Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Германии, Швейцарии, Австрии, Венгрии, Чехии, Польши, Египта. Дошел до Москвы и захватил ее. Прошел путь от мелкого дворянина до самых вершин власти. Стал генералом в 24 года. Наполеон разрушил феодальные отношения в Европе, расчистив путь для развития капитализма. В своем последнем сражении при Ватерлоо сдался англичанам. Находясь в ссылке на острове Святой Елены, был отравлен.

Третий всадник

6.5 И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.

6.6 И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.

Черный или вороной конь – зловещее воплощение ночного мрака, нечистой силы и самой Смерти. Черный конь – знак похорон. Предвещает смерть и символизирует хаос, конец прежним отношениям. Но любая смерть приводит к появлению нового, более совершенного, а именно – к рождению, становлению и развитию новых экономических и политических отношений между государствами. Вот что символизирует вороной конь.

Хиникс – малая хлебная мера. Динарий – монета, соответствующая дневной плате поденщику.

Конец XV – начало XVI в. приходится на период расцвета мировой торговли. Именно в этот момент формируется то явление, которое мы называем мировой экономикой. В те века зародился прообраз того, что определит в будущем все межгосударственные отношения и существенно повлияет на сферу межличностного взаимодействия между людьми. По сути, торговля, или бизнес, определяет наше бытие на сегодняшний день, наши стремления и выбор, уклад жизни и образ мысли. Не будет преувеличением сказать, что законы экономики определяют все остальные законы в мире людей.

Все рассматриваемые периоды в Откровении не имеют четких временных рамок как таковых, плавно переходят друг в друга и оказывают долгосрочное влияние на развитие человечества. Фундамент, предопределивший путь, по которому пойдет мировое общество, был заложен около шестисот лет назад. Но вначале обратим внимание на исторические предпосылки, которые привели именно к такому развитию событий.

Прежде всего, заканчивается мрачная эпоха Средневековья, наступает эпоха Возрождения. Смягчаются нравы, общество западных людей начинает по-другому смотреть на многие вещи. К этому моменту уже установлены прочные связи между Западом и Востоком. Крестовые походы в период с XI по XV в., помимо открытия восточных городов для торговли с Европой, способствовали культурному обогащению населения, ослаблению религиозных предрассудков благодаря тесному соприкосновению разных культур. Небывалое развитие торговых отношений способствовало обогащению городского класса, облегчению и ускорению процесса освобождения крестьян. Не поддающуюся описанию и оценке роль в объединении многочисленных народов, создании единого пространства для торговых отношений сыграла Монгольская империя, открывшая возможности для ведения торговли между ранее недосягаемыми друг для друга государствами, обеспечившая рост городов и увеличение численности населения в них, развитие ремесел и искусства. Проходит то время, когда каждый феодал может чеканить свою монету и вводить ее в оборот. Товарообмен достигает огромных масштабов. Эпоха великих географических открытий обеспечивает новые рынки. Города разрастаются и на Западе, и на Востоке. Отдельные народы больше не находятся в изоляции друг от друга. Возникает все больше частных торговых и ремесленных лавок, формируется так называемый средний класс. Уровень образования и грамотности населения также возрос.

На фоне всего этого происходит очень важное событие. Возникает серебряный стандарт – денежная система, основанная на серебре. Господство серебряного стандарта началось после падения Византийской империи в 1453 году. Предшествовавшие этому турецкие завоевания также внесли свой вклад в развитие международной торговли и установление контактов между разными народами.

После открытия крупных серебряных месторождений в испанских колониях, в частности, в боливийском Потоси, серебряный стандарт оказался напрямую связан с испанским песо. В предсказании говорилось о фиксированной цене и о валюте. Впервые возникает нечто, выполняющее роль мировой валюты. Real de a 8, peso de ocho, peso fuerte, peso duro, dólar español – названия испанской валюты того времени, служившей стандартом при ведении международной торговли. И действительно, в сложившихся условиях была востребована валюта, которая будет служить как бы эталоном при торговле и денежном обмене, иными словами, при конвертации валют. Peso de ocho был серебряной монетой стоимостью в 8 реалов, чеканившийся после монетной реформы 1497 года, установившей испанский реал. Благодаря широкому использованию до конца XVII века в Европе, обоих Америках и Карибском Регионе, а также на Дальнем Востоке real de a 8 было принято считать первой мировой валютой. Она находилась в обращении в США и считалась законным платежным средством до 1857 года, пока закон не запретил ее использование. Бытует мнение, что многие валютные системы, такие как американский доллар, канадский доллар, испанский песо, китайский юань и филиппинский песо, основаны на real de a 8. В Откровении Иоанна Богослова мы усматриваем явное указание на одну единственную валюту и фиксированную цену на продукты.

