Глава 1
Судебная защита прав и свобод как институт конституционного права Российской Федерации
1.1. Защита прав и свобод в Российской Федерации как институт конституционного права
Защита прав и свобод представляет собой важнейший институт конституционного права России. В свою очередь он является составной частью более крупного конституционно-правового института – правового положения человека в Российской Федерации. Защита в данном случае рассматривается как государственно-правовая категория, и ее важнейшим элементом является правовая защита.
Институт защиты прав и свобод – система правовых гарантий и средств их обеспечения и реализации.
Исходя из принципа разделения властей и роли отдельных ветвей и органов государственной власти в защите прав и свобод, можно выделить следующие виды их защиты: правотворческую (законодательную); административную (исполнительно-распорядительную); судебную.
Каждый из этих видов можно подразделить на подвиды. Например, правотворческая защита включает конституционную, законодательную и иную нормативно-правовую защиту, осуществляемую соответствующими органами правотворчества.
В зависимости от отраслей права и законодательства институт защиты классифицируется на такие виды, как: международно-правовая; конституционно-правовая; административно-правовая; уголовно-правовая;
гражданско-правовая; виды защиты, определяемые в отраслях права и законодательстве.
Критерий «сферы общественных отношений» позволяет выделить такие виды защиты, как: политическая; правовая; экономическая; социальная; культурно – духовная.
Конституция РФ предусматривает возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45). В то же время она обязывает непосредственно государство защищать конституционные права и свободы человека и гражданина.
Судебная защита конституционных прав и свобод – ключевой вид и подинститут судебной защиты прав и свобод.
По субъектам – носителям прав и свобод – выделяется защита прав и свобод: человека и гражданина; общественных объединений; физических и юридических лиц.
Реализация института судебной защиты прав и свобод основывается на конституционном праве на защиту.
Конституционное право на защиту включает право: 1) на государственную защиту (подробнее см. параграф 1.2); 2) общественную защиту; 3) личную защиту или самозащиту.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Признание прав и свобод человека высшей ценностью, их защиты – обязанностью государства непосредственно вытекает из зафиксированного в Конституции РФ положения о России, как о демократическом правовом государстве (ст. 1, 2 Конституции РФ). Конечная цель деятельности такого государства – обеспечение прав и свобод. Достижение этой цели неразрывно связано с обязанностью государства создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.
В демократическом правовом государстве не только государство, но и разнообразные общественные объединения вовлечены в защиту прав и свобод человека и гражданина. Обращения человека к общественным объединениям является нередко одним из весьма эффективных способов защиты его прав и свобод. Праву обращаться к общественным объединениям за правовой защитой соответствует обязанность осуществлять ее, что, как правило, отражено в уставах общественных объединений.
Конституция РФ предоставляет каждому право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Применительно к профсоюзам это право закреплено в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В ст. 11 этого Закона установлено, что профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов работников – независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.
В Российской Федерации возникли и официально действуют многочисленные неправительственные организации, в уставах которых в качестве цели ставится защита прав человека. К числу наиболее известных таких организаций относятся: Ассоциация юристов России; Общественное движение «За социальную справедливость»; «Репортеры без границ»; Межрегиональная ассоциация правозащитных организаций «Агора» (союз групп юристов-правозащитников); Фонд «В защиту прав заключенных»; Общероссийское общественное движение «За права человека»; Комитет «За гражданские права»; Россия без пыток; Союз комитетов солдатских матерей России, а также комитеты и фонды солдатских матерей; Центр содействия реформе уголовного правосудия и др.[1] Эти организации оказывают конкретную помощь в защите и восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, занимаются просветительской деятельностью, оказывают ощутимое влияние на формирование общественного мнения по проблеме прав человека внутри страны и в других странах, а также на государственную политику в этой сфере. Для отстаивания прав, в особенности социально-экономических, граждане прибегают к таким формам выражения публичного мнения, как митинги, шествия и пикетирование, а в отдельных случаях и к забастовкам. В целях реализации этого права принято соответствующее федеральное законодательство, регламентирующее право каждого на отстаивание своих прав и свобод посредством участия в митинге, шествии, в пикетировании, а в отдельных установленных законом случаях в забастовке, а также процедуры реализации этого права: Конституция РФ (ст. 31), Федеральный закон от 18 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Трудовой кодекс РФ и другие нормативные правовые акты.
Действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко оказываются обращения в редакции газет, журналов, на радио, в другие средства массовой информации.
Наряду с закреплением механизмов государственной и общественной защиты прав и свобод граждан Конституция РФ легализует и поощряет самостоятельное совершение каждым человеком и гражданином не запрещенных законом активных действий, направленных на защиту своих прав и свобод.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Содержание данной статьи соответствует положениям Итогового документа Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1986 г., в котором была выражена решимость уважать право своих граждан самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав и свобод человека.
Способы личной защиты или самозащиты прав и свобод человека:
1) обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; 2) обжалование действий (бездействия) должностных лиц и государственных органов, нарушающих права граждан; 3) обращения в средства массовой информации, правозащитные организации и общественные объединения; 4) обращение в суд за защитой своих прав и свобод; 5) другие способы защиты, установленные в Конституции РФ и законодательстве РФ.
