Религиозные общины
В начале XX в. на станции Струги-Белая образовалось четыре религиозных общины: православная, лютеранская, католическая и иудейская. В 1905 г. на станции возвели деревянный православный храм во имя Успения Божией Матери с колокольней и церковно-приходской школой. В клировой ведомости церкви Воскресения Христова в Щирском погосте за 1914 г. записано: «Приписанная к церкви на ст. Струги-Белая церковь-школа зданием деревянная, построенная на добровольные пожертвования при содействии Училищного совета, освящена в 1905 году». Церковно-приходская школа занимала три комнаты, в которых учились по два класса одновременно, обучение было платным. В 1911 г. школу посещали 164 ученика, по штату были положены 4 учителя. Предметами курса церковно-приходской школы были: Закон Божий, церковное пение с голоса, чтение церковнославянское и русское, письмо и начальное счисление. При храме был свой церковный хор, в котором пели и учащиеся церковно-приходской школы. Известно, что с августа 1918 г. по июль 1919 г. обязанности приходского священника в Успенской церкви исполнял Павел Григорьевич Дмитровский, ставший впоследствии Архиепископом Таллинским и Эстонским. Также известно, что 3 августа 1937 г. был арестован и затем репрессирован священник Стругокрасненской церкви Платон Степанович Малинин (1881—1937). В 1916 г. на Бельском православном кладбище была построена часовня-покойницкая.
В 1939 г. Успенскую церковь закрыли и разместили здесь пионерский клуб. Церковь снова открылась в годы оккупации при содействии Псковской Православной Миссии и действовала около двух лет. С 1943 г. до начала 1944 г. настоятелем Успенской церкви в посёлке Струги Красные являлся протоиерей Анатолий Александрович Кушников (1881—?), до него в храме около года служил священник Константин Яковлевич Шаховский. В 1944 г. после освобождения райцентра от немецко-фашистских захватчиков в здании Успенской церкви разместили Струго-Красненскую неполную среднюю школу. В 1951 г. здесь вновь открылся пионерский клуб. В марте 1960 г. исполком райсовета передал бывшее церковное здание для районной библиотеки, перед этим здесь какое-то время находились школьный интернат и спортзал средней школы. Весной 2005 г. здание Успенской церкви возвратили Русской православной церкви.
В 1869 г. на заседании строительного отделения Санкт-Петербургского губернского правления был рассмотрен проект строительства деревянной часовни в имении Губин Клин, принадлежавшем инженер-генерал-майору Андрею Ивановичу Васильеву. В 1872 г. это имение значится как сельцо Луговское в пустоши Губин Клин. В 1874—75 гг. в имении Луговое на средства его владельца А. И. Васильева была построена кирпичная часовня. В 1904 г. имение Луговое принадлежало сыну А. И. Васильева – коллежскому советнику Андрею Андреевичу Васильеву, вскоре он продал это имение Екатерине Петровне Добровольской и её мужу генерал-майору Александру Михайловичу Добровольскому. После войны часовня использовалась под склад, в частности, в 1980-е гг. здесь хранили цемент. В 1995 г. кирпичная часовня была отремонтирована и освящена во имя Преподобного Серафима Саровского. В 2015—17 гг. к часовне было пристроено деревянное крыльцо с навесом, также был обновлён крест и отремонтирована шатровая кровля.
Часовня Серафима Саровского в бывшем имении Луговое
Эстонская евангелическо-лютеранская община на станции Струги-Белая предположительно образовалась в самом начале XX в., к ней причислялись эстонские поселенцы, проживавшие не только в пристанционном посёлке, но и на близлежащих хуторах в пустошах Холохино, Воробьёво, Щир-Горка и близ имения Луговое. В 1910 г. на станции Струги-Белая был устроен эстонский школьно-молитвенный дом, место, где его возвели, в то время было окраиной посёлка Струги-Белая, за которой простиралась пустошь Холохино с крестьянскими хуторами. Струго-Бельский эстонский молитвенный дом с 1910 по 1916 г. был приписан к Лужскому евангелическо-лютеранскому приходу Христа Спасителя, являвшемуся в свою очередь филиальным по отношению к приходу Святого Николая в Гатчине, а с 1917 г. напрямую стал филией Гатчинского прихода. Для проведения богослужений, совершения обрядов крещения, конфирмации и венчания на станцию Струги-Белая 3—4 раза в год приезжал пастор гатчинской церкви Святого Николая Оскар Густавович Пальза (1863—1926), он же служил и в Лужской эстонской церкви. Вплоть до 1926 г. пастор О. Г. Пальза духовно окормлял лютеран, проживавших на станции Струги-Белая (с 1919 г. – Струги Красные) и в её окрестностях. Каждый год пастор посещал Струго-Бельский молитвенный дом 15 августа, когда лютеране праздновали Успение и Вознесение Пресвятой Девы Марии, поэтому возможно, что Струго-Бельский эстонский приход был назван именно в честь этого праздника. Также с 1915 г. в Струго-Бельском эстонском молитвенном доме 2—3 раза в год проводил богослужения пастор Псковского прихода Святого Иакова Густав Матисон. Учителями-кистерами здесь в разное время являлись Густав Пяренд, Август Рогенбаум, Вольдемар Тевет и Самуил Холстинг. Прихожанами прихода были не только эстонские поселенцы, но и жившие в этих местах латыши и немцы.
