Глава 2. Материальные и идеальные силы тождества
2.1. Конкуренция материальных и идеальных сил тождества
Возникнув в момент разделения целого на части, тождество, с одной стороны, стремится вернуть эти части в прежнее состояние, некогда объединявшее их в одно единое целое. С другой стороны, сохраняя себя, оно стремится в противоположную, обозначенную делением сторону с тем, чтобы развести образовавшиеся части в пространстве и/или времени, отдалить от объединявшего их когда-то общего целого и друг от друга.
Действуя в противоположных направлениях, данные силы тождества могут в равной мере опредмечиваться в его материальных объектах и управлять ими. Но делать это они могут лишь по очереди, доминируя в этот момент над противоположной, противостоящей силой. При этом субдоминантная сила, подчиненная материально опредмеченной силе, остается неопредмеченной, нематериальной, а значит, идеальной. Поэтому в тождестве материальных объектов всегда имеет место то или иное противостояние двух противоположно направленных сил: материальной и идеальной.
Данные силы конкурируют между собой за обладание материальными объектами, которыми в рамках существующего тождества способна обладать только одна конкурирующая сила. Конкуренцию, борьбу этих сил за свое материальное обеспечение можно уподобить борьбе сиамских (сросшихся) близнецов – невидимок. Имея одну на двоих одежду, они стремятся, вопреки желанию соперника, надеть ее и тем самым опредметиться, т. е. материально обозначить себя во внешней среде, оставив невидимым другого, не отделимого от него близнеца-конкурента.
Поэтому противоборствующие в тождестве силы могут изменять свой статус. Он может быть как материальным, так и идеальным. Доминантная сила, опредмеченная в материальных объектах, является материальной. Внешне она иллюзорно выглядит как действие опредметивших ее материальных объектов. Наполненные ею объекты ведут себя так, как будто они сами обладают своей собственной, изначально данной им материальной силой и энергией. Неопредмеченная в этот момент противоположная нематериальная сила является идеальной. Из-за этого она, как и у Платона, не может восприниматься непосредственно внешними органами чувств. Не тронутая ощущениями она хранит тайну своего нематериального, идеального существования.
2.2. Взаимообусловленность идеальных и материальных сил тождества
Рассматривая особенности беспредметной нематериальной идеальной силы, не следует упускать из вида противостоящую ей, предметно обозначенную материальную силу. Своим противостоянием идеальной силе она налагает на нее определенные, относительно жесткие ограничения, которые вступают в свои права в момент превращения идеальной силы в материальную. В этой связи необходимо помнить, что материальная составляющая тождества способна опредметить лишь определенное количество идеальной силы. Поэтому только в обозначенных тождеством рамках идеальное способно легко и свободно превращаться в материальное, а материальное в идеальное. В этом смысле идеальное обусловлено материальным, а материальное идеальным.
Зависимость идеального от материального, а материального от идеального колеблется в определенных значениях. В тех случаях, когда эти значения в той или иной мере выходят за рамки тождества, взаимное конвертирование идеального в материальное, а материального в идеальное происходит не свободно. В допустимых тождеством границах оно совершается с трудом и с напряжением либо вообще не происходит. Идеальное тогда не превращается в материальное, а материальное – в идеальное. При этом препятствием превращению идеального в материальное и материального в идеальное может быть как идеальное, не соответствующее материальному, так и материальное, не соответствующее идеальному.
2.3. Механизмы движения материальных и идеальных сил тождества
Материальные взаимодействия между активными и пассивными объектами возможны лишь до тех пор, пока материальные формы пассивных объектов не станут тождественными материальным формам активных объектов. Такой результат взаимодействия означает объединение его участников в границах взаимодействия в одно единое материальное целое. Превращение множественности объектов в один общий объект лишает их возможности дальнейшего взаимодействия. Прекращение взаимодействия означает остановку движения материальных сил от активных объектов к пассивным объектам. Между материальными силами данных объектов наступает равновесие. Оно выражается в тождестве их внешних материальных форм, ограниченном локальными рамками состоявшегося между ними взаимодействия.
В связи с этим для продолжения движения материальных сил, заключенных в объектах прошлых взаимодействий, необходимы другие взаимодействия этих, потенциально активных объектов с другими потенциально пассивными, отличными от них в своих формах объектами. Нетождественность форм необходима объектам предстоящих взаимодействий для того, чтобы активные объекты по ходу взаимодействия могли изменять материальные формы пассивных объектов в соответствии со своими материальными формами. Без таких изменений, без процесса, направленного на установление тождества форм активных и пассивных объектов, взаимодействия невозможны.
