ЧАСТЬ I. ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ГИПНОЗА
Огромное множество поколений, сменявших друг друга, жило под знаком реальности гипноза. Мир магических представлений формировал обыденные сознания бесчисленного множества поколений. Как человеческий эмбрион в своем развитии повторяет все этапы эволюции жизни на нашей планете, так и сознание современного человека несет в себе память об этих самых древних пластах человечества, его мышления. Сам же современный человек не догадывается обычно, в какой мере его повседневное поведение, общественные и политические нормы сегодняшнего дня пронизаны этим магическим гипнозом, колдовским мышлением.
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
Желание человека познать себя, свои явные и скрытые возможности, а также, его постоянное стремление к самосовершенствованию, достаточно известны. Одним из самых древних приемов, помогающих ему на этом пути, был и остается гипноз (суггестия), как внушение. Если же проще – то, так называемая форма чисто человеческого воздействия людей друг на друга и на самих себя.
Наверное, трудно и невозможно перечислить все формы, в которых магическое, колдовское начало имеется и в повседневной жизни. Согласно магической практике, для того, чтобы фантом мысли превратился в действительность, все то, что мешает или противоречит ему, следует считать как бы несуществующим и, как чуждое бытию, беспощадно отсекать, что, как известно, делалось и делается. Сказанное относится в равной мере ко всем, в частности, тоталитарным моделям – от деспотий древности до нынешних Хусейнов.
Важное место в магической и сакральной практике отводится именам. Личное имя – безошибочный код человека, духа или божества. Чтобы не вызвать ненароком недоброго духа, не потревожить грозного и всемогущего божества, существовал запрет на произнесение их имен. Имена эти хранились в тайне, вместо их использовались разные заменяющие их слова. Например, слово «Всевышний» употреблялось вместо имени Бога, слово «нечистый», «лукавый» обозначали силы зла. В свое время, например, чтобы не произносить всю аббревиатуру ЧК или НКВД, придумали иносказательное – «куда следует». Такой же значимости выражение: «забрали, куда следует», или «сообщили, куда следует».
Подобные ограничения и запреты в отношении названий и имен существуют и на повседневном бытовом уровне, поскольку в колдовской практике имя – ключ к личности человека. Издавна принято было хранить имена в тайне, не открывать их посторонним. Когда же при знакомстве люди называются именами, это знак доверительности, простой готовности не использовать услышанного во вред и, разумеется, не причинять друг другу зла при помощи магии, гипноза и колдовства.
Вредоносной магией является и поведение людей в состоянии ссоры. Перестать здороваться – значит не желать друг другу благополучия и здоровья. Порвать письмо, или чей-то портрет – значит пытаться причинить вред оригиналу или тому, кто писал письмо. А уж обозвать человека или оскорбить его – это прямое воспроизведение чисто сатанинских, «лукавых» и колдовских действий. Именно так, в сильном эмоциональном возбуждении, действует колдун, «навешивая» на человека разные негативные свойства, наводя на него «порчу».
Так что обозвать человека «дураком» или «уродом» – значит глубинно, подсознательно – попытаться действительно сделать его таким, превратить в урода, идиота или дурака. То, что сегодня есть обмен оскорблениями, некогда было нанесением взаимных колдовских ударов, хотя в народе их принято было говорить. «Орань на вороте не виснет», – такого рода сильный негативный эмоциональный посыл иногда может оказаться не столь безобидным. Опасность воздействия возрастает, если тот, от кого исходит посыл, обладает некими свойствами, отличающими его от большинства обычных людей. Впрочем, сам такой человек может и не догадываться об исключительных таких качествах, получивших с некоторых пор названия паранормальных. Из обыденной и житейской практики, каждый, наверное, знает, какой вред наносят ссоры в семье: между мужем и женой, родителями и детьми.
Ссоры между соседями, недоразумения между организациями, всякого рода противоречия направлены во вред, в подчинение чьих-то интересов и даже насилие. А спорные и конфликтные ситуации между соседями-государствами к чему приводят? Иногда, они бывают настолько вредны, что перерастают в вооруженные конфликты и войны, губительные для народов. Хорошо, если во главе государства стоят искушенные и мудрые политики, в противном случае осложнений не избежать.