Далее нельзя оставить без внимания строки последнего абзаца: «хиникс за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай». Здесь кроется и другая информация, помимо указания на единую мировую валюту. В эпоху Возрождения цены на многие товары понизились из-за их обилия и разнообразия, но цены на продукты питания значительно выросли. Произошла так называемая ценовая революция. Алкоголь же стал еще более доступен населению. Также на Западе становится более распространенным опий, постепенно укореняясь в обществе, и начинает оказывать влияние на культуру и творчество Западных мыслителей и людей искусства. Цена на опиумную настойку снижается, применение выходит за пределы медицинского использования. С каждым десятилетием все менее обеспеченные слои населения получают доступ к новому зелью. Слово «елей» используется неслучайно. Под елеем понимается не только церковное масло для богослужений, но и различные настои. В Книге притчей Соломоновых есть строки: «Масть и курение радуют сердце; так сладок друг сердечным советом своим» (Прит. 27:9), затрагивающие использование елея вне богослужебных практик.

Подводя итог, стоит отметить, что под третьей печатью скрывалась информация о радикальных переменах конца XV века, произошедших в человеческом обществе, повлиявших на весь дальнейший ход истории развития мысли и образа жизни людей.

Четвертый всадник

6.7 И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.

6.8 И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.

Бледный конь – символ смерти. Цвет коня последнего всадника описан как khlôros (χλωρóς) в Койне (общий греческий), что переводится как «бледный». Однако есть и другие переводы: «бледно-зелёный», «изжелта-зелёный» и «пепельный», кроме, того так назван элемент периодической системы Менделеева Хлор. Этот цвет характеризует бледность трупа.

Бледный конь, «которому имя смерть», влечет за собой убийства («умерщвление») людей оружием, голодом, болезнями и зверями земными. Четвёртый всадник именуется Смертью. Из четырех всадников этот единственный, кому дано имя. В других переводах библии его называют иначе: «Чума», «Мор». Кроме того, в отличие от остальных всадников, он не имеет никаких предметов в руках, но за ним следует ад. И дана ему («им» – в других переводах) власть уничтожить четвертую часть людей на земле. Четвертый всадник сопровождает всю историю развития человечества, в принципе, являя собой собирательный образ всего того, чем будет наполнено бытие людей во все времена. В этом символе находят отражение войны, эпидемии и голод как прошлого, так и будущего. История человечества – это история войн. Швейцарец Жан-Жак Бабель подсчитал, что за все время, начиная с 3500 года до нашей эры и заканчивая современностью (более 5,5 тыс. лет), человечество без войн прожило лишь 292 года. Зачастую количество погибших в войне оценить сложно, но, если взять минимальные цифры оценок потерь, картина складывается удручающая. В качестве примеров приведем несколько эпизодов из истории, не слишком известных большинству современников. В 755 году Ань Лушань поднял мятеж и в 756 году провозгласил себя императором династии Ян. Подавить мятеж удалось только к февралю 763 года. Количество жертв по разным подсчетам достигло от 13 до 20 миллионов человек. Есть мнение, что население Китая сократилось в то время на 36 миллионов человек – это составляет 15 % населения мира.

За 45 лет войн Хромой Тимур положил более 3,5 % населения Земли второй половины четырнадцатого века, от 15 до 20 миллионов человек.

Династия Цин, эпоха борьбы за власть в Китае (1616–1662 гг.), унесла 25 миллионов человеческих жизней или почти 5 % жителей планеты – это цена создания империи. Безусловно, в общую копилку можно добавить и Наполеоновские войны 1799–1815 гг., унесшие жизни 3,5 миллионов человек, а некоторые историки увеличивают эту цифру вдвое.

В 1862 году на северо-западе Китая началось так называемое Дунганское восстание против Цинской империи. В этой войне всех со всеми пострадало по разным оценкам от 8 до 12 миллионов человек.

В гражданской войне, последовавшей за революцией 1917 года в России, погибло больше народу, чем во всех Наполеоновских войнах: не менее 5,5 миллионов человек, а по более смелым оценкам и все 9 миллионов.

В Первую мировую войну 1914–1918 гг. погибло по самым скромным подсчетам 15 миллионов человек.