Способность вступления объектов прошлых взаимодействий во взаимодействия с другими объектами обеспечивается предварительным обособлением их внешних материальных форм. Это, в свою очередь, влечет образование тождеств указанных форм и превращение опредмеченных в них материальных сил в соответствующие им идеальные силы, наделенные способностью обратного превращения в материальные силы.
Изложенное свидетельствует, что для движения материальной силы необходимо предварительное, предвосхищающее накопление и движение идеальной силы. И наоборот, для движения идеальной силы необходимо предварительное, предвосхищающее накопление и движение материальной силы. Обе эти формы движения обеспечиваются последовательностью соединения и разъединения внешних материальных форм объектов взаимодействия с целью установления между этими формами повторяющегося от взаимодействия к взаимодействию тождества, свидетельствующего о равенстве и соответствии друг другу материальных и идеальных сил объектов взаимодействия.
Данные положения в самых общих чертах можно проиллюстрировать примером движения колеса по накатанной им колее. Внешние материальные формы колеса взаимодействуют в этом движении с внешними материальными формами колеи. Взаимодействуя, они все больше и больше приходят во взаимное соответствие. Вместе с соответствием или тождеством они обретают способность заочно, т. е. нематериально, идеально представлять друг друга своими внешними материальными формами. В результате материальные формы колеса обретают надстройку из тождественных им идеальных форм колеи, а материальные формы колеи обзаводятся надстройкой из тождественных им идеальных форм колеса.
При повторном или очередном движении колеса по колее соответствующие части внешних материальных форм этих объектов входят друг с другом в очередной локальный контакт и образуют в его границах одно общее материальное целое. В этом локальном целом идеальные надстроечные формы колеса поглощаются тождественными им материальными формами колеи, а идеальные надстроечные формы колеи поглощаются тождественными им материальными формами колеса. Поглощая указанные идеальные формы, данные материальные формы взаимодействующих объектов соединяются между собой, как уже сказано выше, в единое контактное материальное целое. Надстроечные идеальные формы в этом целом опредмечиваются и превращаются в противоположно направленные материальные силы. Действуя навстречу друг другу, они создают крутящий момент, производящий соответствующее ему движение колеса по колее.
Совершаемое под воздействием крутящего момента данное движение, с одной стороны, последовательно соединяет в единое целое все указанные материальные и идеальные формы указанных объектов взаимодействия, расположенные на внешних, пограничных поверхностях колеса и колеи. С другой стороны, оно последовательно разделяет создаваемые им целостности на новые, обособленные друг от друга материальные и соответствующие им идеальные формы взаимодействия. В результате в границах деления появляются новые «уточненные» тождества внешних обособленных друг от друга материальных форм колеса и колеи.
Тождественность материальных форм позволяет им заочно, нематериально, а значит, идеально представлять друг друга своими собственными материальными формами. В результате, как указано выше, на внешних материальных формах колеса появляются противоположные им надстроечные идеальные формы колеи, а на внешних материальных формах колеи возникают противоположные им надстроечные идеальные формы колеса. Закрепляясь одной надстроечной своей стороной на этих, обособленных материальных основаниях, тождественные им идеальные формы другой, противоположной своей стороной соединяются между собой в одно единое идеальное целое. Тем самым данные идеальные формы нематериально связывают между собой свои обособившиеся друг от друга материальные основания.
Находясь между данными основаниями в качестве нематериального связующего звена, идеальное целое не остается неизменным. С одной стороны, оно растет по мере движения колеса по колее. Движение увеличивает с задней стороны колеса расстояние между материальными основаниями идеального. Они удаляются друг от друга как по горизонтали, так и по вертикали. По горизонтали в сторону, противоположную движению колеса, удаляется материальное основание, расположенное на колее. По вертикали удаляется материальное основание, расположенное на колесе. При этом оно по дуге, сзади наперед по ходу движения, восходит к верхней точке колеса.
Увеличение горизонтальных и вертикальных расстояний между материальными основаниями идеального изменяет его пространственные характеристики. Объемы его растут. Оно увеличивается по длине со стороны колеи и по высоте со стороны колеса. Увеличение размеров или пространственных форм идеального означает увеличение его нематериальной силы.
Увеличение идеальной силы влечет соответствующее сокращение материальной силы, опредмеченной в материальных основаниях надстроечной идеальной силы. Уменьшение материальной силы в материальном основании идеального, расположенного на колесе, доходит до минимума в момент его вхождения во время движения в верхнюю точку колеса. Соответственно, в этой точке надстроечная идеальная сила, в отличие от материальной силы, достигает максимума. Пройдя эту точку на своем утратившем материальную силу «колесном» основании, идеальная сила меняет направление своего распространения. Она начинает распространяться уже не спереди назад позади колеса, а выходит сзади наперед движения колеса на расстояние, равное предшествующему ее распространению по колее спереди назад.
