Вы здесь

Строительство дома быстро и дешево. Глава 3. Разработка, согласование, утверждение проектной документации (Е. В. Симонов, 2011)

Глава 3

Разработка, согласование, утверждение проектной документации

Вы приобрели участок, получили разрешение на строительство жилого дома и подготовили проект. Теперь можно приступать к строительству? Не торопитесь. Как бы в результате поспешных действий не пришлось сносить уже готовое здание.

Для начала ознакомьтесь со ст. 222 Гражданского кодекса РФ, которая гласит следующее.

«1. Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, гфедусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан».

Итак, если вы собственник земельного участка, то имеете право строить на нем здания и сооружения, перестраивать и реконструировать их, а также сносить. Необходимо лишь соблюдать градостроительные и строительные нормы и правила, а также использовать земельный участок по назначению (рис. 3.1).


Рис. 3.1. Прежде чем браться за работу, необходимо составить детальный проект будущего дома


Состав проектной документации

Полный рабочий проект дома должен представлять собой альбом формата Аз объемом 30–150 страниц в зависимости от размеров будущего объекта и сложности конструкций. Рабочий проект дома состоит из нескольких обязательных разделов:

♠ архитектурно-строительного;

♠ конструкционного;

♠ инженерного.

При этом первые два раздела иногда объединяют в один (он также называется архитектурно-строительным), который включает:

♠ описательную часть, в которой приводятся функциональные решения, параметры поверхности застройки, полезная площадь, общая поверхность, нетто-поверхность, кубатура;

♠ фасады дома – здесь отражается вид дома с разных сторон;

♠ технологические решения и расчет расхода материалов;

♠ спецификацию – описание материалов, которые будут использоваться при строительстве и обустройстве (отделке) дома; в спецификации также приводится ассортиментный перечень и необходимое количество каждого материала;

♠ поэтажные планы дома, иллюстрирующие расположение всех помещений, их размеры, а также размещение стен, перегородок, оконных и дверных проемов (рис 3.2 и 3.3);


Рис. 3.2. План первого этажа


Рис. 3.3. План мансарды


план стропильной системы крыши, в котором описываются размещение и размеры всех конструкционных элементов крыши;

♠ план крыши, который должен учитывать ее форму, размеры и углы наклона скатов;

♠ основные разрезы – здесь должны отражаться все элементы здания после его пересечения вдоль или поперек от крыши к фундаментам;

♠ чертежи окон и дверей с указанием их размеров и спецификации используемых материалов;

♠ план фундамента с указанием точного размещения, глубины заложения, используемых материалов;

♠ раскладку плит перекрытия, включающую спецификацию используемых материалов.

При обособлении архитектурно-строительного и конструкционного разделов последний включает:

♠ схемы расположения элементов фундамента, перекрытий, стропильной системы крыши и лестниц;

♠ детальные чертежи отдельных узлов, а также спецификацию материалов, из которых они изготовлены;

♠ деталировочные планы монтажа – чертежи, которые позволяют поэлементно ознакомиться с конструкциями фундамента, перекрытий, стропильной системы крыши, пола и т. д.

Наиболее сложные узлы примыкания конструктивных элементов друг к другу должны быть приведены на отдельных чертежах с указанием основных размеров и привязкой по осям.

Инженерный раздел описывает коммуникации, проложенные внутри здания. В него включаются схемы систем жизнеобеспечения: водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и электрооборудования, а также общие расчеты и пояснения к ним. Кроме того, в данном разделе приводится спецификация оборудования и материалов.

Схемы систем жизнеобеспечения должны включать планы каждого этажа с указанием мест прохождения трубопроводов горячего и холодного водоснабжения, канализационных и отопительных труб.

Схема электроснабжения дома должна включать информацию о расчетной мощности, разводке силовой и осветительной электросети, системах заземления и громоотводе. При этом необходимо указывать места расположения и подключения оборудования.

Требования к проектной и рабочей документации на строительство изложены в СП 11–111–99 «Разработка, согласование, утверждение, состав проектно-планировочной документации на застройку территорий малоэтажного жилищного строительства», ГОСТ 21.101–97 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации». Если документация не соответствует этим требованиям, то согласно ст 222 Гражданского кодекса РФ строительством является самовольным.

Исходно-разрешительная документация и согласование проекта

Итак, вы держите в руках альбом требуемого формата A3, в котором, на ваш взгляд, есть все необходимые документы. Уже можно начинать строительство? Нет, еще рано. Чтобы строительство было полностью законным, необходимо получить ряд согласований.

