Вы здесь

Страховой рынок в Российской Федерации. От самоорганизации к саморегулированию. Монография. Глава 4. Объединения страховщиков как организационно-экономическая форма саморегулирования на страховом рынке (Д. В. Брызгалов, 2015)

Глава 4

Объединения страховщиков как организационно-экономическая форма саморегулирования на страховом рынке

Саморегулирование страховой деятельности реализуется через профессиональные объединения страховщиков. В странах с развитыми национальными системами страхования подобные объединения стали одним из устоявшихся элементов страхового бизнеса. Основным чертами союзов и ассоциаций страховщиков являются добровольность участия, некоммерческая основа деятельности, решение общих для компаний-участниц задач.

Основной причиной создания союзов и объединений является невозможность самостоятельного решения отдельными страховыми компаниями вопросов, способствующих развитию бизнеса данной компании или слишком высокие издержки при самостоятельном решении таких вопросов. При этом решение вопросов всегда затрагивает деятельность достаточно большого числа страховщиков, если не всего страхового сообщества, что также подталкивает страховщиков к совместной форме их решения. Организационной формой такого взаимодействия и становятся союзы, ассоциации или объединения.

Естественно, что основополагающей задачей союза или ассоциации страховщиков, как и любого иного объединения предпринимателей, является защита интересов членов объединения, а применительно к специфике деятельности членов – развитие и совершенствование национального страхового рынка.

В настоящее время условия создания страховых союзов и объединений конкретизируются статьей 14 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации», согласно которой страховщики могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения в целях координации своей деятельности, защиты интересов своих членов, осуществления совместных программ.

Следует отметить, что объединения страховщиков в соответствии с требованиями федерального законодательства не вправе непосредственно заниматься страховой деятельностью. Объединения страховщиков действуют на основании уставов и приобретают права юридических лиц после государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц». В дальнейшем объединение страховщиков должно обратиться в федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью для внесения в единый государственный реестр.

Создаются союзы (объединения) страховщиков по национальному, региональному или отраслевому признаку. Существуют и объединения национальных союзов. Например, большинство европейских союзов и ассоциаций страховщиков объединились в Европейский комитет страховщиков (ЕКС). В России наиболее широко известен опыт Германского союза страховщиков, Ассоциации британских страховщиков и Французской федерации страховых компаний. Эти организации через различные программы (такие, например, как TACIS) оказали серьезное содействие российским страховщикам на первых этапах становления национального страхового рынка.

В России общественные объединения страховщиков появляются практически с возникновением негосударственного страхования. Еще в 1989 году была создана Ассоциация страховых организаций, объединившая первые страховые кооперативы. До 1996 года ведущими страховыми организациями были Всероссийский союз страховщиков и Союз страховщиков России. В 1996 году в целях объединения усилий по развитию национального страхового рынка эти союзы объединились под уже устоявшимся названием Всероссийский союз страховщиков.

История страховых объединений и союзов в России во многом отражает процесс развития страхового бизнеса. С изменением ситуации на страховом рынке менялись формы и цели деятельности союзов, состав их участников. Эти процессы продолжаются и сейчас. Так, например, наряду с Всероссийским союзом страховщиков сейчас в России действует целый ряд объединений и союзов, причем некоторые возникли буквально в последние два-три года.

На конец 2014 года зарегистрировано 47 некоммерческих организаций в виде союзов и ассоциаций страховщиков (в 2006 году – около 70 организаций). Последнее время стали заявлять о себе ассоциации предстателей инфраструктуры страхового рынка, а также союзы обществ взаимного страхования (ОВС).

На рынке присутствуют как союзы, представляющие интересы всех российских страховщиков (в первую очередь – Всероссийский союз страховщиков), так и межрегиональные объединения (например, «Уралосибирское соглашение»), союзы по регионам России (Союз страховщиков Татарстана и др.), отраслевые союзы (Российский союз автостраховщиков, Российская ассоциация авиационных и космических страховщиков, Межрегиональный союз медицинских страховщиков, Ассоциация страховщиков топливно-энергетического комплекса и др.).


Рис. 4.1. Союзы и ассоциации страховщиков и представителей инфраструктуры страхового рынка


Следует отметить, что подавляющее большинство страховых компаний видят необходимость в союзах и ассоциациях страховщиков. Проводившиеся в начале и середине 2000-х гг. конъюнктурные опросы уже тогда показывали склонность страховщиков к самоорганизации (около 70 % респондентов), лишь незначительная часть (5 – 15 %) считали ненужным объединение усилий в решении общих задач. В тоже время положительно оценивали деятельность существующих союзов и ассоциаций не менее 50 – 60 % страховых компаний.

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях» в середине 90-х гг. в результате добровольного объединения страховщиков, осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Рис. 4.2 Необходимость использования и уровень развития союзов и ассоциаций страховщиков, % от числа опрошенных в 2004 – 2005 гг. страховщиков

Источник: Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ


В ВСС входят крупнейшие страховые компании России, практически контролирующие страховой рынок России. Московские страховщики в свою очередь в 2001 году образовали Московскую ассоциацию страховщиков, активно действовавшую в начале 2000-х гг. Еще одним заметным объединением страховщиков является Российский союз автостраховщиков (РСА), представляющий собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе добровольного членства страховщиков и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования владельцев автотранспортных средств.

При критическом рассмотрении цели и задачи общероссийских объединений страховщиков становятся практически идентичными и направленными, в первую очередь, на защиту интересов своих членов, а также развитие и совершенствование национального страхового дела в России. Разница проявляется в осуществлении повседневной деятельности союза или ассоциации.

Для решения поставленных при организации задач любое объединение страховщиков должно выработать адекватную организационную структуру, позволяющую оперативно реагировать на новые запросы своих членов, а также максимально полным образом учитывать их мнение.

Рассмотрим в качестве примера организационную структуру Всероссийского союза страховщиков. Данная структура имеет сложный иерархический характер построения, в то же время позволяющий выполнять уставные цели.


Рис. 4.3 Организационная структура Всероссийского союза страховщиков (2002 – 2005 гг.).


Следует отметить, что специализированные Центры при Всероссийском союзе страховщиков были созданы во исполнение Соглашения № -01-01-06/24-455 о взаимодействии и сотрудничестве в области страхового дела между Минфином России и Всероссийским союзом страховщиков. Деятельность большинства комитетов и комиссий ВСС связана с работой экспертных советов при соответствующих государственных структурах.

Построение этических отношений и деловой культуры в страховом бизнесе тесно связано как с ролью и местом страхования в обществе и экономике страны, так и с общеэкономической ситуацией, сложившейся в России. Утверждение этических принципов ведения дела возможно как минимум при наличии желания к этому со стороны большинства профессиональных участников рынка. Консолидировать же их мнение – задача, которая вполне по силам крупному объединению страховщиков. Однако, до настоящего времени, к сожалению, общепризнанного всем страховым сообществом Кодекса профессиональной этики российских страховщиков не существует, несмотря на ряд попыток его разработки, начиная с середины 90-х годов прошлого столетия.