Оказавшись на передней стороне колеса, опережающая его движение надстроечная идеальная сила проецируется на соответствующую ей часть колеи, расположенную впереди колеса по ходу его движения. В рамках этой проекции идеальная надстройка колеса активирует противоположную ей идеальную надстройку колеи. В свою очередь эта активированная надстроечная идеальная часть колеи, образованная в прошлых двигательных взаимодействиях данных объектов, в обратном порядке распространяет свою собственную проекцию на соответствующее ей материальное основание колеса. В результате, между материальными основаниями колеса и колеи возникает новое активированное идеальное целое, опережающее или предвосхищающее движение колеса по колее.
Возникнув впереди колеса, данное идеальное целое по мере продолжения движения колеса по колее изменяет свои размеры от максимума к минимуму. Происходит это в результате сближения материальных оснований опережающего идеального к нижней, материальной точке непосредственного материального контакта колеса с колеей. Уменьшение расстояния между данными материальными основаниями по горизонтали и вертикали влечет соответствующее уменьшение размеров опережающего идеального, нематериально связывающего эти основания. Уменьшение размеров идеального влечет уменьшение его нематериальной силы и соответствующее увеличение за счет этого противоположной ей материальной силы, опредмечиваемой в сближающихся материальных основаниях идеального.
Максимум материальной и минимум идеальной силы достигается в момент соединения материальных оснований идеального в одно единое локальное материальное целое в нижней контактной точке движения колеса по колее. В этой точке материальные силы колеса и колеи, действуя противоположно друг другу, образуют крутящий момент, сообщающий колесу новый, очередной импульс движения. Этот импульс влечет возникновение новых, предопределяющих дальнейшее движение идеальных сил и соответствующее угасание старых, отработанных материальных сил и т. д.
2.4. Соотношение материальных и идеальных сил тождества
Материальные и идеальные силы тождества противоположны. Они постоянно между собой конкурируют. В одних случаях центробежные материальные силы, как показано выше, стремятся сохранить и расширить разделение материального целого на части, создавая тем самым условия для дальнейшего своего «легального» существования, доступного для восприятия внешними органами чувств. Противостоящие им идеальные центростремительные силы в этих же случаях, напротив, «подпольно», тайно от органов чувств стягивают эти обособившиеся части в их прежнее пространственно-временное состояние, состояние единого целого, устраняющего тождество и его материальные и идеальные силы.
В других случаях все происходит ровно наоборот. Материальные центростремительные силы стремятся соединить обособившиеся материальные части тождеств в их прежнее состояние единого целого. Идеальные центробежные силы, препятствуя этому, стараются и дальше разъединять и отдалять их друг от друга, сохраняя и увеличивая между ними нематериальное пространство-время, необходимое для их тайного от органов чувств существования.
Противодействуя друг другу, данные силы находятся в определенных соотношениях или связях. Если растет центробежная сила, разделяющая материальное целое на части, то увеличивается и центростремительная сила, стремящаяся вернуть их в прежнее состояние, состояние материального целого. При этом центробежная сила, доминируя над центростремительной силой, по необходимости имеет опредмеченную материальную форму, а подчиненная, но в то же время противостоящая ей центростремительная сила, соответственно, пребывает в неопредмеченной, нематериальной, а значит, в идеальной форме. И наоборот. Если доминирует центростремительная сила, то она по необходимости опредмечивается, обретает материальную форму, а подчиненная, но противостоящая ей центробежная сила распредмечивается и принимает нематериальную, идеальную форму.
2.5. Взаимное конвертирование материальных и идеальных сил тождества
Материальные части, подчиненные центробежным материальным силам в одних тождествах, могут двигаться в пространстве-времени навстречу другим сходным материальным частям, подчиненным центробежным материальным силам в других тождествах. Сближаясь, сходные материальные части разных тождеств создают между собой новые тождества. В этих случаях материальные центробежные силы из предшествующих старых тождеств конвертируются в материальные центростремительные силы в новых тождествах. Соответственно, идеальные центростремительные силы из предшествующих старых тождеств превращаются в идеальные центробежные силы в новых тождествах.
Доминирование материальных центростремительных сил во вновь образованных тождествах влечет соединение сходных материальных составляющих этих тождеств в одно, общее для них материальное целое. Данное целое прекращает обособленное существование создавших его материальных частей. Исчезновение их обособленности влечет исчезновение тождеств и действующих в них материальных и идеальных сил.
