Вы здесь

Студенты, абитуриенты, учащиеся. 2. Учебные заведения (А. Г. Кучерена, 2008)

2. Учебные заведения

2.1. Классификация учебных заведений

2.1.1. Образование и образовательные учреждения

Какое образование предоставляется бесплатно и в каких случаях гражданин должен платить за свое обучение?

В Российской Федерации гражданам гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Во всех остальных случаях граждане обязаны самостоятельно оплачивать свое образование.


Определением «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Машенцева А.В. как не соответствующей требованиям Федерального конституционного закона от 22 мая 1996 г. № 70-О «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд РФ установил, что гражданин А.В. Машенцев неоднократно обращался в Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой проверить конституционность пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года «Об образовании» в первоначальной редакции, а также в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании», поскольку, по его мнению, гарантированность бесплатного получения только первого образования, установленная данной нормой, противоречит статьям 2, 7 (часть 1), 18, 19 (часть 2), 32 (часть 4), 43 (часть 3) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Из представленных материалов следует, что приказом проректора юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета от 9 марта 1994 г. № 447/3 А.В. Машенцев был отчислен из числа студентов заочного отделения как имеющий высшее образование и не переоформивший перевод на платную форму обучения. Обоснованность отчисления была подтверждена решением Василеостровского районного народного суда и Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию.

Пункт 3 статьи 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» и в редакции от 10 июля 1992 года, и в редакции от 13 января 1996 года устанавливает, что государство гарантирует гражданам получение на конкурсной основе бесплатного высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных общеобразовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Одновременное участие в конкурсе лиц с высшим образованием и лиц, его не имеющих, не обеспечивало бы последним равных возможностей для поступления в вуз, т. е. делало бы его менее доступным, а следовательно, ущемляло бы их право на получение бесплатного высшего образования. В целях обеспечения законных интересов таких лиц ограничение законом прав граждан, имеющих высшее образование, в получении второго бесплатного высшего образования вполне правомерно (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Право на образование, являясь одним из основных и неотъемлемых конституционных прав, может быть реализовано гражданином в различных формах и после получения бесплатного высшего образования, но уже без обязательной гарантии бесплатности. Жалоба А.В. Машенцева не отвечает критериям допустимости по смыслу статьи 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», так как, по существу, оспариваемая в ней норма говорит не о конституционном праве на получение высшего образования, а регулирует только вопросы оплаты второго и последующего высшего образования.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Машенцева Алексея Валентиновича как не являющейся допустимой в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Какие образовательные программы устанавливает законодательство?

В Российской Федерации существует два вида образовательных программ – общеобразовательные и профессиональные. В зависимости от вида различаются структура и содержание образовательной программы, требования к организации учебного процесса, типы учреждений, которые реализуют образовательную программу того или иного уровня, государственные и локальные органы, ответственные за реализацию образовательной программы, и многое другое.

Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы:

дошкольного образования;

начального общего образования;

основного общего образования;

среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы:

начального профессионального образования;

среднего профессионального образования;

высшего профессионального образования;

послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается государственным образовательным стандартом.

Содержание образовательной программы того или иного уровня зависит не только от адресата данной программы (возраста обучающегося, его психического развития, состояния здоровья), но и от государственной образовательной политики, которая во многом отражает уровень социально-экономического развития общества и государства. Содержание профессиональных программ в большей степени, чем общеобразовательных, зависит от такого фактора, как спрос на рынке труда на специалистов определенного профиля. Указанное различие определяется разницей в предназначении общеобразовательных и профессиональных программ.


Признается ли семейное образование в Российской Федерации? Какие формы этого образования признаются?

С учетом индивидуальных потребностей и возможностей личности образовательные программы могут осваиваться в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной, а также в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Семейное образование представляет собой организацию образования в семье силами родителей, родственников, приглашенных педагогов, с помощью образовательного учреждения. В форме семейного образования могут осваиваться общеобразовательные программы.

Вне образовательного учреждения образование может быть также получено в форме самообразования или экстерната.

Самообразование предусматривает самостоятельное освоение обучающимся образовательной программы.