В этой связи имеет смысл обратиться к опыту успешно и активно действующих ассоциаций страховщиков, в ряде случаев разработавших и внедривших собственные корпоративные кодексы профессиональной этики. Например, в ВСС принят Кодекс профессиональной этики деятельности на страховом рынке Российской Федерации. К сожалению, данный кодекс не является обязательным для всех членов ВСС. Кроме этого, помимо обращения в комитет ВСС «Совет старейшин» не было создано эффективных механизмов контроля и реагирования на случаи отступления от декларируемых принципов каким-либо из подписантов. До мая 2000 г. существовала комиссия ВСС по этике, трансформировавшаяся затем в комитет ВСС «Совет старейшин». Данный орган ВСС предполагалось формировать из наиболее уважаемых и заслуженных членов ВСС на основе добровольного согласия участвовать в его работе. Данный комитет создавался и должен был работать в целях решения задач по направлениям деятельности ВСС, содействующим утверждению моральных норм и ценностей в отношениях между участниками страхового рынка и созданию оптимальных условий развития страхового предпринимательства. Деятельность Совета старейшин была призвана способствовать проведению членами ВСС добросовестной конкуренции и выполнению страховыми организациями в своей деятельности этических норм. Необходимо также отметить, что в рамках своих полномочий Совет старейшин формировал по согласованию с Президиумом ВСС позицию Всероссийского союза страховщиков по вопросам этики страхового бизнеса.

В настоящее время структура комитетов, комиссий и рабочих групп довольно сильно изменилась по сравнению с серединой 2000-х гг., при этом большее внимание стало уделяться развитию различных видов страхования и выделению общерыночных вопросов, касающихся функционирования страховых компаний, в профильные комитеты. При этом региональная политика менее волновала союз, что нашло свое отражение в роспуске существовавшего более 10 лет Комитета по региональной политике. К осени 2010 года в ВСС существовали следующие комитеты[29]:

♦ Комитет по сельскохозяйственному страхованию;

♦ Комитет по страхованию ответственности;

♦ Комитет по социальному страхованию;

♦ Комитет по страховой статистике и аналитике;

♦ Комитет по противодействию страховому мошенничеству;

♦ Комитет по международному сотрудничеству;

♦ Комитет по развитию инфраструктуры страхового рынка;

♦ Комитет по развитию страхования жизни;

♦ Комитет по реализации проекта «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»;

♦ Комитет по совершенствованию механизма обеспечения гарантий исполнения государственных и муниципальных контрактов;

♦ Комитет ВСС по перестрахованию;

♦ Финансовый комитет;

♦ Комитет ВСС по совершенствованию налогообложения страховых компаний;

Рабочие группы были сформированы для решения более частных вопросов:

♦ по подготовке предложений по внедрению санитарно-эпидемиологического страхования ВСС;

♦ по подготовке предложений по совершенствованию порядка предоставления отчетности в госорганы;

♦ по разработке требований к страховой защите в области энергетики;

♦ по обобщению судебной практики в страховой сфере;

♦ по информационной политике ВСС;

♦ по сопровождению вопросов страхования ответственности арбитражных управляющих;

♦ по развитию системы ипотечного страхования.

Особенностью деятельности Российского союза автостраховщиков является наделение его в соответствии со статьёй 25 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» правами, закрепленными законодательно. Как можно заметить, членство в данном объединении страховщиков является обязательным условием для выхода страховой организации на рынок обязательного страхования ответственности владельцев автотранспортных средств.

Предусмотренным ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» профессиональным объединением страховщиков устанавливаются правила, обязательные для профессионального объединения и его членов. В ряде случаев требования устанавливаются и изменяются профессиональным объединением по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Учредительными документами профессионального объединения должна устанавливаться его обязанность по осуществлению предусмотренных ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» компенсационных выплат, а в отношении членов профессионального объединения – их субсидиарная ответственность по соответствующим обязательствам профессионального объединения. Относительно данного профессионального объединения законодательно прописан механизм создания и управления имуществом, а также порядок организации сбора взносов и иных обязательных платежей членов профессионального объединения. Таким образом, в настоящий момент «прообразом» саморегулируемой организацией на страховом рынке является Российский союз автостраховщиков, в целом положительный опыт деятельности которого можно расширить до пределов всего страхового рынка.

Основными направлениями работы союзов и объединений в области методологии страхового дела являются:

♦ разработка рекомендаций по применению типовых правил страхования;

♦ разработка разъяснений и рекомендаций, по применению законодательных и нормативных актов в практике страхования;

♦ организация издания методических пособий.

Например, во Всероссийском союзе страховщиков методологическая работа проводится, как правило, комитетами ВСС или их экспертными советами. Основной частью методологической работы является составление типовых правил страхования и рекомендаций по их применению. Согласно ст. 940 ГК РФ страховщик при заключении договора страхования вправе применять разработанные им или объединением страховщиков стандартные формы договора (страхового полиса) по отдельным видам страхования.

В настоящее время в России существует довольно большое количество типовых (стандартных) правил или условий страхования и перестрахования, которыми с большим или меньшим успехом пользуются страховые компании. Данная практика не является специфичной только для Российской Федерации, на определенном этапе развития на страховых рынках многих стран мира использовались и продолжают использоваться типовые (стандартные) правила.

Целесообразность внедрения и использования в повседневной работе типовых (стандартных) правил страхования определяется каждым страховщиком самостоятельно, но при этом нужно учитывать все стороны данного вопроса, в том числе и обязательность страхования именно по данным правилам страхования в силу условий конкурса или требований собственника или иных заинтересованных сторон.

Актуальность и необходимость существования самого института типовых правил страхования в системе национальной системы страхования России определяются следующими факторами:

♦ в разработке типовых (стандартных) правил участвуют страховщики и представители учебно-научных организаций, имеющие большой опыт работы в страховании, что гарантирует высокое качества содержания правил.

♦ в обязательном порядке проводится согласование типовых правил с социальными партнерами – представителями как страховщиков, так и обществ защиты прав страхователей и потребителей, а при согласовании с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечивается учет интересов государства, что снимает значительную часть возможных конфликтов и спорных ситуаций при их применении.

♦ разработка правил проводится на основе согласованных научно-практических подходов, что обеспечивает включение в состав правил реальных рисков и исключений, что, в свою очередь становится одной из гарантий обеспечения интересов страхователя.

♦ использование страховщиком типовых правил или разработка собственных правил на основании типовых является для страхователя определенной гарантией качества продукта, а также позволяет ему при осуществлении страхования уделить больше внимания деталям и исключениям.

♦ использование типовых правил сокращает расходы компании на создание нового продукта.