Первоначально эстонцы-лютеране хоронили своих умерших родственников на кладбище, устроенном на земле владельца имения Луговое генерал-лейтенанта А. И. Васильева (1819—1888), около северо-восточной оконечности Долгого (Генеральского) озера. В метрических книгах Лужского евангелическо-лютеранского прихода это кладбище названо Васильевским лютеранским кладбищем или кладбищем в Васильевке. Ныне на этом заброшенном кладбище, обнесённом рвом, сохранились лишь несколько могильных холмиков, на которых лежат обломки чугунных крестов. Также усопших стали хоронить на эстонском кладбище в пустоши Луг-Лог (Серёдка) и на Бельском православном кладбище, где образовался отдельный эстонский участок. Под одной крышей со Струго-Бельским молитвенным домом находилось Бельское частное лютеранское училище, в котором в 1911 г. обучалось 30 детей со станции Струги-Белая и окружающих поселений, где проживало 340 лютеран. В 1909 г. в посёлке был проведён фестиваль песни эстонских поселенцев. По оценке этнографа Августа Ниголя в 1918 г. на станции Струги-Белая и в её ближайших окрестностях насчитывалось почти 500 эстонцев из числа крестьян и ремесленников. По переписи 1926 г. непосредственно в посёлке Струги Красные проживало 250 эстонцев и 23 немца, а на территории Холохинского сельсовета – 384 эстонца. В 1920-е гг. советские власти неоднократно пытались закрыть молитвенный дом, т.к. в одном здании с ним располагалась Струго-Красненская эстонская школа I ступени, где в 1927 г. обучалось 35 детей и преподавало 2 учителя. Известно, что с 1924 г. по 1927 г. пастором здесь служил Мартин Паннель. С 1923 по 1929 г. кистером Струго-Красненского эстонского прихода был Фёдор Иванович (Фриц Иоганнович) Глазер (1876—1938). С 1929 г. по август 1930 г. для проведения богослужений в Струги Красные приезжал кистер Карл Юганович Крийт (1874—?) из пустоши Стефаново Лядского района. 18 апреля 1930 г. молитвенный дом значился в списках действующих храмов Лужского округа. Известно, что в 1930 г. районный административный отдел разрешил Струго-Красненскому эстонско-лютеранскому приходу провести 8 июня богослужение на кладбище пос. Струги Красные, как раз в этот день праздновался День Святого Духа. Видимо, вскоре храм был закрыт, т. к. в архивных документах более поздних лет больше о нём не упоминается. В архивном документе за январь 1933 г. значится кистер лютеранской церкви Самуил Иванович Холостинг (1890—1938), который в то время проживал в Стругах Красных и являлся директором Струго-Красненской эстонской школы. Однако действовал ли тогда эстонский молитвенный дом в Стругах Красных или уже нет, об этом ничего не известно. В архивном документе за 1937 г. упоминается, что С. И. Холостинг ранее был «эстонским попом», в июне 1938 г. он был арестован и в октябре 1938 г. приговорён к расстрелу по решению тройки УНКВД Ленинградской области. Эстонская школа находилась в районе Трудовой улицы (ныне улица Николая Кудрявцева), здание этой школы было уничтожено при отступлении немецко-фашистскими захватчиками.
Холохино. Часовня пророка Ильи. 1903 г.
