Вы здесь

Судьба. Преданная. Часть 2 (Г. М. Пискунова-Пестрикова (Байдерова))

Часть 2

Глава 1. Сельхозработы

УРА! УРА! УРА! Галка студентка! Экзамены сдала легко. Набрали шесть групп. Четыре – учителя начальных классов, а две – воспитатели детских садов – «дошколята». Одни девчонки. Только в дошкольной группе один мальчишка и тот женоподобный. Галка будет учиться в группе «Б». На линейке объявили, чтобы ехали домой, и готовились к сельхоз работам. Назвали дату отправки на работу. Этот процесс ей знаком: в школе три года подряд с классом ездила в совхоз убирать овощи. Незабываемое время!

Галка приехала домой уже студенткой. Встретили её словно дорогую гостью. Бабушка прижалась к ней, чмокнула куда-то в плечо и вытащила из кармана конфетку, как в детстве.

Мама засуетилась, на стол стала накрывать, как братьям, когда они приезжали с работы. Галке это польстило. За столом она рассказывала о своих впечатлениях: как сдавала экзамены, с какими девочками познакомилась, сколько человек было в комнате общежития. Мама с любовью поглядывала на неё: она гордилась своей дочерью.

Время пролетело быстро: Галка несколько раз ходила в Дарью к одноклассникам, в надежде узнать что-нибудь о Коле, но никто ничего нового не сказал. Её все поздравляли, гордились – она одна из всей школы поступила, желали удачи во всём.

Завтра уезжать. Галка в последний раз пошла в степь – к своей закадычной подружке. Туда, где столько пережила. Только степь знает настоящую Галку. Только степь давала ей правильные советы. Всё здесь знакомо, такое родное, близкое: чириканье птичек, стрёкот кузнечиков и другие непонятные звуки, слившиеся в единый сонм. Ковыль, покачиваясь из стороны в сторону, будто от имени всех говорил: прощай Галка, успехов тебе в новой жизни, будь умницей! Мы тебя любим и помним. Прощай…

Галка глубоко вдохнула аромат степного благовония и медленно пошла домой. Всё это время она думала о Коле. Ей не хотелось уезжать, но новая жизнь манила её.

Автобусы вереницей двигались в сторону Осакаровского района в совхоз «40 лет ОКТЯБРЯ». Педучилище шефствовало над этим совхозом, поэтому ежегодно студенты ездили сюда на уборку урожая. Ехать три часа.

Студенты с шумом входили в автобус, устраивались, знакомились, делились новостями, потом шум становился тише и, наконец, совсем стих. Пассажиры заскучали. И вдруг Галка встала, подошла к кабине шофёра, повернулась лицом ко всем девчонкам и сказала:

– Девчонки, давайте споём.

И начала:

«Идём, идём, весёлые подруги. Страна, как мать, зовёт и любит нас.

Везде нужны заботливые руки

И наш хозяйский, тёплый женский глаз.

А ну-ка, девушки! А ну, красавицы!

Пускай поёт о нас страна!

И звонкой песнею пускай прославятся

Среди героев наши имена».

Голоса у Галки не было, она часто не попадала в ноты, но пела, пела, пела. Она любила петь, особенно в степи. У неё был песенник, который завела ещё в школе и туда записывала понравившиеся песни из кинофильмов и радио. Песен наизусть она знала много, поэтому, когда заканчивалась одна песня, Галка сразу начинала другую. Все подхватывали. Пели задорно. В унисон. Только за полчаса до назначенного места охрипшие девчонки замолчали, и каждая погрузилась в свои думки.

Вот и приехали. Выгрузились. Галка огляделась. Три барака. Из трубы одного барака клубами шёл дым, и разносился ароматный запахи еды. Это столовая. У всех засосало под ложечкой: давно не ели. Два других барака —спальные. Возле каждого лавки, чтобы можно было посидеть, расслабиться, отдохнуть, пообщаться. Внутри спальных бараков вдоль стен сплошные, одноэтажные нары, устеленные соломой. Между нар проход, чтобы удобнее взбираться. Одно окно в задней стене.

– Девчонки, трактор пришёл, идите, разбирайте одеяла и подушки! – Раздался клич.

Началась канитель. Все, натыкаясь друг на друга, хватали одеяла и подушки, спешили в барак, смеясь, застилали солому одеялами. Второе одеяло клали поверх, чтобы укрываться. Шутили друг с другом. Каждый выбрал себе место. Галкино место было третьим от окна. Её соседками стали Людка Бортвина и Валя Смелянец. Наконец, всё закончилось.