Проведение государственной экспертизы (согласования) проектной документации направлено на то, чтобы обеспечить при строительстве объекта соблюдение прав граждан и юридических лиц, интересов государства и города (поселка).

Согласование проектной документации осуществляется в несколько этапов. На первом этапе необходимо собрать первичные документы:

♠ распоряжение (постановление) председателя комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) о предоставлении права на строительство нового объекта и ведение необходимых для этого проектно-изыскательных работ. Учтите: даже если проектно-изыскательские работы проведут специалисты экстра-класса, но данного распоряжения (постановления) у вас не будет, то вы просто-напрасно выбросите деньги на ветер;

♠ документ об оформлении границ земельного участка;

♠ разрешительное письмо КГА;

♠ строительный паспорт объекта;

♠ архитектурно-планировочное задание (АПЗ);

♠ разрешение на инженерное обеспечение объекта;

♠ технические условия на инженерное обеспечение объекта;

♠ технические условия Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

♠ разрешение на проведение топографо-геодезических работ и инженерно-геологических изысканий для строительства. Без данного разрешения все изыскательские работы также будут незаконными.

Чтобы получить постановление местного органа исполнительной власти о разрешении на строительство дома, вы должны представить:

♠ заявление установленного образца на имя главы местного органа исполнительной власти с просьбой разрешить строительство дома на соответствующем земельном участке;

♠ паспорт и его копию;

♠ документ, подтверждающий право пользования земельным участком, и его копию;

♠ план земельного участка;

♠ постановление (ходатайство) органа исполнительной власти о разрешении на строительство;

♠ проект дома;

♠ заверенную копию лицензии на выполнение проектных работ;

♠ акт обследования участка перед строительством или план топографической съемки.

Если общая площадь дома будет превышать 500 м2, то потребуется получить АПЗ, выдачей которого занимается районный комитет по архитектуре. АПЗ содержит все требования, которые необходимо соблюдать при строительстве: экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные; требования по охране памятников истории и культуры; указания на строительство в особых условиях; требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе строительства.

Получить АПЗ довольно просто. Для этого нужно представить заявку и документы, утверждающие право собственности на данный земельный участок (или разрешение собственника земельного участка на проектирование дома на данном участке, если он не является вашей собственностью, а арендуется).

После того как вся вышеперечисленная разрешительная документация будет собрана, необходимо получить разрешение на производство земляных и строительно-монтажных работ. Потребуется также окончательное разрешение на строительство, которое выдает межведомственная комиссия. Не забудьте, что именно она принимает дом в эксплуатацию по завершении строительства.

Топографические изыскания (съемку) выполняют специальные изыскательские организации (найти такую организацию можно по объявлению в СМИ или Интернете). Результаты их работы передаются застройщику либо в виде чертежей, либо на магнитных носителях; это следует специально оговаривать в техническом задании. Если топографическая съемка производилась ранее и ее срок не превышает двух лет, то можно разрабатывать проектную документацию на основании этих сведений.

ВНИМАНИЕ

Материалы топографических и инженерно-геологических изысканий должны быть сданы и зарегистрированы в отделе геолого-геодезической службы КГА. Один экземпляр этих документов сдается в КГА – в территориальный фонд топографо-геодезических материалов.

Итак, исходная разрешительная документация собрана. Теперь нужно заняться согласованиями.

В соответствии с законодательством Российской Федерации все проекты строительства зданий и сооружений подлежат государственной экспертизе.

Так, согласно п 1.1 Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации градостроительная и проектная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе, независимо от источников финансирования и формы собственности объектов. Если же строительство осуществляется без получения необходимых согласований, проведения государственной экспертизы и получения положительного заключения, то такое строительство незаконно и запрещено.

Государственную экспертизу осуществляют:

♠ экологическую – Государственный комитет по охране окружающей среды;

♠ вневедомственную – Управление государственной вневедомственной экспертизы.

В соответствии с п. 1.5 (в) Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации экспертизу могут осуществлять федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение ведомственной экспертизы.

Исходно-разрешительную и проектную документацию следует представить в согласовывающие инстанции. Согласование может выдаваться в форме письма, экспертного заключения, выписки из решения органа, который рассматривал проектную документацию, или в форме постановки штампа о согласовании на основных чертежах проекта.

