Вы здесь

Струги Красные: прошлое и настоящее. Историко-краеведческий очерк. Владимирский Лагерь и имение Леоново (А. И. Фёдоров)

Владимирский Лагерь и имение Леоново

В 1887 г. в окрестностях 211-го километра Варшавской железной дороги, где в 1862 г. была построена казарма для семей железнодорожников, отставной капитан Юлиан Иванович Броневский выкупил земли в количестве 2250 десятин под своё имение Леоново. В 1894 г. возле мызы Леоново открылась железнодорожная платформа Броневского. Ю. И. Броневский после окончания военной службы жил вместе с семьёй в Пскове, здесь до 1906 г. он работал агентом акционерных страховых обществ. Юлиан Иванович и его жена Анатолия Фелициановна по национальности были поляками, а по вероисповеданию католиками. В 1903—06 гг. Ю. И. Броневский состоял членом правления Псковского Римско-католического благотворительного общества при польском костёле Святой Троицы, а его супруга была Патронессой этого Общества. Броневские были любителями драматического искусства, пения и литературы, они входили в Псковский Семейный кружок и Псковское общество любителей музыкально-драматического искусства. В 1899 г. Ю. И. Броневский вступил в Товарищество Бельских сельских хозяев. По данным на 1905 г. у него оставалось во владении 1341 десятина земли. Ю. И. Броневский умер предположительно в самом начале 1906 г. Имение Леоново, принадлежавшее Броневским, было названо в честь их сына Леона Юлиановича Броневского. В связи с открытием военного летнего лагеря, местная жизнь вокруг имения Броневских очень оживилась, здесь возникло целое местечко Леоново, где поселились многие жители посёлка Струги-Белая, в большинстве своём торговцы. После смерти отца Л. Ю. Броневский открыл в имении моторную мельницу, шерстопрядильню, с 1906 г. здесь работал лесопильный завод, а с 1909 г. – кирпичный завод. Анатолия Фелициановна Броневская сдавала военным в аренду под жильё жилые постройки, гумна и амбары. В 1910 г. она открыла при гостинице в имении Леоново зал со сценой, а с 1 апреля 1914 г. даже отдала в наём под Владимирское почтовое отделение сроком на три года свой собственный дом. У платформы Броневского с 1906 г. стали останавливаться два почтовых поезда. Вскоре платформу стали именовать по названию летнего лагеря, а 10 июня 1913 г. платформа Владимирский Лагерь стала станцией «с приёмом и отправкой грузов всех скоростей в течение круглого года». Здесь был построен деревянный вокзал с навесом над перроном. По устным свидетельствам дом Броневских стоял вблизи станции Владимирский Лагерь на возвышенном месте. Этот большой, обшитый тёсом деревянный дом с застеклённой мансардой называли «Белой дачей». Рядом, где сейчас разрастаются кусты шиповника, стоял домик для прислуги, чуть подальше находилась конюшня. Возле барского дома находился пруд, дно которого было вымощено булыжником, имелся большой фруктовый сад.

Ближайшим соседом Броневских был владелец имения Мачино надворный советник Николай Михайлович Соколовский. Это имение находилось в полукилометре от станции, на правом берегу реки Исаковки. В 1905 г. Н. М. Соколовский владел здесь 400 десятинами земли. Сейчас на месте барского дома в имении Мачино сохранилась лишь яма, оставшаяся на месте подвала, здесь до сих пор растут две вековые ели. Ближайшее к имению озеро стали именовать Соколовским, по фамилии владельца Мачино, однако сейчас жители ближайшей деревни Горушка именуют это озеро Горушенским.

На месте имения Леоново ныне сохраняются развалины конюшни, пруд и одна старая берёза, оставшаяся от аллеи, которая вела от дома Броневских к пруду. Стены конюшни были сложены из камней-валунов и кирпича. До 1941 г. здесь стояли лошади артиллерийских частей Красной армии, а после войны здание приспособили под склад полевых кухонь. Ныне из-за отсутствия кровли на протяжении уже более двадцати лет стены конюшни практически превратились в руины. На фасаде небольшого участка ещё не обвалившейся стены сохранились два железных кольца, к которым когда-то привязывали лошадей. Ещё десять лет назад этот памятник архитектуры местного значения можно было бы спасти, сейчас об этом говорить уже поздно. Во Владимирском Лагере, рядом с центральным контрольно-пропускным пунктом до сих пор сохраняется кирпичное здание, которое по устным свидетельствам было построено в 1914 г. Л. Ю. Броневским в качестве винного погреба. После революции здесь размещался магазин Военторга, а с 1960 г. – караульное помещение.