Эти люди, которые являются носителями паранормальных способностей, весьма различны и не схожи между собой. Большая традиционная группа издавна известна – это гипнологи, колдуны и шаманы. Их исключительные способности, такие как: ясновидение, целительство, воздействие на расстоянии на людей и животных, в последние годы получили многочисленные научные подтверждения. Во многом они еще не обрели объяснения, но это не так уж и волнует носителей паранормального дара. Благодаря тому, что гипнологи, шаманы и колдуны живут обычно среди людей, готовых принять то необычное, что они несут, их потенции паранормального действия имеют возможность проявляться максимальным образом.
Совсем другую, совершенно обособленную группу тех, кто тоже бывает причастен к свойствам колдовства и гипноза, составляют святые, то есть служители Церкви. Для них самих, людей разных вер, их возможности паранормального воздействия не представляют как бы никакого значения и интереса. Понимая, что такие способности никак не связаны с благодатью, они пытаются их обычно скрывать или игнорировать. И, справедливо, видят в них лишь помеху на пути духовных свершений.
ИСТОКИ ГИПНОЗА И ЕГО РАЗВИТИЕ
В данном изложении хотелось бы коснуться некоторых истоков и периодов развития гипноза, как он существовал, применялся и передавался из поколения в поколение. Не беря во внимание множества исторических проявлений из глубокой и средневековой древности, для простоты подразделим гипноз на два периода: донаучный и научный.
Донаучный: древний и средневековый период
Древний мир богат и разнообразен применением гипноза. Явления, методы гипноза применялись лекарями и жрецами, магами и йогами, браминами и факирами, колдунами и прочими способными обладателями в лечебных и религиозно-мистических целях, а также для укрепления своего авторитета.
В донаучный или древний период, гипноз не был научно обоснован, а гипнотизеру, суггестору, внушаемому отводилась роль посредника между богами и простыми людьми. В храмовой медицине древних Египта, Рима, Греции, Персии, Ассирии, Вавилона сеансы гипноза назывались «инкубациями», а в практике йогов – «вашитва» и «санмохан-асира». Знания древних народов о гипнозе в средние века были почти забыты, а способы, и приемы гипноза, то есть воздействия путем внушения утратились.
В течение трех с половиной веков, то есть с середины 16-го по 19-ый, сформировалось и окончательно оформилось фантастическое и мистическое учение – «животный магнетизм». По этому учению один человек может оказывать влияние на организм и психику второго, посредством так называемого «магнетически-жизненного флюида» (от латинского fluidis – текучий) – таинственной жизненной силы, эфироподобной жидкости или «эманации», как будто извлекаемой из глаз, рук и других органов тела. Тогда считалось, что «магнетически-жизненный флюид» – это изначальный эфир, который пронизывает всю Вселенную, а вместе с ней и человека.
Существуют отдельные люди, которые подобно аккумулятору могут накапливать этот эфир и передавать другим. Люди, обладающие такой способностью, назывались магнитезерами. Первоначально источником магнетизма считались планеты и звезды. В магнетизме магнит рассматривался как кусочек метеорита, оторвавшийся от звезды или планеты, а затем, действующий подобно звездам. При этом усматривалось сходство «магнетически-жизненного, флюида» с действием магнита, поэтому учение и получило название «животный магнетизм».
Во второй половине восемнадцатого века это учение сформулировал и распространил австрийский врач-маг-нитопат, доктор права, философии и медицины Франц Антон Месмер, живший с 1734 по 1815 годы. Вот поэтому «животный магнетизм», еще и поныне часто называли и называют «месмеризмом».
Научный период: середина XIX века по настоящее время
В середине девятнадцатого века наряду с учением о гипнозе, (от греческого hipnos – сон), возникло и закрепилось учение о суггестии, (от латинского suggestio – внушение или намек). Если первый термин (гипноз) означал воздействие на человека в особом состоянии, то второй (суггестия) означал воздействие на человека в любом состоянии. Гипноз слился с суггестией вообще, хотя является только одним из множества ее проявлений. Первый термин ввел в 1843 году английский хирург из Манчестера Джеймс Брэд (1795—1860), второй же термин ввел в 1866 году французский врач из Нанси Амвросий Август Льебо (1823—1904).
