Вы здесь

Страховые споры. Тема 2. ИСТОЧНИКИ СТРАХОВОГО ПРАВА (Д. А. Шевчук)

Тема 2. ИСТОЧНИКИ СТРАХОВОГО ПРАВА

1. Понятие и состав страхового законодательства

Страховое законодательство представляет собой совокупность нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений в области страховой деятельности. Одноотраслевое регулирование не способно обеспечить надлежащую регламентацию указанных взаимосвязанных и объединенных единством цели отношений.

Страховое законодательство образует единую систему нормативных правовых актов различной юридической силы. В отличие, например, от гражданского законодательства (равно как и бюджетного, налогового, семейного), в состав которого входят ГК РФ и федеральные законы (п. 2 ст. 3 ГК РФ), “страховое законодательство” – это более широкое по своему составу понятие. Оно включает прежде всего федеральные законы. И это понятно, поскольку становление и развитие страхового дела в СССР долгое время происходило в рамках государственной монополии и централизованного руководства этой отраслью народного хозяйства.

В современной России разграничение нормотворческой компетенции получило отражение в Конституции РФ 1993 г. В силу ст. 71 к ведению Российской Федерации относятся, например, вопросы: установления правовых основ единого рынка; финансового, кредитного, таможенного регулирования; уголовного, уголовно-процессуального законодательства; гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства; правового регулирования интеллектуальной собственности. Вопросы, находящиеся в совместном ведении Федерации и ее субъектов, получили закрепление в ст. 72 Конституции РФ. Это, в частности, административное и административно-процессуальное законодательство. Субъекты Федерации самостоятельно и в полном объеме осуществляют правовое регулирование по предметам, находящимся в их исключительном ведении (ст. 73 Конституции РФ).

Таким образом, правовую основу страхового законодательства образуют не только федеральные законы, но и другие акты федерального уровня (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты). В то же время нельзя не видеть, что с точки зрения Основного Закона в состав страхового законодательства могут входить и акты субъектов РФ в пределах их компетенции.

Исходя из комплексного характера страхового законодательства, нельзя ограничивать его состав лишь федеральными законами. В состав страхового законодательства также входят подзаконные нормативные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты). Указанные акты образуют федеральный уровень регулирования страховой деятельности, основанный на централизации управления экономикой.

Как известно развитие российского законодательства строится, как правило, по отраслям. В настоящее время действует Классификатор правовых актов, утвержденный Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511. Классификатор, вычленяет гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное законодательство в качестве самостоятельных отраслей законодательства. Вместе с тем Классификатор использует иные, не собственно юридические критерии – например, отрасль экономики (законодательство о промышленности, законодательство о строительстве и т. д.).

В Классификаторе правовые акты, посвященные страхованию, помещены в разделе о гражданском законодательстве (030.000.000). Однако здесь речь идет о договоре страхования (подраздел 030.120.160), а также о международном страховании (подраздел 030.150.150). Значительную часть вопросов, связанных со страхованием, можно обнаружить в следующих разделах Классификатора: 080.000.000 “Финансы”, 140.000.000 “Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм”. К их числу относятся: общее понятие страховой деятельности, органы, осуществляющие страховую деятельность, обязательное страхование, надзор за страховой деятельностью.

Такая ситуация с разной “юридической пропиской” в Классификаторе нормативных актов, посвященных регулированию страховой деятельности, объяснима двумя причинами.

Во-первых, Классификатор разработан и издан в целях унификации банка данных правовых актов, а также обеспечения автоматизированного обмена правовой информацией между органами власти федерального, регионального и местного уровней. Поэтому при его разработке не преследовалась цель формирования состава отраслей российского законодательства. Напротив, разработчики продемонстрировали прикладной характер Классификатора.

Во-вторых, с учетом публично-правовых начал многие вопросы страхования оказались в других (помимо раздела 030.000.000) разделах Классификатора. Они получили финансово-правовую “прописку” и входили в качестве составной части в финансовое законодательство.

Понятно, что в Классификаторе нет раздела (подраздела) о страховом законодательстве. Поэтому правовые акты о страховании оказались разбросанными по всему Классификатору.