Самообразование влечет за собой юридически значимые последствия только в сочетании с экстернатом.

Экстернат представляет собой аттестацию лиц, осваивающих образовательную программу самостоятельно.

Следует отметить, что экстернат возможен как в системе общего, так и в системе профессионального образования.


Какое учреждение признается образовательным?

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ или обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта РФ), муниципальными и негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций или объединений).

Федеральным государственным образовательным признается образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета.

Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные организации на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс (например, оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи).

Тип «дошкольное образовательное учреждение» подразделяется на виды: детский сад; детский сад общеразвивающего вида (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других приоритетных направлений развития воспитанников); детский сад компенсирующего вида; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка – детский сад.

Тип «общеобразовательное учреждение» подразделяется на виды: начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя (полная) общеобразовательная школа, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов; лицей; гимназия; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; центр образования; открытая (сменная) общеобразовательная школа; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях; кадетская школа.

Тип «общеобразовательная школа-интернат» подразделяется на виды: общеобразовательная школа-интернат начального общего образования; общеобразовательная школа-интернат основного общего образования; общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов; гимназия-интернат; лицей-интернат; общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой; кадетская школа-интернат.

Тип «общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подразделяется на виды: школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детский дом; детский дом-школа; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Тип «специальное учебно-воспитательное учреждение открытого и закрытого типа (для детей и подростков с девиантным поведением)» подразделяется на виды: специальная общеобразовательная школа открытого типа; специальное профессиональное училище открытого типа; специальная общеобразовательная школа закрытого типа; специальное профессиональное училище закрытого типа; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа закрытого типа; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа открытого типа.

Тип «образовательное учреждение начального профессионального образования» подразделяется на профессиональное училище и профессиональный лицей.

Тип «образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста» подразделяется на виды: начальная школа – детский сад; начальная школа – детский сад компенсирующего вида; прогимназия.

Тип «специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» подразделяется на виды: специальный (коррекционный) детский сад; специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат; специальное (коррекционное) профессиональное училище.

Тип «оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении» подразделяется на виды: санаторная школа-интернат; санаторно-лесная школа; санаторный детский дом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Тип «образовательное учреждение среднего профессионального образования» подразделяется на техникум (училище) и колледж.

«Другие образовательные учреждения для детей» – межшкольный учебный комбинат.

Тип «образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» подразделяется на виды: центр диагностики и консультирования; центр психолого-медико-социального сопровождения; центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

Тип «учреждение дополнительного образования детей» подразделяется на виды: центры, дворцы, дома развития детского творчества детей и юношества различных наименований и направлений; станции юных натуралистов, технического творчества, туризма и экскурсий; клубы; детские студии по различным видам искусств; детские парки; школы по различным областям науки и техники, видам искусств, спорта; музеи детского творчества; детские оздоровительно-образовательные лагеря.

Тип «образовательное учреждение высшего профессионального образования» подразделяется на институт, академию, университет.

Тип «образовательное учреждение дополнительного профессионального образования» подразделяется на виды: академия; институт повышения квалификации (институт усовершенствования) – отраслевой, межотраслевой, региональный; курсы (школы, центры) повышения квалификации; учебные центры службы занятости.


Какими нормативными документами регулируется деятельность образовательных учреждений?

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями (выполняющими функции примерных) об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Например, Типовыми положениями, утвержденными постановлениями Правительства РФ от:

19 марта 2001 года № 196, регулируется деятельность общеобразовательного учреждения;

5 апреля 2001 года № 264 – деятельность образовательного учреждения высшего профессионального образования (высшего учебного заведения) России;

3 марта 2001 года № 160 – деятельность образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения);

18 июня 1999 г. № 650 – деятельность военного образовательного учреждения высшего профессионального образования;

5 сентября 1998 г. № 1046 – деятельность общеобразовательной школы-интерната с первоначальной летной подготовкой;

26 июня 1995 г. № 612 – деятельность общеобразовательной школы-интерната;

3 ноября 1994 г. № 1237 – деятельность вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения;

7 марта 1995 г. № 233 – деятельность образовательного учреждения дополнительного образования детей;

1 июля 1995 г. № 676 – деятельность образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

31 июля 1998 г. № 867 – деятельность образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

19 сентября 1997 г. № 1204 – деятельность образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

1 июля 1995 г. № 677 – деятельность дошкольного образовательного учреждения.