2.6. Пирамиды или конусы материальных и идеальных сил в тождествах
Созданные конвертированными центростремительными материальными силами новые материальные целостности в момент столкновения образующих их частей могут взрываться или распадаются на новые, в том числе и более мелкие тождественные материальные части следующего порядка. Между ними и их бывшим общим материальным целым возникает в этих случаях следующий на оси времени вышестоящий уровень тождеств.
Каждый такой уровень, в сравнении с предшествующими уровнями, будет иметь все больше и больше материальных составляющих со все меньшими и меньшими размерами. Идеальная составляющая этих тождеств, объединяющая растущее число материальных составляющих этих тождеств, наоборот, будет расти как одно единое идеальное целое, ограниченное своими множественными, обособленными друг от друга материальными основаниями.
В результате развития этих противоположных процессов образуются перевернутые пирамиды или конусы тождеств. В их обращенных книзу вершинах пребывает минимум тождеств, точнее, только два тождества, а в обращенном вверх основании находится максимум тождеств. На нижнем минимальном уровне тождеств существует минимум возможностей по образованию новых уровней тождеств в результате внешних взаимодействий действующих в них опредмеченных центробежных сил. На верхнем уровне тождеств такие возможности пребывают в максимуме.
2.7. Спирали развития материальных и идеальных сил в тождествах
Сокращение объемов материальных составляющих вышестоящих уровней тождеств в сравнении с объемами материальных составляющих нижестоящих уровней тождеств влечет к ослаблению материальных сил в вышестоящих уровнях тождеств. Частичное распредмечивание или ослабление центробежных материальных сил в основаниях рассмотренных выше перевернутых конусов тождеств влечет подчинение их более опредмеченным, а значит, и более мощным материальным силам, действующим на нижестоящих уровнях этих конусов. По этой причине материальные составляющие вышестоящих более мелких, но более многочисленных тождеств начинают притягиваться к материальным составляющим более крупных, но менее многочисленных нижестоящих тождеств. «Замыкание» вышестоящих тождеств на нижестоящие и, наоборот, нижестоящих тождеств на вышестоящие образует круговорот материального и идеального.
В конусных иерархиях тождеств возникают встречные восходящие и нисходящие «скручивающие» и «раскручивающие» друг друга потоки движения материального и противоположного ему идеального. Между материальными составляющими тождеств разных уровней возникают нисходящие процессы их сложения во все более крупные материальные составляющие и восходящие процессы их деления на все более мелкие материальные составляющие.
Данные метаморфозы приводят к тому, что на одном полюсе замкнутых друг на друга двигательных процессов скапливается максимум частного дробного материального и ограниченного им целостного идеального, а на другом, противоположном полюсе, наоборот, образуется максимум материального, объединенного в минимум множественности материальных целостностей и минимум ограниченного ими целостного идеального. Ввиду количественного несоответствия материальных и идеальных форм на противоположных полюсах рассматриваемых встречных круговых движений материального и идеального полного их замыкания друг на друга не происходит. Оно осуществляется по частям. Это влечет за собой усиление раскручивающих моментов движения и увеличение скорости этих движений. В результате в противоположно взятых конкретных точках «замыкания» этих движений друг на друга обнаруживается относительный избыток идеального и относительный недостаток материального либо, наоборот, относительный избыток материального и недостаток идеального. По этой причине возникают не круговые движения идеального и материального вокруг вершин рассмотренных выше конусов, а их противоположно вытянутые эллиптические или спиралевидные движения.
Впервые такие глобальные формы движения замечены К. Марксом на примере общественно-исторической жизнедеятельности человека. Однако контексту настоящей статьи более соответствует интерпретация данного факта выдающимся современным исследователем идеального Э. В. Ильенковым. Обсуждая процессы опредмечивания и распредмечивания идеального, он обращал внимание на то, что «эти два реально противоположных процесса, в конце концов, замыкаются на более или менее четко выраженные циклы, и конец одного процесса становится началом другого, противоположного, что и приводит, в конце концов, к движению по спиралеобразной фигуре со всеми вытекающими отсюда диалектическими последствиями.
Очень важно, – отмечал он, – то обстоятельство, что этот процесс – процесс превращения “материального” в “идеальное”, а затем и обратно, постоянно замыкающийся “на себя”, на новые и новые циклы, витки спирали, – сугубо специфичен для общественно-исторической жизнедеятельности человека».[28]
2.8. Идеальные силы как предварительные образцы материальных сил тождества
Идеальные нематериальные силы распространяются в пространстве и времени быстрее, чем материально обремененные, опредмеченные силы. В материальных рамках тождества идеальные силы делают это свободно, практически мгновенно и в любых направлениях, в том числе из прошлого в настоящее и, наоборот, из настоящего в прошлое.