Галка вышла из корпуса, огляделась. Рядом стояли два длинных рукомойника, в которых было много ячеек. Она посчитала: в каждом рукомойнике по десять ячеек, и по-хозяйски оценила: «не будем мешать друг другу». Не далеко стояли комбайны и копнители. Были ещё какие-то механизмы непонятные ей. Вдалеке желтеющие нивы. «Наверное, их будем завтра жать». – Подумала Галка. – «А где же уборная»? Она оглядела всё, но уборной не было, только небольшой холм, по которому шла группа девочек и за которым они вскоре скрылись. Какое-то время их не было видно, но вот опять появились их головы и, наконец, они выплыли сами. «Ага, условная уборная, – „где так вольно дышит человек“. Вот наши отхожие места». – Подумала опять Галка и заулыбалась.

Зазвучала «рында», в данном случае подвешенный рельс, в него стучала какая-то женщина – приглашали в столовую.

В столовой стояли длинные столы и рядом такие же длинные скамейки. Ужинали в две смены: не хватало мест. На ужин подали котлету с кашей, овощной салат и компот. Давали добавку. Хлеба было достаточно. Все наелись. До отбоя далеко, и девчонки по группам разбрелись по территории. Галка и ещё человек шесть девчонок остались возле барака. К ним подошёл преподаватель физкультуры Гершунов Юрий Васильевич, их сопровождающий.

– Ну как, девчонки, не устали? Хорошо поужинали? Не скучаете?

Получив удовлетворительный ответ, продолжил:

– Перед сном будет линейка. Управляющий отделением расскажет, какой фронт работы будет завтра, а сейчас отдыхайте, знакомьтесь.

Пришло время отбоя. Построили линейку. Вперёд вышел грузный мужчина. Юрий Васильевич его представил:

– Это управляющий отделением Антон Семёнович. Он сейчас вас познакомит с распорядком рабочего дня.

Антон Семёнович сказал:

– Я благодарю вас, что вы приехали оказать помощь нашему хозяйству. Надеюсь, что вы найдёте общий язык с нашими комбайнерами. Так как вы несовершеннолетние, то будете работать по четыре часа, в три смены. График повесим на доске объявлений.

Далее были зачтены фамилии тех, кто завтра первым пойдёт на работу. В первой смене оказалась Галка. Волнительно. Потом управляющий отвечал на вопросы студентов. Линейка закончилась, все стали готовиться ко сну. Заснуть долго не удавалось: слишком много впечатлений.

Утром Галка познакомилась со своим комбайнером. Это был молодой парень, двадцати двух лет, Теплов Толя. Он объяснил, что она должна делать, затем она встала на копнитель, и комбайн поехал на поле. Её задача такова: стоять на площадке копнителя и, когда он наполнится соломой, нажимать на педаль. Створка копнителя открывается, днище опускается, солома копной вываливается на поле. Вот и вся работа. Но зато пыли наглотаешься досыта, на стан приезжаешь чумазый, как трубочист.

Потекли день за днём. Всё прекрасно. Вечером девчонки устраивали игры, хороводы, пели частушки. На танцы приходили местные парни. Два раза в неделю привозили художественные фильмы. Было весело. Никаких ЧП. На сон грядущий Галка рассказывала какую-нибудь историю, все внимательно слушали и постепенно засыпали. Всё шло своим чередом, но однажды…

На стан приехал незнакомый комбайнер. Красивый молодой человек с золотыми зубами. Звали его Эмды. Чеченец. Два дня он вёл себя нейтрально.

Уставшие девчонки сидели возле корпуса, как вдруг Эмды резко подошёл к ним. Долго вглядывался в лица обомлевших девчонок и, подойдя к Галке, сказал:

– Ты мне нравишься. Я тебя украду.

Развернулся и ушёл. С этого момента у Галки появилась личная охрана в лице всей группы. Она без сопровождающих никуда не ходила. Но Эмды больше к ним не подходил. Наверно испугался охраны. Ха-ха!

Приближался день отъезда. Галка работала в третью смену. Закончился рабочий день. Толя говорит:

– Слушай, Галь, я так устал. Замени меня. Поведи комбайн. Я немного посплю. До стана ехать минут сорок. Я перед станом сменю тебя.

Галка отказывалась, но в итоге согласилась. Толя показал, как управлять комбайном и пошёл спать. Она села за руль и поехала. Ощущение неописуемое!