Кто может организовать образовательное учреждение?

Учредителем образовательного учреждения могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы), отечественные и иностранные общественные и частные фонды, общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Учредителями государственных образовательных учреждений могут быть исключительно органы государственной власти.

Допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений.

Федеральные государственные образовательные учреждения создаются Правительством России в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2004 г. № 71 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений». Решения о создании федеральных государственных образовательных учреждений принимаются Правительством РФ.

Государственные образовательные учреждения субъекта РФ создаются органами государственной власти этого субъекта.

Муниципальные образовательные учреждения учреждаются органами местного самоуправления.

Лишь Правительство Российской Федерации может выступить в качестве учредителя образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы. Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов РФ.

Негосударственные образовательные учреждения создаются гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами, российскими и иностранными юридическими лицами, за исключением иностранных общественных и религиозных объединений, которые не могут выступать в качестве учредителей российских образовательных учреждений (организаций).


Какие документы подтверждают окончание того или иного учебного заведения?

Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы об образовании и (или) квалификации. Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью образовательного учреждения.

Документом государственного образца об основном общем образовании является аттестат об основном общем образовании. Данный документ выдается выпускникам девятого класса общеобразовательных учреждений, имеющих свидетельство о государственной аккредитации и успешно прошедших государственную итоговую аттестацию.

Аттестат о среднем (полном) общем образовании является документом государственного образца о получении среднего (полного) общего образования. Он выдается выпускникам 9—11 классов общеобразовательного учреждения, имеющего свидетельство о государственной аккредитации, прошедшего государственную (итоговую) аттестацию.

В аттестат об основном общем образовании выставляются итоговые оценки по предметам, которые изучались выпускником в классах второй ступени общего образования, а в аттестат о среднем (полном) общем образовании – итоговые оценки по предметам, которые изучались выпускником в классах третьей ступени общего образования, а также оценка по русскому языку. Оценки по предметам в данных аттестатах проставляются цифрами и в скобках словами: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно).

Выпускники, получившие образование в общеобразовательных учреждениях, не имеющих свидетельства о государственной аккредитации, в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в общеобразовательных учреждениях, имеющих свидетельство о государственной аккредитации. Иностранные граждане, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях в соответствии с договорами, а также лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, обучавшиеся в аккредитованном общеобразовательном учреждении и прошедшие в нем государственную (итоговую) аттестацию, получают аттестат об уровне общего образования.

Бланки аттестатов об основном общем и среднем (полном) общем образовании печатаются только по заказу Федерального агентства по образованию, имеют единую порядковую нумерацию и являются документами строгой отчетности.

Дипломы, свидетельства и их дубликаты выдаются под расписку лично владельцу по предъявлении паспорта или другому лицу по доверенности, оформленной в установленном порядке.

Дипломы о среднем профессиональном образовании государственного образца и приложения к ним выдаются выпускникам средних специальных учебных заведений или иных образовательных учреждений среднего профессионального образования, прошедшим в установленном порядке итоговую государственную аттестацию в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию по соответствующим специальностям. Дипломы с отличием выдаются выпускникам образовательных учреждений среднего профессионального образования в порядке, установленном Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным постановлением Госкомвуза России от 27 декабря 1995 г. № 10.

Лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем образовании.

Высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам документы государственного образца об образовании с официальной символикой Российской Федерации.

Государственный документ о высшем профессиональном образовании – это документ государственного образца, выдаваемый высшим учебным заведением в подтверждение того, что его обладатель успешно завершил основную профессиональную образовательную программу и имеет право продолжить образование на следующем уровне или осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с полученной квалификацией по направлению (специальности) обучения.

