Вы здесь

Суворов от первого лица. Биографическая справка ( Коллектив авторов)

Составитель Анатолий Михайлович Гуральник


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Биографическая справка

СУВОРОВ Александр Васильевич

[13 (24).11.1729 или 1730 или 30.11.1729, Москва, – 14.00 6 (18).5.1800, Петербург, похоронен в Александро-Невской лавре]

Граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799), генералиссимус (1799).

В детстве под руководством отца генерала Василия Ивановича Суворова (1705—75), соратника Петра I, изучал артиллерию, фортификацию, военную историю и иностранные языки, закалял свой слабый от рождения организм физическими упражнениями. Записан солдатом в лейб-гвардии Семёновский полк (1742), в котором начал службу капралом (1748).

Произведён в офицеры (1754) и направлен поручиком в Ингерманландский пехотный полк. Служил в Военной коллегии (1756—1758). Во время Семилетней войны (1756—1763) на штабных и командных должностях (1758), участвовал в Кунерсдорфском сражении (1759), во взятии Берлина (1760) и Кольберга (1761).

Произведён в полковники и назначен командиром Астраханского пехотного (1762), командир Суздальского пехотного полка (1763—1769). Составил и ввёл в действие так называемое «Полковое учреждение» – оригинальное наставление о воинском распорядке, правилах обучения и воспитания офицеров и солдат (1764—1765).

Командуя полком, бригадой и отдельными отрядами в корпусе генерала И. И. Веймарна, действовал в Польше против войск Барской конфедерации (1768—1772), нанёс им поражения под Ореховом (1769), Ландскруной, Столовичами (1771) и овладел Краковским замком (1772). Произведён в генерал-майоры (1770).

Командир Санкт-Петербургской дивизии (1772). По личной просьбе направлен на театр русско-турецкой войны в 1-ю армию генерала-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского (1773). Дважды форсировал Дунай и разбил турок у Туртукая (5—6.1773).

Руководил обороной Гирсово и отбросил турецкие войска (9.1773). Вместе с генералом М. Ф. Каменским нанёс поражение 40-тысячному турецкому корпусу при Козлудже (6.1774).

Командовал дивизиями и корпусами в различных районах России (1774—1786), руководил сооружением Кубанской укрепленной линии и усилением обороны Крыма, предотвратил высадку турецкого десанта в Ахтиарской бухте (1778), чем была сорвана попытка Турции развязать новую войну в невыгодной для России международной обстановке. Произведён в генерал-аншефы (1786).

В начале русско-турецкой войны (1787—1791) командовал 30-тысячным корпусом, оборонявшим побережье в районе Херсон – Кинбурн, и уничтожил турецкий десант около Кинбурна (10.1787). Участвовал в осаде Очакова (1788), где был ранен (всего получил 6 тяжёлых ранений).

Командир дивизии в Молдавии (1789), руководя действиями русских и союзных австрийских войск, разгромил превосходящие силы турок в сражениях при Фокшанах (7.1789) и Рымнике (9.1789). Командуя 30-тысячным осадным корпусом под Измаилом (1790), в течение 2 недель подготовил штурм этой сильнейшей крепости и овладел ею [11 (22).12.1790].

Командовал различными соединениями в Финляндии и на Юге России, руководил строительством укреплений на границах России (1791—1794).

Назначен командующим русскими войсками, направленными для подавления Польского восстания (8.1794). Нанёс поражения войскам повстанцев при Крупчицах, под Брест-Литовском, Кобылкой и др. (9—10.1794), его войска штурмом овладели предместьем Варшавы Прагой и заняли Варшаву, при этом проявил гуманное отношение к «мятежникам» (отпустил пленных, запретил реквизиции, требовал не допускать «обид жителям» и т. д.).

Произведен в фельдмаршалы (10.1795). Приняв командование войсками на юге (в Тульчине), написал знаменитое произведение «Наука побеждать», обобщавшее многолетний опыт обучения и воспитания войск (1796). «Наука побеждать» явилась прямым протестом на новый воинский устав императора Павла I, заимствованный у прусской армии. Критика павловского устава и отказ выполнить приказ императора привести подчинённые ему войска «в мой порядок» повлекли за собой увольнение из армии [6 (17).2.1797] и ссылку в с. Кончанское Новгородской губернии.