Самые большие жертвы были зафиксированы во Второй мировой войне 1939–1945 гг. Их общее число по приблизительным оценкам достигает 40 миллионов, по другим подсчетам указывается цифра в 72 миллиона. В ней в той или иной форме участвовали 62 из 73 государств, существовавших на планете, около 80 % населения планеты.

Голод также является неизменным спутником человечества. Вот наиболее характерные случаи глобального голода, приведшего к каннибализму.

В 757 году между повстанческой армией Ян и силами армии Тан состоялось сражение при Суйань. Во время боя Ян пытались осадить область Суйань. Несмотря на осаду и ежедневные штурмы, армии Тан удалось сдерживать натиск Ян в течение многих месяцев. К середине 757 года все животные и растения в Суйянь были съедены, и «люди стали питаться телами погибших, а иногда убивали собственных детей». Сначала солдаты отказывались, но вскоре уже без зазрения совести поедали плоть. Так сначала съели всех женщин в городе, а когда женщины закончились, солдаты начали охотиться на стариков и юношей. В общей сложности, согласно Книге Тан, солдаты убили и съели от 20 до 30 тысяч человек.

В средние века в Европе голод случался очень часто из-за низких урожаев, перенаселения и болезней. В Британии за период Средневековья насчитывается девяносто пять случаев массового голода. В период с 1348 по 1375 г. продолжительность жизни в Англии упала до 17,3 лет. В связи с плохой погодой и, как следствие, неурожайными годами в Северной Европе с 1315 года разразился голод. В это время еженедельно погибали тысячи людей, а за три года голод унес миллионы жизней. Общественные нормы не действовали. Многие родители бросали своих детей, а некоторые убивали и ели их. Заключенные поедали трупы сокамерников, люди воровали тела из могил.

Характерным примером каннибализма стал Джеймстаун – первое английское поселение в Америке, созданное в 1607 году. В 1609 году судно с продовольствием, направлявшееся в Джеймстаун из Англии, потерпело крушение, и поселение осталось без продовольствия. Зимой 1609 года разразился голод, и к 1610 году из 500 человек в живых осталось не более 60. Исследования останков показали, что выжившие прибегли к людоедству.

Великий голод, разразившийся в Ирландии между 1845 и 1852 годами, известен как ирландский картофельный голод, потому что фитофтороз картофеля стал непосредственной причиной нехватки продовольствия. Несмотря на то, что около миллиона человек умерли от голода и ещё миллион бежали из Ирландии, британское правительство ничем не могло помочь. В некоторых случаях острейший голод заставлял людей есть членов семьи. В 2012 году профессор Кормак О’Града из Дублинского университета предположил, что во время Великого Голода было распространено людоедство.

В июне 1941-го года нацистская Германия напала на Советский Союз. При поддержке финской армии нацисты окружили город Ленинград и держали его в осаде 872 дня. Немцы хотели заставить людей сдать город, заморив их голодом, и отрезали все поставки продовольствия. В результате осады погибло около 1,5 миллиона человек. Из 3,5 млн человек, живших в Ленинграде до блокады, только 700 тысяч пережили войну. Общепринятые нормы теряли свое значение, началось распространение каннибализма. Во время осады людоедство достигло таких масштабов, что милиции пришлось организовать специальное подразделение, чтобы отлавливать «хищников».

Голод в Северной Корее. В 1991 году, после развала СССР, торговля между двумя странами упала до самого низкого уровня, что негативно отразилось на экономике Северной Кореи – производство продовольствия резко сократилось, и в КНДР начался массовый голод, убивший с 1994 по 1998 г. от 250 тысяч до 3,5 миллионов человек. Люди от голода лишались ума, убивали и съедали собственных детей, вскрывали могилы и поедали трупы. Детей воровали, убивали и продавали в виде мяса.

Эпидемии, которые также совмещает в своем образе четвертый всадник, порой достигали своего размаха в самые неожиданные моменты, казавшись людям небесной карой, и стремительно сокращали население в самых разных регионах. Вспомним, начиная с древнейших времен. Антонианская чума 165–180 годов и погибшие за всю эпидемию ветряной оспы 5 миллионов человек. Тогда следующей упомянем Юстинианскую чуму 541 года нашей эры. Наиболее вероятно, что это была бубонная форма чумы. На пике эпидемии в Константинополе погибали 10 тысяч человек ежедневно, а за все время эпидемия унесла около четверти населения Ближнего Востока. «Черная смерть», снова бубонная чума, но теперь уже в XIV–XV веках, и последующие вспышки вплоть до XVIII века, унесшие треть тогдашнего населения Европы – 34 миллиона человек. Столько же жертв чумы было в Китае и Индии. Эпидемия не обошла и Ближний Восток, и страны Африки. Чума за 100 лет забрала 100 миллионов жизней. Столько же погибли от «испанки» в 1918–1919 годах, но только в течение полугода!