Существуют следующие виды документов, которыми удостоверяется завершение высшего профессионального образования различных ступеней:

диплом бакалавра;

диплом специалиста с высшим профессиональным образованием;

диплом магистра;

диплом о неполном высшем профессиональном образовании;

справка установленного образца о незаконченном высшем профессиональном образовании.

Диплом государственного образца о неполном высшем профессиональном образовании выдается лицам, прервавшим обучение после 22 июля 1996 г. и успешно освоившим часть основной профессиональной образовательной программы в объеме не менее первых двух лет в соответствии с учебным планом вуза по очной форме обучения.

Академическая справка государственного образца выдается лицам, отчисленным с первого или второго курса, в обязательном порядке и по их письменному заявлению.

Документы о высшем профессиональном образовании выдаются лично владельцу или другому лицу по доверенности. Копии этих документов в одном экземпляре постоянно хранятся в архиве вуза в личном деле выпускника.

Дипломы о высшем образовании, выданные до 22 июля 1996 г., не подлежат обмену на дипломы нового образца, а документы об образовании установленного вузом образца не подлежат обмену на документы об образовании государственного образца.

2.1.2. Дошкольное и начальное общее образование

Какие дошкольные учреждения существуют в России?

В Российской Федерации существуют следующие виды государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений:

1) детский сад;

2) детский сад общеразвивающего вида с одним или несколькими приоритетными направлениями развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

3) детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

4) детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

5) детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

6) центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Основные задачи дошкольного образовательного учреждения состоят в охране жизни и укреплении здоровья детей, обеспечении интеллектуального, личностного и физического развития ребенка, проведении необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, в приобщении детей к общечеловеческим ценностям, организации взаимодействия с семьей для полноценного развития ребенка.


Чем регулируются отношения дошкольного образовательного учреждения и родителей ребенка? Заключается ли между ними договор?

Согласно Закону РФ «Об образовании» правоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. На основе договора и в соответствии со своими уставными целями и задачами дошкольное образовательное учреждение вправе реализовывать дополнительные образовательные программы, а также оказывать дополнительные платные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи в данных дополнительных образовательных услугах. Следует помнить, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Примерный устав дошкольного образовательного учреждения, а также Примерный договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями ребенка (лицами, их заменяющими), посещающего дошкольное образовательное учреждение в Российской Федерации, установлен письмом Минобразования России от 30 марта 1994 г. № 212/19-12.


Является ли общее образование обязательным? Что входит в общее образование?

Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными.

Общее образование включает три ступени, соответствующие уровням образовательных программ, – начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

Начальное общее образование – первая ступень, допускает прием в образовательное учреждение здорового (по заключению врачей) ребенка с шести или семи лет и обучение в течение трех-четырех лет с согласия родителей. Предполагается, что здоровый ребенок за это время способен освоить программу первой ступени образования.

Основное общее образование – вторая обязательная ступень, полноценное обучение на которой здорового ребенка возможно лишь после освоения программы первой ступени как базы последующего обучения. Обычные возрастные рамки – начало в 9—10 лет, окончание в 14—15 лет.

Среднее (полное) общее образование – третья ступень, полноценное обучение на которой здорового ребенка допускается лишь после освоения программы второй ступени общего образования.

Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте.

Основной критерий определения возраста и продолжительности получения общего образования того или иного уровня – это возможность ребенка освоить образовательную программу.

Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения – восемнадцать лет. Для отдельных категорий обучающихся предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен.

По согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения.

Следует помнить, что требование Закона РФ «Об образовании» об обязательности получения каждым ребенком основного общего образования сохраняет силу до достижения им 15-летнего возраста, если оно не получено ранее.

2.1.3. Среднее профессиональное образование

В чем заключаются преимущества среднего профессионального образования по сравнению с общим средним образованием?

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Существует два вида государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений:

техникум (училище) – среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня;

колледж – среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня.