Распространяясь с большей скоростью идеальные силы опережают материальные силы. В этом опережении идеальные, потенциальные силы предвосхищают движение материально опредмеченных сил. Идеальные, нематериальные силы тождества проявляют себя по отношению к материальным силам как потенциальные, неиспользованные или нереализованные еще возможности материальных сил и в этом смысле становятся для них опережающими нематериальными образцами, стандартами, масштабами, мерами этих возможностей. Опережая материальные силы, идеальные силы предопределяют будущее настоящих, материально опредмеченных сил.
Идеальные силы тождества по отношению к материальным преобразующим силам тождества носят предварительный характер. Они являются нематериальными образцами предстоящего преобразующего действия материальных сил. Ввиду нематериальности сами они лишены возможностей непосредственного преобразования объектов по своему образу и подобию. Это обусловлено тем, что в моменты таких преобразований они из идеальных, нематериальных сил тождества превращаются в противоположные им материальные силы тождества.
2.9. Относительная независимость идеального от материального
Из всего вышеизложенного следует, что идеальное не является неотъемлемым свойством материи, в том числе и высокоорганизованной, как об этом говорят материалисты. Идеальное противоположно материальному и в этом смысле от него независимо. Однако независимость эта не абсолютная, а относительная. Идеальное связано с материей опосредованно при помощи не отделимой от него материальной силы, которая опредмечивается в материи и приводит ее в движение.
Относительность независимости идеального от материального состоит в том, что идеальное, как неопредмеченная, нематериальная сила не может существовать отдельно от опредмеченной, материальной силы. Материя является вместилищем опредмеченной ею материальной силы и одновременно основанием неразрывно связанной с ней неопредмеченной, нематериальной, а значит, идеальной силы. Не принадлежа материи, не являясь никакой составной ее частью, никаким ее признаком или свойством, идеальная сила не может существовать без материального, в котором опредметилась противостоящая ей и неразрывно связанная с ней материальная сила.
Вместе с тем нельзя утверждать в абсолютно категоричной форме, что идеальная нематериальная сила вообще не зависит от материального как такового, а зависит только от одной, связанной с ней материальной силы. Дело в том, что идеальная сила, равно как и неразрывно связанная с ней и противостоящая ей материальная сила, возникают только в рамках материального тождества, материального сходства между объектами. В несходных объектах таких взаимно обусловленных, спаренных между собой сил не возникает. Следовательно, идеальная сила или, как ее принято называть, идеальное зависит от материального, но не тотально, не во всех случаях, а только тогда, когда обособившиеся части материального имеют сходство между собой или тождество в каких-то, пусть даже самых незначительных частных признаках.
2.10. Идеальное как субъективная сторона материальной деятельности и культуры
Разделяя объекты природы на отдельные, тождественные в каких-то отношениях материальные части, человек объективно вселяет в них идеальное. Создавая из физических носителей идеального – сходных в чем-то частей бывшего материального целого орудия и средства производства, здания и сооружения, транспортные системы и системы связи, а также бытовые предметы и продукты потребления, отправляя на свалку все, как ему кажется, материально несходное, лишнее, не содержащее идеального, человек тем самым концентрирует идеальное в потребном ему материальном. И делает он это в количествах, превышающих материальные возможности его собственных материальных носителей идеального – нейродинамических структур мозга. Поэтому он, пользуясь инвариантным характером идеального, переносит его на другие материальные носители посредством письменности, материального моделирования, произведений искусства, фото- и киноматериалов, различного рода электронных устройств, включая телевидение и интернет.
Тем самым человек в еще большей степени концентрирует вокруг себя и в самом себе идеальное. В результате такой концентрации идеальное принимает все более и более абстрактные формы, базирующееся на все меньших и меньших материальных носителях, включающих и его собственные нейродинамические структуры мозга.
От этого идеальное объективно становится все более и более свободным, все более и более мобильным и доступным в образном, знаковом или символическом материальном своем выражении, представляя собою в рамках человеческой деятельности такое частное свое проявление, как культура – явление, существующее объективно и независимо от отдельного, конкретного человека. Представления об объективности культуры и ее независимости от отдельных индивидуумов сопровождаются и противоположными представлениями о зависимости культуры от конкретных людей, что в полной мере соответствует приведенным выше положениям об относительной независимости идеального от материального.