В юридической литературе предпринята даже попытка подразделить страховое законодательство на Общую и Особенную части. К Общей части предлагается отнести гл. I Закона РФ “Об организации страхового дела в Российской Федерации” от 27 ноября 1992 г. (в ред. Федеральных законов от 31 декабря 1997 г., 20 ноября 1999 г. № 204 – ФЗ), в которой содержатся некоторые основные понятия страхового бизнеса – “страхование”, “страховой интерес”, “страховой риск”, “страховой случай”, “страховая выплата” и т. д. Сюда же включены и гл. 48 ГК РФ, регулирующая вопросы заключения и исполнения договоров страхования, гл. IV Закона об организации страхового дела в части правоспособности страховщиков. В составе Особенной части называются законы и иные правовые акты по отдельным видам страхования (медицинское, морское, пенсионное, социальное страхование), специальное финансовое законодательство (гл. III Закона об организации страхового дела и изданные на ее основе подзаконные акты органа страхового надзора).

Едва ли можно согласиться с таким мнением. В настоящее время происходит процесс формирования и страхового права, и страхового законодательства. При этом мы не видим каких-либо оснований для традиционного разделения страхового законодательства на Общую и Особенную части. Одна из основных причин – отсутствие в сфере страхования кодифицированного (или даже консолидированного) акта. Известно, что с принятием в 1992 г. Закона об организации страхового дела (в то время он имел название “О страховании”) была идея поставить Закон во главу угла всей пирамиды нормативных правовых актов, регулирующих страховые отношения. Что касается других федеральных законов, а также подзаконных актов, посвященных страховой деятельности, то разработчики Закона предполагали, что они будут приняты в полном соответствии с требованиями задуманной иерархии актов. Ситуация принципиально изменилась, в чем, безусловно, прав Ю.Б. Фогельсон, с введением в действие второй части ГК РФ, когда в нем появилась гл. 48 “Страхование” и была исключена гл. II из Закона об организации страхового дела. Именно ГК РФ стал играть роль своеобразного “компаса” в регулировании общих вопросов заключения и исполнения договоров страхования.

Процесс “юридического сепаратизма” получил дальнейшее развитие. В отношении медицинского, пенсионного, социального страхования, а также иных видов обязательного страхования. Были приняты специальные федеральные законы. Иначе говоря, в области страхового законодательства нет стройной и иерархичной системы.

Подзаконные нормативные акты играют заметную роль в правовом регулировании отношений в сфере страховой деятельности. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Вместе с тем это конституционное требование не всегда соблюдается на практике. С другой стороны, сдерживание и упорядочение сферы применения ведомственных (равно как и региональных) нормативных актов остается до сих пор актуальной проблемой.

Указы Президента РФ, равно как и постановления Правительства РФ, заметно уступают ведомственным актам в общем объеме нормативного массива, регулирующего страховые отношения. Не случайно Президент РФ издал Указ от 23 мая 1996 г. № 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти”, в котором определен порядок государственной регистрации в Минюсте РФ нормативных правовых актов министерств и ведомств, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер. Эти акты подлежат обязательному официальному опубликованию в газете “Российские вести” в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

Ведомственные нормативные правовые акты (кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера), не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

По форме ведомственные акты можно подразделить на положения, правила, письма, приказы, инструкции и др. Страховое законодательство различает следующие виды правил: правила в виде ведомственного акта, примерные правила страхования и стандартные правила страхования соответствующего вида, принятые, одобренные или утвержденные страховщиком либо объединением страховщиков (ст. 943 ГК РФ). В качестве акта первого уровня можно привести Правила добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные Минфином СССР 14 января 1991 г. Настоящие Правила регулируют отношения, связанные с порядком (процедурой) добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (автомобилей, автобусов, троллейбусов, трамваев, мототранспортных средств, тракторов, комбайнов и других самоходных машин и механизмов) за вред причиненный третьим лицам (потерпевшим) при эксплуатации средств на территории СССР, и действуют в части, не противоречащей ГК РФ, иным федеральным законам РФ.

Примерные правила носят рекомендательный характер и через договор становятся обязательными для сторон. Так, приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 20 июня 1996 г. № 02–02/17 одобрены Примерные правила страхования жизни с условием выплаты страховой ренты. Правила приняты в целях установления единой методологической базы проведения страхования жизни, а страховым организациям РФ предложено использовать их при подготовке документов для получения лицензии на страхование жизни.