♦ типовые (стандартные) правила являются обязательным условием в видах страхования в обязательных видах страхования, а также в видах страхования, связанных с лицензированием страхуемых объектов, поскольку только наличие страховых стандартов позволяет реализовать требуемы унифицированный результат при решении общенациональных (общеотраслевых) задач.

Таким образом, создание и использование типовых правил страхования является фактором, способствующим, с одной стороны, внедрению новых страховых продуктов в страховую практику, а, с другой стороны, облегчающим взаимоотношения страховщиков со страхователями и регулирующими органами.

К сожалению, многие союзы страховщиков пренебрегают методологической работой, в редких случаях появляются документы, разъясняющие требования страхового законодательства, способствующие внедрению новых видов страхования, появлению новых приемов работы со страхователями. С неменьшим сожалением следует отметить, что довольно активный процесс создания типовых правил в 1998 – 2002 гг. в настоящее время приостановился. Данные обстоятельства требуют своего учета при определении основных направлений развития саморегулирования на страховом рынке.

В качестве СРО позиционируется «Страховой Союз», учрежденный на учредительном собрании 6 апреля 2012 года представителями тридцати страховых компаний.

Уставная цель Страхового Союза заключается в представление и защиту прав и законных интересов членов союза, каждого члена союза и союза в целом, связанных с осуществлением членами союза страховой деятельности, а также создание условий и координация усилий членов союза по развитию национального страхового дела, разработка и внедрение стандартов и правил страховой деятельности.

Предметом деятельности Страхового Союза является самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая членами союза в соответствии с Уставом союза и основанная на принципе единства страховой деятельности в Российской Федерации и национального рынка страховых услуг.

Страховой Союз, реализуя уставные цели и задачи, осуществляет следующие основные функции:

• регулирование страховой деятельности членов союза; разработка и принятие стандартов страховой деятельности членов союза;

• осуществление экспертной оценки законодательных и иных нормативных правовых актов, федеральных и региональных программ, иных документов, затрагивающих сферу регулирования страховой деятельности, деятельности союза и его членов;

• разработка общих рекомендаций в целях развития национального страхового дела, в том числе стандартов и правил в рамках Евразийской экономической комиссии, ЕврАзЭС и других международных организаций с участием Российской Федерации, содействие разработке теоретических и практических вопросов его совершенствования;

• разработка и установление требований к членству в союзе, в том числе требований к вступлению в союз и выходу из союза; представление и защита интересов союза, членов союза и каждого члена союза, в том числе путем обращения в судебные и иные правоохранительные органы, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля и надзора, иными органами и организациями и их объединениями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; разработка и утверждение обязательных к исполнению (соблюдению) для союза, членов союза стандартов и правил страховой деятельности и иных внутренних документов по вопросам своей деятельности, издание справочной и иной печатной, информационной и рекламной продукции;

• разработка и содействие внедрению нормативно-правовой и методической базы взаимодействия субъектов страхового дела, иных участников страховых отношений, а также их взаимодействия с органами государственной власти различного уровня;

• осуществление контроля за соблюдением членами союза положений устава, соблюдением требований утвержденных союзом стандартов и правил; применение в отношении членов союза мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных в соответствии с положениями устава, внутренними документами союза; осуществление анализа страховой деятельности членов союза на основании информации, предоставляемой членами союза в союз в форме отчетов в порядке, установленном стандартами (правилами), утвержденными решением Съезда членов союза;

• осуществление мероприятий по методологическому, информационному и консультационному обеспечению деятельности членов союза, функционирования страхового рынка, формирование и использование в уставных целях необходимых информационных ресурсов; юридико-консультационная поддержка в решении вопросов страховой деятельности;

• содействие развитию системы образования и подготовки кадров для сферы страховой деятельности в Российской Федерации, участие в разработке и реализации соответствующих программ; организация профессионального обучения, аттестации и сертификации работников членов союза, работников аппарата союза, сертификацию оказываемых членами союза страховых услуг; содействие членам союза в подборе и подготовке сотрудников, повышении их квалификации, выработки квалификационных и иных требований;

• обеспечение информационной открытости деятельности союза, членов союза, опубликование информации об этой деятельности в порядке, установленном законодательством и уставом;

• образование третейского суда для разрешения споров, возникающих между членами союза, а также института внесудебного урегулирования споров для разрешения споров между членами союза и потребителями страховых услуг;

• организация конференций, семинаров иных мероприятий научно-практического характера по вопросам страхования и страховой деятельности; создание необходимых постоянных и временных структур (комитетов, рабочих групп) по основным направлениям деятельности союза и его членов; осуществление издательской деятельности в рамках союза в порядке, установленном законодательством; проведение мероприятий по повышению культуры страхования и его пропаганде среди населения; осуществление сотрудничества с межрегиональными и международными организациями.

Также в качестве СРО позиционируется некоммерческое партнерство «Национальная страховая гильдия» (НСГ), объединяющая в своем составе небольшие и региональные страховые компании (29 страховых организаций). Регистрационный номер НСГ в реестре саморегулируемых организаций 0415 от 26.06.2014 года.

Основными задачами Гильдии являются:

• Защита интересов своих членов путем:

– Донесения до государственных органов позиции профессионального сообщества по различным актуальным вопросам;

– Участия в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих интересы членов СРО;

– Содействия в решении вопросов, возникающих при взаимодействии с регулирующими органами.

• Контроль за соблюдением стандартов СРО и организация системы урегулирования жалоб и споров с потребителями страховых услуг;

• Развитие комплекса услуг для страховых компаний – членов Гильдии в целях обеспечения необходимых бизнес-процессов;

• Разработка и принятие стандартов и правил страховой деятельности, в том числе типовых (стандартных) правил страхования;

• Информационная работа, направленная на повышение доверия к членам Гильдии и пропаганду страхования, как одной из важнейших мер в комплексе социально-экономической защиты интересов граждан и организаций.

В НСГ разработаны и приняты Устав, Положение о президиуме, Положение о членстве, Положение о дисциплинарном комитете и Положение о Контрольном комитете.

Также в качестве правил и стандартов в НСГ утверждены Общие принципы саморегулирования, Дисциплинарный кодекс, Правила компенсационного фонда, Правила контроля в области саморегулирования, Стандарты раскрытия информации, Кодекс деловой и профессиональной этики.