В связи с образованием 2-й антифранцузской коалиции с участием России (2.1799) по просьбе союзников назначен Павлом I главнокомандующим русскими войсками, направленными в Италию. В ходе Итальянского похода Суворова (1799) русско-австрийские войска под его командованием разгромили в ряде сражений французские войска, освободив от них всю Северную Италию (4—8.1799). Разработал стратегический план дальнейших военных действий, предусматривавший наступление его армии вместе с воссоздаваемой пьемонтской армией на Гренобль – Лион – Париж во взаимодействии с австрийской армией эрцгерцога Карла, которая должна была наступать из Швейцарии (был сорван Австрией). Правительство Австрии добилось согласия Павла I на переброску войск Суворова в Швейцарию. Однако в беспримерном в военной истории Швейцарском походе Суворова русские войска преодолели исключительные трудности и вышли из окружения (9.1799). Павел I разорвал союз с Австрией и отозвал войска в Россию (10.1799). При возвращении вновь подвергся царской опале за нарушения «высочайшего устава» и вскоре умер.

Суворов, опираясь на вековые военные традиции России, возродил и развил прогрессивные черты Петровской армии в области организации, боевой подготовки и военного искусства. Он был одним из самых образованных военных деятелей 18 века, знал математику, философию, историю, владел немецким, французским, итальянским, польским, турецким языками, а также немного арабским, персидским и финским языками.

В совершенстве знал фортификацию; изучал состояние современных иностранных армий, внимательно следил за ходом военных и политических событий в Западной Европе, будучи постоянным подписчиком многих иностранных газет, журналов, научных изданий.

Политическим идеалом Суворова была «просвещённая монархия». Являясь сторонником самодержавия, в то же время осуждал «тиранство» самодержцев (Екатерины II, Павла I), резко критиковал придворные нравы (фаворитизм, протекционизм, праздность, угодничество, карьеризм), насаждавшиеся при Павле I прусские военные порядки и «бесполезную жестокость в войсках».

Патриотизм Суворова был основан на идее службы отечеству, глубокой вере в высокие боевые способности русского воина («в свете храбрее россиянина нигде нет»), в военный талант своих подчинённых и учеников (М. И. Кутузова, П. И. Багратиона, М. И. Платова, М. А. Милорадовича и др.). Суворов проявлял гуманное отношение к мирному населению и пленным («не меньше оружия поражать противника человеколюбием»), сурово преследовал мародёрство. Военно-теоретическая и практическая деятельность Суворова отражена в его огромном литературном, документальном и эпистолярном наследии, включающем «Полковое учреждение», «Науку побеждать», различные наставления, инструкции, приказы, диспозиции, памятные записки, переписку с военными и государственными деятелями. Оно характеризует Суворова как выдающегося военного теоретика, стратега и тактика, глубоко понимавшего проблемы военного дела, во многом опередившего своё время, создавшего оригинальную систему взглядов на способы ведения войны и боя, обучения и воспитания войск, основавшего свою прогрессивную школу военного искусства. Одержав множество побед над сильными противниками, снискал славу непобедимого и обогатил военную практику блестящими примерами успешных действий в трудных условиях, а военную науку – новыми идеями и положениями, составившими в совокупности суворовскую «науку побеждать». В области стратегии считал, что война должна быть по возможности скоротечной, для чего необходимы своевременная и энергичная мобилизация всех сил и средств для её успешного ведения с учётом международной обстановки, сил и намерений противника, постановка перед вооружёнными силами решительных целей, быстрота наступательных действий с целью разгрома прежде всего живой силы противника. Был решительным противником господствовавшей в то время в европейских армиях кордонной стратегии. Он рассматривал маневр войск на театре военных действий не как самоцель, а как средство уничтожения источников снабжения и пополнения противника, сосредоточения своих сил против его «слабого пункта» для решительного удара в полевом сражении. Следуя принципу «держать по возможности все силы свои в совокупности», предвосхитил стратегическую идею массирования сил, обычно приписываемую Наполеону I. Учил, что успех сражения обеспечивают тщательная разведка (войсковая, агентурная), скрытность замыслов и действий, внезапность удара. Громадное значение придавал фактору времени: «расчёт времени есть главное правило ведения войны», «от единого иногда мгновения разрешается жребий сражения». Непримиримый враг догматизма и шаблона, учил: «все кампании различны между собой», «никакой баталии в кабинете выиграть не можно и теория без практики мертва». Резко критикуя систему руководства боевыми действиями с помощью составляемых «для проформы» «примерных планов кабинетов» без учёта постоянно изменяющейся обстановки, считал, что главнокомандующий должен обладать всей полнотой власти. Строго учитывал обстановку и характер театра военных действий (топография, климат, время года, сырьевые ресурсы, речные системы, дороги и др.), особенности противника, возможности привлечения в свою армию местного населения (славян и греков в русско-турецких войнах, итальянцев и швейцарцев в войне с Францией). Большое внимание уделял задачам обеспечения армии людскими и материальными резервами, транспортными средствами, чёткой работе квартирмейстерской и штабной служб. Считая наступление главной формой боевых действий, не пренебрегал обороной и «великим принципом»: «никогда не надо слишком удаляться от своих ресурсов». Тактика Суворова была органически связана с его наступательной стратегией и носила решительный характер. Применял в бою различные боевые порядки: линии, каре, колонны (полковые, батальонные, взводные и другие) и их сочетания. Нередко проводил бои ночью. При действиях против крепостей отдавал предпочтение решительному и тщательно подготовленному штурму перед длительной осадой. Разработал «Правила ведения военных действий в горах» (1799).