По указу императора Николая II от 12 мая 1903 г. близ станции Белой для устройства артиллерийского полигона были заняты земли в количестве до шести тысяч десятин. Около имения Леоново, принадлежавшего отставному капитану Ю. И. Броневскому, для базирования военных частей был устроен летний лагерь. В то время Главнокомандующим войсками гвардии и Петербургского военного округа являлся великий князь Владимир Александрович (1847—1909), при непосредственном содействии которого создавались артиллерийский полигон и летний лагерь. Работы по разбивке и устройству летнего лагеря начались 1 августа 1905 г. командой от всех полков дивизии под начальством офицера Омского полка. Указом императора Николая II от 22 февраля 1906 г. вновь устроенный летний лагерь стали именовать Владимирским в память о великом князе Владимире Александровиче. С 1 мая 1906 г. ежегодно во Владимирском летнем лагере стали отбывать сборы части 18-го армейского корпуса: 23-я и 24-я артиллерийские бригады, 93-й Иркутский, 94-й Енисейский, 95-й Красноярский, 96-й Омский пехотные полки и другие части. В летнее время во Владимирский лагерь прибывало до 20 тысяч военнослужащих, в зимнее время здесь находилось около 500 человек рабочей команды.

С первых дней существования Владимирского Лагеря стоял вопрос о постройке здесь постоянной церкви. С 1906 г. здесь стояла походная дивизионная церковь в виде палатки-шатра. В октябре 1909 г. приказом по 18-му армейскому корпусу был образован хозяйственный комитет Владимирского Лагеря, который сразу же поставил вопрос о постройке постоянного храма. 23 ноября 1909 г. на заседании этого комитета был рассмотрен представленный подполковником Станкевичем план и смета деревянной церкви манежного типа вместимостью 600 человек. Однако на состоявшемся 10 декабря того же года новом заседании комитета подполковник Станкевич предложил построить церковь в форме восьмигранника, оставив прежнюю вместимость. В 1910 г. перед Святой Пасхой с разрешения протопресвитера А. А. Желобовского и командира 18-го армейского корпуса генерал-лейтенанта П. А. Лечицкого был начат кружечный сбор на постройку церкви среди офицеров и нижних чинов. С началом оттепели приступили к выравниванию холма, на котором предполагалось строить храм. На состоявшемся 23 мая 1910 г. очередном заседании комитета П. А. Лечицкий остро поставил вопрос об окончании строительства к 15 июля, ко дню памяти святого равноапостольного князя Владимира. В День Святого Духа, 7 июня, состоялась торжественная закладка церкви. На месте будущего престола был водружён крест, а в алтарной части в специально приготовленное место были помещены закладочная доска и образок с ликом святого князя Владимира. После заложения первого камня и освящения места будущей церкви состоялся парад войск. Всего за 38 дней вольнонаёмные рабочие подрядчика Николаева выстроили лагерный храм. В такой короткий срок удалось уложиться благодаря умелому руководству ходом строительства, слаженной работе всех строителей, своевременным поставкам строительных материалов и, конечно же, благодаря Божией помощи. Освящение деревянной лагерной церкви во имя святого равноапостольного великого князя Владимира состоялось в назначенный срок, 15 июля 1910 г. Однако Князь-Владимирская церковь была закрыта практически сразу после революции. Возможно, что красноармейцы, убрав с храма колокольню и купол, как-то использовали это здание вплоть до Великой Отечественной войны. По устным свидетельствам в 1994 г. при строительстве нового микрорайона в местечке Владимирский Лагерь турецкие строители разровняли бульдозерами горку на месте, где сейчас стоит школьная теплица и на которой когда-то стояла лагерная церковь, а вместе с ней срыли и каменный церковный фундамент.


Владимирский Лагерь. Летний лагерь Иркутского полка. 1912 г.


Князь-Владимирская церковь во Владимирском Лагере. 1910 г.