Научный спор о природе гипноза разгорелся во второй половине девятнадцатого века. Его вели с 1870 по 1890 годы два французских ученых: профессор терапевтической клиники университета в Нанси Ипполит Бернгейм (1840—1919) и известный невропатолог из Сальпериевской психиатрической больницы в Париже, метр неврологии того периода, член французской Академии наук Жан Мартен Шарко (1825—1893). Каждый из них возглавлял соответствующую школу.
Нансийская школа гипноза придерживалась следующей точки зрения на гипноз. Во-первых, все проявления гипноза сводятся к суггестии, то есть к психическому воздействию на человека, на его воображение. Во-вторых, физические факторы при гипнозе не играют роли или же играют вспомогательную роль. В-третьих, гипноз – это нормальное явление, свойственное здоровому человеку, и его следует сблизить с естественным ночным сном.
Другой же, противоположной точки зрения на гипноз придерживалась Сальпетриерская, или Парижская школа гипноза. Во-первых, все проявления гипноза сводятся к физическим воздействиям, то есть потокам тепла, мерным звукам и другим зрительным раздражителям. Во-вторых, суггестия играет при гипнозе второстепенную роль. И, в-третьих, гипноз – это проявление искусственно вызванного истерического припадка, или ненормального патологического состояния психики, свойственного больным, страдающим истерией.
Названный спор специалистов-медиков одержали сторонники школы гипноза из города Нанси. Девиз нансийцев «гипноза нет, есть только суггестия» оправдал себя экспериментально. По нашему мнению суть не в названии, а в природе воздействия гипноза или суггестии на сознание и органы чувств человеческого организма.
На границе двух веков, XIX и ХХ-го, французский аптекарь из Нанси Эмиль Куэ (1857—1926) основал школу самообладания путем сознательной аутосуггестии «Неонансийскую школу суггестии». Неонансисты считали, что суггестия возможна благодаря воображению и она действует через аутосуггестию. Существенный вклад в развитие гипноза внесли и ряд мастеров практической психиатрии. К ним прежде всего относятся: В. Л. Леви, А. Б. Добрович, В. Е. Рожнов, П. И, – Буль, Л. Л. Васильев, В. С. Лобзан, Ю. И. Резина и другие. Возможности полезного использования суггестии – гипноза в повседневной деятельности значительны и обширны, разнообразны и многообещающи. Поэтому, хочется верить, что в настоящий период времени гипноз получит в научном плане дальнейшее развитие.
Физиологические моменты гипноза и суггестии вскрыл русский советский ученый физиолог Иван Петрович Павлов в 1921 году. Он установил, что гипноз – это частичный, или «парциальный» сон, результат частичного условного торможения клеток коры больших полушарий мозга человека. Гипноз, суггестию в целом, Павлов относил к простейшему условному рефлексу.
Биофизик Лазарев Петр Петрович в 1922 году объяснил феномен мысленной суггестии, то есть телепатии, с точки зрения электромагнитной теории света. Он считал, что наш мозг – это своеобразный клеточный вибратор, генерирующий в пространство особые электромагнитные волны определенной длины и частоты. Длина и частота электромагнитных волн, излучаемых человеческим мозгом, зависит от характера и содержания мысленной деятельности человека. Скорость излучения мозговых электромагнитных волн равна скорости света, то есть 300 000 км/сек. В другом мозгу чужая мысль отражается или отмечается в том случае, если оба мозга одинаково настроены.
В 1932 году сторонник неонансийской школы суггестии немецкий нейропатолог из Берлина Иоганес Генрих Щульц разработал и утвердил метод (А. Т.) «аутогенной тренировки» (от греческих слов autos – сам, genos – род).
Труднее и прискорбнее, в отличие от колдунов и шаманов, участь экстрасенсов, которых в настоящее время предостаточно. Они подобно травинкам с трудом пробиваются сквозь городской асфальт. Значительная доля усилий экстрасенсов уходит на то, чтобы выжить этой инородной среде, не жертвуя при этом своим даром.
СОВРЕМЕННЫЙ ГИПНОТИЗЕР
Гипноз в настоящее время получил дальнейшее развитие. Важное значение гипноза вытекает из теоретических и научных обоснований, проводимых экспериментов в Германии, Франции, США, России, Англии и других странах.