Предусмотренные ст. 943 ГК РФ правила страхования – это особый вид локальных актов страховщика. Их специфика заключается в том, что в случае ссылки в договоре страхования (страховом полисе) на возможность применения таких правил последние (даже если они не включены в текст договора) обязательны для страхователя (выгодоприобретателя). Страхователь (выгодоприобретатель) вправе ссылаться при защите своих интересов на правила страхования соответствующего вида, на которые имеется ссылка в договоре страхования (страховом полисе), даже если эти правила в силу указанной статьи для него необязательны.

В системе страхового законодательства заметную роль играют акты локального (корпоративного) регулирования. Последние в зависимости от характера содержащихся в них предписаний подразделяются на нормативные и индивидуальные. Первые являются нормативными правовыми актами общеобязательного действия, вторые издаются в целях регулирования поведения конкретного индивида.

Локальные (корпоративные) нормативные правовые акты имеют ряд отличительных признаков. Во-первых, корпоративные акты издаются самими страховыми организациями для решения внутренних вопросов, которые таким образом осуществляют правотворческую деятельность, направленную на урегулирование внутренних отношений. Во-вторых, локальные акты – это подзаконные акты. В иерархии правовых актов, регулирующих страховую деятельность, акты локального действия должны подчиняться актам более высокого ранга, не противоречить им. В-третьих, сфера действия нормативных актов не ограничивается территорией предприятия (организации). В литературе справедливо отмечается, что сфера их применения ограничивается принадлежностью субъекта к коллективу или членством, возникающим по различным основаниям.

Локальные нормативные правовые акты, регулирующие внутрифирменные (корпоративные) отношения, можно классифицировать по: предмету регулирования; субъективному составу (кругу лиц); характеру содержащихся предписаний; форме, в которую облечен акт.

2. Обычай делового оборота как источник страхового права

Обычай делового оборота является вторым по значимости источником страхового права. Термин “обычай” имеет несколько значений. В качестве собирательного понятия он охватывает как собственно обычай, так и традиции и обыкновения. Для обозначения соответствующих категорий гражданское законодательство (ст. 474, 478, 992 ГК РФ) использует универсальное (родовое) понятие – “обычно предъявляемые требования”. В литературе это понятие используется как синоним термина “обычное правило (право)”.

В ГК РФ (ст. 5) дано определение обычаев делового оборота в какой-либо области предпринимательской деятельности – это вид обычного правила (по терминологии ГК РФ – обычно предъявляемого требования).

Обычай делового оборота характеризуется следующими признаками. Прежде всего обычаем признается сложившееся и широко применяемое в сфере предпринимательской деятельности правило поведения. Внедрение обычаев в поведение людей – длительный процесс, в ходе которого известные правила перерастают в привычку. В этом смысле обычай имеет “консервативный” характер.

Предполагается, что обычай широко распространен. В отличие от индивидуальных велений он представляет собой правило поведения общего действия, хотя по содержанию – это детализированные нормы. Только такие нормы могут войти в результате многократного повторения в привычку.

Обычаи делового оборота – правила поведения, не предусмотренные законодательством. Этим обычаи отличаются от правил, закрепленных в законе.

Они выступают в виде отдельных изолированных друг от друга правил поведения. Они не образуют единой и целостной системы. В ряде случаев обычаи отражаются в определенном документе. Однако в силу ст. 5 ГК РФ обычай существует независимо от того, зафиксировано ли правило. В Российской Федерации были опубликованы, например, сборники обычаев в области внешней торговли.

Гражданский кодекс Российской Федерации не называет в качестве обычая делового оборота примерные условия договора в случаях, когда в договоре нет отсылки к этим условиям. В соответствии со ст. 427 ГК РФ примерные условия должны отвечать требованиям ст. 5 и п. 5 ст. 421 Кодекса. Примерные условия могут быть изложены в форме примерного договора или иного документа.