Можно указать следующие обязанности НСГ по саморегулированию (Стандарт «Общие принципы саморегулирования»):

• выполнять задачи, возложенные Уставом и решениями Общего собрания;

• соблюдать права и законные интересы членов НСГ;

• в установленном законодательством порядке от своего имени выступать в защиту интересов НСГ, каждого ее члена и всех членов;

• осуществлять функции и совершать действия, необходимые для достижения цели НСГ;

• вести Реестр членов НСГ в соответствии с требованиями Федерального закона «О саморегулируемых организациях» и обеспечивать свободный доступ заинтересованных лиц к содержащимся в Реестре сведениям в порядке;

• осуществлять контроль за соблюдением членами НСГ требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов, стандартов и правил НСГ и иных ее внутренних документов при осуществлении членами страховой и иной деятельности;

• рассматривать жалобы на действия членов НСГ и дела о нарушении ее членами требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов, стандартов и правил НСГ и иных ее внутренних документов;

• применять в отношении членов НСГ меры дисциплинарного воздействия;

• осуществлять анализ страховой и иной деятельности членов НСГ на основании информации, предоставляемой членами в форме отчетов;

• обеспечивать информационную открытость деятельности НСГ, опубликование информации об этой деятельности.

В соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» и с внутренними документами НСГ имеет следующие полномочия дисциплинарного воздействия:

• устанавливать принципы, основания и порядок привлечения членов дисциплинарной ответственности;

• определять виды и порядок применения мер дисциплинарного воздействия (наложения дисциплинарных взысканий);

• привлекать членов к дисциплинарной ответственности.

В качестве мер дисциплинарного воздействия (взыскания) НСГ применяет:

1) предписание;

2) предупреждение;

3) штраф;

4) рекомендация о приостановлении членства в НСГ;

5) рекомендация об исключении члена из НСГ.

НСГ в соответствии положениями Федерального закона «О саморегулируемых организациях» и Устава применяет следующие способы обеспечения имущественной ответственности членов Гильдии перед потребителями страховых услуг и иными лицами:

• формирование компенсационного фонда исключительно в денежной форме.

• создание системы коллективного страхования членов НСГ.

Выплаты денежных средств из средств компенсационного фонда производятся при наличии одновременно следующих обстоятельств:

• член НСГ признан банкротом в порядке, предусмотренном законодательством;

• у члена НСГ, признанного банкротом, исчерпаны средства компенсации возмещения причиненного вреда потребителям страховых и иных услуг за счет системы перестрахования и за счет средств всех фондов (резервов), включая уставный капитал, нераспределенную прибыль и иные средства и имущество.

Выплаты денежных средств из средств компенсационного фонда производятся в пределах средств компенсационного фонда, но из расчета не более одной трети от общего размера компенсационного фонда на один случай имущественной ответственности НСГ.

Решение об осуществлении выплат из средств компенсационного фонда принимает Президиум НСГ.

Система коллективного страхования членов НСГ представляет собой объединение ее членов в общество взаимного страхования (ОВС), которое формирует в соответствии со страховым законодательством требуемые страховые резервы и иные фонды для обеспечения имущественной ответственности членов ОВС перед потребителями услуг, предоставляемых членами НСГ, и иными лицами.

Ассоциация Страховщиков Жизни действует на рынке страхования жизни Российской Федерации с 2010 года. Основной целью АСЖ является координация предпринимательской деятельности ее членов – страховых компаний, а также представление и защита их общих имущественных интересов, обеспечение взаимодействия российских страховых организаций, содействие и развитие национального страхового дела.

На конец 2013 года в АСЖ входят 19 страховых компаний, на которых приходится 91 % премий по страхованию жизни в Российской Федерации (в 2012 году 87 %, в 2011 году 45 %), 71 % – по страхованию от несчастных случаев и болезней (в 2012 году 81 %, в 2011 году 78 %), 100 % – по ДМС (в 2012 году 98 %, в 2011 году 60 %).

В 2013–2014 гг. Ассоциация Страховщиков Жизни сосредоточила свою деятельность на следующих приоритетных направлениях:

1. Организация и обеспечение деятельности рабочих групп по важнейшим проблемным вопросам развития страхового рынка;

2. Участие в совершенствовании законодательства, регулирующего деятельность на рынке страхования жизни;

3. Взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти, объединениями субъектов страхового и иных рынков;

4. Ведение Единого реестра агентов по страхованию жизни;

5. Участие в профессиональных конференциях и иных мероприятиях научно-практического характера по вопросам страхования жизни;

6. Взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам популяризация и развития страхования жизни;

7. Оказание участникам АСЖ информационно-аналитической поддержки.

Иностранные страховые компании для защиты своих интересов начали объединяться в союзы и ассоциации уже в конце XIX века, а основное их число было создано в первой половине ХХ века.

В качестве целей и задач иностранных объединений страховщиков наиболее часто указываются:

• защита интересов членов объединения;

• разработка предложений в законодательство и участие в законотворческих процессах;

• проведение исследовательской деятельности, в том числе сбор статистических данных;

• организация превентивных мероприятий, направленных на снижение рисков;

• подготовка профессиональных кадров для членов объединения;

• информационно-разъяснительная работа среди страхователей.

В США действует Ассоциация американских страховщиков в страховании имущества и ответственности (Property Casualty Insurers Association of America, PCIAA), которая образована в результате слияния в 2003 году двух объединений страховщиков в данной области – American Association Insurers (AAI) и National Association of Independent Insurers (NAII).

Сейчас количество страховых компаний, входящих в состав PCIAA, превышает 1000 организаций, которые собирают 45 % всех премий (184 млрд. долл. США) в страховании «не жизни». Ассоциация функционирует как на национальном уровне, так и на уровне штатов США.

В качестве основных задач, решаемых PCIAA, выделяют:

• защита интересов страховщиков,

• участие в решении социально-экономических проблем, связанных с осуществлением страховой деятельности;

• поддержка программ профессиональной подготовки работников компаний-членов;

• проведение исследовательской деятельности. Более 450 страховых компаний являются подписчиками выпускаемой статистической литературы;

• организация превентивных мероприятий.


Таблица 4.1

Объединения страховщиков в различных странах


Существуют и другие объединения страховщиков, которые выполняют более узкие задачи. Например, National Association of Independent Insurers (NAII), членами которой являются независимые компании по страхованию имущества и ответственности, осуществляет деятельность в качестве независимой службы, которая собирает, обобщает и учитывает статистические данные, а также разрабатывает упрощенные статистические формы.

Страховое бюро Канады (Insurance Bureau of Canada, IBC) – это национальное объединение страховщиков, занимающихся страхованием имущества физических и юридических лиц, жилья, автострахованием и других видов страхования (кроме страхования жизни и медицинского страхования). В состав объединения входит более 200 страховых компаний, которые собирают около 90 % всех премий по данным видам страхования.

Членами Страхового бюро Канады могут быть частные компании, занимающиеся любыми видами страхования (кроме страхования жизни и медицинского страховании) и компании перестрахования. Также в состав бюро входят другие ассоциации и союзы страховщиков национального и регионального уровней.

К основным задачам, решаемым IBC, относятся:

• проведение информационно-разъяснительной работы, направленной на повышение доверия канадцев институту страхования. Для этого Страховое бюро Канады изучает общественное мнение, оценивает общественные отношения к страхованию и измеряет эффективность проведенных программ.