Стан приближался, а Толи всё не было. И позвать его не было возможности, остановить комбайн не могла: Толя не показал. Что делать? Комбайн был уже на территории стана и пёр прямо на стоящие грабли, плуги, и другие орудия труда. Галка была в ужасе. Ещё немного и случится непоправимое. Оставались секунды, и комбайн врежется в груду железяк. Тогда Галка, зажмурив глаза, резко повернула руль в сторону. Раздался сильный удар, скрежет железа, комбайн дёрнулся, но продолжил путь. И тут появился Толя: что-то нажал, что-то крутнул, и комбайн остановился. Он и Галка смотрели друг на друга. Кто из них сильнее напуган? Было непонятно. К ним бежали люди. Галка быстро спустилась и пошла к баракам. Потом она узнала, что в косилке комбайна выбиты три зубца.

Как был наказан комбайнер? Галка не знает, так как на следующий день они уехали.

Глава 2. Коля

Администрация училища дала студентам три дня на приготовление к учебному году. Галка приехала домой. Она решила, во что бы то ни стало, сходить на вечер в школу: может быть встретит Колю.

Только вошла в зал, как к ней подбежали одноклассники. Они её обнимали, поздравляли, о чём-то спрашивали. Она что-то отвечала, а сама украдкой осматривала зал. Увидела много новых учеников, а Коли нет. Огорчилась, стало скучно, не интересно. Вдруг кто-то тихо сказал:

– А здесь Коля и Вовка Роот. Вон. Посмотри в тот угол.

Сердце учащённо забилось. Она посмотрела туда, куда сказали. Действительно, в углу стояло несколько мальчишек. Среди них Коля. Он выделялся из всех своим высоким ростом. Подошедший к ним мальчик стал о чём-то им говорить, показывая в сторону двери. Все ребята повернули голову. Они увидели Галку, а она, улыбаясь, смотрела в их сторону.

Группа ребят пересекла зал и подошла к Галке. Это были те ребята, которых она всегда провожала. Поздоровавшись, наперебой заговорили:

– Ну, ты даёшь. Удивила. Даже никому не сказала. Почему ты нас бросила? Кто провожать будет? На сколько дней приехала?

Заиграла музыка. Коля пригласил её на танец. Тут же объяснил:

– Летом учился танцевать. Получается?

Галка утвердительно кивнула головой. Следующие танцы танцевала с другими одноклассниками. Она чувствовала тепло и дружелюбие своих друзей. Ей не хотелось уходить, но завтра рано вставать. Коля пошёл её провожать. Это было сверх её мечтаний.

Вначале шли молча. Потом Коля сказал:

– А почему ты никому не говорила, что будешь поступать?

– Я и сама не знала об этом. Мама поставила меня перед фактом, летом, когда я с братом вернулась с сенокоса.

– Я приехал, а мне такую новость говорят. Сам не знаю почему, но я огорчился.

Галке было приятно это слышать. Далее она рассказала ему, как поступала, как работала со студентами в совхозе, о приключении с комбайном.

Дорога до Галкиного дома была длинной, вела через пустырь к железной дороге, которую надо перейти, а потом опять по степи идти к дому «на семи ветрах».

Было темно. Вдруг из темноты прямо на них выехал всадник. Галка вздрогнула и замерла на месте, а Коля, то ли случайно, то ли с испугу, спрятался за Галкину спину. Галке стало как-то неприятно. Всадник подъехал к ним вплотную, посмотрел на них внимательно и сказал:

– Что, молодёжь, гуляете?

Они ничего не ответили. Всадник проехал мимо. Возникло напряжение. Вечер почему-то был испорчен. Ещё немного прошли, разговор не получался. Потом Галка остановилась и сказала:

– Спасибо, Коля, теперь я сама дойду. До свидания.

И разошлись в разные стороны.

Утором мама и бабушка проводили её к поезду. Вечером этого же дня Галка получила место в общежитии. Комната на четыре человека. Она познакомилась с соседками. Стали обустраиваться. В общежитии шум и гам. Первокурсники суетились, ходили по комнатам, знакомились друг с другом. Все взволнованные, возбуждённые. Глаза горят. Эмоции плещут.

Как и полагается в жизни: всё первое, всё неизвестное – вызывает у человека волнение, удивление, возбуждение. Так и у Галки.

Она долго не могла уснуть, но не потому, что эмоции переполняли, нет, а совсем другое мучило её. В голове всё время всплывала сцена, когда Коля оказался за её спиной. Она пыталась дать этому объяснение: «Может он хотел уступить дорогу всаднику? Но там так просторно, что и пятьдесят всадников проедут. А может он ногою попал в ямку и пошатнулся, поэтому оказался сзади неё? Тогда он мог выйти вперёд, когда всадник говорил, а он до самого конца стоял у неё за спиной. Остаётся третье: он испугался и спрятался за неё». В голове у Галки всё перепуталось: рыцари и мушкетёры, Следопыты и Зверобои, капитаны и просто партизаны. Она пыталась всех героев поставить на место Коли, но ни один из них не становился. Не найдя правильный ответ на свои вопросы, Галка не заметила, как уснула.