О себе могу сказать следующее – родился я в белорусской деревне. Моя бабушка – известная травница и целительница в своей местности – учила меня своим премудростям, внук оказался способным учеником. Как же я пришел к гипнозу и парапсихологии?
Сколько помню, всегда интересовался скрытыми в себе возможностями, занимался аутотренингом, раджа-йогой, парапсихологией. Никогда не отступал, не бросал занятий ни в армии, ни во время учебы, ни на работе. Как гипнотизер-профессионал, я дал уже более двух тысяч сеансов по всей стране: в Киеве и Ленинграде, Екатеринбурге и Челябинске, Чите и Черновицах, Иванове и Таганроге, в Москве и многих других городах. Я выступал с познавательной программой по гипнозу, в которой показывал что-то новое в возможностях человека, в практике быстрого счета: запоминал 300 цифр, 300 слов за кратчайшее время, производил возведение чисел в 7-ую степень и совершал другие математические операции.
Была работа по программе, разрешенной НИИ психиатрии Минздрава, а затем возникла потребность реализовать себя в целительстве. И результативность была на высоком уровне. Не на 100 процентов, конечно, но все же очень высокий процент… Лечил энурез, заикание, опухоли, переломы и другие болезни, кодировал от алкоголя, и считаю, что как современный гипнотизер – успешно овладел целительством.
Что касается 100 процентов, так это можно отнести к Иисусу Христу, как божественному гипнотизеру. Для него, по Библии и описаниям его апостолов, «не было: ничего у человека не излечимым», даже 2000 лет назад. Я точно определяю вначале – сумею ли я помочь; человеку или нет, гипнабельный ли этот человек. Если я смогу его загипнотизировать, то уже сумею сконцентрировать его сознание, состояние так, что его организм начнет с утроенной силой восстанавливаться.
Ведь человек имеет 10-ти кратный запас прочности. Не в одном, так в другом месте организма есть этот запас. Скажем, у пациента болит печень, а в руках и ногах энергия имеется с запасом. Моя задача – возбудить саморегуляцию организма больного с тем, чтобы его энергия была направлена к больным органам в большем количестве. На этом, кстати, основаны и возможности тибетской медицины, и методы Джуны.
– При этом расходуется энергия, от какого внешнего источника можно подпитаться? Из космоса?
– Это высокая психическая энергия. А мы с вами говорим о низшей жизненной, которая сосредоточена в самом человеке. Вероятно, подъем саморегуляции, возбуждение собственной энергии исцеляемого зависит и от поступления психической энергии извне. Я помогаю больному мобилизовать жизненную энергию, сосредоточить ее в нужном направлении и концентрации в больном организме. В данном случае, он является проводником, возбуждающим саморегуляцию.
Как итог стремления обобщить многолетнюю практику, мной была организована Московская o школа гипноза – МШГ. Из МШГ ежемесячно выпускаются подготовленные дипломированные гипнологи. Конечно, не всякий выпускник МШГ, может быть квалифицированным гипнотизером. Но каждому ученику под силу, с учетом тренировок и напряженного труда, обеспечить успех в жизни. По крайней мере, каждый выпускник извлекает огромную пользу, для себя и своей семьи – это безусловно.
Уметь успешно гипнотизировать, да еще и заниматься целительством, для этого мало просто окончить МШГ. Необходимо тренироваться, и иметь способности, желание постоянно трудиться и совершенствоваться. Все ли удается? Нет, конечно. Но идет развитие, набор опыта, познание человека. Имею учеников, самостоятельно работающих на эстраде и занимающихся целительством: Ю. Лонго, И. Ульянов, г-жа Дали, Лилиана, Александр Солнцев, Лазарь Якубов.
Историю гипноза трудно описать в отдельной статье, разделе или главе в книге. Можно было бы написать книгу, а можно написать и тома книг по истории гипноза. Ведь история гипноза, это пожалуй, самое древнее и дивное явление, которое зародилось в человечестве и рождается ныне с каждой новорожденной душой в ребенке. Не стану утомлять читателей. Не стану глубоко «копаться» в истории развития гипноза и человечества, а посему приведу примеры из сегодняшних времен – отдельные эпизоды из практики.