Тактическим приёмом Суворова являлась быстрота движения войск в наступлении с целью сократить потери в зоне действительного огня и сохранить силы для штыковой атаки. В то же время, увеличив запас ружейных патронов до 100 на солдата, требовал прицельной стрельбы. Тщательно и детально разрабатывал диспозиции сражений, осад, штурмов крепостей. Вместе с тем после отдачи общего приказа он предоставлял командирам дивизий и корпусов право действовать «наилучшим образом» по их усмотрению «в зависимости от местных условий». Большое внимание уделял боевой подготовке войск. Он обучал своих солдат «во всякое способное время» в мирной и военной обстановке, настойчиво проводя свой принцип: «легко в ученье – тяжело в походе, тяжело в ученье – легко в походе». Ввёл в боевой подготовке «сквозные атаки», то есть двусторонние манёвры армии, во время которых отрабатывались наступление, оборона, встречный бой, действия на пересечённой местности, преследование и т. д. Воспитывая войска в духе «смелой нападательской тактики», всеми мерами развивал у подчинённых инициативу. Не только офицерам, но и унтер-офицерам и солдатам сообщалось о плане предстоящих действий, так как «каждый воин должен понимать свой маневр». Инициативу, предприимчивость, храбрость поощрял боевыми наградами, способных (в том числе солдат и унтер-офицеров) продвигал по службе. Постоянно заботился о высоком морально-боевом духе войск, воодушевлял солдат в трудном походе своим красноречием и юмором. Воспитывал у них чувство товарищества, профессионального достоинства, заботился о военной выправке, опрятности и нравственности солдат, выступал против бессмысленной муштры и жестокого обращения с ними. От подчинённых требовал грамотности и сообразительности, не терпел «леноумия» и «немогузнайства». Поддерживал строгую военную дисциплину, но всегда считался с обстоятельствами, смягчающими вину нарушителя. Он проявлял неустанную заботу о здоровье и физической закалке солдат, санитарном состоянии казарм и лагерей, хорошем питании, обеспечении удобным и тёплым обмундированием и обувью; ввёл весьма передовые для своего времени «Правила медицинским чинам». В результате в войсках резко сократились заболевания, которые были бичом армий 18 века.

Президиумом Верховного Совета СССР был учрежден военный орден Суворова 3 степеней (29.7.1942); Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) были созданы Суворовские училища (21.8.1943). Существуют музеи Суворова в Ленинграде, Новой Ладоге, Очакове, Измаиле, Кобрине, с. Кончанском (Новгородская область), с. Тимановке (Винницкая область), с. Ундол (Владимирская область). Памятники Суворову воздвигнуты: в Ленинграде (1801), Новой Ладоге (1948); в Очакове (1907), Измаиле (1945), Тульчине (1954), в Кобрине, Херсоне (1950), с. Тимановке, Симферополе, Калининграде, Кончанском, а также в Рымнике (Румыния). В честь Суворова названы населённые пункты – с. Суворово (Пензенская область), с. Кончанское-Суворово (Новгородская область), с. Суворове (близ Козлуджа, Болгария).

Сочинения:

А. В. Суворов. [Документы], т. 1—4, М., 1949—53 (лит.);

Генералиссимус Суворов. Сб. документов и материалов, М., 1947;

Биография А. В. Суворова, им самим написанная в 1786 г., в сборнике: Чтения в Обществе истории и древностей российских, 1848, кн. 9;

Наука побеждать, (1795—1796) М., 1950;

Полковое учреждение, М., 1949.

Информация из БСЭ и следующих изданий:

Милютин Д. А., История войны 1799 г. между Россией и Францией в царствование императора Павла 1, 2 изд., т. 1—3, СПБ, 1857;

Петрушевский и А. Ф., Генералиссимус князь Суворов, 2 изд., СПБ, 1900;

Суворов в сообщениях профессоров Николаевской академии генерального штаба 1800 г.-6 мая 1900 г., [кн. 1—2], СПБ, 1900—1901;

Боголюбов А. Н., Полководческое искусство А. В. Суворова, М., 1939;

Осипов К., Суворов, 3 изд., М., 1955: Мещеряков Г. П. и Бескровный Л. Г., А. В. Суворов, [М.], 1946;

Никольский Г. С., Суворовская «Наука побеждать», М., 1949;

А. В. Суворов. Из материалов, опубликованных в связи со 150-летием со дня смерти 1800—1950, М., 1951;

Суворовский сборник, М., 1951.