• организация превентивных мероприятий, включающих снижение рисков наступления страхового события и снижения мошенничества в страховании.

• юридическое консультирование членов объединения, в части изменений, происходящих в законодательстве по страхованию.

• защита интересов членов объединения;

• изучение существующих законов и законопроектов и подготовка предложений по их совершенствованию.

Также IBC осуществляет деятельность по улучшению связей с общественностью, с правительством, СМИ, а также с другими ассоциациями. Региональные отделения бюро занимаются разработкой специальных программ для каждого региона страны с учетом их особенностей.

Страхованием жизни и медицинским страхованием в Канаде занимается The Canadian Life and Health Insurance Association Inc. (CLHIA)

В Великобритании действует Британский союз страховщиков (Association of British Insurance, ABI), учрежденный в 1895 году. Он объединяет Британскую страховую ассоциацию (British Insurance Association), Ассоциацию компаний по страхованию от несчастных случаев (Accident Offices Association), Комитет по страхованию от огня (Fire offices Committee), Ассоциацию компаний по страхованию жизни на предприятиях (Industrial Life Offices Association) и Ассоциацию компаний по страхованию жизни (Life Offices Association).

В состав ABI входит 425 страховых компаний, на долю которых приходится 94 % премий. Членом ABI может быть любая страховая компания, зарегистрированная на территории Великобритании.

ABI ставит перед собой основную цель оказывать влияние на деятельность Правительства и других органов власти страны для развития страхования в целом.

Для этого Британский союз страховщиков осуществляет свою деятельность в следующих направлениях:

• изучение законодательных актов в области страхования и внесение проектов законов в законодательный орган;

• обучение и повышение квалификации специалистов;

• повышение доверительного отношения к институту страхования. В частности, ABI проводит большую работу по популяризации страховых знаний, издает буклеты, статистические данные.

• проведение исследований в страховании.

Ассоциация швейцарских страховщиков (Swiss Insurance Association, SIA) была основана в 1900 году. В состав ассоциации входят 80 страховых компаний, собирающих 95 % национального объема премий. Членами объединения могут быть не только страховые компании, занимающиеся страхованием жизни, имущества и перестрахования на территории Швейцарии, но и их филиалы и дочерние компании за пределами страны.

В качестве главной задачи Ассоциации швейцарских страховщиков выступает поддержка конкурентоспособного рынка страхования.

К основным целям и задачам SIA относятся:

• защита интересов страховщиков на национальном и международном уровнях;

• увеличения доверия к страхованию со стороны населения;

• финансовая поддержка страховщикам в случае убытков;

• обучения лиц, проводящих исследования в страховании.

Голландская ассоциация страховщиков (Verbond van Verzekeraars in Nederland, VVN) защищает интересы страховых компаний, действующих на территории страны. Члены ассоциации собирают более 95 % страховых премий.

Ассоциация принимает участие во многие проектах, консультативных программах, охватывающих широкий спектр общественных проблем. От имени членов VVN поддерживает контакт с членами парламента и правительства в Нидерландах и в Европе, с другими торговыми ассоциациями и с такими представительными организациями как Ассоциации потребителей, профсоюзов и организаций предпринимателей.

VVN ставит перед собой 4 основные задачи:

• Представление интересов своих членов. В частности, VVN вместе с остальными партиями страны участвует в парламентских заседаниях.

• создание доверительного отношения к системе страхования. VVN поддерживает связи с общественностью, СМИ, информирует о стратегии развития страхового рынка.

• создание условий для совместного решения проблем. VVN обеспечивает поддержку ее членов, организуя встречи для обсуждения существующих вопросов. Это регулярно организованные семинары по актуальным вопросам, затрагивающих страховые компании.

В Германии Немецкий союз страховщиков (Gesamtverband der Deutschen Versicherungswirtschaft e.V., GDV) основан в 1948 году и имеет в своем составе 470 компаний. Он выполняет функции политической надстройки над другими, входящими в него специализированными союзами страховщиков, решая проблемы развития и функционирования страховой отрасли в целом на федеральном уровне. Проблемы рассматриваются и решаются профессионально квалифицированными специалистами, работающими на постоянной основе в Союзе.

В зарубежных странах на федеральном уровне обычно существует доминирующее объединение страховщиков, члены которого собирают 90–95 % премий от общего объема по стране. Такие союзы, как правило, не разделяются по видам деятельности или по целям. Исключение составляет США, где на национальном уровне действует несколько объединений страховщиков Количество страховщиков, входящие в федеральные объединения, зависит от национального рынка страхования и колеблется от 1400 до 30 компаний. Но при этом, во всех странах, за исключением США, члены федеральных объединений собирают не менее 90 % национальной премии.


Таблица 4.2

Количество членов и доля премий, собираемая ими, в различных объединениях страховщиков, середина 2000-х гг.


Объединения страховщиков на зарубежных рынках могут быть классифицированы по признакам уровня функционирования и видам деятельности. В зависимость от того, на каком уровне координируется деятельность страховщиков можно выделить федеральные и региональные объединения. В США помимо нескольких союзов и ассоциаций на национальном уровне, существуют и объединения на уровне штатов. При этом компании могут одновременно входить в состав объединений различных уровней.

При классификации по видам деятельности, за основу принимается тот вид деятельности в конкретной области страхового рынка, на котором специализируются члены объединения.

В США, например, существуют:

• Ассоциация медицинских страховых компаний (The Physician Insurers Association of America's, PIAA);

• Совет американских страховщиков в страховании жизни (American Council of Life Insurers, ACLI)

• Ассоциация американских страховщиков в страховании имущества. (Property Casualty Insurers Association of America, PCI; National Association of Mutual Insurance Companies, NAMIC).

За рубежом структуру управленческого аппарата ассоциаций и союзов страховщиков, как правило, можно представить 2 схемами:

1. Председатель – Правление – Руководители отделов

2. Президент – Вице-президент (может быть несколько) – Исполнительный директор – Исполнительная дирекция – Руководители отделов.

Аппарат управления Британского союза страховщиков состоит из Председателя и Правления, в которое входят 15 человек. В организации существует 4 основных департамента:

• Департамент имущественного страхования (General Insurance Council)

• Департамент страхования жизни (Life Insurance Council).

• Департамент финансового регулирования (Financial Regulation and Taxation)

• Департамент инвестирования (Investment Affairs)

Кроме этого, в ABI существуют отделы исследования (Department of Research), статистики (Statistics Department) и связи с общественностью (Media and Political Affairs). Общая численность работников – 110 человек. На территории Великобритании ассоциация имеет 11 региональных отделений.

В структуру управления SIA входят Председатель Правления, Правление (состоит из 5 человек, которые являются директорами отделов).