Одним из способов защиты гражданином своих прав (пока наиболее распространенным в России) является направление жалоб и заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций. Ранее порядок рассмотрения таких обращений и принятия по ним решений был определен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». В настоящее время данные правоотношения регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Другой важный способ защиты человеком своих прав – обращение в суд. Порядок обращения в судебные органы долгое время был урегулирован Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866—1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». С принятием Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» данный Закон РФ утратил силу.
Согласно ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: (1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; (2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; (3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций; (4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей; (5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также – экзаменационные комиссии); (6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ; (7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.
Суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: (1) о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра; (2) о прекращении деятельности средств массовой информации; (3) о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее – административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций); (4) о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении; (5) об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений; (6) о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке; (7) о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке; (8) иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.
Не подлежат рассмотрению в порядке, установленном КАС РФ, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде РФ, судах общей юрисдикции.
Использование гражданином права защищать свои права и свободы должно осуществляться способами, не запрещенными законами. Это требование согласуется с общим конституционным положением о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).
Право защищать свои права и свободы включает в себя как приведенные выше интеллектуальные способы, так и разрешенные законом физические. К последним относятся право на самооборону, или, как оно сформулировано в ст. 37 УК РФ, «необходимая оборона», а также «крайняя необходимость» (ст. 39 УК РФ и ст. 2.7, 18 КоАП РФ).
В ст. 37 УК РФ предусмотрено, что не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия. Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства.
Не являются превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения. Эти положения в равной мере распространяются на всех лиц независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения, а также независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.
Согласно ст. 39 УК РФ не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.
Для защиты от нападения в отдельных случаях может применяться и оружие. Правила, касающиеся приобретения оружия гражданами РФ и условий его применения, закреплены в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Закон об оружии). Согласно ст. 24 этого Закона граждане РФ могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь за собой иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам.
Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения. О каждом случае применения оружия владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее суток, сообщить в орган внутренних дел по месту применения оружия.
Лицам, владеющим на законном основании оружием и имеющим право на его ношение, запрещается ношение оружия в состоянии опьянения, иметь при себе оружие во время участия в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании, религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных, спортивных и иных публичных мероприятиях, за исключением лиц, принимающих непосредственное участие в спортивных мероприятиях с использованием спортивного оружия, казаков, участвующих в собраниях казачьих обществ, религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных мероприятиях, связанных с ношением казачьей формы, лиц, участвующих в религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных мероприятиях, связанных с ношением национального костюма, в местностях, где ношение клинкового холодного оружия является принадлежностью такого костюма, а также лиц, уполномоченных организатором определенного публичного мероприятия обеспечивать общественный порядок и безопасность граждан, соблюдение законности при его проведении. Организаторы культурно-развлекательных и спортивных мероприятий вправе осуществлять временное хранение принадлежащего гражданам оружия в соответствии с Законом об оружии
Правила использования спортивного и охотничьего оружия устанавливаются законодательством РФ. Запрещается обнажение оружия в случае, если отсутствуют основания для его применения, предусмотренные ст. 24 Закона об оружии за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Сходна с необходимой обороной впервые введенная Гражданским кодексом РФ норма о самозащите гражданских прав, допускаемая без обращения к суду.
Согласно ст. 14 ГК РФ допускается самозащита гражданских прав. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
Самозащита возможна при наличии трех условий: нарушение права; необходимость пресечь его; соразмерность принимаемых мер для пресечения характеру правонарушения.
Примером самозащиты является удержание вещи с целью обеспечения исполнения обязательства до момента его исполнения должником.
Причинение вреда здоровью и имуществу грабителя ради спасения собственного имущества может послужить основанием для освобождения потерпевшего от возмещения причиненного грабителю вреда. Подобное понимание самозащиты содержится, например, в § 227 Гражданского кодекса Германии, согласно которому не считается противозаконным действие, совершенное в состоянии необходимой обороны. Необходимой обороной признается та защита, которая требуется для отражения от себя или от другого наличного неправомерного нападения.
Самозащита не должна также выходить за пределы действий, необходимых для пресечения нарушений права. В частности, размер вреда, причиненного другому лицу, не должен существенно превышать объем ущерба, который причинен или мог бы быть причинен защищающему себя лицу.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что при разрешении споров, возникших в связи с защитой принадлежащих гражданам или юридическим лицам гражданских прав путем самозащиты (ст. 12 и 14 ГК РФ), следует учитывать, что самозащита не может быть признана правомерной, если она явно не соответствует способу и характеру нарушения и причиненный (возможный) вред является более значительным, чем предотвращенный (п. 9).
Все действия защищающегося должны быть направлены исключительно на пресечение нарушения собственного права. Если цель достигнута, то дальнейшие действия против лица, допустившего нарушение интересов управомоченного, не могут быть признаны самозащитой. Факты превышения пределов самозащиты (так же как и необходимой обороны в уголовном праве) устанавливаются юрисдикционными органами, в частности по иску лица, против которого были применены меры самозащиты.