Средний срок обучения – три года, однако на некоторых направлениях сроки обучения могут составлять четыре-пять лет. Общий срок обучения также зависит от того, какой образовательный уровень у поступающего: если он имеет среднее (полное) общее образование, то обучение ускоряется за счет зачета предметов, которые были пройдены; если поступивший имеет начальное профессиональное образование, то, как правило, учитываются пройденные ранее предметы по профилю. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.


Какие образовательные учреждения осуществляют подготовку по программе среднего профессионального образования?

Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Аналогичным образом при наличии лицензии образовательное учреждение среднего профессионального образования тоже может реализовывать образовательные программы не только среднего профессионального, но и начального профессионального, дополнительного профессионального, а также среднего (полного) общего образования.

2.1.4. Высшее и послевузовское профессиональное образование

Какие виды высших учебных заведений существуют в Российской Федерации?

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.

Университетом признается высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей), ведет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук и является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Академией является высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры, является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Институт – это высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.


Какие ступени высшего образования существуют, каковы сроки обучения?

Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно или по ступеням.

В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:

1. Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр».

2. Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист».

3. Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр».

Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования таковы: для получения квалификации (степени) «бакалавр» – не менее четырех лет; для получения квалификации «дипломированный специалист» – не менее пяти лет, за исключением случаев, предусмотренных государственными образовательными стандартами; для получения квалификации (степени) «магистр» – не менее шести лет.

Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.

Следует знать, что получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.


Что понимается под послевузовским профессиональным образованием?

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии.

Аспирантура – основная форма подготовки в России научных и научно-педагогических кадров при вузах, научных учреждениях или организациях. Аспиранты на конкурсной основе сдают вступительные экзамены в аспирантуру, кандидатский минимум и готовят диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук; обучение в аспирантуре государственных и муниципальных высших учебных заведений не может превышать в очной форме трех лет, в заочной форме – четырех лет.

Ординатура клиническая – с 1946 г. одна из форм повышения квалификации врачей в медицинских вузах, НИИ, институтах повышения квалификации врачей.

Адъюнктура – одна из основных форм подготовки научных и научно-педагогических кадров в учреждениях Вооруженных Сил России; аналогична аспирантуре в гражданских вузах и НИИ.

Докторантура – подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации. Докторант готовит и публично защищает диссертацию на ученую степень доктора наук, которая в обычном порядке присваивается лишь тем, кто имеет степень кандидата наук. Срок пребывания в докторантуре не может превышать трех лет.

Получение послевузовского профессионального образования возможно лишь после прохождения одной из трех ступеней высшего профессионального образования, усвоения обязательного минимума основной профессиональной образовательной программы по конкретной профессии, специальности, установленной государственным образовательным стандартом для вуза.

2.2. Требования к учебным заведениям

2.2.1. Лицензирование образовательной деятельности

В каких случаях образовательное учреждение должно иметь лицензию?

Согласно Закону РФ «Об образовании» любая образовательная деятельность подлежит лицензированию, за исключением образовательной деятельности в форме разовых лекций, стажировок, семинаров, не сопровождаемой итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, и индивидуальной трудовой педагогической деятельности.

Все образовательные учреждения (образовательные учреждения основного общего, среднего начального профессионального, высшего и среднего профессионального образования) должны иметь лицензию на ведение образовательной деятельности, иначе они не имеют права обучать кого-либо.

Получение образовательным учреждением лицензии означает, что, во-первых, оно обеспечено учебными площадями, оборудованием и обучающей (научной) литературой, во-вторых, условия обучения в образовательном учреждении соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, в-третьих, в нем организовано питание (не обязательно бесплатное) и медицинское обслуживание, а занятия ведут квалифицированные преподаватели.


Какой государственный орган уполномочен на лицензирование деятельности образовательных учреждений?

Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации, государственные органы управления образованием субъектов Федерации и органы местного самоуправления, наделенные законодательством необходимыми полномочиями.

Министерство образования и науки РФ осуществляет лицензирование образовательной деятельности:

образовательных учреждений высшего профессионального образования по всем реализуемым ими образовательным программам (за исключением общеобразовательных программ);

военных образовательных учреждений профессионального образования, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба;

образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

научных организаций по программам послевузовского профессионального образования;

общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, суворовских военных училищ, военно-музыкальных училищ, нахимовских военно-морских училищ, кадетских (морских кадетских, музыкальных кадетских) корпусов и школ (школ-интернатов);

образовательных учреждений дополнительного образования детей и специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти.