Части 18-го армейского корпуса базировались на правом и левом берегах реки Куреи. От станции Струги-Белая до Владимирского летнего лагеря мимо имения Леоново была проложена вымощенная булыжником дорога. В летних лагерях палатки воинских подразделений располагались вдоль прямолинейных дорожек – «линеек». Вдоль одной из сохранившихся «линеек», на так называемой Турецкой горке, до сих пор растут несколько вековых берёз. Для пехотинцев при артиллерийском полигоне имелись ружейное и пулемётное стрельбища. В 1912 г., 21 и 22 сентября, во Владимирском Лагере состоялись смотровые стрельбы среди всей армейской пехоты. За лучшую смотровую стрельбу император Николай II пожаловал 93-му Иркутскому полку особый императорский приз – огромную серебряную братину чеканной работы с самоцветными камнями. 14 июля 1913 г. произошла передача приза полку. В летнем полковом лагере, который располагался около Иркутского озера, после окончания служения благодарственного молебна состоялся парад. Вечером прошла торжественная «заря с церемонией», на Иркутском озере был устроен фейерверк, а затем в офицерском собрании состоялся танцевальный вечер.

В 1914 г. грянула Первая Мировая война. Части 18-го армейского корпуса ушли на фронт. Ушёл на фронт и владелец имения Леоново Леон Юлианович Броневский. Известно, что 18 октября 1916 г. прапорщик Л. Ю. Броневский был ранен, о дальнейшей его судьбе сведений нет. Во Владимирском Лагере в годы Первой Мировой войны располагались резервные батальоны, которые занимались подготовкой пополнения для действующей армии, а в 1917—18 гг. здесь несла охрану военно-вооружённая команда. В январе 1919 г. в Леоново был сформирован красногвардейский отряд во главе с командиром Желудёвым.

Октябрьская революция в корне изменила жизнь местечка Леоново и Владимирского Лагеря. 2 сентября 1919 г. по решению президиума Лужского уездного исполкома Владимирский Лагерь был переименован в Красноармейский Лагерь, здесь стали базироваться части Красной армии. С 1924 г. полигону было присвоено наименование «Артиллерийский полигон имени III-го Коминтерна артиллерийских курсов усовершенствования командного состава». В Красноармейский Лагерь прибывали артиллеристы, террармейцы (воины-резервисты), а также студенты ВУЗов, где были военные кафедры. В частности, с 1925 г. здесь дислоцировался артиллерийский полк 56-й Московской Краснознамённой стрелковой дивизии, которая была переведена на территориальный принцип формирования. На летние сборы сюда прибывали и другие части этой дивизии, а также 1-й корпусной артиллерийский полк. Военные части, находившиеся на правом берегу Куреи, именовались Южным лагерем, а те, что располагались на левом берегу, а точнее в междуречье Куреи и Исаковки – Северным лагерем. В начале 1940-х место базирования красноармейских частей называли летними лагерями «Струги Красные». В 1940 г. здесь на базе 1-й легкотанковой бригады была сформирована 1-я Краснознаменная танковая дивизия.


Кавалеристы. 1920-е гг.


Группа красных командиров, 1923 г.


Посёлок, который примыкал к летним лагерям, до середины 1930-х гг. тоже именовали Красноармейским Лагерем, а селение близ железной дороги называлось Леоново. Известно, что в 1922 г. существовал сельсовет посёлка Красноармейский Лагерь, а в 1927 г. тут работали школа I ступени, в которой обучались 27 учащихся, и почтовое отделение. В годы НЭПа здесь, как и до революции, имелось множество частных торговых лавок и различных заведений. Например, Григорий Тришин держал в посёлке Красноармейский Лагерь собственную чайную и хлебопекарню, Яков Дрейман тоже имел чайную и пивной склад, а Елизавета Лаук владела здесь пивным заводом, однако после 1930 г. все эти заведения были отобраны у их владельцев. В 1930 г. в посёлке Красноармейский Лагерь было 74 хозяйства. В 1936 г. отдельно существовали деревня Леоново Запольского сельсовета, при которой был организован колхоз «Красное Леоново», и посёлок Красноармейский Лагерь. В 1937 г. уже значится рабочий посёлок Леоново при железнодорожной станции Владимирский Лагерь, видимо, тогда два вышеназванных населённых пункта были объединены. В 1939 г. в посёлке Леоново было 59 хозяйств. К началу Великой Отечественной войны здесь работали паровозное депо, участковая больница, почтово-телеграфное отделение, магазины ОРСа2 и Военторга, хлебопекарня и лимонадный цех, в 1936 г. была построена Леоновская начальная школа.