Защита прав и свобод — непрерывно развивающийся институт конституционного права в Российской Федерации. При этом наблюдается разнообразие способов личной защиты или самозащиты прав и свобод человека в Российской Федерации, развитие юридических гарантий реализации права на судебную защиту.
1.2. Государственная защита прав и свобод человека в системе защиты прав и свобод в Российской Федерации
Как отмечалось ранее, Конституции РФ в ч. 1 ст. 45 гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина.
Государственная защита прав и свобод – деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по обеспечению и охране конституционных и иных прав и свобод.
Содержание данного института тесно связано с положением ст. 2 Конституции РФ, провозгласившей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства. Реализация этой гуманной конституционной нормы требует государственной гарантии, с одной стороны, и предоставления каждому возможности самому защищать свои права – с другой.
Защищенность государством придает правам человека и гражданина значительную надежность и гарантию их реального и полного осуществления. Конституция РФ закрепляет важные демократические начала, гарантирующие гражданам судебную защиту их прав и свобод.
Круг прав и свобод человека и гражданина, находящихся под защитой государства, весьма разнообразен. Он включает в первую очередь права и свободы, закрепленные в самой Конституции РФ. Под защитой государства находятся также права и свободы, закрепленные в законах, других нормативных правовых актах, в актах индивидуального характера, которыми персонально предоставляются те или иные права. Речь идет о всех правах и свободах, которыми обладает человек, поскольку в ч. 1 ст. 55 Конституции РФ установлено, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
Государственная защита прав и свобод – деятельность всех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной, направленная на защиту прав и свобод.
Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не оставались пустой декларацией, а были предоставлены и защищены на деле. Такое понимание прямо вытекает из установленного в ст. 18 Конституции РФ положения о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Обязанность государства по защите прав и свобод граждан призваны выполнять: (1) законодательные, судебные, исполнительные органы государственной власти РФ и их должностные лица; (2) законодательные, судебные, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и их должностные лица; (3) органы местного самоуправления и их должностные лица; (4) специально уполномоченные органы и должностные лица (например, институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации начал действовать с мая 1998 г.; институт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка (утвержден Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986); институт уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ).
За границей обязанность защиты интересов российских граждан и юридических лиц возлагается на должностных лиц, дипломатических и консульских представителей, которые должны руководствоваться как национальным законодательством, так и международным правом, а также учитывать законы, обычаи и традиции страны пребывания.
Ключевая правотворческая роль в защите прав и свобод принадлежит органам законодательной власти Российской Федерации и субъектов РФ. Именно они призваны создать полную и четкую правовую базу обеспечивающую конкретизацию и развитие конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина.
Регулирование прав и свобод человека и гражданина, гражданство в Российской Федерации, правовое регулирование интеллектуальной собственности и другие вопросы находятся в исключительном ведении Российской Федерации. В то же время ряд аспектов регулирования, относящихся к правам и свободам, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ: в частности, защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, трудовое, семейное, жилищное, земельное законодательство. Все это означает, что органы законодательной власти должны на всех уровнях обеспечивать защиту конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина.
Одним из главных направлений деятельности депутатов представительных (законодательных) органов всех уровней, начиная от местных и кончая федеральными, является защита нарушенных прав.
Особая роль в правозащитной деятельности принадлежит Президенту РФ как гаранту прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Как глава государства Президент РФ обладает широкими полномочиями и имеет большие возможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном подчинении имеется аппарат, в частности, специальные структурные подразделения, которые способствуют ему в исполнении этой важнейшей государственной задачи (подразделения, которые занимаются рассмотрением поступающих к Президенту РФ жалоб, предложений и других обращений по вопросам гражданства, реабилитации жертв политических репрессий и др.). Указом Президента РФ была создана, в частности, специальная Комиссия по правам человека.
Многие вопросы защиты прав и свобод человека разрабатываются и решаются на уровне Правительства РФ и его аппарата. В компетенцию Правительства РФ входит принятие мер по обеспечению законности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. В этом участвуют практически все министерства и ведомства.
Например, Министерство труда и социальной защиты РФ обязано принимать меры к обеспечению пенсионных прав граждан,
Министерство внутренних дел РФ – решать вопросы борьбы с преступностью, обеспечивать безопасность населения, защищать его имущественные и иные права от посягательств.
Органы исполнительной власти в субъектах РФ также уполномочены разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные, экономические и культурные права граждан.
Обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека возлагается на государственных служащих. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ключевым принципом гражданской службы является приоритет прав и свобод человека.
Защита прав и свобод человека и гражданина – одна из главных задач правоохранительных органов, в том числе прокуратуры. Прокуратура РФ действует на основании Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Защита прав и свобод человека и гражданина – одна из главных задач прокуратуры. В целях ее реализации она осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления, жалобы и иные обращения. Ответ прокурора на обращение должен быть мотивированным. Если жалоба не удовлетворена, заявителю должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения. Осуществляя свои полномочия, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Прокурор не только рассматривает и проверяет жалобы и иные обращения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, но и разъясняет порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
Конституция РФ предусматривает существование высокой государственной должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Статус данного высшего должностного лица России регулируется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Согласно этому Закону должность Уполномоченного по правам человека учреждается в целях обеспечения, гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. В Законе определена компетенция Уполномоченного, организационные формы и условия его деятельности. Указывается, в частности, что он рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действие (бездействие) в судебном или административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Закон наделяет Уполномоченного по правам человека надежными гарантиями независимости и неприкосновенности.