Известно, что на строительстве Варшавской железной дороги трудилось немало поляков. После окончания строительства часть из них осела на станции Белая, где впоследствии была выстроена католическая часовня (каплица). Эта часовня находилась на содержании псковского католического прихода Пресвятой Троицы. Известно, что патронессой Римско-католического Благотворительного Общества при этом костёле была Анатолия Фелициановна Броневская – жена владельца имения Леоново, отставного капитана Юлиана Ивановича Броневского. Имение Леоново находилось в семи километрах от станции Струги-Белая, рядом с Владимирским летним лагерем. Действительными членами Благотворительного Общества, например, в 1902—03 гг. являлись жители станции Белая Юзефа (Жозефина) Иосифовна Гурская, Андрей Иосифович Гурский и Лаврентий Францевич Малишевский. Известно, что Ж. И. Гурская с 1920 по 1924 г. работала библиотекарем в местной библиотеке, а её муж с 1906 по 1916 г. служил управляющим в имении Леоново. В начале прошлого века на станции Струги-Белая и в её окрестностях также проживали польские семьи Феликса Витковского, Гавриила (Габриэла) Гасюна, Мартына Грабовского, Феликса Русецкого и др. Заведующим каплицей на станции Струги Красные с октября 1921 г. по январь 1922 г. был Пётр Иосифович Авгло, дальнейшая судьба этой католической часовни неизвестна. По переписи 1926 г. в посёлке Струги Красные насчитывалось 50 поляков и 2 литовца, а в Струго-Красненской волости число поляков достигало 95 человек. Своих усопших родственников поляки, а также латгальцы-католики хоронили в пустоши Губин Клин, на кладбище, землю под которое в 1903 г. пожертвовал сын генерал-лейтенанта А. И. Васильева – Андрей Андреевич Васильев, это кладбище так и называли – Польским, ныне это самая старая часть Ольгинского кладбища посёлка Струги Красные. До сих пор здесь сохраняются два старых чугунных католических креста и несколько послевоенных захоронений с четырёхконечными крестами.
В начале XX в. на станции Струги-Белая образовалась небольшая еврейская община. В 1909 г. здесь был выстроен иудейский молитвенный дом. Своего раввина Струго-Бельская еврейская община не имела, для совершения молитв, общественного богослужения и религиозных церемоний сюда по сведениям за 1914 г. приезжал раввин по фамилии Ривош из Лужской общины. Хоронить усопших возили на еврейское кладбище в Лугу. Еврейская молельня в Стругах Красных была закрыта в 1920-е гг. Что в дальнейшем стало со зданием молельни неизвестно. По переписи 1926 г. в посёлке Струги Красные проживало 77 граждан еврейской национальности, причём 67 из них говорили на родном еврейском языке. В одном из архивных документов за 1930 г. значится Соломон Осипович Стесин (1867—?) как «руководитель религиозного культа», там же говорится, что он исполнял обязанности раввина еврейской общины в Стругах Красных. В 1930 г. С. О. Стесина лишили избирательных прав, а затем он был раскулачен, дальнейшая его судьба неизвестна.
В пустоши Холохино существовала латышская евангелическо-лютеранская община, первые латышские поселенцы проживали здесь уже в 1881 г. К этой общине также относились латышские семьи, жившие в смежных пустошах Добриво, Овчино, Тужерино и на станции Струги-Белая. Изначально латыши, в основном, посещали Катеженский латышский молитвенный дом, приписанный к Псковской евангелическо-лютеранской церкви Святого Иакова, а с 1911 г. являлись прихожанами Кудепо-Замошского латышского молитвенного дома. В 1910 г. для поддержания работавшего при Кудепо-Замошской колонии латышского училища было основано латышско-лютеранское школьное Общество, с помощью которого были открыты библиотека-читальня и общежитие, устраивались литературные чтения, драматические и музыкальные вечера, концерты, спектакли, гуляния. Среди учредителей школьного Общества были и жители станции Струги-Белая мещане Александр Иванович Герасимов и Пётр Яковлевич Кальноварн. Также латыши посещали и Струго-Бельский эстонский молитвенный дом. Для проведения обрядов крещения сюда к латышам приезжали пасторы Псковского прихода.
С 1893 по 1909 г. в Псковском приходе Святого Иакова служил викарный пастор для латышей Людвиг Мартынович Чишко, он же духовно опекал латышей, проживавших на территории современного Струго-Красненского района. В 1910—14 гг. пастором Псковского латышского прихода был Карл Иванович Лаппинг. С 1911 г. обязанности учителя-кистера в Кудепо-Замошской латышской общине исполнял личный почётный гражданин Юлиус Адамович Бедрит (1874—?), он же иногда проводил обряды крещения для латышей и в Струго-Бельском эстонском молитвенном доме. После 1917 г. молитвенный дом в Кудепо-Замошской колонии преобразовали в кирху Святого Иоанна. Своих умерших родственников латыши хоронили на латышском кладбище в пустоши Завижье, при Кудепо-Замошской колонии. В метрических книгах Псковского прихода за 1911—17 гг. это кладбище называется по-разному: Замошским, Кудепо-Замошским, Кудепским, ныне его именуют как Ново-Жизненское, т. е. по названию ближайшей деревни Новая Жизнь. По переписи 1926 г. в посёлке Струги Красные проживало 69 латышей, а в Холохинском сельсовете – 183 латыша. По устным свидетельствам латышскую церковь Святого Иоанна закрыли и разобрали в 1940 г.