Соотношение обычаев делового оборота с положениями законодательства или договора определено п. 2 ст. 5 ГК РФ. Обычаи, противоречащие обязательным требованиям (правилам), содержащимся в законодательстве либо договоре, не применяются. Российская официальная доктрина не допускает применение обычаев, противоречащих императивным предписаниям законодательства. Обычные нормы могут устанавливать правила, отличные от диспозитивных положений законодательства.

Обычаи делового оборота исполняются в силу привычки. Однако, будучи источником страхового права, обычай должен быть санкционирован государством. Существуют разные формы государственного санкционирования обычая. Одна из них уже называлась – это отсылка к нему в законодательстве, другая – восприятие его судебной или административной практикой.

Итак, обычаи делового оборота относятся к правовым обычаям, что отличает их от традиций, обрядов и заведенного порядка.

В юридической литературе спорным является вопрос о соотношении обычаев и обыкновений. Нередко эти понятия отождествляются, хотя предпринимались попытки дать определение обыкновения и раскрыть его специфику.

Развернутая характеристика торгового обыкновения дана И.С. Зыкиным. По мнению названного автора, обыкновение можно определить как правило, сложившееся в сфере внешней торговли на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений. Оно (обыкновение) считается входящим в состав волеизъявления по сделке в случае его соответствия намерению сторон. Обыкновения не являются источником права. Они применяются только, когда эти правила известны сторонам и нашли отражение в договоре в виде прямой отсылки или подразумевающего условия.

Примером деловых обыкновений могут служить многочисленные формы договоров, разработанные Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН. Наиболее известны: формы № 188 и № 574 “Общие условия экспортных поставок машинного оборудования”, № 188а и 574а “Общие условия экспортных поставок и монтажа машинного оборудования”, № 188d и № 574d “Общие условия монтажа машинного оборудования за границей”, № 730 “Общие условия купли-продажи для импорта и экспорта потребительских товаров длительного пользования и других металлоизделий серийного производства”. Европейским Союзом были разработаны аналогичные формы договоров в области подрядных работ (например, Условия договоров на работы в гражданском строительстве).

При заключении внешнеэкономических контрактов с предприятиями (фирмами, компаниями) стран – бывших членов СЭВ часто используются Общие условия поставки товаров СЭВ. Сейчас они и другие связанные с ними акты носят необязательный (рекомендательный) характер. В процессе их применения наблюдается тенденция к превращению некоторых содержащихся в них правил в деловые обыкновения.

Таким образом, в современном экономическом обороте провести границу между обычаем и обыкновением непросто, особенно если учесть, что в реальной действительности обыкновения зачастую перерастают в обычаи.

3. Источники страхового права зарубежных стран

Прежде всего, необходимо отметить, что в большинстве государств развитие страхового законодательства происходит посредством принятия нескольких законов, регулирующих отдельные виды страхования. Например, в ФРГ действует Закон о страховом договоре от 30 мая 1908 г. с последующими изменениями и дополнениями, в Швейцарии – Закон о договоре от 2 апреля 1908 г. В Англии и США основным источником правового регулирования страховых отношений являются судебные претенденты. В то же время некоторые виды страхования регулируются отдельными законами. Так, в 1774 г. был принят Закон о страховании жизни (Life Assurance Act) в 1906 г. – Закон о морском страховании (Marine Insurance Act).

Несколько необычно выглядит страховое законодательство Франции, где декретами № 76-666 и 76-667 и решением министра экономики и финансов от 16 июля 1976 г. был введен в действие Страховой Кодекс, представляющий собой кодификацию действующих норм законов и подзаконных актов, разделенных на три части. В первой части сгруппированы нормы законов, во второй – постановления правительства, в третьей – предписания других административных органов.

Проиллюстрируем более подробно проблему источников страхового права на примере законодательства ФРГ. Можно выделить несколько причин, по которым опыт ФРГ может быть интересен для нашей страны.

Во – первых, это показывает нам функционирование развитой страховой системы, и с этой точки зрения может послужить хорошим примером.

Во – вторых, ФРГ – страна с социально направленной экономикой. Идея равенства возможностей стоит здесь на первом месте. Россия провозгласила себя социальным государством и, если не стремится к его созданию сейчас, то обязана стремиться в будущем.

В – третьих, правовая культура ФРГ близка российской.