Глава 3. Первый спутник

Утром, принарядившись, девчонки побежали в училище. В аудитории собралась вся группа. Все были знакомы. Тихо переговаривались. Вдруг двери открылись, и быстрым шагом вошла элегантная, одетая по высокой моде, с фигурой модели, очаровательная женщина. Все встали.

– Садитесь. Я ваш куратор. Меня зовут Маргарита Васильевна.

Голос у неё был мелодичный, спокойный, уверенный. Галка во все глаза смотрела на эту красавицу. Она не слышала, о чём шёл разговор. Пришла в себя только тогда, когда прозвучала её фамилия.

– У кого ещё будет кандидатура? Нет больше? Тогда голосуем. Кто за то, чтобы старостой класса была Байдерова Галина? Единогласно.

Жизнь потекла со скоростью патефонной пластинки. На Галку навалилось столько нового, что она не успевала разбираться. Теперь не было контроля. Никто не спрашивал: «Выучила немецкую? А казахскую»? Самой приходилось принимать решения. Но как их принимать? Не знала. Она не готовилась к урокам и с недоумением удивлялась: Откуда у всех учебники? Почему их у неё нет? О том, что учебники можно взять в библиотеке, ей не приходило в голову, а спросить стеснялась.

Она жила как будто другой жизнью. Словно инопланетянка. На всё смотрела через призму розовых очков.

А так как обросла двойками и с трудом их исправляла, то от стыда замкнулась, ушла в себя, появилась куча комплексов. Инфантильность, аморфность, отрешённость, не умение бороться с трудностями, не умение выделять главное – вот черты, которые стали её путеводителем.

При таком раскладе, какой она лидер класса? Поэтому её вскоре отстранили от должности старосты. Она не защищалась, не оправдывалась. Переизбрание приняла молча. Только внимательный человек мог заметить её внутреннюю растерянность, боль и душевный крик: я не такая, я сильная, я всё смогу. Но такого человека рядом не было. Она должна сама найти выход из создавшегося положения. Только время и терпение. Всё будет хорошо!

Обедала Галка в столовой, которая находилась недалеко от училища. Здесь было радио и можно было, ожидая заказ, расслабиться послушать музыку или новости. Как всегда в обычное время Галка пришла обедать, официантка приняла заказ, а она стала оглядывать зал, прислушиваясь к тому, что говорят по радио. Вдруг по радио наступила тишина и в зале наступила тишина: все чего-то ждали. Раздался торжественный голос диктора Юрия Левитана: «Передаём сообщение ТАСС: 4 октября 1957 года запущен первый искусственный Спутник Земли…». Мурашки побежали по спине.

В зале захлопали, закричали «ура», некоторые стали обниматься, что-то выкрикивали. Атмосфера была торжественно-приподнятая, радостная. Ну как же не радоваться! Совсем недавно наш народ одержал Великую победу над врагом. Цена этой победы велика – погибло более 20 миллионов человек, среди них и Галкин отец. И вот сейчас демонстрируем всему миру величие и несгибаемость. Нет! Никогда никому не удастся сломить дух нашего Великого народа! И хотя полёт был неудачным, всё-таки мы первые! Первые!

На улице видела радостные, возбуждённые лица. В общежитии эту новость обсуждали на лестнице и в каждой комнате.

Однако в её жизни было всё без перемен. Это удручало Галку.

Она подружилась с очаровательной девочкой, Умнёнковой Раисой. Та тоже никак не могла собрать свою волю и встать в общую колею со всеми. Вскоре её отчислили за неуспеваемость. На прощание Галка и Раиса сфотографировались. Примечательно, что фасон платья у той и другой почти одинаков, хотя до училища они никогда не встречались.

Зимнюю сессию Галка еле сдала. Но стипендию ей начислили, потому что была дочерью погибшего воина. Мама не знала о неприятностях. Галка боялась говорить. Да и о чём говорить? Всё равно не поймёт.

Начало второго семестра ничем не отличалось от первого. На занятия ходила, как на повинность. В субботу уезжала к сестре. Но сестра никогда не интересовалась её жизнью, а Галка ничего не рассказывала: боялась быть не понятой. Но так хотелось, чтобы сестра, как в детстве обняла её, погладила по голове, спросила: как у тебя дела? Может чем тебе помочь? Но сестра была занята своими проблемами. А у Галки был маленький жизненный опыт, чтобы чем-то помочь сестре.

Глава 4. Анатолий и Раиса

Как-то раз пришла девочка из соседней комнаты. Поговорили о том, о сём. Потом девочка сказала:

– Галка, пойдём на танцы?

