Вы здесь

Субъективная реальность нормативного поведения и речи. Введение (А. Т. Дугин, 2016)

Введение

В юриспруденции сознательное поведение человека условно делится на две составляющие: субъективную внутреннюю (мысленную или идеальную) и объективную внешнюю (фактическую или материальную) стороны. При этом мысленная субъективная сторона идеально опережает, а также и заключает материальные акты объективной стороны поведения. Точнее, она предшествует им и вместе с тем следует за ними. Поэтому субъективная сторона является как причиной, так и следствием объективной стороны поведения.

Опережая объективную сторону, субъективная сторона актуально дается субъектам в виде идеального нормативного образца предстоящего потребного поведения, созданного мозгом на основе идеально обобщенного опыта восприятия прошлого сходно повторявшегося потребного поведения, подлежащего очередному внешнему материальному воспроизведению в наличной внешней среде. Следуя за объективной стороной, субъективная сторона идеально воспроизводит ее конкретные материальные формы, воспринятые мозгом из наличной внешней среды. Сравнивая идеальную копию фактически совершенного поведения с предварявшим его нормативным образцом, мозг определяет правильность воспроизведения этого образца во внешней среде или, выражаясь иначе, дает квалификацию и оценку объективной стороне поведения на степень ее соответствия принятому для исполнения нормативному образцу.

Исследователь психологических механизмов нормативного поведения М. И. Бобнева в своей монографии «Социальные нормы и регуляция поведения» со ссылкой на работу Миллера Д., Галантера Ю., Прибрама К. «Планы и структура поведения» отмечает, что «при анализе структуры деятельности индивида норма выступает как эталон, образец, регулирующий психологические механизмы деятельности, как организационно-структурный “параметр”, компонент “планов” поведения, как образ, регулирующий процесс деятельности. К таким механизмам относятся приравнивание деятельности к образцу-модели должного, предписанного нормой поведения, сопоставление реального поведения и заданного образца и оценка отклонения, выбор альтернативных вариантов поведения с учетом заданной нормы, выбор самого образца (нормы), сопоставление деятельности и ее результатов с заданными образцами и оценка по эталону, имитация и работа по образцу и др.».[1]

Согласно выводам М. И. Бобневой, «социальные нормы и сложные нормативные системы общества призваны регламентировать реальные, протекающие в конкретных условиях, конкретные акты общения и взаимодействия».[2] Признавая это, данный автор все же с явным и понятным сожалением констатирует, что «мы не знаем… как осуществляется регуляция выбора варианта поведения, как социально, нормативно, ценностно, нравственно обусловлено поведение личности. Фактически мы не знаем, не имеем сведений и даже источников информации для получения необходимых данных о механизмах нормативной регуляции поведения личности».[3] Сделанное в прошлом веке, это замечание М. И. Бобневой не утратило актуальности и в настоящее время.

Между тем такие знания необходимы для дальнейшего осознанного совершенствования поведения человека. Они нужны для всех без исключения областей как индивидуальной, так и коллективной деятельности, начиная от организации повседневного быта простых людей, производства ими материальных ценностей, привлечения к ответственности и наказанию правонарушителей и кончая масштабными научными изысканиями.

Для осознанного проникновения во внутреннюю нормативную систему поведения человека необходимо для начала, хотя бы в самом первом пусть и отдаленном приближении, подойти к пониманию такого явления, как «идеальное», известного человеку еще со времен древних греков, но до сих пор остающегося почти не исследованным. Следует также попытаться наметить пути и способы изучения психических механизмов взаимодействия этого внутреннего идеального с внешним материальным.

Взаимодействия идеального и материального в окружающем нас внешнем мире носят глобальный и всеобъемлющий характер. Они же являются основой взаимодействия субъективной и объективной сторон поведения. При этом субъективная сторона поведения представляет по большей части внутренние идеальные формы взаимодействия, а объективная – его внешние материальные или физические формы.