Конституция РФ предусматривает и государственную защиту отдельных категорий лиц (инвалидов, безработных, детей, нетрудоспособных родителей, потерпевших, обвиняемых). Так, в соответствии со ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» устанавливает условия и порядок компенсации за указанные нарушения. Согласно ч. 2 и 3 ст. 1 этого Закона компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством РФ сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Обязательствам вследствие причинения вреда посвящена гл. 59 ГК РФ. В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.
Важнейшая государственная гарантия прав и свобод человека и гражданина – судебная защита. Судебная защита является одним из основных и эффективных средств реализации провозглашенных в ст. 2 Конституции положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства (подробнее см. параграф 1.3).
Государственная защита прав и свобод человека (в структуре института защиты прав и свобод в Российской Федерации) – базисный, емкий, сложносоставный по субъектам подинститут, регулируемый как статусными, так и иными нормативными правовыми актами РФ. Перспективы его развития связаны с дальнейшим совершенствованием российского законодательства.
1.3. Судебная защита в системе защиты прав и свобод в Российской Федерации
Особую роль в защите прав и свобод человека и гражданина играет суд. Действующая Конституция РФ устанавливает универсальное правило обжалования решений в судебном порядке. Конституцией РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46). При этом никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ).
Судебная защита (в широком смысле) – деятельность, обязанность государства и гарантия конституционных прав и свобод.
Судебная защита (как деятельность государства):
Основными формами защиты конституционных прав и свобод являются судебные (государственные) формы. Однако немаловажное значение имеют активно развивающиеся внегосударственные формы альтернативной судебной защиты, такие, например, как третейское разбирательство.
Конституционный Суд РФ в Определении от 24 ноября 2005 г. № 508-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зубачева О. А. на нарушение его конституционных прав положением пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ и статьи 3 Закона РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”» указал, что «конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания – они определяются, исходя из Конституции РФ, федеральными законами».
Только упорядочив процесс защиты нарушенных или оспоренных прав и законных интересов, государство реализует свои функции, в частности функции охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка.
Конституционное право на судебную защиту – определенные правовые возможности, правомочия совершать в рамках закона те или иные процессуальные действия.
Пределы этого действия очерчены правовыми границами. Данное право возникает на основе юридических фактов, находится в рамках конкретного правоотношения.
Судебная защита как обязанность государства выражается в необходимости создания и выполнения организационно-правовых средств и мер судебной защиты. В их числе создание механизма судебной защиты; конкретизация конституционных норм в отраслевом законодательстве и др.
Судебная защита как обязанность государства характеризуется необходимостью обеспечения действенного механизма судебной защиты на основе реализации конституционных принципов и норм, а также общепризнанных принципов и норм международного права.
Судебная защита как гарантия выражается в обеспечении действенной реализации не только конституционного права на судебную защиту, но и принципов, определяющих основы его реализации. Составными элементами судебной защиты как гарантии являются следующие конституционные принципы: доступность правосудия[2]; требование рассмотрения дел законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда, без предубеждения, полно, всесторонне и объективно[3]; соблюдение правил о подсудности[4]; наличие института судебного представительства[5]; обеспечение состязательности и равноправия сторон, в том числе наделение сторон достаточными процессуальными правомочиями для защиты своих интересов при осуществлении всех процессуальных действий[6]; предоставление государством возможности пересмотра дела вышестоящим судом в случае судебной ошибки[7]; обеспеченность со стороны государства исполнения судебного решения[8]; право на доступ к правосудию; право на справедливое судебное разбирательство; право на исправление судебной ошибки вышестоящим судом и др.
Судебная защита (в узком смысле) – это непосредственная деятельность судебных органов, осуществляемая в форме правосудия.
Исходя из того, что судебная защита непосредственно реализуется посредством правосудия, следует отметить, что судебная защита непосредственно осуществляется только судом (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ) – специально уполномоченным на то государством органом государственной власти; путем рассмотрения и разрешения дел в судебных заседаниях; в установленной процессуальной форме. Сущность такого подхода раскрывается через деятельность судебных органов в рамках определенных в ст. 118 Конституции РФ видов судопроизводств – конституционного, уголовного, гражданского и административного. Она включает деятельность, осуществляемую органом государственной власти – судом; это деятельность по применению в особой процессуальной форме норм материального и процессуального права к спорному материальному правоотношению. При этом судебная защита нарушенных и оспоренных конституционных прав и свобод осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
Основные элементы судебной защиты — (1) принципы судебной защиты (подробнее см. параграф 1.4.); (2) объекты и субъекты судебной защиты; (3) право на судебную защиту; (4) порядок судебной защиты, осуществляемый в рамках различных видов судопроизводства (конституционное, административное, гражданское, уголовное).