– Куда?

– В профтехучилище.

Профтехучилище находилось сзади педучилища. По выходным, начиная с пяти вечера и до десяти вечера, там были танцы под радиолу. Вся молодёжь города собиралась здесь, так как Дом культуры был на ремонте.

Галка оживилась. Танцевать она любила, танцевала легко и красиво. На вечерах в своём училище часто с партнёром побеждала на конкурсах. Получала призы. Её партнёром был студент третьего курса Женька Гультяев. Он безумно не любил свою фамилию и мечтал её сменить на фамилию жены, когда женится.

– Пойдём. – Утвердительно сказала Галка.

Через несколько минут девчонки были в спортзале профтехучилища. Громко звучала музыка. Исполнялся быстрый танец «Рио Рита». Было душно. Народу было столько, что негде было приткнуться. Но девчонки втиснулись и в общей массе затанцевали.

Теперь Галка с нетерпением ждала субботы и воскресенья. Нравилось, что её на перебой приглашают юноши, что здесь она забывает о всех своих проблемах, что чувствует себя свободно и легко.

Как-то раз её пригласил на танец молодой человек, который был старше её лет на семь. Галка заметила, что её партнёр пользуется уважением среди своих друзей. Они с каким-то усердием оттесняли от них другие пары, создавая простор для танца. Ей это льстило. После танца он не отходил от неё, и как только начинался другой танец, сразу приглашал. Они познакомились. Его звали Анатолий Бутов.

Теперь по танцевальным дням Анатолий ждал её у общежития. Вскоре стал приходить вечерами по будням. Дежурная прибегала, вызывала её. Они гуляли. Ходили в кино. Обсуждали прочитанные книги, говорили на разные темы. Галке нравилось с ним общаться, нравилась его сдержанность: никакой вольности. Она тоже вела себя просто, скромно. Мама хорошо ей объясняла, что такое целомудрие и девичья честь. «Смотри не принеси в подоле». – Часто говорила она. Книги тоже многое объяснили: девушки, поддавшиеся соблазну, часто горько расплачивались за него, иногда ценой собственной жизни, как у Драйзера в «Американской трагедии». В школе Галка была свидетелем беспечности ученицы, из-за которой был переполох. Сколько человек пострадало из-за легкомысленности молодых людей, из-за не умения контролировать свои желания, поддавшись мгновенной страсти, не думая о будущем. Эти уроки она чётко помнила и никогда не забывала. Хотя этот вопрос можно оспорить: никто не изобрёл панацеи в решении этой проблемы. Просто порой нужно включать мозги.

Приближалась весенняя сессия. У Галки как всегда был в учёбе штиль. Зачёт по музыке кое-как сдала. Сыграла с трудом песенку «Маленькой ёлочке холодно зимой». На уроке пения продирижировала «Степь да степь кругом». Выразительно рассказала стихотворение Фета А. А. «Ласточки пропали» на уроке выразительного чтения. Ну а по другим предметам «всё хорошо, всё хорошо».

Как-то раз зашла студентка из соседней комнаты:

– Девчонки, давайте погадаем?

– Как это?

– На блюдце. Духов вызывать будем.

– Что для этого нужно?

– Лист ватмана. Фарфоровое блюдце, на нём ставим метку. На ватмане чертим большой круг. С внутренней стороны пишем цифры, а с внешней алфавит. Посредине очерчиваем блюдце. Вызываем дух любого умершего человека. Нагреваем пальцами блюдце. По очереди обращаемся к духу, и задаёт ему вопрос. Вот и всё. Это спиритизм. Ну как?

Все внимательно выслушали и согласились принять участие в спиритизме. Быстро приготовили атрибуты. Уселись. Коснулись пальцами ребра дна блюдца. Вызвали дух А. С. Пушкина. Установили очередь. Задали первый вопрос и стали ждать реакции. Действительно, блюдце вскоре задвигалось. У всех на лице появился неподдельный испуг и страх, глаза округлились, но рук никто не отвёл. Блюдце меткой двигалось от буквы к букве. Составлялось слово или короткое предложение.

Подошла очередь Галки. Она задала вопрос: сдаст ли экзамен по геометрии? Блюдце ответило: нет.

Интерес у неё к гаданию пропал. Она легла на кровать, закрыла глаза и предалась мечтаниям. Всплыл образ Коли. Она надеялась на каникулах встретиться с ним. Это её успокоило. В комнату вошла дежурная, увидев странную картину за столом, тихонько подошла к Галке, сказала:

– Иди, там Анатолий пришёл.

