Глава 2
Тревожность и другие расстройства, связанные с ней
Гипертревожность, чрезмерные страхи, острые приступы страха, чрезмерная робость, навязчивые мысли и повторяющиеся действия; депрессия, расстройства поведения
Когда я впервые встретила Киру в возрасте 6 лет, у нее было обнаружено изолированное тревожное расстройство, вызванное разделением. В действительности, это довольно редкий случай. Все исследования показывают, что более 90 % детей, получающих консультации по причине тревожного расстройства, вызванного разделением, демонстрируют также признаки, по крайней мере, еще одного психопатологического расстройства, которое связывают с первым.
В плане теории можно думать о природе связей, объединяющих тревожное расстройство, вызванное разделением, с другими психопатологическими расстройствами, встречающимися у ребенка и подростка.
В плане практики можно сказать, что само наличие какого бы то ни было психопатологического расстройства у ребенка должно вести к поиску тревожного расстройства, вызванного разделением, и наоборот.
Наиболее часто встречающиеся расстройства, которые связывают с тревожным расстройством, вызванным разделением, – это другие тревожные расстройства, депрессивные расстройства и поведенческие.
Другие формы тревожности
Гипертревожность, чрезмерные страхи, острые приступы страха, чрезмерная робость, навязчивые мысли и повторяющиеся действия.
Вместе с тревожным расстройством, вызванным разделением, еще одно тревожное расстройство обнаруживается примерно в 50–65 % случаев. В действительности, если говорить в целом, редко бывает так, чтобы у ребенка выявлялось только одно тревожное расстройство. Тревожность у ребенка и подростка проявляется часто в разных формах, причем природа выявляемых расстройств может варьировать в зависимости от возраста.
Генерализованная тревожность характеризуется, в основном, избыточной и нереалистичной тревожностью или боязнью, постоянной озабоченностью, которую сложно контролировать и которая может относиться к определенным событиям и занятиям в повседневной жизни. Гипертревожные дети обычно постоянно беспокоятся по поводу ожидаемых и возможных событий, таких как экзамены, потенциальные ранения, война, природные катастрофы и т. д. Они озабочены пунктуальностью (и всегда боятся, что опоздают), они постоянно спрашивают себя, смогут ли они выполнить свои задачи в срок, при этом чрезмерно обеспокоены собственными способностями в различных областях (в школе, спорте), желая достичь совершенства в своих занятиях. Они слишком часто ставят себе вопросы о правильности каких-то своих действий в прошлом (например: «Прав ли я был тогда, когда так-то ответил другу в разговоре? Что он теперь обо мне подумает?»). Гипертревожные дети постоянно хотят, чтобы их успокаивали, задают многочисленные вопросы об обоснованности их позиций и поведения, о неудобствах или опасностях ситуаций, в которые они попали (или могли бы попасть). Они напряжены и постоянно настороже, у них есть сложности с засыпанием. Порой они производят впечатление, будто постоянно находятся в возбужденном и приподнятом состоянии. Они легко устают и часто жалуются на то, что им сложно сконцентрироваться или на провалы в памяти.
Генерализованная тревожность – это одно из расстройств, наиболее часто встречающихся вместе с тревожным расстройством, вызванным разделением. Исследования показали, что тревожное расстройство, вызванное разделением в большей степени распространенно среди детей (до полового созревания), а генерализованная тревожность чаще всего наблюдается у подростков. Иначе говоря, вполне вероятно, что наличие тревожного расстройства, вызванного разделением, в детстве повышает шансы последующего возникновения в период полового созревания генерализованной тревожности.
Большинство детей в тот или иной период своего развития сталкиваются с различными страхам и боязнями. В действительности, страхи являются составной частью нормального развития всякого ребенка. Они редко достигают избыточной силы и чаще всего носят преходящий характер. Когда же эти страхи становятся сильными и устойчивыми, тогда можно говорить о фобиях. Простые или специфические фобии характеризуются, таким образом, сильным, постоянным и необоснованным страхом, вызываемым присутствием особого предмета или ситуации. Это страх темноты, животных, грома, воды, крови, общественного транспорта и т. д. Такой страх может возникать и при предвосхищении столкновения с соответствующим предметом или ситуацией. Часто встречающийся у детей сюжет – боязнь того, что с ним что-то случится, если ребенок столкнется с пугающей его ситуацией или предметом.
Фобии, наиболее часто встречающиеся у детей с тревожным расстройством, вызванным разделением, связаны со страхом черного, призраков и/или чудовищ, потери жизни. В некоторых случаях эти страхи могут представляться более странными: например, некоторые дети рассказывают, что они видят и чувствуют глаза, которые смотрят на них в темноте, что к ним прикован взгляд каких-то странных животных или что их пытаются поймать какие-то кровожадные твари.
Другая довольно своеобразная фобия, порой встречающаяся у детей с тревожным расстройством, вызванным разделением, – это фобия глотания, о которой мы уже говорили в связи с Марией. Она определяется как боязнь проглотить что-то «неправильно», подавиться или задохнуться во время потребления твердых или жидких продуктов. Это расстройство часто не распознается или же смешивается с психической анорексией.