Архитектурно-планировочную часть проекта согласовывает главный архитектор или его заместитель, проставляя подписи на копиях основных чертежей (генеральный план, фасады здания). Такие копии необходимо представлять в трех экземплярах.

Согласование Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) представляет собой экспертное заключение, подписанное главным санитарным врачом города или его заместителем.

Согласованием Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГУ ГО и ЧС) является экспертное заключение экспертного центра этой организации, утвержденное начальником ГУ ГО и ЧС.

Согласованием Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ) является экспертное заключение или письмо Управления дорожного хозяйства КБДХ. Предприятия – поставщики инженерных ресурсов, как правило, готовят письменное заключение о согласовании проектной документации.

Если ваш дом будет строиться в границах зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), то нужно получить согласование Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Лучше всего еще на стадии приобретения участка уточнить, не входит ли данная территория в границы охранной зоны. Дело в том, что в таких зонах новое строительство может быть запрещено, а иногда вводятся ограничения на капитальный ремонт и реконструкцию уже имеющихся объектов.

Процесс согласования и экспертизы длится от двух до шести месяцев. Чтобы строительство не затянулось, лучше всего заняться «бумажными процедурами» осенью или зимой. Это же время можно потратить на поиски и приобретение строительных материалов (если вы уверены, что проект благополучно пройдет все этапы согласования и экспертизы).

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) – платная процедура, которая проводится до того, как принимается решение о реализации проекта.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает и проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Существует перечень объектов, строительство которых требует такой оценки, так что вас подобная экспертиза может и не коснуться – все зависит от конкретного месторасположения земельного участка и планируемой деятельности (к примеру, вы собираетесь вести фермерское хозяйство). Однако отсутствие стадии ОВОС не отменяет экологической экспертизы в целом.

ВНИМАНИЕ

В случае если выявляются снижение уровня безопасности, ухудшение состояния окружающей среды, другие неблагоприятные последствия, уполномоченные государственные органы в области государственной экологической экспертизы имеют право остановить строительство на любом этапе.

После получения положительного заключения ГЭЭ наступает следующий этап – государственная экспертиза проектно-сметной документации, которая проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 июня 1993 г. № 585 «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства». Для этого проектную, исходную и разрешительную документацию, необходимые согласования требуется в двух экземплярах представить в Управление государственной вневедомственной экспертизы (УГВЭ). Стоимость экспертизы зависит от стоимости проектных работ. Затем сводное экспертное заключение УГВЭ нужно представить в Управление государственного архитектурно-строительного надзора и получить на его основании разрешение на ведение строительно-монтажных работ.

Утвержденную проектную документацию, исходную разрешительную документацию, согласования, экспертные заключения и иные документы, полученные в ходе согласований и утверждений, необходимо хранить как минимум до сдачи дома в эксплуатацию. Лучше всего, если эти документы будут храниться и далее: сложно предугадать, какие постановления и законы будут приняты в отношении индивидуального строительства, и впоследствии может потребоваться предъявить либо всю документацию, либо отдельное экспертное заключение.

Если вы не собираетесь начинать строительство сразу после получения всех необходимых согласований и разрешений, то подумайте – стоит ли тратить на них время и деньги. Дело в том, что вся полученная документация действительна в течение двух лет, по прошествии этого срока всю процедуру придется начинать сначала.

Представляя проектную документацию для согласования, проверьте, насколько она соответствует вашим желаниям и возможностям. Для внесения в ходе строительства изменений, превышающих 10%, потребуется получить разрешение главного архитектора.

Подумайте также, все ли строения, которые вам необходимы, учтены в плане, даже если вы не собираетесь возводить их прямо сейчас (например, баня, летняя кухня или сарай для хранения сельхозинвентаря не относятся к объектам первостепенной важности). Помните: строительство всего, что не отражено в согласованном проекте дома и плане размещения строений на участке, необходимо согласовывать с главным архитектором. Кроме того, вам потребуется получить разрешение районной администрации.

Приемка и ввод объекта в эксплуатацию

Дом готов – в него можно въезжать прямо сейчас. Однако предварительно требуется юридически оформить права на построенный объект – ввести его в эксплуатацию. Этот процесс осуществляется в пять этапов.