Государственные органы управления образованием субъектов РФ и органы местного самоуправления, наделенные законодательством соответствующими полномочиями, проводят лицензирование образовательной деятельности соискателей лицензий, расположенных на территории субъекта РФ или муниципального образования.

Лицензирование образовательной деятельности учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений), образовательных учреждений религиозных организаций (объединений) осуществляется лицензирующими органами в зависимости от уровня реализуемых образовательных программ.


Какие требования предъявляются к учебным заведениям для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности?

Для получения лицензии ее соискатель представляет в лицензирующий орган следующие документы:

1. Заявление учредителя с указанием наименования и организационно-правовой формы соискателя лицензии, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке, перечня образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, срока действия лицензии.

Образовательное учреждение профессионального образования дополнительно представляет выписку из решения ученого (педагогического) совета о возможности организации подготовки по основным и дополнительным программам профессионального образования, заявленным к лицензированию, учреждение профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) и образовательное учреждение религиозной организации (объединения) – представление руководства своей конфессии.

2. Копии устава и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом).

Филиал образовательного учреждения дополнительно представляет сведения о регистрации филиала по фактическому адресу, копии решения о создании филиала и утвержденного в установленном порядке положения о филиале.

Организация, имеющая образовательное подразделение, ведущее профессиональную подготовку, дополнительно представляет копию утвержденного в установленном порядке положения об этом подразделении.

3. Справку о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика.

4. Сведения о структуре соискателя лицензии, укомплектованности штатов, предполагаемой численности обучающихся, воспитанников.

5. Сведения о наличии у соискателя лицензии необходимых для организации образовательного процесса зданий и помещений, объектов физической культуры и спорта, общежитий, об обеспечении обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием с приложением копий документов, подтверждающих право соискателя лицензии на владение, пользование или распоряжение необходимой учебно-материальной базой в течение срока действия лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом).

6. Заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса; заключение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям (при подготовке водителей автотранспортных средств); лицензию Федерального горного и промышленного надзора России на эксплуатацию оборудования.

7. Перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов учебной нагрузки (для учреждений профессионального образования – аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам.

Образовательное учреждение, имеющее намерение вести подготовку, повышение квалификации и (или) переподготовку специалистов по вопросам защиты государственной тайны, представляет копию выданной Федеральной службой безопасности Российской Федерации или ее территориальными органами лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и программу обучения, согласованную с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Государственной технической комиссией при Президенте России, а по специальностям в области информационной безопасности – также с Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и утвержденную федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится образовательное учреждение.

Образовательное учреждение, имеющее намерение вести профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, представляет программу обучения, согласованную с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

8. Сведения об обеспеченности учебной литературой и материально-техническом оснащении.

9. Сведения о кадровом обеспечении образовательного процесса, квалификации педагогических работников и условиях их привлечения к трудовой деятельности (для соискателей лицензии, имеющих намерение осуществлять подготовку по программам послевузовского профессионального образования, – сведения о научных руководителях).

10. Опись документов, представленных для получения лицензии.

Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются лицензирующим органом и хранятся в течение срока действия лицензии. Копия описи документов с отметкой об их приеме передается соискателю лицензии.

Требовать от соискателя лицензии представления иных документов запрещается.

Требования к условиям осуществления образовательного процесса по военным профессиональным образовательным программам в образовательных учреждениях, в которых в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся указанные образовательные учреждения, и утверждаются Министерством образования и науки РФ.

Требования к условиям осуществления образовательного процесса по медицинским образовательным программам разрабатываются Министерством здравоохранения РФ и утверждаются Министерством образования и науки РФ.

Государственные органы управления образованием субъектов РФ могут устанавливать для образовательных учреждений дополнительные требования к оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений.


Подлежит ли лицензированию деятельность репетитора?