Внутренние идеальные формы субъективной стороны поведения являются продуктом физиологии мозга и функционирования его сложных нейродинамических структур. Они представлены частью того, что входит в состав сознательного и бессознательного.

Осознанное и неосознанное также, как и их нейродинамические материальные основания, имеют многоуровневые структуры, аккумулирующие опыт прошлого сходно повторявшегося потребного поведения и нормативно обобщающие его во все большей и большей степени по мере перехода субъективных идеальных форм с нижестоящих уровней на вышестоящие. Взаимодействие идеальных форм поведения разных уровней обобщения формируют в мозгу мыслительные и эмоциональные процессы, организующие и приспосабливающие объективную сторону потребного поведения к особенностям наличной внешней среды.

При этом нематериальные структуры идеального взаимодействуют со своими материальными носителями – нейродинамическими структурами мозга. Идеальное воздействует на нейродинамику (физиологию) мозга и изменяет ее функции в соответствии с его мысленными и эмоциональными формами. В свою очередь, нейродинамические функции мозга воздействуют на идеальное и актуально приспосабливают его к своим физическим или материальным формам, а также к внешним материальным формам наличной среды, в которых воспроизводится объективная сторона потребного поведения.

Многоуровневые взаимодействия идеального и материального в нейродинамических структурах мозга делят идеальное на осознанную и неосознанную части, которые также взаимодействуют друг с другом. Результаты таких взаимодействий существенным образом влияют на восприятие субъектами внешней среды, на адекватность представлений о ней и, соответственно, на эффективность совершаемого в ней поведения.

Идеальные формы внутренней субъективной стороны поведения и их взаимодействие, как между собой, так и с их материальными нейродинамическими носителями, не поддаются прямому и непосредственному восприятию и изучению. Более того, они недоступны, как это было верно замечено еще Платоном, прямым физическим методам исследования. Они могут познаваться только интеллектуально, мысленно или, выражаясь современным языком, только теоретически. Правильность получаемых при этом результатов, как известно, проверяется практикой.

Из изложенного, можно заключить, что внутренняя субъективная сторона поведения предопределяет, оценивает и связывает воедино дискретные акты объективной стороны потребного поведения, придавая им осмысленный и целесообразный характер. Делая это, она становится ядерной или сущностной стороной активной части сознания человека или тем идеальным нематериальным явлением, которое в специальной литературе получило название субъективной реальности.

Объективная и субъективная реальности в потребном поведении взаимодействуют. Это взаимодействие является способом совершения целесообразного поведения. В теории уголовного права данный постулат положен в основание всей общей теории о преступлении. Между тем психические и физические механизмы такого взаимодействия, несмотря на их основополагающее значение для раскрытия сущности не только преступления, не только уголовной ответственности за его совершение, но и всего потребного поведения в целом, остаются еще чрезвычайно малоизученными. Настоящее теоретическое исследование призвано сделать определенный шаг в дальнейшем исследовании взаимодействия идеальных и материальных форм поведения, включая механизмы возникновения и развития внутренней нормативной системы поведения и ее роли в фактическом осуществлении потребного поведения.

Любые сложные явления не возникают сразу и на пустом месте. Для каждого из них есть свои основания и причины. При этом сначала появляются наиболее простые элементарные формы таких явлений. Все они в определенной последовательности развиваются от простого к сложному. Для постижения этой сложности по общему правилу необходимо изучать обладающие ею явления в динамике их развития. Нет никаких особых причин отступать от этого правила и при изучении субъективной реальности поведения человека, которая развивалась на этом пути столетиями и даже тысячелетиями. Поэтому настоящее исследование в основном обращено к наиболее архаичным внутренним структурам потребного поведения древнего человека. При этом сделана попытка проследить последовательность их развития и превращения во все более и более сложные формы вплоть до возникновения письменности, грамотной внешней речи и права, опредмечивающего своими внешними общеобязательными нормами утвердившиеся в общественном сознании условия и способы социального поведения, а также ответственность лиц, осознанно нарушающих эти нормы.