Этап 1. Получение письменного уведомления подрядной организации, которая строила дома, об окончании строительства и акта выполненных работ с указанием конкретных видов работ, фамилий ответственных лиц и с копиями лицензий. К уведомлению и акту должен прилагаться комплект документов, включающий:

♠ перечень организаций, участвовавших в строительстве дома и монтаже коммуникаций;

♠ рабочие чертежи объекта с пометками о внесенных изменениях;

♠ техническую документацию на материалы и изделия, подтверждающую их качество;

♠ технические паспорта на установленное оборудование;

♠ акты приемки отдельных этапов работы;

♠ журналы производства работ и авторского надзора;

♠ документы на геодезические изыскания.

Этап 2. Проверка готовности дома к приемке в эксплуатацию. Для этого создается рабочая комиссия в следующем составе: заказчик (вы или ваш представитель по доверенности), представители проектной организации, эксплуатационных служб и служб государственного надзора (санитарно-эпидемиологического, противопожарного и др). Комиссия проверяет количество и правильность оформления необходимых документов, оценивает соответствие строительных конструкций требованиям проекта, выполняет пробный пуск установленного оборудования и инженерных систем. Если все в порядке, составляется заключение о готовности объекта к приемке в эксплуатацию. При выявлении дефектов и отступлений от требований проектной документации и строительных нормативов составляется заключение о неполной готовности объекта к приемке в эксплуатацию. К заключению прилагается перечень и описание дефектов, которые необходимо устранить. Оплата работ по проверке готовности объекта к приемке в эксплуатацию осуществляется застройщиком, то есть вами.

Этап 3. Подача в Главное управление архитектуры заявления с просьбой разрешить ввод объекта в эксплуатацию. К заявлению прилагаются:

♠ правоустанавливающие документы на земельный участок;

♠ утвержденный план участка;

♠ разрешение на строительство;

♠ акт приемки дома;

♠ документация, подтверждающая, что параметры построенного дома соответствуют проектной документации (подписывается лицом, осуществляющим строительство);

♠ документация, подтверждающая соответствие построенного дома техническим условиям (подписывается представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей);

♠ схема, отображающая расположение дома и коммуникационных сетей на земельном участке;

♠ планировочная организация участка.

В течение десяти дней после поступления заявления проводится проверка комплектности документов и правильности их оформления, а также осмотр дома. По результатам осмотра выдается разрешение на ввод объекта в эксплуатацию либо отказ в выдаче разрешения с указанием причин.

Этап 4. Комплексная проверка здания приемочной комиссией. Для получения акта комиссии о вводе объекта в эксплуатацию необходимо подать комплект документов, который представлялся рабочей комиссии, вместе с заключением рабочей комиссии и разрешением на ввод объекта в эксплуатацию. Согласно действующему законодательству Российской Федерации эксплуатация построенного объекта без положительного решения приемочной комиссии не допускается. Приемочная комиссия изучает представленные документы и, если все в порядке, составляет акт приемки построенного объекта в эксплуатацию. Данный акт в семидневный срок со дня его подписания членами комиссии подлежит утверждению главой местного управления архитектуры. Датой ввода дома в эксплуатацию считается дата утверждения акта о вводе объекта в эксплуатацию.

Далее следует получить разрешение на ввод дома в эксплуатацию, которое выдает местное управление архитектуры, после чего можно будет вселяться. Для этого вы должны представить копию схемы, отображающей расположение построенного дома и сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка, а также планировочную организацию земельного участка.

ПРИМЕЧАНИЕ

Ввод дома в эксплуатацию стоит недешево. Даже если у вас все в порядке и не потребуются никакие доработки, только расходы на получение справок, разрешений и оплату работы комиссий составят около 50 тыс. рублей. Если не заниматься этим самостоятельно, а поручить какой-либо организации, то стоимость ее услуг будет в среднем равняться 30 тыс. рублей. Зато вам не придется бегать по инстанциям и стоять в очередях.

Этап 5. Регистрация прав на дом. Для этого в учреждение юстиции, которое осуществляет регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, необходимо представить:

♠ разрешение на ввод дома в эксплуатацию;

♠ правоустанавливающие документы на земельный участок;

♠ акт приемочной комиссии;

♠ строительный паспорт;

♠ технический паспорт БТИ (бюро технической инвентаризации);

♠ документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.

Документ о государственной регистрации объекта недвижимости выдается в срок до полутора месяцев.

ПРИМЕЧАНИЕ

В зависимости от региона строительства перечень необходимых документов, наименования и количество согласующих органов могут различаться.