Вспомним эпидемию ветряной оспы среди коренного населения Америки 1492–1900 годов, точный подсчет жертв которой не велся, но мы можем представить приблизительное количество погибших, проанализировав следующие данные. До Колумба население Америки достигало 75 миллионов, из них 12 миллионов населяли Северную Америку. К 1900 году коренное население Северной Америки уменьшилось до 273 тысяч. Многие факторы повлияли на сокращение численности индейцев, но основной причиной является завезенная из Европы ветряная оспа, против которой индейцы не имели никакого иммунитета.

Первая эпидемия холеры началась в Калькутте и быстро достигла масштабов пандемии, распространившись по Индии, Европе и России. Среди английских военных – Калькутта была в то время столицей британской короны в Индии – потери достигли 100 тысяч человек. С тех пор было семь вспышек эпидемии холеры, последняя датируется 1961 годом.

Из всего двустишия, касающегося четвертого всадника, осталось рассмотреть понятие «зверей земных». Многие аборигенные народы именовались язычниками, характеризуясь многобожием, варварским суеверием, распущенностью, жестокостью и ярко выраженными животными инстинктами. Они ассоциировались у последователей веры Христовой со зверьми, представителями животного мира, за что нередко были представлены в образе «зверей земных». Такое нелестное определение дано язычникам тогдашней церковью, по мнению которой образ жизни язычников мало чем отличался от звериного. С язычниками церковь вела непримиримую борьбу. Основанием для преследования язычников служили заповеди Библии о борьбе с «чужеземными идолами» и преследовании «пророков иных богов»: «чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим» (Вторзак. 12:31). Когда иудейский царь Манассия учредил при Храме храмовую проституцию, поставил в нем идол Астарты и начал совершать человеческие жертвоприношения, пророк Иеремия записал следующие слова: «И пошлю на них четыре рода казней, говорит Господь: меч, чтобы убивать, и псов, чтобы терзать, и птиц небесных и зверей полевых, чтобы пожирать и истреблять» (Иер. 15:3). В этих строках «псы», «птицы» и «звери» олицетворяют собой силы язычников, разбойников и бунтовщиков. Собственно, сами языческие воины отождествляли себя с псами-волками, так они и названы в текстах Писания. Ведя речь о принесении в жертву других людей, мы можем провести параллель с кровавыми культами Мезоамерики. Правда, это единичный пример, но именно такой негативный образ «придавали» всем нехристианским культурам. По самой природе христианства, с верой в одного всемогущего Бога, можно сделать вывод, что христиане не могли мириться с существующими верованиями в разных богов. Христианство – более высокое мировоззрение, чем язычество, представлявшее ранние формы верований. В тексте Откровения «звери земные» отражают опустившихся до звериного уровня, полностью деградировавших людей.

Пятая печать

6.9 И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.

В этих стихах речь идет о гонениях на церковь, на религию. О них мы более подробно поговорим в главе 12, которая рассказывает о тернистом пути развития религии в целом и о страданиях и преследовании верующих в свете событий сегодняшнего дня на Ближнем востоке. В бассейне реки Евфрат – уничтожат десятки тысяч правоверных мусульман, будет проведен геноцид в отношении христиан и появятся миллионы беженцев – об этом в главе 9. Сейчас же поговорим на тему религиозной нетерпимости начала XX века в ключе описываемого в стихе времени и проследим определенные исторические события, ставшие предпосылками политических перемен и преобразований, описанных в следующей главе.

Конец XIX – начало XX века ознаменовались резкими переменами в умах людей, приведшими к господству материалистических идей в обществе. Одновременно с этим происходили гонения на христиан всех конфессий и иудеев во многих частях мира.

Окончание XIX века характеризуется резкой урбанизацией и индустриализацией общества. Религиозные убеждения начинают отступать на второй план, постепенно замещаясь материалистическими взглядами, нравственной и моральной свободами. Возникают новые политические идеи и течения, постепенно набирая силу. В XX веке начавшиеся процессы приобретают все большие масштабы, охватывая весь мир. Доктрина Маркса и Энгельса берется на вооружение коммунистами, имевшими радикальные взгляды на религиозные устои и традиции. Теория Чарльза Дарвина о происхождении человека в процессе эволюции подменяет собой акт Божественного творения, изменяя сознание людей и их взгляды на жизнь.