В – четвертых, немецкое страховое право, обладая значительной устойчивостью, сумело сохранить свои основные институты в течение всего 20 – го века, несмотря на все исторические события.

Первая частная страховая компания на территории Германии была образована 1 января 1765 г. в Гамбурге местными купцами и называлась “Assecuranz – Compagnie fur See – Risiro und Feuergefahr”

Наряду с немецкими страховыми компаниями значительную часть страхового рынка Германии заняла образованная в 1790 г. в Лондоне Английская страховая от огня компания Феникс, которая заключала огромное количество сделок на территории всей Германской империи. Благодаря значительному числу членов компания требовала достаточно низкие страховые премии, что невозможно было для немецких страховых компаний.

К началу 19 века немецкое страховое дело сложилось как экономический институт, но не было урегулировано общим законодательством. Появление единых для Германии источников права, регулирующих отношения в сфере частного страхования тесно связано с процессом объединения немецких земель.

Первая попытка кодификации страхового права состоялась в 1794 г. с принятием сборника законодательных актов для Пруссии “Общее право земель”. Сборник содержал достаточно подробное регулирование договора страхования с позиций купеческого права. Им были восприняты многие положения Гамбургского устава о страховании и авариях 1731 г. Но обилие казуистики и отсутствие каких-либо существенно новых положений в этом сборнике привели к тому, что его принятие не оказало сколь-нибудь значительного влияния на развитие страхового права. Определенные изменения произошли лишь в области страхования от огня.

В 19 веке были предприняты новые попытки кодификации немецкого права, коснувшиеся, прежде всего сферы частноправовых отношений. В 1861 г. принимается первое Германское Торговое Уложение. Следует отметить, что оно принималось до завершения политического объединения земель. В силу этого обстоятельства некоторые институты торгового права остались в ведении земель. Так, Торговое уложение, урегулировав вопросы морского страхования в разделе, посвященном морским сделкам, ни словом не упомянуло о других видах страхования. Вступившие в силу 1 января 1900 г. Германское Гражданское Уложение и новое Германское Торговое Уложение также не содержали регулирования страхового договора.

Еще при создании Германского Гражданского Уложения и Германского Торгового Уложения в 1893 г. правительственной комиссией по подготовке законопроектов рассматривались два варианта кодификации страхового права – включение его в Торговое Уложение или издание отдельного закона, посвященного страхованию. На современном этапе Торговое и Гражданское уложения носят субсидиарный характер по отношению к Закону о страховом договоре.

Первым законодательным актом, урегулировавшим отношения в сфере страхования на территории всей Германии, стал вступивший в силу 1 января 1902 г. закон «Об организации частного предпринимательства в области страхования» или Закон о страховом надзоре.

В 1903 г. министерство юстиции опубликовало свой проект закона о страховом договоре, который и стал основой для принятого в 1908 г. “Закона о страховом договоре”. Закон о страховом договоре наряду с законом о страховом надзоре и законом об обязательном страховании образует основную законодательную базу для немецкого страхового частного права.

В ходе своей почти столетней истории закон претерпел лишь незначительные изменения, оказывая непосредственное влияние на развитие страхового рынка. Закон позволил не только урегулировать уже существующие виды страхования, но и послужил основой для дальнейшего развития страхования в Германии, позволил создавать новые виды страховых услуг. Широкое распространение получило комбинирование различных видов страхования – например, договор страхования домашнего имущества, включающий в себя страхование от огня и от взлома. Универсальность положений закона о страховом договоре позволила разработать и активно применять такие виды страховых услуг как страхование по болезни и перестрахование.

Закон о страховом договоре охватывает отношения между страхователем и страховщиком. В Законе выделяют императивные нормы, полуимперативные нормы (они не могут быть изменены в ущерб страхователю) и диспозитивные нормы. Большинство положений составляют диспозитивные и полуимперативные нормы. Морское страхование и перестрахование не подпадают под действие закона о страховом договоре.

Закон о страховом надзоре содержит лишь одну главу, непосредственно относящуюся к сфере права страхового договора – “общества взаимного страхования”. Остальные его положения касаются страхового надзора. Руководствуясь характером норм и методами регулирования страхового надзора можно назвать ее пограничной между частным и публичным правом.