Стоял тёплый весенний вечер. Деревья готовились распустить свои листочки. Вода на тротуарах высохла. Они молча шли, вдыхая запах ещё не распустившихся почек, думая каждый о своём. Вдруг Анатолий остановился и сказал, немного смущаясь:

– Знаешь, я хочу познакомить тебя с родителями. Как ты к этому отнесёшься?

Галка посмотрела на него, пытаясь сообразить, что он сказал. Видя её растерянность, он снова повторил вопрос.

– Зачем? – Спросила она.

– Просто. Мама очень хочет познакомиться с моей девушкой.

Галку почему-то покоробило слово «моей». «Почему „моей“? Я собственность?». Она сказала:

– Прости, но я пока никуда не хочу идти. У меня сессия начинается. Потом посмотрим, хорошо?

Она не хотела его обидеть, поэтому выбрала мягкую форму ответа.

Прошло несколько дней. Закончились уроки. Галка выходила из здания. Вдруг к ней подошла девушка с четвёртого курса. Старшекурсница поздоровалась и, смущаясь, стала что-то говорить. Галка была удивлена, потому что к ней в первый раз в жизни обращались на «вы», а девушка старше её. Удивилась смущению, растерянности и лепетанию старшекурсницы:

– …он приходит…, он вас провожает…, потом ко мне… до двух ночи… мы с ним два года встречаемся…

Галка ничего не могла понять. О ком идёт речь? Но внимательно выслушала сбивчивый рассказ девушки.

– Простите, – сказала она. – Я ничего не понимаю: Кто встречает? Кто провожает? Успокойтесь. Расскажите снова свою историю.

Девушка немного успокоилась и повторила всё сначала.

Оказывается, Анатолий Бутов два года встречается с ней. А теперь стал встречаться ещё с Галкой. После того, как проводит Галку в общежитие, идет к Раиске (так зовут девушку) и с нею проводит время до двух ночи. Удивлению не было предела. Интересная картина!

Галка пропустила через себя внутреннее переживание Раисы. Как будто это её обманывали. Ей был не понятен поступок Анатолия. Его двойственное поведение. Наивно она себя спрашивала: «Разве так можно»?

Она совсем не подозревала, что придёт время, и сама будет на месте Раисы, но только на много уничижительнее и больнее. Жизнь не раз будет бить её так, что захочется свести с нею счёты, но это будет не скоро. Набирайся сил, девочка. Учись жизни! Учись!

Галка поверила девушке и приняла решение:

– Хорошо. Мне всё понятно. Я ничего не знала. Мне неприятно.

Помолчав, продолжила, повторив:

– Я ничего не знала. Простите. Я поняла. Обещаю: встречаться с ним больше не буду. Сегодня вечером об этом ему скажу.

Они ещё немного поговорили. Расстались дружелюбно. Вечером Галка спросила у Анатолия, зачем он так сделал? Он молчал. Значит правда. Не устраивая никаких сцен, Галка твёрдо сказала:

– Знаешь, Толя, тебя любит девушка, которую ты очень обидел. Невольно и я её обидела. Иди к ней, проси прощение. Играть в такие игры я не буду. Прости. Спасибо, что был со мною. Не приходи больше ко мне. Я не выйду. До свидания.

И она ушла. Анатолий её не догонял, не объяснялся, не упрашивал. Очевидно, он был ошарашен словами Галки. А Галка шла и удивлялась сама себе: откуда у неё нашлись правильные слова? Кто ей помог кратко и точно сформулировать мысль? Ведь она, порой, и слова не может сказать в оправдание. Ответа не было. Но она с уважением думала о себе.

Как сложилось дальше у Анатолия и Раисы, Галка не знает, и никогда не интересовалась. Хотя в коридоре часто с нею встречалась, здоровалась. Перебрасывались новостями, но о Толе ни слова. Зачем? Всё осталось в памяти и точка!

Впереди сессия, нужно собраться и отбросить всё лишнее, надо переползти на второй курс. Поднатужься, Галочка!

Глава 5. Всё с начала

Пришло время сдачи экзаменов. И вот, три экзамена позади. Сдала благополучно, а четвёртый – геометрию – завалила. Гадание подтвердилось. Ужас! Что скажет мама? «Я ей не скажу». – Решила Галка.

Но шила в мешке не утаишь. В августе мама получила письмо из училища о том, что её дочери необходимо явиться на пересдачу экзамена по геометрии.

В это время Галки не было дома. Она гостила у Геннадия, который жил в шести километрах от Дарьи. Там протекала река Сокур, где Галка проводила время, оставаясь наедине со своими грустными мыслями. Тут и нашёл её другой брат – Борис, приехавший на велосипеде.

– Ты что приехал? Что-нибудь случилось?