Параллельно прогрессированию развития материализма отмечаются всеобщие гонения на христиан в самых отдаленных уголках мира. Примеры можно найти в истории каждого государства того периода. Рассмотрим некоторые из них.

В конце XIX века, в 1898 году, в Китае вспыхивает восстание ихэтуаней, прозванное на западе «боксерским» из-за эмблемы в виде сжатого кулака. Восстание было направлено против иностранцев, наживавшихся на богатствах Китая и травивших жителей страны опиумом. В результате пострадало огромное число христиан разных конфессий, верующих, совершавших ежедневные молитвы. Их казнили публично на городских площадях или убивали в домах без суда и следствия, независимо от пола и возраста. Ранее в Корее были казнены свыше восьми тысяч христиан, тогда как в Китае жертвы среди верующих составили около тридцати тысяч.

В СССР в 1918 году произошло отделение церкви от государства. В период с 1918 по 1920 г. помимо разоблачительных мер происходило вскрытие мощей святых. Активно проводилась антирелигиозная пропаганда. Православная церковь рассматривалась большевиками, как главный очаг контрреволюционных настроений. 23 февраля 1922 года вышел декрет об изъятии церковных ценностей. Начались репрессии и преследования верующих. А в 1928 году был принят акт, действовавший на территории РСФСР и СССР, руководствуясь которым, коммунисты принялись за снос храмов – в общей сложности их было уничтожено около 70 тысяч. Дальнейшие антирелигиозные настроения в СССР только росли. По официальным данным, в течение XX века в СССР за веру пострадало около миллиона человек.

Геноцид армян и преследование христиан-представителей других народов на территории Османской империи стал еще одним событием начала XX века, отражавшим картину массовых преследований христиан. Одновременно в 1914–1923 гг. проводился геноцид ассирийцев и геноцид понтийских греков. Массовые убийства армян продолжались в период с 1915 по 1923 г. До сих пор события тех лет остаются спорным вопросом в плане получения официального признания и отрицаются турецким правительством. В общей сложности число погибших среди христианских меньшинств оценить трудно. Только в 1915 году погибло около полутора миллионов армян, число истребленных христиан на территории Понта варьируется в разных источниках, но составляет приблизительно около миллиона человек.

Преследования еврейского народа происходили параллельно с гонениями на христиан. В царской России в конце XIX века вспыхнули массовые еврейские погромы. В начале XX века погромы и притеснения продолжались и в России, и в Восточной Европе. В период Первой мировой войны антисемитские настроения вспыхнули с новой силой. Тогда евреи классифицировались как ненадежный элемент, поголовно выселялись насильственным путем из прифронтовой полосы. Антисемитизм принял размах государственной политики, в результате чего евреи массово переселялись, покидая территории Российской империи. Большинство из них эмигрировали в США и Палестину. Евреям, покинувшим российские территории, было запрещено возвращаться обратно. В Румынии также происходили погромы и преследования еврейского народа. Гражданская война на территории России стала еще одним бедствием для евреев, число жертв составило около двух сотен тысяч. Начиная с 1919 года, из восточной Европы в Палестину хлынула новая волна переселенцев, в основном из Польши. Позже волна миграции евреев из восточной Европы повторилась в 1924 году и продлилась до 1931 года. Суммарно из России и СССР за период, начиная с конца XIX века и до 30-х годов XX века включительно, бежало около двух с половиной миллионов евреев, большая часть – в США.

Апогеем гонения на евреев стал холокост в нацистской Германии после прихода Адольфа Гитлера к власти. Сотни тысяч еврейских беженцев в разные годы хлынули в Палестину в поисках спасения от нацистов. Основным инструментом политики в отношении евреев стало антиеврейское законодательство, вершиной которого были Нюрнбергские законы, лишавшие евреев немецкого гражданства и запрещавшие смешанные браки. С началом второй мировой войны преследования и репрессии продолжали ужесточаться и распространялись на оккупированные Германией территории. Беженцы устремлялись на восток. Определить число жертв периода холокоста не представляется возможным ввиду отсутствия данных о массовых казнях, а также смертях от болезней и увечий после освобождения из концентрационных лагерей, но счет идет на миллионы жизней. В самих концлагерях велся частичный учет узников, как, например, в печально известном Освенциме, где количество жертв, согласно Нюрнбергскому процессу, равняется четырем миллионам.