Многие болезни в организм человека принесены черной магией, злыми людьми и нечистыми духами. В подобных случаях носители этого «вируса» – сглаза мучаются, теряют сон и аппетит, их преследуют всевозможные неудачи.
Снять «порчу» – сглаз можно не только при личной встрече, но и по фотографии, которая всегда связана невидимыми нитями с самим биологическим объектом из черной магии. Нужно лишь стереть с сознания человека негативную информацию, раскодировать внутренний конфликт.
Есть сотни излеченных пациентов по фотографиям, заряжению воды, кремов и так далее. Мы получаем от читателей фотографии больных, патология которых по версии родственников, после порчи. Мы же отбираем из них тех, кто действительно по нашему мнению споткнулся о «черный порог» – и снимаем сглаз.
Для легко внушаемых и поддающихся гипнозу, а их примерно около 20 процентов и более, почти безотказно действуют заряженные газеты, фотографии, кремы, духи, вода и многое другое. Эти люди – гипнотики с легко подвижной психикой, мобильной нервной системой, у которых воображение становится более сильным раздражителем, нежели сам предмет. Предмет (газета, фотография, крем) действительно заряжен, но чтобы он работал, об этом нужно объявить и убедить, иначе этот поток энергии не включится.
– А можно ли измерить данные процессы и научно обосновать их?
– В древнеиндийском эпосе есть утверждение, что невозможно зарегистрировать приборами психическую энергию, ибо это сущность более тонкая, нежели человеческое сознание способно воспринимать. И далее там сказано, что это можно зарегистрировать тогда, когда это сбылось, по делам человеческим. О наличии какой-то силы у человека можно судить только по результатам.
Преуспевающий бизнесмен не может не быть гипнотизером, а сильный гипнотизер не может не преуспевать в бизнесе.
Сила гипноза в его современном развитии и действии подтверждает то, что гипноз на эстраде – это, как бы одна сторона гипноза. Но он же важен и нужен: в бизнесе – предпринимателям; в спорте – спортсменам; в медицине – для исцеления больных от тяжелых недугов. Можно верить в гипноз, можно и не верить. Только при этом – выигрывает тот, кто верит в гипноз. Или точнее: влияя гипнозом на сознание и подсознание человека – людей, мудрый гипнотизер может излечить, научить как стать хорошим бизнесменом, удачным предпринимателем; а спортсмена – стать рекордсменом.
В программу МШГ введен и специальный курс, цель которого научить пользоваться полученными знаниями именно в сфере бизнеса. В рамках этого курса мы стремимся выработать у слушателей не только уверенность в своих силах, но и в способность убеждать других. Хотя то и другое взаимосвязано: чтобы убедить, надо быть прежде всего уверенным в себе самом.
На занятиях обращается внимание и на разного рода физиологические тонкости. Каждый бизнесмен должен знать, каким образом воздействуют на сознание человека различные стимуляторы – чай, кофе, вино, водка, алкогольные и другие напитки. Ссылаясь на опыт китайской и тибетской народной медицины, советую все важные встречи, переговоры и прочие дела вести до обеда.
Допустим, если вам надо на свою сторону обратить человека, который негативно к вам настроен, то можно воспользоваться даже не внушением, гипнозом, техники которого вы еще пока не знаете, а методом психологического маятника. Для начала надо вызвать у собеседника всплеск направленных против вас негативных эмоций.
Вы можете спросить, а каким образом это сделать? Например, покритиковать его манеру одеваться, найти изъян – не застегнута пуговица, перекошен галстук. Ваш собеседник или оппонент, скорее всего, ответит вам колкостью, несдержанно. Однако, через полчаса, по закону психологии им же и овладеет угрызение совести, раскаивание в своей несдержанности. Как говорится, в таких случаях «эмоциональный маятник» качается в обратную сторону. Тут-то и надо перейти к существу обсуждаемого вами совета, предмета или вопроса.
О развитии гипноза и примерах можно написать еще не одну страницу. Но суть для истории в другом, а именно; гипноз с каждым днем успешно развивается, да так, как никогда раньше не развивался.