– Случилось?

– Что?

– Мама тебе всё объяснит.

Галка поняла причину приезда брата.

Что было? Дым коромыслом! Гуляние Галкино закончилось. Да какое гуляние, если всё время в душе был ком неудовлетворения? По требованию мамы и брата взяла учебник и стала готовиться.

В училище мама поехала вместе с ней. Она долго беседовала с завучем. После беседы, на удивление, мама говорила с Галкой спокойно, а потом попросила показать оформление здания внутри. Показывая и рассказывая, что где находится, Галка вдруг к своему изумлению увидела надпись на двери в конце коридора третьего этажа «БИБЛИОТЕКА». Краска стыда залила всё лицо. Так вот где собака зарыта! А она целый год училась без учебников. Стыдобушка! Маме ничего не сказала, но про себя решила, как только начнутся занятия, сразу возьмёт учебники.

Мама остановилась у знакомых. Дождалась, когда дочь ликвидирует задолженность по геометрии, и пригласила её к ним. Галка увидела черноволосую небольшого роста женщину, она чуточку прихрамывала, говорила с немецким акцентом, звали её Мария Федоровна.

Рядом с ней стоял высокий, слегка ссутулившийся мужчина. У него был большой нос, кончик которого был покрасневший. Это был мамин земляк из Мценска – Иван Иванович. Здесь же был мальчик лет 10. Федя. Их сын.

Мама сказала:

– Теперь ты будешь жить здесь. У Марии Фёдоровны. Можешь найти себе соседку по комнате. Хозяйка обо всём тебе расскажет и всё покажет.

Немного побыв у знакомых, мама засобиралась в дорогу. Проводив мать, Галка пошла в общежитие, собрала вещи, сдала комнату коменданту и переехала на новое место жительство. Квартира была на первом этаже, недалеко от училища, по улице Чкалова. Состояла из двух комнат. В большой – жили хозяева, а маленькую сдавали студентам.

Мария Фёдоровна проинструктировала:

– На кухню не ходить, туалетом не пользоваться: удобства во дворе, в дом никого не водить, особенно мальчиков, не шуметь, дома быть в 10 вечера. Мыть пол в общем коридоре раз в месяц. Ванной не пользоваться, ходить в общую городскую баню, но умываться можно.

Вот, пожалуй, и всё.

Итак, учёба началась. Не откладывая в долгий ящик, Галка одна из первых набрала учебники по всем предметам, так что учись себе на здоровье. В комнате с нею поселилась студентка из другой группы, Риммка Рогатина. Она всем говорила, что приехала из Москвы, но никто толком не знал: так ли это? Русоголовая, зеленоглазая, небольшого роста, шустрая, когда она шла по улице, то стреляла глазками на всех проходящих парней. Она не скрывала, что хочет выйти замуж за состоятельного молодого человека. Только почему-то не говорила, где его найти. А искала везде: в магазине, на танцах, в автобусе, на улице и в других людных местах. Но пока результата не было. Однако он, предел её мечтаний, жил рядом, в соседнем доме, был сыном председателя горисполкома города Сарани. С Риммкой Галка прожила три года, до конца учёбы. По окончании училища Римма вышла замуж за сына председателя исполкома, именно за того, кто жил в соседнем доме, но, говорят, брак был неудачным.

Ещё в школе Галка проявляла свои спортивные способности, и здесь, в училище, на физкультуре, она без проблем работала на всех спортивных снарядах, но больше всего ей нравилось играть в баскетбол.

Валя Смелянец, капитан сборной баскетбольной команды училища, предложила ей ходить на секцию баскетбола. Она объяснила, что скоро будут городские соревнования между школами и училищами, если повезёт, то пойдём на областные и дальше. Заманчиво. Галка не отказалась, тем более тренером был мастер спорта Алексей Макарович, которого она хорошо знала.

Сборная училища одерживала победы на городских и областных соревнованиях, но на республиканских никогда не входила в десятку, чего-то не хватало. Однако такой расклад Галке тоже нравился. Она при деле. Была в команде хорошим защитником.

Кроме секции баскетбола, Галка ходила на хор, которым руководил любимец всех студентов Виктор Евгеньевич Кепп, преподаватель литературы. Какой мастер! Какой знаток музыки! Это видеть надо, как он руководил хором. Разнообразие репертуара достойно восхищения! Студенты разучивали не только патриотические песни, но и произведения Иоганна Штрауса, Мусоргского, Моцарта и другие. Рядом со студентами своими оперными голосами солировали преподаватели. Заслушаешься. Жена Виктора Евгеньевича руководила танцевальным кружком. Негде было иголке упасть, когда шёл концерт. А какие спектакли ставились на сцене: «Цыгане» А. Пушкина, «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, «Ревизор» Н. Гоголя и другие. Всё в содружестве студентов и преподавателей, равнодушных не было. Был единый коллектив. Галке крупно повезло. Это было продолжение той атмосферы, которую она ощущала в школе.