Главное бюро ассоциации находится в Цюрихе, где осуществляет свою деятельность правление, отвечающее за управление организацией.

Оно принимает устав объединения, утверждает миссию, планирует бюджет и выполняет другие управленческие функции.

В SIA существует 5 отделов:

• Отдел экономии и права (Economy and Law Unit);

• Отдел по страховым гарантиям (Indemnity Insurance Unit);

• Отдел личного страхования (Personal Insurance Unit);

• Отдел коммуникаций (Communications Unit);

• Отдел по общественным связям (Public Affairs).

Финансирование объединений страховщиков осуществляется за счет взносов страховых компаний, являющихся членами союза. Они могут быть как обязательные, так и добровольные. Размер взносов зависят от многих факторов.

В Страховом бюро Канады членские взносы складываются в зависимости от того, какие услуги предоставляются страховой компании. В бюро можно выбрать 2 вида услуг: информационные и юридические.

Информационные услуги включают участие в конференциях, получение информации об изменениях в законодательстве, получение сведений о корректировках и изменениях в бюро, принятых генеральным директором, подписка на свежие новости о страховании и результаты исследований, а также газеты и журналы.

Юридические услуги рассматриваются как инструмент в борьбе со страховым мошенничеством и связаны с проведением расследования (при убытке свыше 25 тыс. долл.), с проведением проверок при подозрительных требованиях в выплате (при убытке до 25 тыс. долл.), с доступом к информации о страхователей и страховых случаях, со специальной экспертизой по опознанию пострадавшего транспортного средства.


Таблица 4.3

Членские взносы в IBC


Ежегодные взносы членов Союза страховых компаний, занимающихся страхованием жизни (Life Insurance Council, LIC) составляют 500 долл. США для американских страховых компаний, и 100 долл. для иностранных компаний. Эти взносы идут, прежде всего, на оплату затрат по анализу законодательства.

Для объединений страховщиков важнейшее значение имеет внешняя и внутренняя организационно-экономическая среда. Считается, что внешнее окружение определяет саму возможность возникновения и деятельности некоммерческого объединения. Под влиянием внешней и внутренней среды некоммерческие организации обретают миссию, организационно-структурные очертания, стратегию и прочие характеристики.

Под организационно-экономической средой некоммерческой организации понимают внутреннюю и внешнюю среду, а последняя делится на внешнюю микросреду и внешнюю макросреду.


Таблица 4.4

Внешняя и внутренняя среда объединений страховщиков


Для описания внешней и внутренней среды объединений страховщиков в 2006 году было проведено исследование, целью которого выступил анализ деятельности объединений страховщиков, и которое осуществилось методом опроса по разработанным анкетам.

Анализ внутренней среды объединений страховщиков производился на основании ответов на анкеты и информации, полученной из объединений (внутренние информационные материалы). В качестве компонентов внутренняя организационно-экономическая среда объединений страховщиков может включать руководство, систему управления, структурные подразделения; внутрикорпоративную культуру и информационную систему.

Органами управления объединения страховщиков (руководство) являются общее собрание (съезд), президиум, правление, исполнительная дирекция (как коллективный исполнительный орган), президент или генеральный директор, комитеты, комиссии, совет старейшин, ревизионная комиссия (ревизор).

Общее собрание членов союза или ассоциации в соответствии с ГК РФ является высшим органом управления, и присутствуют во всех объединениях страховщиков в данной организационно-правовой форме. Функции общего собрания закреплены также законодательно.

В соответствии с законом «О некоммерческих организациях» (ст. 28 п.3) к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации относятся:

• Изменение устава;

• Определение приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования ее имущества;

• Образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий;

• Утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса.

Подобные полномочия присущи общим собраниям всех объединений страховщиков, что связано с невозможностью государственной регистрации при их отсутствии, и эти функции могут расширяться для каждой конкретной организации. Дополнительные полномочия и функции общего собрания определяются уставом конкретных объединений страховщиков. В приложении в качестве примера приведены уставы Всероссийского союза страховщиков (ВСС), Российского союза автостраховщиков (РСА) и Межрегионального союза медицинских страховщиков (МСМС).

При их подробном изучении можно определить, что функции общего собрания ВСС расширены по вопросам принятия решений об исключении членов, реорганизации и ликвидации ВСС. Компетенция общего собрания в соответствии с Уставом Межрегионального союза медицинских страховщиков аналогична ВСС. Тем не менее, ни в компетенции общего собрания ВСС, ни МСМС не внесен пункт «утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса».

Подобного недостатка лишен Российский союз автостраховщиков, к компетенции общего собрания которого помимо обязательных вопросов, относятся наиболее важные моменты, связанные с финансовой стороной его деятельности.

Ст. 30 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определяет, что исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллективным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью организации, и к его компетенции относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию общего собрания.

В объединениях страховщиков к исполнительным органам могут быть отнесены президиум, правление, исполнительная дирекция, администрация, президент, генеральный директор, ревизионная комиссия или ревизор.

Текущее управление деятельностью объединения страховщиков осуществляет исполнительная дирекция, работа которой регламентируется специальным положением. Исполнительную дирекцию ВСС возглавляет президент союза. В состав исполнительной дирекции входят также исполнительный директор, руководители и сотрудники отделов и других подразделений. Аналогичным образом сформированы исполнительные органы и в Межрегиональном союзе медицинских страховщиков.

Исполнительными органами РСА являются президиум, президент, правление. Кроме того, как орган контроля финансово-хозяйственной деятельности выступает ревизионная комиссия (ревизор). В РСА присутствует такой исполнительный орган как правление. Правление союза осуществляет руководство текущей деятельностью и рассматривает вопросы реализации решений общего собрания и президиума.

Кроме того, в объединениях страховщиков в форме союзов и ассоциаций создаются комитеты, комиссии, совет старейшин, институты советников (советы), рабочие и экспертные группы.

В частности, в уставе ВСС отмечается, что «в целях наиболее полного учета интересов и мнений членов Союза президиум может создавать комитеты (советы) из представителей региональных объединений страховщиков, руководителей страховых организаций, в них могут также входить представители иных сфер деятельности. Указанные комитеты (советы) организуют свою работу в соответствии с положениями, утвержденными президиумом. Предложения, вырабатываемые комитетами (советами), подлежат рассмотрению на заседаниях президиума Союза». Комитеты создаются по актуальным вопросам развития страхования в РФ и действуют на общественных началах.

Во Всероссийском союзе страховщиков деятельность комитетов регулируется положением «О комитетах Всероссийского союза страховщиков». В Межрегиональном союзе медицинских страховщиков также разработано типовое положение комитета объединения.

Система управления строится в соответствии с целями и задачами, для реализации которых создаются объединения страховщиков. В качестве основной цели деятельности объединения страховщиков указаны следующие положения (по результатам анкетирования):

1. Содействие (совершенствование, сохранение, развитие) страховому рынку (делу, предпринимательству, отрасли) – 46,7 % объединений страховщиков.