Основные объекты судебной защиты — права и свободы человека и гражданина. Еще ранее, до принятия Конституции РФ, Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» определял судебный порядок обжалования нарушенных прав и свобод. Целью упомянутого Закона была реализация конституционных положений, гарантирующих право на судебную защиту не только гражданам, но и другим категориям лиц (иностранцам, лицам без гражданства), общественным и религиозным объединениям, юридическим лицам.
Как уже было сказано выше, порядок обжалования регулируется Кодексом административного судопроизводства РФ от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (КАС РФ) (см. параграф 1.1).
Реализуя непосредственно право на судебную защиту, субъект тем самым вступает в определенное конституционное правоотношение. Действие конституционных предписаний в режиме правосубъектности регулятивных норм характеризуется тем, что действительность все еще остается возможностью до тех пор, пока не будут совершены соответствующие действия. Но не надо забывать, что субъективные права и обязанности означают не только возможности, но и реальное пользование благами, реальные действия по исполнению обязанности. В теории правоотношения это нашло отражение в понятии юридического и материального содержания правоотношений[9].
В институте судебной защиты можно выделить две составляющие:
Изучение процессуальных особенностей рассмотрения и разрешения дел в судах может осуществляться в двух направлениях: исследование соотношения общих процессуальных норм, закрепленных в процессуальных кодексах, и специальных процессуальных норм, включенных в непроцессуальные нормативные акты; анализ подлежащих применению норм материального права с целью правильного решения основных вопросов процессуального права по каждому конкретному делу[10].
Наряду с правом на судебную защиту, в законодательстве встречаются понятия «право на правосудие», «право на суд», «право на доступ к правосудию», которые формируют круг субъективных прав в механизме судебной защиты.
Правосудие – деятельность суда, которая направлена на сложносоставное, интегрированное применение права: норм и принципов права, а также следование духу и букве закона, следование аналогии права, осуществление толкования норм права, в том числе казуального толкования. При отсутствии норм суд может применить право по аналогии, дает закону казуальное толкование[11].
В юридических энциклопедических словарях право на правосудие определяется довольно узко: как комплекс конституционно закрепляемых процессуальных прав, призванных гарантировать защиту основных прав и свобод человека. Данное право включает право на скорый, публичный и беспристрастный суд (иногда особо выделяется право на суд с участием присяжных), право на защиту, право на презумпцию невиновности, право не свидетельствовать против себя самого и своих близких, запрет использовать в суде доказательства, полученные незаконным путем, право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом в установленном законом порядке[12].
Думается, что право на правосудие следует рассматривать более широко.
Право на правосудие – совокупность материальных и процессуальных прав на доступ к правосудию, на обращение за правосудием, позволяющих человеку защитить свои права и законные интересы.
Очевидно, что, не имея доступа к правосудию и возможности обращения за правосудием, лицо не может реализовывать свое право на судебную защиту и право на справедливое судебное разбирательство.
В Конституции РФ термин «право на правосудие» не используется. Вместе с тем данное право подразумевается, если исходить из смысла ст. 18 Конституции РФ: права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Одной из современных тенденций развития правовой системы Российской Федерации является расширение возможностей судебной защиты физических и юридических лиц, граждан РФ. В зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Данные виды судопроизводства обозначены в ч. 2 ст. 118 Конституции РФ.
Стержнем судебной защиты и правосудия является конституционная защита прав и свобод. Подчеркивая эту связь, Ф. Люшер отмечает, что обеспеченность прав правосудием придает смысл обращению лица в суд за защитой нарушенных прав. Он, как и многие отечественные исследователи, выражает позицию о том, что право на правосудие есть основная гарантия, предоставляемая гражданину для реализации свобод, а стало быть, и всего того, что связано с этой реализацией (а именно: защита личности, имущественных прав и законных интересов)[13].
Учреждение высших судов и органов конституционного судебного правосудия обусловило необходимость введения в научный оборот категории «конституционно-правовая судебная защита».
Конституционно-правовая судебная защита – механизм объективации конституционно-правовой доктрины институтов конституционного права, разрешения конституционно-правовой неопределенности, а также конституционно-правовых противоречий и споров, возникающих в порядке осуществления публично-правового судебного контроля за соблюдением норм конституционного права.
Именно в рамках целей и процедур конституционно-правовой судебной защиты осуществляется защита конституционных прав и свобод, а также вытекающих из их содержания и смысла других конституционных норм иных прав и свобод.
В Российской Федерации каждый обладает правом на судебную защиту
Под «каждым» в Российской Федерации, которому гарантируется судебная защита, понимается любое лицо, работающее в государственном, общественном, частном, смешанном и ином предприятии, учреждении, организации, нигде не работающее, пенсионер, военнослужащий, студент, учащийся, лицо, отбывающее наказание, и т. д.
Недееспособное лицо может защищать свои права в суде через представителя. Это означает также, что таким правом обладает любое лицо, независимо от его гражданства. На это прямо указывается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. № 6 «По делу о проверке конституционности положения ч. 2 ст. 31 Закона СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура»: «Право на свободу и личную неприкосновенность и право на судебную защиту являются личными неотчуждаемыми правами каждого человека вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства и, следовательно, должны гарантироваться иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации».
Данное положение полностью соответствует требованиям международно-правовых норм и даже дополняют их. В ст. 8 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. установлено, что «каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом». В соответствии со ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. «каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».