Значение для регулирования страховых отношений имеют так называемые общие условия страхования (Allgemeineversicherungsbedingungen). Они появились как разновидность общих условий сделок, чтобы описать риски, закрепить обязанности сторон, рационализировать заключение массовых договоров, усилить позицию страхователя.

Общие условия страхователя в основном формулируются группой или союзом страховщиков. Они, как правило, содержат следующие положения:

• величина премий и тарифов (они являются результатом статистических исследований);

• общие положения о страховом возмещении;

• описание страхового случая;

• проверка предпринятых страхователем мер предосторожности;

• перечень условий превышения опасности.

В качестве примеров можно привести следующие общие условия – “Общие условия страхования от огня” от 1987 г. под редакцией 1995 г., “Общие условия страхования от наводнений” от 1987 г. под редакцией 1995 г., принятые союзом страхователей имущества, “Общие условия страхования грузового транспорта” от 1998 г., принятые союзом немецких страховых предприятий.

До 1994 г. Общие условия страхования обязательно предъявлялись органу страхового надзора и служили необходимым документом для получения лицензии. На сегодняшний день при выдаче лицензии чиновники все еще имеют право выяснять насколько положения общих условий страхования защищают интересы страхователя. Но после реформы 1994 г. они уже не обязаны проверять и одобрять содержание всех общих условий страхования.

Общие условия страхования – это составная часть договора Они не могут изменять императивные нормы Закона о страховом договоре и полуимперативные нормы в ущерб страхователю. Общие условия страхования становятся условием договора, если на это прямо указано в договоре, страховом полисе, в оферте.

При получении разрешения на ведение страховой деятельности и принятии общих условий страхования страховщик может самостоятельно или вследствие обязанности, возложенной на него органом страхового надзора, предоставить декларацию о плане деятельности, являющуюся связующим для него документом. Документ содержит положения о том, как страховщик обязуется вести себя в определенных случаях по отношению к страхователю. Часто этот документ называют “скрытые общие условия страхования”. Предприниматель связан содержанием объяснений не только с органом страхового надзора, но и со страхователем.

Европейское право также является источником страхового права ФРГ. Отношения по договору страхования регулируются в ст. 7 Европейский закона о страховом договоре, в сферу регулирования которого не попало лишь перестрахование. Основное правило, сформулированное данным законом применяется право страны члена, в которой происходит покрытие риска.

Европейское право оказало и огромное косвенное влияние на изменение страхового права ФРГ. Попытки унификации страхового законодательства в рамках Европы принимаются с 1961 г., благодаря чему были выявлены основные законодательные барьеры, мешающие сближению страховой экономики. На первом месте, конечно же, стоит получение лицензий на право заниматься страховой деятельностью, а точнее говоря регулирование деятельности иностранных страховщиков.

Немецкое законодательство оказалось гораздо более “зарегулированным”, чем законодательство других европейских государств, а развитие общего европейского рынка требовало большего уровня либерализации страхового дела. Наличие земельных монополий (они были учреждены для заключения договоров обязательного страхования зданий от огня) частично закрывало путь иностранным страховщикам для деятельности в области обязательного страхования.

Требования партнеров по ЕС совпали с общей тенденцией на либерализацию управления экономикой в политике ФРГ, что в 1994 г. привело к проведению широкомасштабной реформы в области страхового права.

Торговый обычай постепенно теряет свою роль как источник права. Действовать он продолжает лишь в области регулирования отношений страховщика и страхователя со страховым маклером и страховым посредником и регулирует размер выплачиваемого за работу вознаграждения.

Судебная практика официально не является источником права. На деле ее роль весьма значительна. Решения Верховного суда ФРГ и Верховных судов земель непосредственно влияют на развитие страхования в наиболее неурегулированных областях – перестрахование, деятельность страхового агента и страхового маклера.

Анализ современного состояния источников страхового права ФРГ позволяет выделить следующие общие тенденции – возрастание роли источников права ЕС на развитие законодательства; либерализация законодательства. Достаточно велика остается роль таких источников права как обычай и судебная практика, что позволяет более гибко регулировать те сферы страховых и связанных с ними правоотношений, которые, нуждаясь в регламентации, не требуют обязательного внимания законодателя и применения императивных методов.