2. Координация деятельности членов объединения страховщиков -56,7 % объединений страховщиков;

3. Реализация совместных проектов – 10 % объединений страховщиков;

4. Взаимодействие со страхователями (разъяснение потребности в страховых услугах, разрешение конфликтов и прочее) – 3,3 % объединений страховщиков.

Для большинства объединений страховщиков характерна вертикальная система управления, учитывающая особенности организационно-правовой формы союзов и ассоциаций.

Структурные подразделения объединений страховщиков предусматривают руководителя организации, секретариата (секретаря), бухгалтерии (бухгалтера).

Другие структурные подразделения зависят от цели и задач объединения и могут включать управление по международным делам, по региональной политике, по связям с общественностью, информационно-аналитический центр и прочее. Отдельно стоит отметить, что ни одно из объединений страховщиков в Российской Федерации не имеет маркетинговой службы. Также необходимо подчеркнуть тот факт, что у объединений страховщиков слабо развита такая форма руководства как «правление», что существенно снижает роль менеджеров среднего звена в координации деятельности союзов и ассоциаций.

Информационная система объединений страховщиков охватывает всю деятельность организации и включает подсистему сбора информации, ее обработки, учета и отчетности, необходимое техническое оснащение и программное обеспечение. По сравнению со страховыми компаниями информационные системы в объединениях страховщиков развиты слабо.

Внутрикорпоративная культура объединений страховщиков представляет совокупность морально-этических норм и деловых качеств сотрудников. Формально она определяется уставом организации, но зависит от стиля руководства и норм взаимоотношений внутри коллектива. В настоящее время внутрикорпоративная культура в объединениях страховщиков практически не развита.

К факторам внешней микросреды объединений страховщиков относятся потребители, поставщики, инвесторы, спонсоры, конкуренты, посредники, контактные аудитории.

Основными потребителями услуг объединений страховщиков являются их члены – страховые компании. Кроме того, в ряде организаций (ВСС, МСМС и некоторые другие) предусмотрено членство некоммерческих организаций и ассоциированных членов (инфраструктура страхового рынка).

В 2003 году было проведено исследование страховых компаний по поводу их членства в страховых союзах и ассоциациях.

Целью исследования явилась определение спроса страховых компаний на услуги объединений страховщиков в зависимости от региона, размера уставного капитала и активности страховой деятельности (количества филиалов и лицензий), а также показателей страховой деятельности.

Для достижения этой цели в исследовании решались следующие задачи:

1. Произведено сегментирование страховых компаний по количеству объединений, членами которых они являются;

2. Каждая группа изучена по признакам размера уставного капитала, количества филиалов, количества лицензий, региональной принадлежности, показателей страховой деятельности, членства в конкретных объединениях страховщиков;

3. Осуществлен корреляционный анализ по выявлению взаимосвязи количества членства в объединениях и регионального расположения страховщика, размера уставного капитала и активности страховой деятельности (количества филиалов и лицензий), а также показателей страховой деятельности за 2002 год.

В исследовании 2003 года приняли участие 47 (38,8 %) страховых компаний, зарегистрированных в Москве, и 74 (61,2 %) компаний, зарегистрированных в регионах. Из них уставный капитал 26 (21,5 %) страховщиков не превышает 10 млн. рублей, у 30 (24,7 %) страховщиков лежит в диапазоне от 10 до 30 млн. рублей, у 36 (29,8 %) компаний – от 30 до 100 млн. рублей, у 23 (19 %) организаций – от 100 до 500 млн. рублей, и у 6 (5 %) страховщиков превышает 500 млн. рублей.

При этом 95 (78,5 %) страховых компаний открыли менее 10 филиалов, 12 (9,9 %) компаний – от 10 до 20 филиалов, 5 (4,1 %) – от 20 до 30 филиалов, 2 (1,7 %) – от 30 до 40 филиалов и 7(5,8 %) компаний – более 40 филиалов.

Кроме того, 66 (54,5 %) страховщиков имели лицензии менее чем на 20 видов страховой деятельности, 32 (26,4 %) компаний – на 20–40 видов страховой деятельности, 15 (12,4 %) компаний – на 40–60 видов страховой деятельности и 18 (14,9 %) компаний – более 60 видов страховой деятельности.

В результате анализа полученных анкет было выяснено, что 7 (5,8 %) страховых компаний не является участником объединений страховщиков, 28 (23,1 %) заявило о своем членстве в 1 объединении страховщиков, 34 (28,1 %) компаний – в 2 объединениях, 28 (23,1 %) – в 3 объединениях, 11 (9,1 %) – в 4 объединениях, 2 (1,7 %) – в 5 объединениях, 5 (4,1 %) – в 6 объединениях, 2 (1,7 %) – в 7 объединениях, 3 (2,5 %) – в 8 объединениях и 1 (0,8 %) – в 10 объединениях страховщиков.

Средний показатель членства находится на уровне 2,6 объединения страховщиков. Таким образом, при возрастании числа объединений, в которых одновременно состоят страховые компании, их число уменьшается.

С другой стороны, наиболее часто в 74,3 % случаев страховые компании выступают участниками 1–3 объединений. Членство в страховых объединениях является неотъемлемой частью функционирования страховых компаний, так как только 5,8 % страховщиков не состоит в союзах или ассоциациях.

На основании обработанных анкет можно привести следующую таблицу по количеству страховщиков-членов объединений. Половина объединений страховщиков имеет от 10 до 50 членов, чуть больше четверти – менее 10 страховщиков, 13 % – от 50 до 100 членов и только количество членов 3-х объединений превышает 100 компаний.

При более подробном рассмотрении каждой группы страховых компаний, сформированных в зависимости от количества членства, по признакам регион, уставный капитал, виды деятельности и количество филиалов, получены следующие результаты.


Таблица 4.5

Структурное распределение объединений по числу членов, 2003 г.


Во-первых, выявлена тенденция, что с ростом количества объединений, членами которых являются страховые компании, увеличивается доля московских страховщиков. Другими словами, страховщики, зарегистрированные в Москве, входят в большое количество объединений.

Во-вторых, установлен обратный характер связи между количеством объединений страховщиков и долей страховых компаний, с уставным капиталом менее 30 млн. рублей. Другими словами, страховщики, имеющие уставный капитал до 30 млн. рублей, входят в меньшее количество объединений.

Для страховых компаний, имеющих уставный капитал более 30 млн. рублей прослеживается прямая связь с количеством «членства» на отрезке от 0 до 4 объединений. Таким образом, чем больше уставный капитал компаний, тем в большем количестве объединений страховщиков они принимают участие.

В третьих, установлен обратный характер связи между количеством объединений страховщиков и долей страховых компаний, с количеством лицензий менее 20.