Судебная защита в Российской Федерации распространяется не только на конституционные права, но и на те, которые предоставлены законом, на правовые возможности, предоставляемые другими нормативными или индивидуальными правовыми актами. Это вытекает из смысла положений ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, предусматривающих, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, в соответствии со ст. 56 Конституции РФ право на судебную защиту не подлежит ограничению и в условиях чрезвычайного положения. Это означает, что и в чрезвычайных условиях человек сохраняет за собой возможность обращения в суд с целью защиты своих прав и свобод.
! Гарантирование государством судебной защиты предполагает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд, с другой – обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.
Следует отметить, что круг дел, входящих в сферу деятельности судов, постоянно растет. Обращение к судам как к защитникам прав и свобод людей стало повседневным явлением, что свидетельствует о признании субъектами юридических споров преимуществ судебного порядка обжалования перед административным порядком. Одно из основных преимуществ – самостоятельность и независимость судов от органов законодательной и исполнительной власти.
Судебная защита конституционных нрав и свобод человека и гражданина включает два вида правомочий:
Особым показателем широких возможностей судебной защиты прав и свобод является конституционно гарантированная возможность обжалования актов и действий тех или иных носителей публичной власти. В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Долгий период граждане СССР и советской России были лишены возможности обращаться в суд за защитой их прав в случае их нарушения должностными лицами и органами государственной власти. Более значительную роль в процессе разрешения таких жалоб играли органы исполнительной власти и прокуратуры.
Право граждан обжаловать в суд действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющих их права, впервые было закреплено в ст. 58 Конституция СССР 1977 г. Реально такую возможность граждане получили лишь спустя десять лет, после принятия Закона от 30 июня 1987 г. № 7287-XI «О порядке обжалования в суд неправомерных действий и решений должностных лиц, ущемляющих права граждан» предусматривающего порядок такого обжалования. Данный Закон, введенный в действие с 1 января 1988 г., оказался, однако, недостаточно эффективным, так как не предусматривал право граждан обжаловать действия коллегиальных органов, чаще всего и нарушающих их наиболее важные права и свободы. Пробел был восполнен Законом СССР от 2 ноября 1989 г. № 719-1»0 порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан», которым была закреплена возможность судебного обжалования не только единоличных действий должностных лиц, но и действий коллегиальных органов государственного управления.
Важным импульсом в законодательном решении проблемы судебной защиты прав человека явилось принятие 5 сентября 1991 г. Съездом народных депутатов СССР Декларации прав и свобод человека. В ст. 22 Декларации была закреплена современная формулировка права на судебную защиту: «Каждый имеет право на судебное обжалование незаконных действий должностных лиц, государственных органов и общественных организаций». С этого времени судебной власти стали подведомственны все дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан без ограничения. Аналогичное положение было включено и в Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.
В развитие данных положений был принят Закон РФ от 27 апреля 1993 г № 4866—1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В этом Законе закреплялся максимально широкий круг носителей публичной власти, деятельность и акты которых можно обжаловать в суд. Это – действия (бездействия) и решения, в результате которых были нарушены права и свободы или созданы препятствия в их осуществлении, не только органов государственной власти, но и органов местного самоуправления, общественных объединений. Кроме того, отмеченный Закон РФ в отличие от прежних допускал возможность обжалования решений и действий должностных лиц и органов управления Вооруженных Сил РФ.
Таким образом, названный Закон способствовал повышению ответственности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, всех государственных служащих за ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей, невнимательное отношение к нуждам населения, бюрократизм и волокиту.
Наряду с основными законами, предоставляющими право гражданам на судебную защиту, в отраслевые законы (например, ст. 31–32 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1» О собственности РСФСР», ст. 12 Закона СССР от 9 октября 1990 г. № 1708-1 «Об общественных объединениях», ст. 129 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР», ст. 27 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» и др.) стали все чаще включать ссылки на судебную защиту.
С принятием Конституции РФ 1993 г. функции судов по защите конституционных прав и свобод были существенно расширены. Практически во все отраслевые законы были включены положения о возможности судебной защиты как решений, так и действий органов власти.
Право на обжалование в суд действий или бездействий, решений органов и должностных лиц у человека возникает в случаях, когда: нарушены его права и свободы; созданы препятствия осуществлению его прав и свобод; на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Одной из важнейших форм судебной защиты прав и свобод граждан является рассмотрение судами гражданских и уголовных дел.
В ст. 11 ГК РФ содержится специальная норма, посвященная судебной защите гражданских прав. В ней предусмотрено, что защита нарушенных и оспариваемых гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном АПК РФ. В случаях, предусмотренных АПК РФ, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица. Отказ от права на обращение в суд недействителен.
Обращение в арбитражный суд осуществляется в форме:
Спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом либо договором, за исключением дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, дел о несостоятельности (банкротстве), дел по корпоративным спорам, дел о защите прав и законных интересов группы лиц, дел о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования, дел об оспаривании решений третейских судов. Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, если он установлен федеральным законом.
По соглашению сторон спор, возникший из гражданско-правовых отношений, до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда.
Исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Главную роль в защите гражданских прав играют суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Что же касается третейских судов (к числу таких постоянно действующих судов относятся Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ), то они могут разрешить только те споры, которые им переданы по соглашению сторон. Если решение такого суда не исполняется добровольно, вопрос решается выдачей исполнительного листа суда общей юрисдикции или приказа арбитражного суда.
Защита прав и свобод граждан осуществляется и в уголовном судопроизводстве. Уголовный закон, применяемый при рассмотрении уголовных дел, охраняет граждан от преступных посягательств на их жизнь, здоровье, свободу и достоинство, политические, трудовые, имущественные, жилищные, иные права и свободы. Потерпевший от преступления и гражданский истец, то есть лица, понесшие от преступления материальный, а в определенных случаях и моральный ущерб и предъявившие требование о его возмещении, являются полноправными участниками процесса и могут в суде отстаивать свои интересы.
УПК РФ предусматривает право на обжалование процессуальных действий и решений (ст. 19). Действия (бездействие) и решения суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Каждый осужденный имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном УПК РФ.
В суд можно обжаловать и постановления по делам об административных правонарушениях. Это право предоставлено лицу, в отношении которого они вынесены, а также потерпевшему.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами. Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым. Если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.
Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также – иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных КАС РФ. Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.
В последние годы Пленум Верховного Суда РФ издает немало постановлений, затрагивающих вопросы материального и процессуального права в защите прав и свобод (см., например, постановления Пленума Верховного Суда РФ: от 27 июня 2013 г. № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней»; от 30 июня 2015 г. № 29 «О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве»; от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» и др.).
В системе органов судебной защиты прав и свобод особое место принадлежит Конституционному Суду РФ. Правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица. Конституционный Суд РФ не рассматривает жалобы на неправильное применение закона, которое привело к ущемлению прав граждан, не разрешает гражданско-правовые и экономические споры, не рассматривает уголовные дела. Его назначение – проверять конституционность самих законов, в том числе тех, которые затрагивают права и свободы граждан.
На основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ и п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» гражданин, который считает, что его конституционные права и свободы нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, вправе обратиться с жалобой в Конституционный Суд РФ.
Под законом в данном случае понимается любой закон, будь то федеральный конституционный, федеральный либо закон субъекта РФ. Признание закона или отдельных его частей неконституционными означает, что они перестали действовать и не могут более применяться.
Таким образом, судебную защиту получает не только лицо, обратившееся с жалобой в Конституционный Суд РФ, но и другие граждане, права которых законом нарушались или могли бы быть нарушены. Кроме того, решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены.
Конституционным Судом РФ по жалобам граждан признаны неконституционными целый ряд законов, ограничивавших право граждан на судебную защиту. Решения данного Суда открыли путь к судебной защите конституционных прав и свобод, закрепленных в законодательных актах различных отраслей права.
Так, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 23 июня 1995 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности части 1 и пункта 8 части 2 статьи 60 ЖК РСФСР в связи с запросом Муромского городского народного суда Владимирской области и жалобами граждан Е. Р Такновой, Е. А. Оглоблина, А. Н. Ващука» признал, что норма, содержащаяся в упомянутом пункте, носит дискриминационный характер, что проявляется, в частности, в том, что по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, ее реализация не предполагает обязательного, как во всех остальных случаях, судебного порядка признания лица утратившим право пользования жилым помещением (ст. 61 ЖК РФ). Вследствие этого на практике одинокие граждане, осуждаемые к лишению свободы, автоматически лишаются жилищными органами жилых помещений, нанимателями которых они являются.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений частей 3, 4 и 5 статьи 377 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан А. Б. Аулова, А. Б. Дубровской, А. Я. Карпинченко, А. И. Меркулова, Р. Р. Мустафина и А. А. Стубайло» указано, что право на судебную защиту предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
Многие из постановлений Конституционного Суда РФ разрешают не только конкретный вопрос о конституционности той или иной нормы, но и приводят принципиальные правовые позиции общего характера.
К примеру, в Постановлении от 18 февраля 2000 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” в связи с жалобой гражданина Б. А. Кехмана» признаны не соответствующими Конституции РФ (в частности ее ст. 46) положения оспариваемого пункта, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, он во всех случаях приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы, без предусмотренных законом надлежащих оснований, связанных с содержанием указанных материалов, и препятствует тем самым судебной проверке обоснованности такого отказа.
Принципиальное значение для обеспечения судебной защиты прав и свобод имеет Постановление Конституционного Суда РФ от 3 мая 1995 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности статей 220.1 И 220.2 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина В. А. Аветяна».