Далее идет продолжение Откровения о рассматриваемом периоде времени.

6.10 И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?

После снятия пятой печати святой Иоанн видит души убиенных, души мучеников за Слово Божие и за свидетельство, с которым они бесстрашно шли к людям. Они взывают о справедливом Божьем суде, о наказании нечестивых, отступивших от истинной веры, за гонения на пророков и святых.

На самом деле события тех времен и катастрофы, которые пережили люди, уже сами по себе являлись наказаниями за поступки в отношении верующих.

6.11 И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.

Пройдено еще одно испытание, призванное повлиять на развитие человечества, поддерживающее заданный отбор среди рода человеческого. Дается указание на то, что селекция генофонда продолжается и вскоре («малое время») произойдет нечто, что приведет к похожим результатам, и число убиенных за веру пополнится. Это является ключевым сообщением.

Каждому были даны белые одежды… Здесь идет прямая отсылка к канонизации христианских мучеников. В иудаизме как таковая канонизация не присутствует, но память о жертвах холокоста живет по сей день, возведено множество монументов и памятников, а 27 января объявлен днем памяти жертв холокоста. Последний суд Божий, о котором говорили в десятом стихе, начнется с окончанием отбора необходимого числа праведников. А состоится он во второе пришествие Христа на землю. О том же говорит сам Иисус Христос в Евангелии от Матфея: «…ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Матф. 24:21, 22). И сказано в послании Филадельфийской церкви: «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр. 3:10).

Шестая печать

В Откровении Иоанна Богослова мы встречаем описание событий самого масштабного конфликта в истории человечества до наших дней. Действительно, с позиции оценки значимости влияния на развитие человека, просто невозможно не упомянуть о годах мировых войн. Изменение взглядов на мироустройство, взаимоотношений между людьми во всех сферах, научный прорыв в различных областях знаний, перемены в структуре общества – все это стало следствием двух мировых войн. Первая мировая война продолжалась в период с 28 июля 1914 года по 11 ноября 1918 года. Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года и завершилась 2 сентября 1945 года. Учитывая тот короткий промежуток времени, который разделял два глобальных конфликта, и предпосылки к началу Второй мировой войны после окончания Первой, Иоанн вряд ли мог отделить эти два исторических события друг от друга и объединил их в тексте своего Откровения.

6.12 И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь.

Дым от пожарищ и сражений заслонял собой солнце, вооруженные столкновения были столь масштабны, что земля в прямом смысле слова сотрясалась от бомбардировок и применения тяжелого вооружения в результате развернувшегося на ней конфликта. Луна на этом фоне виделась кроваво-красной, символизируя собой миллионы жертв, павших в битвах.

6.13 И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.

Здесь пророк дает описание бомбардировок и артиллерийских обстрелов. Особенно актуальны эти строки для периода Второй мировой войны, где применялось более современное оружие ведения дальнего боя и широкое распространение получила авиация. У человека в начале нашей эры горящие снаряды вызвали бы, скорее всего, только одну ассоциацию – с падающими звездами. Это так похоже на сгорающие метеориты в ночном небе, только их обилие можно сравнить с внезапным падением всех звезд с небосвода. Иоанн использовал для сравнения смоковницу, показывая, что вся земля буквально засыпалась бомбами и снарядами в продемонстрированном ему событии, заключенном в шестом файле-печати.

6.14 И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих.

Мировую политическую карту перекроили в прямом смысле слова. Территории одних стран и народов отошли под власть других, образовались новые государства с новыми границами и новые союзные блоки.

6.15 И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор,

6.16 и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца;

6.17 ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?

Война не пощадила никого. Она затронула всех, независимо от социального статуса и уровня благосостояния. В боевых действиях принимали участие и погибали люди разных сословий. Многие пытались бежать, скрываясь от ужаса войны. Солдаты и командиры прятались в укрытиях во время атак противника. Никто из проживавших на территории стран, где велись боевые действия, не смог избежать печальной участи. Логично рассматривать мировые войны как гнев Господа за совершенные злодеяния в отношении верующих и, в особенности, его избранного народа. Именно этот смысл, как мы видим, вложил Иоанн в строки своего Пророчества. Но если вчитаться внимательно в то, что описывалось как увиденное после снятия пятой печати, на поверхности оказывается информация о том, что за Слово Божие было убито недостаточно и подобные события будут продолжать происходить далее, пока сотрудники и братья не дополнят число.