В соответствии со ст. 48 Закона РФ «Об образовании» индивидуальная трудовая педагогическая деятельность (репетиторство) лицензированию не подлежит. Но такая деятельность, сопровождаемая получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с действующим законодательством РФ.

Незарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается. Физические лица, занимающиеся такой деятельностью с нарушением законодательства, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета в установленном порядке.

2.2.2. Аттестация и аккредитация учебного заведения

Что представляет собой аттестация учебного заведения, для чего она нужна?

Аттестация образовательного учреждения проводится для того, чтобы выяснить, насколько уровень знаний его выпускников соответствует установленным государственным стандартам. В ходе аттестации образовательного учреждения проверяются наличие у него лицензии, результаты выпускных экзаменов за последние три года. Кроме того, учащиеся или студенты аттестуемого образовательного учреждения пишут специальные тестовые и контрольные работы.

Аттестация проводится один раз в пять лет, так что перед окончанием срока действия старого аттестационного заключения стоит поинтересоваться, когда будет проводиться аттестация и будет ли она проводиться вообще. Если образовательное учреждение не проходит аттестацию, его лишают аккредитации. Если же оно прошло аттестацию успешно, его допускают к государственной аккредитации.

Суть государственной аккредитации заключается в том, что образовательное учреждение подтверждает, что оно является либо высшим учебным заведением (университетом, академией, институтом), либо средним профессиональным учреждением (техникумом, училищем, колледжем), либо общим образовательным учреждением (школой, гимназией, лицеем).


Для чего учебное заведение должно иметь государственную аккредитацию?

Целью аккредитации вуза является установление (подтверждение на очередной срок) его государственного аккредитационного статуса по типу (высшее учебное заведение) и виду (институт, академия, университет) с установлением перечня образовательных программ высшего профессионального образования, по которым вуз имеет право выдавать выпускникам документы об образовании государственного образца.

Государственная аккредитация образовательного учреждения дает ему право выдавать дипломы (аттестаты) государственного образца по аккредитованным образовательным программам.

Перед поступлением в образовательное учреждение следует узнать, есть ли у него аккредитация.

Общественная аккредитация – это признание того, что выпускники высшего учебного заведения имеют более или менее удовлетворительный уровень образования. Общественная аккредитация проводится общественными образовательными, профессиональными, научными и промышленными организациями; она не влечет за собой выдачи дипломов государственного образца.

Филиалы высшего учебного заведения проходят лицензирование и аттестацию самостоятельно, а аккредитацию – в составе вуза. Если филиалы обучают без собственной лицензии на право ведения образовательной деятельности в целом или по отдельным специальностям, ссылаясь на наличие лицензии у базового вуза, это является нарушением законодательства.

Аккредитация дается на срок до пяти лет. Прохождение аккредитации подтверждается свидетельством, которое подтверждает право вуза на выдачу своим выпускникам документов государственного образца. Программы, обучение по которым аккредитовано, указываются не в самом свидетельстве, а в приложении к нему. Там же указываются ступени образования (бакалавр, специалист, магистр), профессии, которым обучает вуз, филиалы и перечень аккредитованных программ, по которым производится обучение в каждом филиале.

При ликвидации или реорганизации образовательного учреждения (слияние, присоединение, разделение, выделение) его аккредитация утрачивает силу и свидетельство признается недействительным.


По каким критериям проводится аккредитация высших учебных заведений?

Аккредитация проводится по следующим восьми критериям:

1. Содержание и уровень подготовки – проверяется соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов к уровню и содержанию.

2. Качество подготовки – проверяется уровень требований, предъявляемых к абитуриентам, соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования, уровень организации научно-исследовательской работы студентов, востребованность выпускников.

3. Воспитательная деятельность образовательного учреждения – проверяются условия, созданные в образовательном учреждении, для внеучебной работы, а также организация воспитательной работы с обучающимися.

4. Спектр реализуемых основных образовательных программ.

5. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования.

6. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность.

7. Методическая работа.

8. Квалификация педагогических работников.


Какой орган осуществляет аккредитацию высшего учебного заведения?