В отношении заявителя было возбуждено уголовное дело по обвинению в совершении ряда преступлений и вынесено постановление о применении к нему в качестве меры пресечения заключение под стражу, которое не было исполнено в течение четырех лет, но и не отменялось вплоть до момента прекращения дела 16 апреля 1994 г. Заявитель обращался в суды общей юрисдикции с жалобами на незаконность постановления о применении в отношении него в качестве меры пресечения заключение под стражу и просил отменить это постановление. Однако в рассмотрении жалобы ему было дважды отказано на том основании, что в соответствии со ст. 220.1 и 220.2 УПК РФ такие жалобы могут быть принесены только лицами, реально содержащимися под стражей, и рассматриваются судом по месту такого содержания. В Постановлении Конституционного Суда РФ указывается, что из содержания ст. 220.1 и 220.2 УПК РФ следует, что обжалованию и судебной проверке подлежит не само содержание под стражей в отношении обвиняемого или подозреваемого, а законность и обоснованность применения этой меры. Под применением меры пресечения законодатель понимает вынесение органом дознания, следователем или прокурором постановления о ее избрании (ст. 89, 92 УПК РФ). Постановление о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, в том числе в случаях, когда оно не было приведено в исполнение, затрагивает права и свободы гражданина, привлеченного в качестве обвиняемого или подозреваемого. С момента вынесения такого постановления у государственных органов возникает право ограничивать свободу указанных лиц и применять к ним соответствующие меры принуждения. С этого же момента обвиняемый и подозреваемый вправе обжаловать применение меры пресечения, что разъясняется им при объявлении вынесенного постановления (ч. 1 ст. 92 УПК РФ). Статьи 220.1 и 220.2 УПК РФ определяют процедуру этого обжалования и таким образом – реализации конституционного права на обращение за судебной защитой, закрепленного в ст. 46 Конституции РФ. Согласно Конституции РФ, право на судебную защиту не может быть ограничено. Допустимые ограничения конституционных прав в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ могут быть введены законодателем только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Право на судебную защиту не может вступить в противоречие с данными целями и, следовательно, не подлежит ограничению. Статьи 220.1 и 220.2 УПК РФ, отступая от этого положения, ограничивают право на судебное обжалование для некоторых категорий обвиняемых и подозреваемых. Не только реальные ограничения, но и выявившаяся их опасность, прежде всего угроза потерять свободу, нарушает неприкосновенность личности, в том числе психическую, оказывает давление на сознание и поступки человека. В то же время как исполненные, так и реально не исполненные постановления о заключении под стражу могут быть незаконными, необоснованными. Гарантией от таких произвольных ограничений свободы и личной неприкосновенности служит право потребовать судебной проверки оснований для вынесения решений о заключении под стражу. Исходя из этих посылок, Конституционный Суд РФ признал положение ст. 220.1 УПК РФ и связанное с ним положение ст. 220.2 УПК РФ не соответствующими Конституции, ее ст. 46 (ч. 1 и 2), а также ряду других статей Конституции РФ.
Другим принципиальным решением Конституционного Суда РФ является его Постановление от 2 февраля 1996 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности пункта 5 части 2 статьи 371, части 3 статьи 374 и пункта 4 части 2 статьи 384 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан К. М. Кульнева, В. С. Лалуева, Ю. В. Лукашова и И. П. Серебренникова». В этом Постановлении Конституционного Суда РФ впервые признано, что установление уголовно-процессуальным законом в качестве конечной судебно-надзорной инстанции Президиума Верховного Суда РФ, решения которого не подлежат пересмотру в порядке надзора, само по себе не влечет отказа в праве на судебную защиту для граждан, чьи права нарушены в результате судебной ошибки, поскольку наряду с обычными предусмотрены и дополнительные способы защиты этих прав в процедуре возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 384–390 УПК РФ). Конституционный Суд РФ признал положение п. 4 ч. 2 ст. 384 УПК РФ не соответствующим Конституции РФ, в частности ее ст. 46, так как оно ограничило круг оснований к возобновлению уголовного дела лишь обстоятельствами, не известными суду при постановлении приговора, и в силу этого препятствовало в случаях, когда исчерпаны возможности судебного надзора, исправлению судебных ошибок, нарушающих права и свободы человека и гражданина.
Комплекс вопросов, непосредственно относящихся к проблеме обеспечения судебной защиты в различных видах судопроизводства, разрешен в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 мая 1999 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 266 и пункта 3 части 1 статьи 267 КоАП РСФСР в связи с жалобами граждан Е.А. Арбузовой, О. Б. Колегова, А.Д. Кутырева, РТ. Насибулина и В. И. Ткачука». Конституционный Суд РФ отметил, что право на судебную защиту предполагает охрану прав и законных интересов гражданина не только от произвола законодательной и исполнительной власти, но и от ошибочных решений суда. При этом эффективной гарантией такой защиты является и сама возможность пересмотра дела вышестоящим судом, которая в тех или иных формах (с учетом особенностей каждого вида судопроизводства) должна быть обеспечена государством.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 марта 1998 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности статьи 44 УПК РСФСР и статьи 123 ГПК РСФСР в связи с жалобами ряда граждан» отмечено, что право на судебную защиту предполагает и конкретные гарантии эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 3 февраля 1998 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности статей 180, 181, пункта 3 части 1 статьи 187 и статьи 192 АПК РФ» указано, что отсутствие возможности пересмотреть ошибочный судебный акт умаляет и ограничивает право каждого на судебную защиту, что недопустимо.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 2 июля 1998 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 331 и 464 УПК РСФСР в связи с жалобами ряда граждан» отмечается, что в качестве одного из существенных элементов права на судебную защиту является возможность обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, включая судебные органы.
Конец ознакомительного фрагмента.