Для страховых компаний, имеющих разрешение на более чем 20 видов страховой деятельности прослеживается прямая связь с количеством «членства».

Между количеством «членства» в объединениях и долей компаний с числом филиалов менее 20 имеется устойчивая обратная связь. И наоборот, прямая связь наблюдается между количеством «членства» и долей компаний, имеющих количество филиалов более 20.

Если рассматривать конкурентов как элемент внешней микросреды страховщиков, то имеет место внутриотраслевая конкуренция, то есть между самими объединениями. Внеотраслевая конкуренция при реализации отдельных проектов, например за спонсоров при организации конференции, не играет существенного значения. При этом в силу специфики объединений страховщиков среди некоммерческих организаций в целом происходит слияние конкуренции за источники финансирования и за потребителей услуг в конкуренцию за членов объединения.

Конкуренция между объединениями страховщиков происходит по двум направлениям: ценовом и продуктовом.

Ценовая конкуренция обусловлена различиями в стоимости членства, то есть в объеме уплачиваемых вступительных, членских и дополнительных взносов.

Объединения страховщиков, принявших участие в анкетировании, по размеру вступительного взноса разделились следующим образом.


Таблица 4.6

Распределение объединений страховщиков по размеру вступительного взноса, 2003 г.


Таблица 4.7

Распределение объединений страховщиков по размеру членского взноса, 2003 г.


Дополнительный взнос имеет место у 5 объединений, из которых у 2 он собирается на совместные программы, у 2 – в виде привилегированного членства (член Президиума) и у 1 – на целевую программу в виде процентного отчисления.

Продуктовая конкуренция осуществляется на уровне объема и качества оказываемых услуг и возможна между «равными» по классификации объединениями страховщиков.

К сожалению, ни одно объединение страховщиков не предоставляет информации об оказываемых своим членам услугах, ограничиваясь формулированием общих целей, указанных в уставе.

Спонсоры также имеют место как элементы внешней микросреды объединений страховщиков. Но спонсорство, как правило, осуществляется не объединений страховщиков напрямую, а тех мероприятий, которые они проводят. В качестве спонсоров могут выступать страховые и перестраховочные компании, а их спонсорские взносы также могут рассматриваться как дополнительные целевые членские взносы.

К посредникам объединений страховщиков относятся разного рода консалтинговые организации, оказывающие юридические, маркетинговые, аудиторские, рекламные, научно-исследовательские и иные услуги.

Взаимодействие с этими организациями связано с конкретными проектами, которые осуществляют объединения страховщиков. Например, ВСС при проведении кампании социальной рекламы по ОСАГО взаимодействовал с рекламным агентством или образовательными учреждениями при проведении конкурсов страховых знаний и рефератов (Государственный университет управления и Финансовый Университет при Правительстве РФ).

К контактным аудиториям объединений страховщиков относятся средства массовой информации и органы государственной власти.

Внешняя макросреда объединений страховщиков включает политические и экономические факторы. Прочие компоненты, такие как демографические, природно-климатические, социально-культурные и экологические, оказывают лишь косвенное воздействие через потребителей страховых услуг (страхователей).

Политические факторы оказывают двоякое воздействие на деятельность объединений страховщиков. Во-первых, форма государства и политическая система делают возможным формирование полноценного гражданского общества. Объединения коммерческих организаций, в том числе и объединения страховщиков, являются обязательным компонентом цивилизованного взаимодействия страхового бизнеса с государственной властью.

Во-вторых, к политическим факторам относятся и правовые факторы, то есть применяемые на практике теория и нормы права, функции права, принятые в обществе правоотношения и некоторые другие элементы.

К экономическим факторам относятся общий уровень развития и экономики и страховой отрасли в частности. Распространение страховых услуг в экономике определяется при помощи доли этих услуг в валовом внутреннем продукте. Но при анализе доли страхования в ВВП следует учитывать масштабы обязательного медицинского страхования, которые не могут считаться рыночными показателями, и схемы, имеющих к страхованию лишь косвенное отражение.

Подытоживая обсуждение можно отметить, что объединения страховщиков в Российской Федерации имеют ряд существенных особенностей по сравнению с союзами и ассоциациями страховых компаний за рубежом. Анализ информации о деятельности объединений страховщиков за рубежом позволяет выделить следующие их особенности:

– Объединения иностранных страховщиков имеют более длительную историю деятельности (1894 год – дата создания Канадской ассоциации страхования жизни и здоровья);

– Объединения страховщиков на зарубежных рынках выполняют ряд функций, не свойственных объединениям страховщиков в России. К таким функциям можно отнести организацию превентивных мероприятий, направленных на снижение рисков и информационно-разъяснительная работа среди страхователей;

– На федеральном уровне за рубежом действует доминирующее объединение страховщиков, члены которого собирают 90–95 % премий по рынку. Исключение составляет США, где на федеральном уровне действует несколько объединений. Вместе с тем, консолидация рынка по количеству членов превосходит российскую практику;

– Объединения страховщиков на зарубежных рынках классифицируются по двум признакам: уровню функционирования (федеральный и региональный) и по видам деятельности членов объединения;

– Финансирование объединений страховщиков осуществляется за счет членских взносов, которые состоят из базового взноса и взносов за «некоммерческие» услуги (информационные, юридические).

Следовательно, современное состояние и характер деятельности объединений страховщиков в Российской Федерации позволяет говорить о более узких функциях, выполняемых ими, отсутствии ярко выраженного доминирующего объединения и одностороннем, в виде взносов, их характере финансирования по сравнению с объединениями страховщиков за рубежом.

Организационно-экономическая среда является важнейшим элементом, определяющим характер и особенности деятельности объединений страховщиков. Для нее характерны как общие признаки, свойственные некоммерческим организациям, так и специфические, которые задаются юридической формой объединения, и тем, что действуют объединения в рамках страховой отрасли.

Как для любой некоммерческой организации, организационно-экономическую среду объединений страховщиков можно подразделить на внутреннюю, внешнюю микросреду и внешнюю макросреду.

Особенности организации и деятельности объединений страховщиков составляют внутреннюю микросреду, которая включает руководство, систему управления, структурные подразделения, внутрикорпоративную структуру и информационную систему.

К факторам внешней микросреды объединений страховщиков относятся страховые компании как потребители некоммерческой услуги, спонсоры и инвесторы, объединения страховщиков как конкуренты, инфраструктура страхового рынка как спонсоры и посредники, средства массовой информации и государственные органы как контактные аудитории.

В качестве элементов внешней макросреды у объединений страховщиков основную роль играют политические и экономические факторы.

И, наконец, потребность и участие страховых компаний в саморегулировании страхового рынка напрямую зависит от показателей их деятельности: чем крупнее страховая компания, тем в большем числе объединений страховщиков она является членом, участвуя в реализации механизмов саморегулирования страхового рынка.