Аккредитацию вуза проводит Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки на основании заключения об аттестации, результатов экспертизы показателей вуза и критериев аккредитации для вузов различных видов, утверждаемых аккредитационным органом.

Вопросы аккредитации рассматриваются коллегиальным органом аккредитационного органа, в состав которого включаются представители федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении вузы, общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего профессионального образования, руководители вузов.

Решение об аккредитации вуза утверждается распорядительным документом аккредитационного органа, на основании которого вузу выдается свидетельство о государственной аккредитации.


Чем подтверждается прохождение высшим учебным заведением аккредитации?

Решение об аккредитации вуза утверждается распорядительным документом аккредитационного органа, на основании которого вузу выдается свидетельство о государственной аккредитации.

Свидетельство является документом, подтверждающим статус вуза, соответствие содержания и качества подготовки выпускников по аккредитованным программам требованиям государственных образовательных стандартов, право вуза на выдачу своим выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Свидетельство подписывается руководителем аккредитационного органа и заверяется печатью этого органа.

В свидетельстве указываются регистрационный номер, дата выдачи и срок действия свидетельства, местонахождение (юридический адрес) вуза и его полное наименование, включающее название (в том числе специальное – консерватория, высшее училище и др.), вид вуза (институт, академия, университет), организационно-правовая форма.

Если при аккредитации устанавливается, что статус вуза отличается от указанного в его наименовании, вузу выдается на срок не более шести месяцев временное свидетельство с указанием его наименования. Такое свидетельство дает вузу на данный срок все права высшего учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию. Постоянное свидетельство выдается вузу на основании заявления и учредительных документов с наименованием вуза, приведенным в соответствие с установленным при аккредитации статусом.

В приложении к свидетельству указываются аккредитованные программы всех уровней образования, реализуемые вузом, а также ступени образования, квалификации (степени), которые будут присваиваться выпускникам, наименование и местонахождение филиалов, перечень аккредитованных программ, реализуемых в каждом филиале.

Свидетельство без приложения недействительно.

Свидетельство действительно в течение срока аккредитации, по истечении которого оно утрачивает силу.

Возобновляется действие свидетельства в том же порядке, что и его получение.

Внесение в свидетельство дополнений, касающихся аккредитованных программ вуза и филиалов, оформляется приложением к свидетельству.


Может ли быть отказано вузу в аккредитации, если он не прошел аттестацию?

Аккредитация высшего учебного заведения проводится на основе заключений по аттестации вуза. Высшее учебное заведение любой организационно-правовой формы, помимо получения лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования, выданной федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием на основании заключений экспертной комиссии, должно пройти государственную аккредитацию и аттестацию для получения права на выдачу документов государственного образца. Целью последней является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников высшего учебного заведения требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям).

Отрицательное заключение по результатам аттестации служит основанием для отказа вузу в аккредитации.

2.2.3. Учредительные документы учебного заведения

Какие требования предъявляются к уставу образовательного учреждения? Кто утверждает устав образовательного учреждения?

Перечень сведений, наличие которых в уставе образовательного учреждения обязательно, установлен ст. 13 Закона РФ «Об образовании».

Так, в уставе должно быть указано:

а) наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения;

б) учредитель;

в) организационно-правовая форма образовательного учреждения;

г) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

д) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание;

порядок приема обучающихся, воспитанников;

продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

режим занятий обучающихся, воспитанников;

наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);

порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);

е) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:

использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;

финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;

осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения;

порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

открытия счетов в органах казначейства (за исключением негосударственных образовательных учреждений);

ж) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:

компетенция учредителя;

структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;

порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;

порядок изменения устава образовательного учреждения;

порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;

права и обязанности участников образовательного процесса;

перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Устав негосударственного образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем.

Негосударственные высшие учебные заведения создаются учредителем (учредителями) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При создании государственного образовательного учреждения порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается Правительством РФ; государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта РФ, – органом исполнительной власти субъекта РФ; муниципального образовательного учреждения – органом местного самоуправления.