Да. Эстетическое воспитание молодёжи в училище было поставлено на высоком уровне.

Было бы не правдой, если всё время говорить только о позитиве. В любом обществе есть подонки и рядом с ними стоит предательство.

Глава 6. Дружба и совесть

Популярной в училище была студентка дошкольного отделения – П* Галя. Красивая девушка. Особенно красивы были её глаза, большие, с поволокой. Она играла в спектаклях все главные роли, хорошо пела и танцевала. Жила в этом городе, но далеко от училища.

Дружила с девочкой из своей группы, которая к тому же была её соседкой. Говорили, что они дружат с самого детства, что никогда их не встретишь поодиночке. Многие завидовали такой, казалось бы, монолитной дружбе. По вечерам идти домой вдвоём из училища не так страшно: чувство локтя друга ощущается. Известно, что настоящая дружба всегда проявляется в экстремальных ситуациях. Не верите? Проверьте.

Только настоящий друг даст дельный совет и скажет правду, даже самую горькую. Настоящий друг в трудную минуту подставит плечо. Настоящий друг не завидует твоим успехам, а вместе с тобой радуется им. Настоящий друг по-настоящему сопереживает, сострадает, сочувствует вместе с тобой. Настоящий друг готов к самопожертвованию ради тебя. Настоящий друг никогда не предаст.

Чтоб мудро жить, знать надобно немало.

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем, что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Омар Хайям.

Галя П* была «звездой» не только в училище, но и во всём городе. Поклонников у неё было множество. Но она никому не отдавала предпочтение. У неё были далеко идущие планы. Её популярность и независимость были предметом зависти у многих девушек и юношей.

Однажды, возвращаясь поздно с очередной репетиции, Галя и её подружка решили сократить путь к дому и пойти через огороды. Это было пустынное место, недалеко от дома подружки. Пройдя несколько метров, они увидели, что из темноты вышли три парня и медленно стали приближаться к ним. Девушки испугались, чувствуя недоброе, ускорили шаг. Но парни их догнали, схватили за руки. Завязалась борьба. Слышалась нецензурная брань, обращённая в сторону Гали. На какое-то время подружка выпала из поля зрения насильников и стремительно побежала домой. Галя видела это и с надеждой думала, что сейчас кто-нибудь выйдет и спасёт её. Никто не выходил, Галя стала кричать, но сильный удар по лицу заставил её замолчать. Насильники надругались над девушкой. Бросили её на огороде и убежали. Через некоторое время девушка, собрав последние силы, поднялась и медленно побрела домой. Она не рыдала, не плакала. У неё не было слёз, только в груди было очень больно и это не от физической боли. Что-то тёмное, мрачное, тяжёлое, жестокое медленно обволакивало её душу.

В училище об этом случае никто не знал. И вот, как гром среди ясного неба, в районной газете появилась статья. Журналист описывала этот зверский случай. Но не только констатировала факт, а давала информацию для размышления. Где и когда взрастили звериный оскал эти подонки – нелюди? Они из благополучных семей, и жили на одной улице с Галей. Как же родители воспитывали своих детей? Какие нравственные ценности прививали своим чадам? Почему ни один из них не проявил жалости к девушке, с которой во дворе играл в детстве, и не остановил товарищей?

Но больше всего возмутило поведение Галиной подружки и её родителей. Как же так: свою дочь спрятали, а чужую бросили на растерзание? Какое же надо иметь сердце? Как можно жить после такого поступка?

Вот, мои дорогие, поразмышляйте, подумайте, сделайте выводы.

В училище всё бурлило, на классных часах обсуждали поступок «подружки», выражали возмущение, жалели Галю.

Подонков сразу арестовали.

На учёбу ни Галя, ни «подружка» не вернулись. Говорили, что родители Гали переехали в другой город. Куда делась «подружка»? Никто не знает.

Галка тяжело пережила это событие. Эмоциональная по натуре, долго не могла прийти в себя. Она задавала себе вопросы: как подруга могла оставить в беде Галю? Почему родители подруги не вышли, не помогли? Сколько понадобится времени Гале, чтобы избавиться от этого чёрного «нечто», которое опутало её внутри, и как долго будет залечиваться душевная рана? Как будет жить подружка с такой совестью дальше? Ага. Вот главный вопрос – СОВЕСТЬ.

Конец ознакомительного фрагмента.