Страх Павлика подавиться
Впервые я встретилась с Павликом, когда ему было восемь лет. Проведенное обследование показало наличие у него многочисленных расстройств, в том числе тревожного расстройства, вызванного разделением, и фобии лифтов. На тот момент его мама была не готова проводить лечение. Павлику было одиннадцать лет, когда его мать снова обращается за консультацией из-за своих тревог: в течение двух месяцев Павлик отказывается от всякой твердой пищи и соглашается есть только жидкие блюда (молочные продукты, супы и т. д.). Он уже потерял 3 килограмма, а во время еды постоянно возникают конфликты с родителями. Во время беседы Павлик рассказывает, что он очень испугался год назад, когда его брат подавился во время еды рыбной костью. Сцена, должно быть, оказалась довольно впечатляющей, поскольку родители вызвали скорую, и все это происходило в драматичной обстановке. Два месяца назад – после предостережения со стороны матери, которая сказала «следи за тем, что ешь», – это воспоминание возникает у него при виде тарелки, поданной в школьной столовой, снова запуская ощущение испуга, пережитого во время эпизода с братом. Испуг выливается в иррациональное представление об инородном теле, которое может повредить горло, причем сила его такова, что через несколько дней он вынужден отказаться от всякой твердой пищи. На вопрос о том, что же с ним может случиться, Павлик говорит, что боится умереть от удушья. Иначе говоря, у Павлика развилась фобия глотания. Также у него было выявлено обострение тревожного расстройства, вызванного разделением, которое уже несколько месяцев дополнялось возникшими паническими атаками.
Страх умереть от удушья у Полины
Полине было 12 лет на момент первой консультации. Инициатором обращения за помощью была ее тетя после того как девочка была госпитализирована в больницу из-за расстройства, которое выглядело как психическая анорексия: Полина отказывалась от любой еды и уже потеряла за шесть месяцев семь килограммов. На самом деле, Полина с шести лет страдала тревожным расстройством, вызванным разделением, которое никогда не диагностировалось. С начала занятий в школе у нее обнаруживались симптомы фобической тревожности и «страха того, что с ней что-то случиться и она умрет», которые были связаны с уменьшением аппетита. Сама Полина связывала свои симптомы с воспоминанием о травматическом событии, произошедшем в прошлом году: у нее возникла настоящая паническая атака, когда тренер по плаванию заставил ее опустить голову под воду, и это воспоминание было разбужено тем, что в этом году ее заставляли ходить в бассейн. Во время семейного обеда шесть месяцев назад произошло еще одно событие, на первый взгляд совершенно невинное: ее дед поперхнулся, когда ел макароны. Полина говорит, что очень испугалась того, что он задохнется и умрет. В следующие дни она начала отказываться от всякой твердой пищи, соглашаясь лишь на протертые или жидкие блюда. Расстройства пищевого поведения впоследствии постепенно усугублялись, так что, в конце концов, за неделю до госпитализации она окончательно отказалась от любой еды. Когда ее спросили о том, что с ней может случиться, Полина сказала, что боится умереть от удушья, когда будет есть. Параллельно усилились проявления тревожности (учащенное сердцебиение, дрожь, ощущение потери сознания) – настолько, что она отказывалась теперь выходить из дома, опасаясь того, что потеряет сознание и ей не окажут помощь.
Полина также прошла курс лечения, сочетающий психоаналитическую психотерапию с антидепрессантами. Это лечение позволило ей быстро вернуться к нормальному питанию (теперь она завтракает в школьной столовой), она набрала вес, хотя ей все же еще трудно есть блюда из макарон.
Тревожное расстройство, вызванное разделением, обнаруживается у 40 % детей с фобией глотания, что часто удивляет родителей. У большинства детей этот страх, впрочем, не приобретает той силы и не влечет тех последствий, что у Павлика и Полины.
У ребенка и подростка тревожное расстройство, вызванное разделением, является тревожным расстройством, наиболее часто встречающимся вместе с простыми фобиями. Многие фобии развиваются в процессе выработки условного рефлекса вслед за травматическим событием, которое ребенок пережил сам или которому он оказался свидетелем. У ребенка фобии могут также развиваться из-за негативной информации, переданной родителями, другими лицами или средствами массовой информации. У детей с тревожным расстройством, вызванным разделением, страх, испытываемый в таких обстоятельствах, уподобляется страху разлуки с родителями. Соответствующий предмет или ситуация вскоре начинают восприниматься в качестве пугающих, поскольку они выступают синонимами возможной разлуки с родителями. Предполагается, что это один из механизмов, отвечающих за то, что тревожное расстройство, вызванное разделением, способствует формированию у ребенка или подростка простых фобий[4].
Социальная фобия характеризуется сильным и постоянным страхом ситуаций, в которых ребенок контактирует с незнакомыми людьми или же оказывается предметом внимательного наблюдения со стороны другого человека (речь может идти как о других детях, так и о взрослых). Самыми пугающими ситуациями для ребенка с социальной фобией являются, в порядке убывания распространенности, следующие: речь на публике, еда вместе с другими людьми, пребывание в классе с другими детьми, письмо под присмотром, пользование общественными туалетами, разговор с представителями власти. Особенно часто пугающими оказываются школьные ситуации: ребенок боится отвечать на уроке, выходить к доске, читать вслух, задавать те или иные вопросы, заниматься спортом, участвовать в экскурсиях или групповых мероприятиях. Для подростка необычайно важным может стать предложение юноше или девушке пойти на свидание, как и само свидание. Столкновение с этими пугающими социальными ситуациями вызывает (почти систематически) тревогу и стресс, которые у ребенка часто выражаются в форме соматических симптомов (сердцебиение, тошнота, ощущение кома в горле, дрожь, покраснение, потение и т. д.) Тревожность может также выражаться в плаче, приступе гнева, реакциях застывания и ухода в себя.
Конец ознакомительного фрагмента.